СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа вокально-хоровой работы .

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по дополнительному образованию .Вокальный кружок " Звонкие голоса"

Просмотр содержимого документа
«Программа вокально-хоровой работы .»




Содержание:


Пояснительная записка…………………………………………………… 3

Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………… 8-10

Планируемые результаты освоения программы…………………….. 10-12

Содержательный раздел 13-14

Календарно-тематическое планирование работы с детьми………… 15-23

Результаты освоения программы ……………………………..……... 24-25

Специфика национальных, социокультурных и иных условий……… 26-28

Список используемой литературы……………………………………………29



















Пояснительная записка


Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают хорошее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа вокального кружка «Веселые голоса » рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6 -7 лет). Её реализация рассчитана на 28 календарных недель и включает в себя 1 занятие в неделю, период реализации образовательной программы - 7 месяцев

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Направленность программы.

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.

Новизна программы

Особенность программы в том, что она разработана для детей, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа вокально- хорового кружка «Веселые голоса» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу детей, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей вокально- хорового кружка «Звонкий голосок», направленная на духовное развитие обучающихся. А так как в последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Занятия в вокальном кружке «Звонкий голосок»- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.


Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.

  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

  3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

  4. Развитие умений различать звуки по высоте;

  5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

  6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

  7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),

  8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (6 -7лет).

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы рассчитана на 28 календарных недель и включает в себя 1 занятие в неделю. Период реализации рабочей программы – 7 месяцев.

Форма реализации программы:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми;

  • Творческие отчеты;

Методы обеспечения программы:

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

  • работа над вокальными и хоровыми навыками;

  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;

  • пение песни на определенный слог;

  • проговаривание согласных в конце слова;

  • произношение слов шепотом в ритме песни;

  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

  • анализ направления мелодии;

  • использование элементов дирижирования;

  • пение без сопровождения;

  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

  • образные упражнения;

  • оценка качества исполнение песни

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.


Принципы организации:

  • принцип полноты и целостности музыкального образования детей;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • учёт возрастных и психологических особенностей детей;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • игровая форма подачи материала;

  • сотрудничество Организации с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.


Возрастные особенности слуха и голоса детей-6- 7 лет.

В возрасте 6-7 лет дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 -7лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.


У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 6-7 го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон

  • группами (дуэт, трио и т.д)

  • тембровыми подгруппами

  • при включении в хор солистов

  • пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,

  • активная концертная деятельность детей,

  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями , разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

.Предполагаемый результат реализации программы:

  1. Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.

  2. Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.

  3. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.

  4. Основаны этические нормы на основе праздников.

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.


В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:

  • Инициативность;

  • Самостоятельность;

  • Любознательность;

  • Наблюдательность;

  • Воображение, фантазия, образное мышление;

  • Творческие способности;

  • Способность к принятию решений.

В рамках реализации программы предусмотрены способы и формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Способы и формы

выявления результатов

Способы и формы фиксации

результатов

Способы и формы предъявления

результатов

Беседа, опрос, наблюдение

Итоговые занятия

Анализ мероприятий

Анализ приобретенных

навыков

Отзывы (детей и родителей)


Открытые просмотры НОД

Аналитические справки


Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


  1. Содержательный раздел

2.1. Работа с детьми

Учебный материал включает в себя:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание по голосам;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Игра на детских музыкальных инструментах;

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения развитие музыкального слуха и голоса;

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.

Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал. Но при этом ошибочно рассматривать отдельные разделы, как наиболее ответственные и главные, т.к. освоение программы зависит от общей суммы знаний и навыков.

Занятие состоит из трех частей:

1. Вводная часть

- Приветствие

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).

2. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

3. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.






Учебно- тематический план


п/п

Темы

Количество занятий

1 полугодие ,октябрь, ноябрь, декабрь

2 полугодие январь, февраль, март, апрель

1

Вводное занятие

1

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

1

-1

3

Охрана голоса

-1

1

4

Певческая установка

1-

1

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

1

1

6

Дыхание

1

1

7

Дикция и артикуляция

1

1

8

Ансамбль. Унисон

1

-1

9

Ансамбль. Элементы двухголосья.

1

1

10

Музыкально-исполнительская работа

1

1

11

Ритм

1

1

12

Работа над репертуаром

1

1

14

Концертная деятельность

1

1



14

14

ИТОГО 28






Перспективный план работы



Октябрь


Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал


1. Коммуникативная игра-приветствие.



2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.





3.Интонационно-фонетические упражнения.





4.Скороговорки. Чистоговорки.








5. Упражнения для распевания.





6. Песни.









Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.


Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.




Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.



Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).


Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.




Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном;

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Учить детей исполнять песни акапелла.



«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.


«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)


Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.





  1. «Говорил попугай попугаю».

  2. «Тигры».

  3. «Вёз корабль карамель».

  4. «Кит-рыба».



1. «Котенок и бабочка»

2. «Птичка и Лиса»

3. «Машенька и Медведь»
А. Евтодьевой



«Гномики» муз. и сл. К.Костина,

р.н.п. «Ходила младешенька»










Количество занятий – 8




Ноябрь, декабрь


Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал


1. Игра-приветствие.




2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.




3.Интонационно-фонетические упражнения.





4.Скороговорки. Чистоговорки.








