СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Волонтер"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа рассказывает о создании волонтерского движения в школе

Просмотр содержимого документа
«Программа "Волонтер"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Азовская гимназия»

Азовский немецкий национальный муниципальный район

Омской области


ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ, ВОСПИТАНИЯ И РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ ДО 20 ЛЕТ

«ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»


НОМИНАЦИЯ

«Лучшая программа духовно-нравственного воспитания

детей и молодежи»



Программа: «Волонтер»

(программа создания добровольческого движения в образовательном учреждении)

Возраст участников : учащиеся старше 14 лет

Срок реализации программы: 1 год


Автор программы:

Письменных Елена Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

куратор молодежного клуба «КАДР»

МБОУ «Азовская гимназия».




Азово, 2017 г.

Содержание



1.Актуальность……………………………………………………………… 3 стр.

2. Этапы реализации программы:………………………………………….. 5 стр.

2.1. Привлечение подростков и молодёжи к добровольческой деятельности

2.2. Обучение добровольцев……………………………………………..… 6 стр.

2.3. Работа молодежного клуба………………………………….………… 8 стр.

2.4. Развитие и поддержка деятельности молодежного клуба……........ 11 стр.

2.5. Рефлексия и оценка деятельности…………………………………… 12 стр.

3. Результаты деятельности Молодежного клуба……………………..… 14 стр.





















Актуальность

Духовно-нравственное воспитание школьников – ключевое требование ФГОС.

Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, влияния запада в молодёжной среде провозглашается идея обогащения, которая толкает подростка к эгоизму, служению себе, безразличию к другим людям и обществу в целом.

Именно поэтому на первое место встает вопрос о гуманизации воспитательного процесса. Воспитание вообще, и духовно-нравственное в особенности, - это целенаправленное управление процессом развития личности, гуманистическое же воспитание - не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с ней различных субъектов, конкретных людей, групп, коллектива.

В настоящее время под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, доброй воли).
В соответствии с этим, первоначально, в 2004 году, была разработана программа для создания добровольческого объединения старшеклассников, пропагандирующего ЗОЖ «ВОЛОНТЕР» (здоровье и физическое, и духовное выходят на первый план).

Цель программы: Первичная профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, пропаганда здорового образа жизни и адекватного отношения к жизни в социуме.

Возраст участников -14 -17 лет.

  • Количество учащихся, прошедших обучение по программе -172

  • Количество волонтеров, продолживших добровольческую деятельность в учебных заведениях – 68

На протяжении многих лет сложилась система работы Молодёжных клубов «Я-волонтёр!», теперь «КАДР» (клуб активных добровольцев района), основными компонентами которой являются:

  1. Привлечение подростков и молодёжи к добровольческой деятельности.

  2. Обучение добровольцев.

  3. Работа волонтёров.

  4. Развитие и поддержка деятельности волонтёрского отряда.

  5. Рефлексия и оценка деятельности .


Задачи программы:

  1. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллек­тивного взаимодействия.

  2. Формирование потребности заниматься полезной деятель­ностью, умение включаться в такую деятельность и самостоя­тельно организовывать ее.

  3. Содействие социализации широкого круга подростков через вовлечение в социально значимую деятельность.

  4. Формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения детей.

  5. Развитие лидерских качеств личности.

  6. Формирование активной гражданской позиции.

  7. Повышение степени самостоятельности детей и подростков, адаптация их в обществе, способность принимать на себя ответственность, воспитание социально-активной личности.

  8. Педагогическая поддержка в опосредованной социализа­ции личности.


Целевая аудитория: учащиеся школ старше 14 лет.



Этапы и сроки реализации программы:

1 этап «Привлечение подростков и молодёжи к добровольческой деятельности»

Для привлечения подростков и молодёжи к добровольческой деятельности традиционно проводятся рекламно-информационные мероприятия, на которых предоставляется возможность увидеть и услышать о том, что добровольчество способствует личностному росту, успешности, социальной значимости, активности, профессиональному самоопределению, развитию творчества

Эта работа ведётся в трёх направлениях:

- работа с родителями;

- работа с обучающимися;

- работа в социуме.

- Работа с родителями:

Задолго до поступления детей в школу проходит информирование родителей будущих первоклассников о деятельности молодёжного клуба «КАДР» в работе школы.

В сентябре на общешкольной родительской конференции подводятся итоги года, где освещается работа волонтёров.

В январе Общешкольное родительское собрание в рамках «Недели правовых знаний» проходит с привлечением волонтёров.

В марте – апреле в рамках антинаркотической акции «Родительский урок» и Всемирного Дня здоровья организуются мероприятия.

