СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа волшебные краски россии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа волшебные краски россии»


Управление образования администрации

городского округа город Шарья Костромской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Родничок»»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ РОССИИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Срок реализации программы: 2 год

Возраст детей: 5-7 лет

Форма обучения: очная


АВТОР ПРОГРАММЫ: КУЧИНА ЛИДИЯ БОРИСОВНА












Управление образования администрации

городского округа город Шарья Костромской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Родничок»»городского округа город Шарья Костромской области






Принята

на педагогическом совете

протокол №___
от «___»______________20___г





УТВЕРЖДАЮ

заведующий МБДОУ «Детский сад № 18»

М.А. Волкова

от «_____»_________20___г. №____



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет)

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ РОССИИ»









Срок реализации программы: 2 год

Возраст детей: 5-7 лет

Форма обучения: очная

Автор программы: Кучина Лидия Борисовна, воспитатель







Шарья 2022 г.


Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

    1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы

    2. Актуальность, новизна

    3. Цель, задачи

    4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенности детей 5-6 лет

    5. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенности детей 6-7лет

    6. Ожидаемые результаты и способы их проверки


Содержательный раздел

2.1Учебно-тематический план

2.2Содержание изучаемого курса. Календарно-тематический план

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников


Организационный раздел.

Методическое обеспечение программы

    1. Календарный учебный график

    2. Методические материалы

    3. Условия реализации программы

-материально-техническое обеспечение

-информационное обеспечение

Список используемой литературы



















Любовь к искусству – вечное горенье

Художнику как сладостное бремя,

Творенье рук – источник наслажденья

Излечит душу и заполнит время

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные краски России» имеет художественную направленность и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ» (Федеральный закон от 29,12,2012 №273 ФЗ(ред. От 14,07,2022) об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп. вступ. В силу от 01,09,2022); Концепции развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014г. №1726-р); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. Просвещение 2022); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06 - 1844).

На протяжении всей истории человечества народная роспись была неотъемлемой частью национальной культуры. Народная роспись сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства (ДПИ) составляет творческий ручной труд. Искусство росписи имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.














Актуальность программы

Цель современного образования - воспитание и развитие личности ребёнка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

Как помочь ребенку организовать свой досуг, занять с пользой свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «Роспись по дереву». Обучаясь по данной программе, ребенку дается возможность, самостоятельно открывать для  себя волшебный мир  декоративно – прикладного искусства: превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта, постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что развитие детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Эффективным средством формирования личности является народное декоративно-прикладное искусство. Особая роль отводится занятиям декоративным рисованием, на которых дошкольники овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа – источнику неиссякаемой мудрости. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей.

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети дошкольного возраста.

Любая роспись, как вид художественной деятельности, всегда подчиняется общим законам декоративно – прикладного искусства, но имеет свои, специфические особенности, свойства, требующие дополнительного изучения. Данная программа направлена на достижение начальных навыков кистевой росписи, знакомство с традиционными народными росписями.

На занятиях во время работы с материалами и инструментами формируются профессиональные навыки: усидчивость, точность, аккуратность, внимательность. В процессе работы над изделием развиваются навыки и умения умственной деятельности: наблюдение, сравнение, усвоение материала. Роспись способствует развитию творческого воображения и фантазии, прививает бережливость, учит терпению, тренирует способность к тонкой работе. Все это является важным фактором в развитии и воспитании детей.

Содержание программы дает обучающимся представление о традиционных росписях (Городецкая, Хохломская, Великоустюгская, Глубоковская, гжель т. д.), формирует умения и навыки по техническому исполнению росписи, а также воспитывает творческое отношение к работе. Развитие ребёнка на занятиях идет через овладение конкретными приёмами практической деятельности, в результате создаются необходимые предпосылки для его творческого саморазвития.

