СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по основам духовно-нравственной культуре народов России

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:

 Формировать у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по основам духовно-нравственной культуре народов России»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №24»





«Согласовано»

Протокол заседания

методического объединения


от__________ №____,

_____/Панова О.Н../

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_______/Илюхина Л.Н./

«31»августа2017г.

«Утверждаю»

Директор школы

_______/Давыдов Н.В./


Приказ № 50

от «31»августа 2017г.









ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



по основам духовно-нравственной культуре народов России








Возраст обучающихся 10-11 лет лет

Срок реализации программы 1 год

Автор-составитель Панова

Ольга Николаевна




Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Основам духовно-нравственной культуре народов России» является программой общекультурной направленности, созданной на основе программы к учебнику «Основы светской этики» для 5 класса автора А.А.Шемшурина. Программа соответствует ФГОС второго поколения. Программа предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 35 часов – 1 урок в неделю.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Цель программы:

Формировать у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Задачи программы:


Обучающие:

- знакомство обучающихся с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.


- обучение добывать и критически оценивать поступающую информацию;

- систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине ;

- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).


Развивающие:

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества,

- развитие способностей к общению в полиэтнической, разномировоззренческой среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Воспитательные:


-расширение коммуникативных способностей детей.

-формирование культуры общения, умение договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения предмета «Светская этика» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса.

Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?»

Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание». Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Светская этика» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.

В связи с этим в основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:

Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельно - ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Ценностные ориентиры

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить еѐ богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

-беседа, рассказ;

-рассматривание иллюстраций;

- практические задания.


Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают рисунок, оформление информации, отчет о проделанной работе.


Форма занятий – тематическая совместная деятельность.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ


В результате изучения «Основ духовно-нравственных культур России» ученик должен:

Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
-излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
-применять полученные знания в социуме;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах; слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Россию;

- формирование семейных ценностей;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Предметные результаты:

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

- первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- осознание ценности человеческой жизни

Метапредметные результаты:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Программа ориентирует обучающихся на отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим),на самостоятельность, на поиск правильных решений в проблемных ситуациях. Используя полученные знания , ребята, смогут договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).


Учебно-тематический план.


Раздела, тем

Название разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Россия- наша Родина.

0,5

0,5

1

2.

Моя малая Родина. Тульский край.

0,5

0,5

1

3.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

0,5

0,5

1

4.

Философия и этика.

0,5

0,5

1

5.

Мораль и нравственность.

0,5

0,5

1

6.

Что такое добродетель?

0,5

0,5

1

7.

Учение Аристотеля о добродетелях.

0,5

0,5

1

8.

Нравственные качества.

0,5

0,5

1

9.

Терпение и терпимость.

0,5

0,5

1


10.

Этика о нравственном выборе. Суд над Сократом.

0,5

0,5

1

11.

Убеждения.

0,5

0,5

1

12.

Нравственный выбор.

0,5

0,5

1

13.

Совесть. Долг.

0.5

0,5

1

14.

Ответственность.

0,5

0,5

1

15.

Этика о воспитании самого себя.

0,5

0,5

1

16.

Справедливость.

0,5

0,5

1

17.

Государство основанное на справедливости.

0,5

0,5

1

18.

Государство. Светская этика.

0,5

0,5

1

19.

Нравственный закон.

0,5

0,5

1

20.

Десять заповедей.

0,5

0,5

1

21.

Заповеди любви.

0,5

0,5

1

22.

Любовь- основа жизни.

0,5

0,5

1

23.

Прощение.

0,5

0,5

1

24.

Древнегреческие мыслители о дружбе.

0,5

0,5

1

25.

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

0,5

0,5

1

26.

Мысли и поступки.

0,5

0,5

1

27.

Слова и речь.

0,5

0,5

1

28.

Милосердие.

0,5

0,5

1

29.

«Золотое правило нравственности».

0.5

0,5

1

30.

Нравственные законы.

0,5

0,5

1

31.

Как жить сегодня по нравственным законам?

0,5

0,5

1

32.

Альберт Швейцер.

0,5

0,5

1

33.

Этическое учение Л. Н. Толстого.

0,5

0,5

1

34.

Не совсем обычный урок

« Иди дорогую добра».