В мае в рамках Дня семьи проходят конкурсные программы, в которых волонтёры выступают организаторами.

Работа с обучающимися:

- Для ребят старшего школьного возраста вывешивается объявление о наборе волонтёров в молодёжный клуб.

- Визитка отряда, в которой рассказывается о деятельности волонтёров, представляется на общешкольной линейке.

- Проводятся акции «Мы за здоровый образ жизни»

- Организуются тематическая линейки, агитационные, обучающие программы

- Социальная практика в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Мы вместе»

Работа в социуме:

- Проводятся акции, социологические опросы

- Встреча трёх поколений, посвящённая Празднованию Великой Победы

- Проведение конкурсной программы «Веселые забавы», посвящённой Дню семьи.

- Соведущие праздничной программы в День защиты детей.

2 этап «Обучение добровольцев»

Обучает добровольцев куратор молодёжного клуба по программе «Волонтер», разработанной на основе Концептуальной программы профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи и образовательной программы «Лидер».

Цель программы обучения: формирование здорового образа жизни, активной гражданской позиции, направленной на развитие личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других ПАВ.

Данная программа состоит из 4 блоков.

1 блок — «Знакомство»

2 блок - «Информированность»

3 блок - «Игротека»

4 блок - «Творческая лаборатория»

В 1 блоке - 6 занятий по 2 часа 1 раз в неделю:

1.Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы


2.Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто ТЫ ?


3.Что во мне и в тебе есть. Развитие личности.


4.Отношение к себе, самооценка.


5.Развитие и личностный рост.


6 Формирование навыков общения.



Во втором блоке 5 занятий по 2 часа 1 раз в неделю

1. Информация о действиях и последствиях употребления ПАВ

2. Понятие зависимости.

3. Что такое ВИЧ. Пути передачи.

4.Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, умения противостоять групповому давлению.

5.Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «НЕТ»


В третьем блоке 5 занятий по 2 часа 1 раз в неделю

1.Правила организации и проведения игр

2. КТД от «А до Я»

3 Микроигры и тематические дни.

4. Проектная деятельность

5. Чемодан волонтёра


В четвёртом блоке

1. Разработка и проведение «Недели правовых знаний»

2. Разработка и проведение военизированной игры на местности «Большие манёвры»

3. Разработка и проведение акции по профилактики злоупотребления ПАВ в рамках «Родительского урока», подготовка к районному слёту волонтёрских отрядов

4. Разработка и проведение добровольческой акции «Весенняя неделя добра»

5.Разработка и проведение мероприятий в ДОЛ «Мы вместе»


В начале и конце обучения проводится мониторинг по блокам программы.

Средние показатели по годам обучения приводятся в таблице:

Блоки программы

На входе

На выходе

1 Знакомство:

методика исследования самооценки

Нормальная 25 %

заниженная 35%

завышенная 40%

нормальная 65%

заниженная 20%

завышенная 15%

2 Информированность

анкета «Самый умный волонтёр»

Низкий 55%

средний 35%

высокий 10%

Низкий 20%

средний 55%

высокий 25%

3.Игротека

Практическое занятие

«Тематическая игра»

Называет игру 15%

Знает правила 65%

проведения

умеет провести 20%

Называет игру 65%

Знает правила 75%

проведения

умеет провести 35%

4. Творческая лаборатория

Исполнитель 55%

ведущий 35%

организатор 10 %

Исполнитель 35%

ведущий 45%

организатор 20%


3 этап «Работа молодежного клуба»

Для того, чтобы работа волонтёров была успешной, членами клуба определены правила :

- Работаем с тем, кто пришёл, независимо от его способностей и возможностей.

- Коллективно вырабатываем и принимаем законы и правила.

- Совместно работаем на протяжении всех этапов: планирование, подготовка, проведение, анализ.

- Независимо от тематики и содержания мероприятия концовку его всегда выстраиваем так, чтобы она была направлена на формирование позитивного отношения к увиденному, услышанному, прочувствованному.

- Всегда поддерживаем имидж: единая форма, отличительная экипировка, выдерживаем свой стиль.