Программа «Волшебные краски России» включает в себя:

  • комплексный подход к содержанию, объединение нескольких росписей: Городецкая, Хохломская, Гжель, Северная роспись (Великоустюгская, Глубоковская) и многие другие;

  • включение в содержание элементов национально-регионального компонента.

Процесс обучения по программе «Волшебные краски России» строится на использовании современных образовательных технологий (проектных, информационных, личностно-ориентированных), дифференцированного подхода при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у дошкольников развиваются творческие начала.

В основу программы положены:

1. Тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана система понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным  средством  формирования художественно-творческой активности у детей.

2. Система межпредметных связей (музыка, труд, история и т.д.)  позволяет почувствовать практическую направленность занятий объединения, их связь с жизнью.

В программе соблюдается  принцип преемственности – от простого к сложному.

Основной принцип обучения – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагог знакомит детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога обучающиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции (разрабатывают проект). В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное, отражают собственное видение.




Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством приобщения их к художественной росписи по дереву.

Задачи программы

Предметные:

  • познакомить обучающихся с традиционными русскими народными росписями (Городецкая, Хохломская, Глубоковская, Великоустюгская и другими);

  • научить техническим приёмам кистевой росписи;

  • научить использовать и применять полученные умения и навыки на практике;

  • научить подготавливать изделие для росписи

  • обучить основам цветоведения и композиционного решения;

  • расширить представление о символическом значении цвета;

  • познакомить с особенностями Городецкой, Хохломской, Глубоковской, Великоустюгской росписи (цветовое решение, композиционное построение, использование геометрического, растительного орнаментов);

  • формировать навыки кистевой росписи;

  • познакомить с проектной деятельностью, научить планировать творческий процесс труда.

Метапредметные:

  • способствовать развитию художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;

  • способствовать развитию творческих способностей;

  • способствовать развитию интереса к творческому познанию и самовыражению;

  • развивать коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации;

  • способствовать формированию индивидуального почерка при выполнении росписи по дереву, творческого подхода к работе;

  • развивать глазомер (деление окружности на глаз на четное и нечетное количество частей).

Личностные:

  • формировать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;

  • способствовать формированию культуры труда;

  • воспитать уважение к культурному наследию своего народа;

  • содействовать развитию личности, совершенствовать духовно-нравственные качества;

  • формировать трудолюбие, бережливость и аккуратность при работе с материалами и инструментами;

  • формировать умение работать самостоятельно и в коллективе;

  • формировать умение доводить начатое дело до конца.



Значимые характеристики, в том числе характеристики особенности детей 5-7лет

Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста по изобразительному искусству.

Дети этого возраста в значительной степени осваивают русскую народную роспись. Они свободно владеют обобщенными способами рисования, анализируют не только основные этапы рисования, но и способны развивать более углубленное рисование. Дети быстро и правильно подбирают необходимые цвета. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться русская народная роспись , способны выполнять различные по степени сложности штрихи рисования по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети могут освоить достаточно сложные элементы рисования ,сложные формы, детали, штриховки кистью и придумать собственные рисунки.

От 5 до 6 лет

  • В продуктивной деятельности могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение);

  • Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества;

  • Дети рисуют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому искусству;

  • У детей формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о создаваемых ими рисунков.

От 6 до 7 лет

  • В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно двигаться к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим;

  • Способны изобразить всё, что вызывает у них интерес;

  • Созданные изображения становятся похожими на реальный предмет, конструкцию, узнаваемы и включают множество деталей;

  • Совершенствуется и усложняется художественное искуство;

  • Дети могут передавать характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали;

  • Дети способны рисовать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу;

  • Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна

  • Зарождается оценка и самооценка.

Сроки реализации

Срок реализации программы – 2 года (72 часа)

Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 10 -11 человек. Занятия проводятся по подгруппам. Занятия посещают дети по желанию, интересу, по запросу родителей.

