Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №24»
«Согласовано» Протокол заседания методического объединения от__________ №____, _____/Панова О.Н../ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Илюхина Л.Н./ «31»августа2017г. | «Утверждаю» Директор школы _______/Давыдов Н.В./ Приказ № 50 от «31»августа 2017г. |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по основам духовно-нравственной культуре народов России
Возраст обучающихся 10-11 лет лет
Срок реализации программы 1 год
Автор-составитель Панова
Ольга Николаевна
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Основам духовно-нравственной культуре народов России» является программой общекультурной направленности, созданной на основе программы к учебнику «Основы светской этики» для 5 класса автора А.А.Шемшурина. Программа соответствует ФГОС второго поколения. Программа предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 35 часов – 1 урок в неделю.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Цель программы:
Формировать у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство обучающихся с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.
- обучение добывать и критически оценивать поступающую информацию;
- систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине ;
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Развивающие:
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества,
- развитие способностей к общению в полиэтнической, разномировоззренческой среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Воспитательные:
-расширение коммуникативных способностей детей.
-формирование культуры общения, умение договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения предмета «Светская этика» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса.
Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?»
Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание». Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Светская этика» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.
В связи с этим в основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельно - ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Ценностные ориентиры
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить еѐ богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
-беседа, рассказ;
-рассматривание иллюстраций;
- практические задания.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают рисунок, оформление информации, отчет о проделанной работе.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
В результате изучения «Основ духовно-нравственных культур России» ученик должен:
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
-излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
-применять полученные знания в социуме;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах; слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Россию;
- формирование семейных ценностей;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Предметные результаты:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни
Метапредметные результаты:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Программа ориентирует обучающихся на отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим),на самостоятельность, на поиск правильных решений в проблемных ситуациях. Используя полученные знания , ребята, смогут договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
Учебно-тематический план.
№ Раздела, тем | Название разделов и тем | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Россия- наша Родина. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Моя малая Родина. Тульский край. | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Духовные ценности человечества. Культура. Религия. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4. | Философия и этика. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. | Мораль и нравственность. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6. | Что такое добродетель? | 0,5 | 0,5 | 1 |
7. | Учение Аристотеля о добродетелях. | 0,5 | 0,5 | 1 |
8. | Нравственные качества. | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | Терпение и терпимость. | 0,5 | 0,5 | 1 |
10. | Этика о нравственном выборе. Суд над Сократом. | 0,5 | 0,5 | 1 |
11. | Убеждения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
12. | Нравственный выбор. | 0,5 | 0,5 | 1 |
13. | Совесть. Долг. | 0.5 | 0,5 | 1 |
14. | Ответственность. | 0,5 | 0,5 | 1 |
15. | Этика о воспитании самого себя. | 0,5 | 0,5 | 1 |
16. | Справедливость. | 0,5 | 0,5 | 1 |
17. | Государство основанное на справедливости. | 0,5 | 0,5 | 1 |
18. | Государство. Светская этика. | 0,5 | 0,5 | 1 |
19. | Нравственный закон. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20. | Десять заповедей. | 0,5 | 0,5 | 1 |
21. | Заповеди любви. | 0,5 | 0,5 | 1 |
22. | Любовь- основа жизни. | 0,5 | 0,5 | 1 |
23. | Прощение. | 0,5 | 0,5 | 1 |
24. | Древнегреческие мыслители о дружбе. | 0,5 | 0,5 | 1 |
25. | Этика об отношении к другим людям и самому себе. | 0,5 | 0,5 | 1 |
26. | Мысли и поступки. | 0,5 | 0,5 | 1 |
27. | Слова и речь. | 0,5 | 0,5 | 1 |
28. | Милосердие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
29. | «Золотое правило нравственности». | 0.5 | 0,5 | 1 |
30. | Нравственные законы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
31. | Как жить сегодня по нравственным законам? | 0,5 | 0,5 | 1 |
32. | Альберт Швейцер. | 0,5 | 0,5 | 1 |
33. | Этическое учение Л. Н. Толстого. | 0,5 | 0,5 | 1 |
34. | Не совсем обычный урок « Иди дорогую добра». | 0,5 | 0,5 | 1 |
35. | Обобщающий урок. | 0.5 | 0,5 | 1 |
Итого: | 17,5 | 17,5 | 35 часов |
Содержание изучаемого курса.