0,5

0,5

1

35.

Обобщающий урок.

0.5

0,5

1

Итого:

17,5

17,5

35 часов


Содержание изучаемого курса.

Россия – наша Родина! (3ч) Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

Знакомство с основами этики. (2ч) Представления об этике, философии. Что такое мораль, нравственность. Моральный долг.

Этические учения о добродетелях(4ч) Что такое добродетель, учение Аристотеля о добродетелях. Что дает человеку нравственность? Терпение и терпимость, как качество человека.

Этика о нравственном выборе (6ч) Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Культура. .Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство ответственности. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская.

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3ч) Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек?

Нравственный закон человеческой жизни(5ч)  Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Десять заповедей. Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры.

Этика об отношении людей друг к другу (6ч) Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Милосердие. Золотое правило нравственности.

Как сегодня жить по нравственным законам ? (6 ч) Нравственные законы в современном мире. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Представление проектов.









Список используемой литературы.

Учебно-методический комплекс по ОДНКНР

1. А.А.Шемшурин «Основы светской этики» 4 класс, М. «Дрофа», 2015г.

2. Программа курса к учебнику А.А.Шемшурина «Основы светской этики» 4 -5 класс

3.А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений.

культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

4.Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А.

Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

5. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А.

Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

6.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

для 4-5 классов М.: Просвещение,2010

Дополнительная литература:

1.Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова,О.С. Богдановой. М.,1975

2.Басманова Э.Гостевой этикет, или на высшем уровне.М.,2006

3.Богданова О.С., КалининаО.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими

школьниками:пособие для учителя.М.,1982

4.Васильева-Гангнус Л.В.Правила этикета: краткий справочник.М.,1992

5.Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя 1-4 кл.М.,2001

6.Камычек Я.Вежливость на каждый день. М., 2002

7.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,2000

8.Курочкина И.Н.Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001

9.Насонкина С.А. Уроки этикета.СПб,2003

10.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.,1999

11.Поддубская Л.Р.Этикет отА до Я. М.,2003

12.Потапов С. Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и

другим.М.,1999

13.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем

обращении.М.,1987

14.Шемшурина А.И. Основы этической культуры:книга для учителя.М.,2000

15. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.,2004

16.Шипицина Л.М., Защиринская О.В.




























Приложение к программе внеурочной деятельности

утвержденной на Педагогическом совете от_________Протокол №_______








«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________ Л.Н.Илюхина

«____»________________20___года





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




По основам духовно-нравственной культуре народов России






Учитель: Панова Ольга Николаевна






Количество часов:

всего 35 ч., в неделю: 1 ч.






п/п

Раздел

Тема занятий

Количество часов

Дата

1.


Россия- наша Родина.

ИОТ- 016-2012 Россия- наша Родина.

1


Моя малая Родина. Тульский край.

1


Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

1


2.

Знакомство с основами этики.

Философия и этика.

1


Мораль и нравственность

1


3.

Этические учения о добродетелях.

Что такое добродетель?

1


Учение Аристотеля о добродетелях.

1


Нравственные качества.

1


Терпение и терпимость.

1



4.

Этика о нравственном выборе.

Суд над Сократом.

1


Убеждения.

1


Нравственный выбор.

1


Совесть. Долг.

1

Ответственность.

1


Этика о воспитании самого себя.

1




5.

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.

Справедливость.

1


Государство основанное на справедливости

1


Государство. Светская этика.

1



6.

Нравственный закон человеческой жизни.

Нравственный закон

1


Десять заповедей.

1


Заповеди любви.

1


Любовь- основа жизни.


1


Прощение.

1


7.





Этика об отношении людей друг к другу.


Древнегреческие мыслители о дружбе.

1


Этика об отношении к другим людям и самому себе.

1


Мысли и поступки.

1


Слова и речь.

1


Милосердие.

1


«Золотое правило нравственности».

1


8.

Как жить сегодня по нравственным законам?

Нравственные законы.

1


Как жить сегодня по нравственным законам?

1


Альберт Швейцер.

1


Этическое учение Л. Н. Толстого.

1


Не совсем обычный урок

« Иди дорогую добра».

1


9.

Итоговое занятие.

Обобщающий урок.

1


Итого: 35 часов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!