Формы и режимы занятий

Режим и максимальная продолжительность занятий соответствует нормативам, обозначенным в (СанПиН 2.4.1. 3049-13). Занятия проводятся во вторую половину дня в форме совместной, кружковой деятельности, продолжительность которых составляет :

Первый год обучения (старшая группа) - 36 занятия по 20-25 минут (1 раз в неделю);

Второй год обучения (подготовительная к школе группа) – 36 занятия по 25-30 минут (1 раз в неделю)



Год обучения

Количество занятий

Количество детей в группе

В месяц

В год

1 год

4

3

10-11

2 год

4

36

10-11


Программа предусматривает проведение творческих занятий. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.



Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Волшебные краски России»

При реализации Программы у детей старшего дошкольного возраста:

  • Сформирован интерес к русской народной росписи, к художественному творчеству

  • Сформировано умение рисовать по образцу, заданной схеме, по замыслу.

  • Сформированы предпосылки к учебной деятельности: умение и желание творить, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

  • Развиты коммуникативные навыки детей в процессе работы в парах, группах

  • Сформированы у детей представления о способах рисования.

  • Имеется познавательный интерес к деятельности на основных достижениях искусства.

  • Хорошо развита мелкая моторика рук.

  • Дети любознательны, самостоятельны в принятии решения.


В результате освоения программы дети:

Имеют

представления

-о деталях и способах рисования ;

-о способах раскрашивания;

- овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.



Овладеют

- Овладевают основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства

- овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.



Будут уметь

-планировать предстоящую практическую работу;

-реализовывать творческий замысел;

-планировать  и организовывать свою работу;

- работать по трафаретам и  шаблонам;

- пользоваться схемами построения рисунка;

-анализировать изображаемые предметы, их конструктивное строение;

-владеть техническими приемами кистевой росписи; овладеть техническими навыками выполнения различных росписей

-пользоваться схемами построения рисунка;

-самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме, самостоятельно делать предварительные наброски и зарисовки;

-анализировать изображаемые предметы, их конструктивное строение;

-стилизовать людей, животных, птиц в техниках известных народных росписей по дереву;

-выполнять орнамент в определенной технике;

-создавать собственные композиции;

-выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением;

-воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;

-отражать в рисунках единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;

-владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;

-реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.

-работать с различными материалами и в разных техниках.

-использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.

-различать и узнавать виды художественных промыслов.

-декорировать формы, предметы и элементы интерьера;

-грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.

-разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства;

-применять полученные знания на практике.

-Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов декоративно-прикладного искусства.


Будут

проявлять

-уверенность в собственных силах;

-потребность в новых знаниях, умениях, навыках, способствующих расширению их собственного опыта;

-самостоятельность, инициативность и активность в познании, творчестве

Результативность освоения программы по рисованию народной росписи в подготовительной группе используется на основе педагогического наблюдения в ходе занятий изобразительного искусства.

Формами подведения итогов реализации программы и контроля

деятельности являются:

  1. Наблюдение за работой детей в процессе изобразительного искусства;

  2. Участие детей в проектной деятельности;

  3. Участие в выставках творческих работ по рисовании русской народной росписи;

  4. Участие детей в конкурсах, фестивалях, по рисованию русской народной росписи и др.


Содержательный раздел

Учебно - тематический план старшая группа



Ююю



Наименование тем


Количество часов

Формы

контроля

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

1.

Вводное занятие. История создания и развития Городецкой росписи

1


1

Беседа

«Виртуальная экскурсия»

2.

Элементы цветоведения

1


1

Игра

«Оптический обман»

3.

Упражнения по постановке руки


1

1

Практическая работа

4.

Основные элементы Городецкой росписи


1

1

Практическая работа

5.

Этапы выполнения росписи


1

1

Тестовое задание

6.

Городецкие цветы


1

1

Практическая работа

7.

Городецкие орнаменты


1

1

Практическая работа

8.