Россия – наша Родина! (3ч) Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Знакомство с основами этики. (2ч) Представления об этике, философии. Что такое мораль, нравственность. Моральный долг.
Этические учения о добродетелях(4ч) Что такое добродетель, учение Аристотеля о добродетелях. Что дает человеку нравственность? Терпение и терпимость, как качество человека.
Этика о нравственном выборе (6ч) Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Культура. .Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство ответственности. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская.
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3ч) Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек?
Нравственный закон человеческой жизни(5ч) Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Десять заповедей. Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры.
Этика об отношении людей друг к другу (6ч) Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Милосердие. Золотое правило нравственности.
Как сегодня жить по нравственным законам ? (6 ч) Нравственные законы в современном мире. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Представление проектов.
Список используемой литературы.
Учебно-методический комплекс по ОДНКНР
1. А.А.Шемшурин «Основы светской этики» 4 класс, М. «Дрофа», 2015г.
2. Программа курса к учебнику А.А.Шемшурина «Основы светской этики» 4 -5 класс
3.А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений.
культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
4.Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А.
Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
5. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А.
Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
6.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
для 4-5 классов М.: Просвещение,2010
Дополнительная литература:
1.Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова,О.С. Богдановой. М.,1975
2.Басманова Э.Гостевой этикет, или на высшем уровне.М.,2006
3.Богданова О.С., КалининаО.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими
школьниками:пособие для учителя.М.,1982
4.Васильева-Гангнус Л.В.Правила этикета: краткий справочник.М.,1992
5.Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя 1-4 кл.М.,2001
6.Камычек Я.Вежливость на каждый день. М., 2002
7.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,2000
8.Курочкина И.Н.Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001
9.Насонкина С.А. Уроки этикета.СПб,2003
10.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.,1999
11.Поддубская Л.Р.Этикет отА до Я. М.,2003
12.Потапов С. Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и
другим.М.,1999
13.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем
обращении.М.,1987
14.Шемшурина А.И. Основы этической культуры:книга для учителя.М.,2000
15. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.,2004
16.Шипицина Л.М., Защиринская О.В.
Приложение к программе внеурочной деятельности
утвержденной на Педагогическом совете от_________Протокол №_______
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________ Л.Н.Илюхина
«____»________________20___года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По основам духовно-нравственной культуре народов России
Учитель: Панова Ольга Николаевна
Количество часов:
всего 35 ч., в неделю: 1 ч.
№ п/п | Раздел | Тема занятий | Количество часов | Дата |
1. | Россия- наша Родина. | ИОТ- 016-2012 Россия- наша Родина. | 1 | |
Моя малая Родина. Тульский край. | 1 | |
Духовные ценности человечества. Культура. Религия. | 1 | |
2. | Знакомство с основами этики. | Философия и этика. | 1 | |
Мораль и нравственность | 1 | |
3. | Этические учения о добродетелях. | Что такое добродетель? | 1 | |
Учение Аристотеля о добродетелях. | 1 | |
Нравственные качества. | 1 | |
Терпение и терпимость. | 1 | |
4. | Этика о нравственном выборе. | Суд над Сократом. | 1 | |
Убеждения. | 1 | |
Нравственный выбор. | 1 | |
Совесть. Долг. | 1 | |
Ответственность. | 1 | |
Этика о воспитании самого себя. | 1 | |
5. | Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве. | Справедливость. | 1 | |
Государство основанное на справедливости | 1 | |
Государство. Светская этика. | 1 | |
6. | Нравственный закон человеческой жизни. | Нравственный закон | 1 | |
Десять заповедей. | 1 | |
Заповеди любви. | 1 | |
Любовь- основа жизни. | 1 | |
Прощение. | 1 | |
7. | Этика об отношении людей друг к другу. | Древнегреческие мыслители о дружбе. | 1 | |
Этика об отношении к другим людям и самому себе. | 1 | |
Мысли и поступки. | 1 | |
Слова и речь. | 1 | |
Милосердие. | 1 | |
«Золотое правило нравственности». | 1 | |
8. | Как жить сегодня по нравственным законам? | Нравственные законы. | 1 | |
Как жить сегодня по нравственным законам? | 1 | |
Альберт Швейцер. | 1 | |
Этическое учение Л. Н. Толстого. | 1 | |
Не совсем обычный урок « Иди дорогую добра». | 1 | |
9. | Итоговое занятие. | Обобщающий урок. | 1 | |
Итого: 35 часов |