5 Упражнения для распевания.






6. Пение.













Психологическая настройка на занятие.



Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.



Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.


Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).


Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.


1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.


Упражнения: 1. «В гости».

2. «Здравствуйте».

М. Картушина.

Упражнения:

  1. «Обезьянки».

  2. «Весёлый язычок».



Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.




  1. Няня мылом мыла Милу…»

  2. «Сорок сорок ели сырок…»

  3. Знакомый материал.




  1. «Фокус-покус».

  2. «Чудо-лесенка».

  3. «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой



«Сонная песенка» русский текст О. Петерсон, муз. Р. Паулса,

«Пестрый колпачок» Г.Струве.




Количество занятий - 8

Январь, Февраль


Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.




2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.





3.Интонационно-фонетические упражнения.







4.Скороговорки, стихи.








5 Упражнения для распевания.






6. Пение.








Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.



Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.



Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.


Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.


Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.


Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Учить детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.



«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).


Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности

«По волнам», «Качели», «По кочкам».







Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.





«Храбрый портняжка»,

«Золушка и сестры» А.Евтодьевой,

«Гроза»

Знакомый репертуар.


 


«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова

«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина









Количество занятий – 6



Март, апрель


Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал


1. Коммуникативная игра-приветствие.




2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.



3.Интонационно-фонопедические упражнения.








4. Скороговорки.

Стихи.





5.Упражнения для распевания.




6. Пение
















Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.



Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.



Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.


Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала


1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

7. Учить детей работать с микрофоном.


«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.



Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь».


«Крик ослика» (Й – а...)

«Крик в лесу» (А – у).

«Крик чайки» (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).




Чтение текста песен.

Знакомый репертуар.





1. «Волк и красная шапочка»

2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой



Повторение знакомых песен












Количество занятий – 6

Всего 28



2.2. Результаты освоения программы.

Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе исполнения музыкальных рисунков в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие программные задачи:

- Чувство музыкального ритма.

способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.

- Эмоциональная отзывчивость.

выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыкии содержания композиции.

Чувство музыкального ритма.

Начало года

Конец года

  1. Хлопки под музыку.

3 балла – самостоятельно выполняет хлопки под музыку.

2 балла – выполняет хлопки под музыку с небольшими неточностями.

1 балл – Хлопает под музыку с помощью педагога.

0 баллов – не может хлопать под музыку.

  1. Выделить хлопками сильные доли в музыке.

3 балла – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке.

2 балла – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями.

1 балл – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога.

0 баллов – не может выделить сильные доли в музыке.

  1. Смена движений со сменой частей музыки.

3 балла – самостоятельно меняет движение со сменой частей музыки.

2 балла – меняет движение со сменой частей музыки с небольшими неточностями.

1 балл – меняет движение со сменой частей музыки при помощи педагога.

0 баллов – не слышит части музыки.

  1. Прохлопать ритмический рисунок под музыку.

3 балла – самостоятельно выполняет хлопки под музыку.

2 балла – выполняет хлопки под музыку с небольшими неточностями.

1 балл – Хлопает под музыку с помощью педагога.

0 баллов – не может хлопать под музыку.


  1. При помощи движений выделить смену частей музыки.

3 балла – самостоятельно меняет движение со сменой частей музыки.

2 балла – меняет движение со сменой частей музыки с небольшими неточностями.

1 балл – меняет движение со сменой частей музыки при помощи педагога.

0 баллов – не слышит части музыки.



Эмоциональная отзывчивость.

Начало года

Конец года

  1. Упражнение «О чем рассказывает музыка».

3 балла – выразительно передает заданные образы.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы.

1 балл – передает заданный образ при помощи педагога.

0 баллов – не может передать заданные образы.

  1. Упражнение «Листок».

3 балла – выразительно передает заданный образ.

2 балла – не очень выразительно передает заданный образ.

1 балл – передает заданный образ при помощи педагога.

0 баллов – не может передать заданный образ.

  1. Упражнение «Птичий двор».

3 балла – выразительно передает заданный образ.

2 балла – не очень выразительно передает заданный образ.

1 балл – передает заданный образ при помощи педагога.

0 баллов – не может передать заданный образ.

  1. Упражнение «В гостях у сказки».

3 балла – выразительно передает заданные образы.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы.

1 балл – передает заданный образ при помощи педагога.

0 баллов – не может передать заданные образы.




Диагностика уровня развития певческих умений

№ п/п


Показатели (знания, умения, навыки)


Оценка/б


0


н


с


в


1.


Качественное исполнение знакомых песен.










2.


Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации










3.



Умение импровизировать



















4.


Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту










5.


Навыки выразительной дикции











0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Перечень программно-методического обеспечения


  1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.

  2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.

  3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.

  4. Артикуляционная гимнастика.

  5. Программы, сценарии концертов.

  6. Сборники песен, попевок.

  7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

  8. Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 2014г.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

  3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ла душки». «Невская НОТА», С-Пб, 2013.

  4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

  5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.

  6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

  7. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.

  8. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.

  9. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.

  10. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.

  11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.

М. Просвещение, 1984г.

«Рассмотрена» и «принята»

школьным методическим

объединением учителей

эстетического направления

Протокол №1

_______Н В Егиазорян

от « » 2018 г.



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!