Узор и орнамент

Основы декоративной композиции







Игра «Основы композиции»

8.1

Роспись деревянного панно


1

1

Оценка качества изделия

8.2

Роспись деревянных лопаток ( форма лопатки на листе бумаги)


1

1

Оценка качества изделия

9.

Городецкая птица


1

1


9.1

Традиционный Городецкий мотив «Птица»

Последовательность выполнения мотива «Птица»

Мотив «Городецкий фазан», «Петух»




Коллективная оценка качества изделия

10.

Птицы волшебного сада


1

1


10.1

Образ птицы в мифологии. Цветовая гамма мотива «Городецкая птица». Мотив «Павлин», « Лебедь», «Голубь», «Кукушка»


0,5



10.2

Роспись тарелки (картон)


0,5


11.

Городецкий конь

0,5

0,5

1

Выставка панно

11.1

Образ коня в мифологии

Последовательность выполнения мотива «Конь»

Выполнение мотива «Конь» в традиционном для росписи цвете




12.

Виды композиций Городецкой росписи


1

1

Выставка панно

12.1

Традиционные схемы при составлении композиции

Узор в прямоугольной форме с одним, двумя, тремя крупным цветком и несколькими мелкими.


0,5


12.2

Роспись деревянного панно. Лакировка


0,5


13.

Сложные элементы росписи

0,5

1,5

2

Оценка качества элементов

13.1

Классификация элементов росписи по их сложности. Букет. Гирлянда. Тренировочные упражнения


0,5


14.

Сюжетная роспись


1

1

Оценка качества составленного сюжета

14.1

Роспись деревянного изделия. Выполнение росписи в цвете. Лакировка


1


15.

Роспись деревянных панно


1

1

Оценка качества изделий

15.1

Панно «Барышня»


0,5


15.2

Панно «Кавалер»


0,5


16.

История создания и развития Хохломской росписи

1


1

Беседа

«Виртуальная экскурсия»

17.

Элементы цветоведения


1

1

Практическая работа

18.

Основные элементы Хохломской росписи


2

2

Практическая работа

18.1

Знакомство с основными элементами: Криуль. Осочки. Травинки. Капельки. Усики. Завитки.


1



18.2

Мазок кустик. Кустики. Стебель. Стебель с кустиками. Виды кустиков. Травный орнамент. Ведущий стебель – криуль


1


19.

Этапы выполнения элементов Хохломской росписи


1

1

Выполнение творческого задания

19.1

Особенности выполнения элементов Хохломской росписи. Выполнение узора «ягодка».




19.2

Выполнение узора «брусника», «крыжовник», «смородина», «клубника».



19.3

Выполнение узора «рябинка», «малинка». Узор листочки




20.

Орнамент


1

1

Практическая работа

20.1

Виды орнаментов.

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в полосе




20.2

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в квадрате.

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в круге




21.

Рисунки в стиле «хохлома»


1

1

Творческий проект

22.

Особенности хохломской росписи


1

1

Практическая работа

22.1

Особенности верхового письма




22.2

Особенности письма «под фон»




23.

Роспись бумажных салфеток


1

1

Выставка работ

24.

Роспись деревянных лопаток


1

1

Выставка работ

25.

Роспись набора для кухни


1

1

Коллективная оценка качества изделий

26.

Хохломская птица


1

1

Практическая работа

27.

Роспись салфетницы «Петушок»


1

1

Оценка качества изделий

28.

Панно «Матрешка»


1

1

Оценка качества изделий

29.

Виды композиций Хохломской росписи

1


1

Игра «Подбери»»

30.

Роспись панно «Забава»


1

1

Выставка работ

31.

Роспись разделочной доски «Ягода»


1

1

Оценка качества изделий

32.

Роспись деревянных панно «Райская птица»

1


1

Оценка качества изделий

33.

Панно – картина


1

1

Выставка работ

34.

Панно «Рыба»


1

1

Оценка качества изделий

35.