Этапы работы волонтёрского отряда:

  1. диагностика

  2. планирование работы

  3. разработка сценария

  4. проведение мероприятия

  5. анализ проведённого мероприятия

  6. корректировка работы

Формы работы волонтёров:

1 Анкетирование, социологический опрос

2. Акции

3. Презентация отряда

4. Обучающие программы

5. Агитационные программы

6. Диспуты

7. Конкурсные программы

8. Театрализованные представления

9. Тематические линейки, вечера

План работы Молодёжного клуба «КАДР»

Мероприятие

сроки

Место проведения

Презентация деятельности молодёжного клуба «КАДР»

сентябрь

школа

Социологический опрос, анкетирование по употреблению ПАВ и ЗОЖ

сентябрь

Классы, школа, село

Пропаганда ЗОЖ – участие в общешкольном кроссе «Золотая осень»

сентябрь

школа

Пропаганда ЗОЖ – участие в районном кроссе «Спорт вместо наркотиков»

сентябрь

село

Проведение мероприятий в рамках антинаркотической акции « Классный час»

Октябрь

Классы ( по заявкам)

Проведение акции «Мы за здоровый образ жизни»

октябрь

1-4,5-7,8-11 классы

Проведение акции « Спорт вместо наркотиков» с привлечение родителей

Ноябрь

каникулы

школа

Акция «Сигаретку на конфетку»

ноябрь

село

Проведение профилактических мероприятий в рамках акции «Школа-территория свободная от курения»

ноябрь

село

Участие в районном конкурсе «Волонтёр-новичок»

декабрь

район

Проведение тематической линейки, посвящённой Всемирному Дню борьбы со СПИДом

декабрь

Школа

5-11 кл

Пропаганда ЗОЖ участие в районных рождественских спортивных турнирах

Декабрь-январь

район

Участие в проведении Недели правовых знаний

Выступление на общешкольном родительском собрании, проведение тематических классных часов по профилактике табакокурения, алкоголизма.

январь

Школа, классы

Пропаганда ЗОЖ – проведение военизированной игры на местности «Большие манёвры»

февраль

5-7 классы

село

Тематическая линейка, акция, агитационная программа в рамках антинаркотической акции «Родительский урок»

март

школа

Участие в районном слёте волонтёрского мастерства

апрель

район

Проведение акции «Всемирный день здоровья»

Апрель

Школа, село

Пропаганда добровольческой деятельности- проведение акции «Весенняя неделя добра»

апрель

Школа, село

Пропаганда добровольческой деятельности- реализация проекта «Память поколений»

май

село

Проведение акции «Письмо продавцу табачных изделии»

май

село

Социальная практика ( проведение профилактических мероприятий в рамках акции Лагерь -территория здоровья) в пришкольном ДОЛ «Мы вместе»

июнь

школа


4 этап «Развитие и поддержка деятельности молодежного клуба»

Поддержка деятельности Молодёжного клуба оказывается администрацией, педагогическим и родительским коллективом в различных способах:

- Совместные чаепития, поздравления с Днём рождения через районную газету, игра «Таинственный друг».

- Поездка в кинотеатр «Галактика» г. Омска.

- Льготы при трудоустройстве в летний период.

- Путёвка в летние оздоровительные лагеря.

- Благодарственные письма волонтёрам за работу по различным направлениям по итогам года.

- Занесение имён волонтёров в Школьную книгу и районный банк данных «Талантливая и способная молодёжь».

- Публикации в школьной, районной газете.

- Представление документов на областной конкурс «Социальная звезда».


5. Рефлексия и оценка деятельности (реализации программы).

Критериями результативности программы (т.е. работы волонтеров) выступают:

  1. Факторы мотивации участия в добровольческой деятельности

  2. Уровень обученности волонтёров

  3. Уровень информированности обучающихся по вопросам злоупотребления ПАВ, ВИЧ-инфекции.

  4. Социальный эффект от деятельности молодёжного клуба:

  • активность гражданской позиции (насколько активна).

  • личностные качества (милосердие, доброта, лидерские качества).

  • ценностная мотивация к деятельности .

  • социально-значимая деятельность.

Факторы мотивации отражены в результатах опроса, согласно которым желание участвовать в деятельности выглядит таким образом:

Факторы мотивации

На входе

На выходе

помогать нуждающимся людям

31%

61%

научиться чему-то новому

24 %

46 %


иметь какое-то занятие

9 %

9 %

для собственного удовольствия

41%;


31%


познакомиться с новыми людьми

35%

49 %


ответить людям за добро добром

11%

27%

бороться с определенной проблемой

34%

7%

потратить с пользой свободное время

14%

4%.


Из таблицы видно, что на конец обучения мотивация выбора деятельности становится более осознанной : тенденцию досуговой занятости сменяется стремлением быть полезной людям, помогать, научиться новому.

2. Уровень обученности (информированности о последствиях злоупотребления ПАВ и ВИЧ- инфекциях) после обучения повышается. Это даёт возможность предупреждать необдуманные поступки не только свои, но и сверстников, так, как волонтёр может грамотно и доступно объяснить последствия.