Промежуточная аттестация


1

1

Тестирование, практическая работа

36.

Посещение экспозиций, выставок в музее Традиционной народной культуры. Встреча с мастерами умельцами.



1

Беседа-опрос


Итого:

6

32

38




Содержание учебного плана старшей группы



Тема занятий

Оборудование и материалы

1.«Вводное занятие. История создания и развития Городецкой росписи.» Знакомство с обучающимися. Режим работы объединения. Демонстрация изделий выполненных в стиле Городецкой росписи. . Кисти и их разновидности. Маркировка кистей. Правила выбора инструмента для работы (определение кончика кисти). Краски и их использование. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Экскурсия в музей: Особенности и роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и общества в целом. О роли в возрождении народных промыслов, знакомство с росписями по дереву Хохлома, Городец, Северная роспись (Великоустюгская, Глубоковская). «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий городецкой росписи

Беседа

2.«элементы цветоведения» Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета. Физическое и эмоционально-психологическое воздействие цвета на восприятие. Символическое значение цвета в Городецкой росписи. Техника смешения красок. Смешивание цветов. Оптическое смешение цветов. Пограничный хроматический контраст.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист.

3.«Упражнения по постановке руки» Правила постановки кисти в руке.

Выполнение элементов росписи. Работа по отработке упражнений.


Кисть, альбомный лист ,гуашь

4. «Основные элементы Городецкой росписи» Основные элементы Городецкой росписи. Технология выполнения элементов городецкой росписи.

Тренировочные упражнения.

Выполнение элементов на разных бумажных формах: дуги, капельки, спирали, штрихи, точки, скобочки.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист

5. «Этапы выполнения росписи»

Подмалевок. Тенёвка. Оживка.

Подмалевок, теневка, оживка на примере розана

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист

6. «Городецкие цветы»

Виды цветов в Городецкой росписи. Последовательность выполнения городецких цветов.

Купава. Розан. Ромашка. Бутон. Городецкая роза.

Роспись ложки на бумажной форме Городецкими цветами

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист

7. «Городецкие орнаменты»

Понятия орнамент, декор, украшение. Слова синонимы. Виды орнаментов. Общее и различия.

Упражнение «Продолжи орнамент».


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист

8. «Узор и орнамент. Основы декоративной композиции»

Понятие «узор», «орнамент», отличия. Виды орнамента. Законы композиции. Определение главного композиционного центра, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность, масштабность.

Составление орнамента (растительный, геометрический).


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист


8.1. «Роспись деревянного панно с использованием орнамента» Понятие панно. Виды, материалы, используемые для изготовления панно.

Роспись панно по схеме 1:

1.Выбор и нанесение рисунка карандашом.

2.Выполнение росписи в цвете.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

8.2. « Роспись деревянных лопаток»

Выбор рисунка. Последовательность выполнения.

Подбор рисунка. Подготовка деревянного изделия для росписи. Нанесение рисунка карандашом. Роспись деревянных лопаток. Лакировка

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

9. «Городецкая птица»

Традиционный Городецкий мотив «Птица». Последовательность выполнения мотива «Птица»

Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи – «Птица». История рисунка, легенда. Первое знакомство начинается с прорисовки городецкого фазана.

Последовательность выполнения птицы по схеме 2: подмалевок, теневка, оживка.

Выполнение мотива «Городецкий фазан» по схеме 2.

Мотив «Петух» по схеме 2.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

10. «Птицы волшебного сада»

10.1.Образ птицы в мифологии. Цветовая гамма мотива «Городецкая птица». Мотив «Павлин», «Лебедь», «Голубь», «Кукушка»

Образ птицы в мифологии. Историческая справка. Изображение птиц в декоративно – прикладном искусстве, символика и мифология, связанная с образом птицы в народном искусстве. Цветовая гамма городецкой птицы.