3. По результатам социологического исследования по проблеме наркотизации, употребления алкоголя, табакокурения, проведенного в нашей школе в октябре 2015 года БУ «КЦСОН» можно констатировать, что каждый десятый из числа опрошенных подростков от 14 до18 лет считают ПАВ источником удовольствия. Но в тоже время, подавляющее большинство -85 % понимает, что ПАВ – это пагубная страсть, ведущая к зависимости. Каждый второй из числа опрошенных испытывает страх и желание обезопасить себя. (73 %). Каждый четвертый подросток (38 %) из числа опрошенных осуждает тех, кто принимает наркотики.


  1. Критерием результативности, на наш взгляд, выступает стабильный состав волонтёров Молодёжного клуба на протяжении многих лет. Никто из ребят не покидает клуб в течение учебного года, уходят выпускники, вливаются новые волонтёры; есть ребята, которые не достигли возраста, но желают стать членом молодёжного клуба. Ребят приглашают на классные часы, родительские собрания; в работе отряда имеется опыт выездных акций в других школах района.










Результаты деятельности Молодежного клуба:

Одними из ярких примеров сформированности активной жизненной позиции являются достижения в конкурсах различных уровней. Так добровольцы за период реализации данной программы стали :

  • участниками и лауреатами областных смотров-конкурсов агитационных программ «Молодое поколение за здоровье» (2005,2006),

  • V областного слета «Лучший волонтерский отряд» (2006),

  • конкурса проектов «Школа и здоровье» (2007),

  • акции «Я против того, чтобы мои друзья принимали наркотики» (в рамках Общероссийской национальной социальной акции (2004)),

  • добровольческой акции «Неделя добра» (2004,2006,2007, 2009, 2012, 2012-2016),

  • акций «Память поколений»,

  • Международного конкурса рисунков «Россия – Родина моя» (2006), «Школа безопасности»(2006),

  • областного этапа Всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления (2007),

  • I областного форума «Талантливая и способная молодежь – наше будущее»(2007),

  • дипломантами областного конкурса «Социальная звезда» в номинации «Я гражданин России» ( Новожилова Е. стала победительницей в данной номинации и награждена отличительным значком) (2007),

  • делегатами Омской области на Всероссийском слете добровольческих движений в г. Минусинске (2006).

  • Дипломами 1, 2 степени за 1 место в VI,VII, VIII слётах районного волонтёрского движения «Я доброволец!» Комитета по делам молодёжи .

  • Свидетельством местной Азовской районной детско-молодёжной организации «Азовские ребята» за активное участие в работе «Школы лидеров» на базе ДОЛ «Дружба», 2010 г.

  • Благодарственным письмом РДК за участие в проведении праздничной программы, посвящённой Дню защиты детей, 2008г, 2016.

  • Благодарственными письмами Комитета по делам молодёжи за участие во 2, 3 форумах молодёжи АННМР Омской области «Jugend und Zeit» - «Молодёжь и время»2010, 2011г.,2012г, 2015

  • Благодарственным письмом Комитета по делам молодёжи за организацию 5 форума молодёжи АННМР Омской области «Jugend und Zeit» - «Молодёжь и время» (2016)

  • Благодарственным письмом Администрации АННМ района за активное участие в общественной жизни села, пропаганду и формирование положительного, здорового образа жизни подрастающего поколения (2015, 2016).

  • Свидетельством областного дома учителя и детского творчества за участие в областном этапе X Всероссийской акции « Я – гражданин России»2010г, лауреатами и победителями акции «Я гражданин России» (2014 и 2015 гг.).

  • Дипломом региональной детско-молодёжной общественной организации Омской области «СОДРУЖЕСТ-ВО!»за победу в добровольческой акции «Лица Победы».

  • Дипломом Министерства образования Омской области за 3 место в областном конкурсе агитбригад «Помоги себе сам».

  • Дипломами Министерства по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области за участие в областных конкурсах «Лучший волонтёрский отряд», «Волонтёр года» 2005, 2011,2012г.

  • Благодарственными письмами регионального координационного комитета «Весенняя неделя добра 2009-2016»

  • Зайцева М. – победитель областного конкурса «Социальная звезда» в номинации «Омская звёздочка»

  • 12 человек имеют знак отличия «Патриот России»

  • Дипломом Министерства образования Омской области за победу в конкурсе «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» (2016)

  • Дипломом победителя регионального этапа Всероссийского конкурса «В ритме жизни» (2016).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!