Тренировочные упражнения (нанесение мазка-туловища птицы). Мотив «Павлин», «Лебедь», «Голубь», « Кукушка» по схеме 2.

10.2. Роспись тарелки (картон)

Роспись тарелки с использованием мотива «Городецкая птица» (картон) по схеме 1.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

11. «Городецкий конь»

11.1. Образ коня в мифологии. Последовательность выполнения мотива «Конь». Выполнение мотива «Конь» в традиционном для росписи цвете - 2ч.

Городской конь-символ богатства. Образ коня в мифологии. Последовательность выполнения мотива «Конь». Цветовая гамма.

Изображение коня. Выполнение мотива в традиционном для росписи цвете «Городецкий конь» по схеме 4: подмалевок, тенёвка, оживка.

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

12. «Виды композиций городецкой росписи» Традиционные схемы при составлении композиции

Традиционные схемы при составлении композиции в разных формах.

Выполнение узора в прямоугольной форме с одним, двумя, тремя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

13. «Сложные элементы росписи»

Классификация элементов росписи по их сложности. Классификация элементов росписи по их сложности.

Букет. Гирлянда. Тренировочные упражнения.

Ромб. Венок. Тренировочные упражнения.

Цветочная полоса. Тренировочные упражнения

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

14. «Сюжетная роспись» Особенности, 14.1назначение сюжетной росписи

Назначение, разнообразие материалов используемых для панно.

Составление различных композиций Городецкой росписи для панно.

14.2. Роспись деревянного изделия.

Выполнение росписи карандашницы по схеме 3. Подготовка деревянной поверхности (обработка наждачной бумагой, грунтовка клеем ПВА).

Подбор и нанесение рисунка карандашом.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

15. «Роспись деревянных панно»

15.1.Панно «Барышня»

  • подготовка деревянной поверхности;

  • нанесение рисунка карандашом;

  • роспись изделия;

  • лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

16. «История создания и развития Хохломской росписи»

Знакомство обучающихся с тематикой занятий. Демонстрация изделий выполненных в стиле Хохломской росписи. Материалы и инструменты. Экскурсия в музей: Народные промыслы, знакомство с росписью по дереву «Хохлома» («Золотая хохлома»).

Корни и традиции Хохломской росписи. Мастера Хохломской росписи. Отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий Хохломской росписи.

Работа в альбомах (тренировочные упражнения).


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

17. «Элементы цветоведения»

Повторение изученного материала в первом полугодии (цветовой круг, холодные, теплые цвета, смешение цветов). Особенности смешения цветов в Хохломской росписи. Символическое значение цвета.

Смешивание цветов. Оптическое смешение цветов. Использование цветов в хохломской росписи.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

18. «Основные элементы росписи»

18.1. Знакомство с основными элементами.

Знакомство с основными элементами росписи и особенности выполнения. Применение в орнаменте.

Криуль. Осочки. Травинки. Капельки. Усики. Завитки.

18.2.Элементы росписи.Мазок кустик. Кустики. Стебель.Стебель с кустиками. Различныевидыкустиковхохломской росписи.Травный орнамент. стебель - криуль.

19. «Этапы выполнения элементов Хохломской росписи».

19.1. Особенности выполнения элементов Хохломской росписи

Виды ягод в Хохломской росписи. Технология выполнения ягод.

Выполнение узора «ягодка».

19.2.Узор «брусника», «крыжовник», «смородина», «клубника»

Брусника. Крыжовник. Смородина. Клубника.

19.3. Узор «рябина», «малинка».

Рябинка. Малинка. Узор листочки.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

20. «Орнамент»

20.1. Виды орнаментов .

Особенности орнамента в Хохломской росписи. Композиционное решение. Последовательность выполнения орнамента.

Выполнение травного орнамента на разных формах.

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в полосе.

20.2.Орнамент с «ягодками» и «листочками» в квадрате. Орнамент с «ягодками» и «листочками» в круге.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

21. «Рисунки в стиле «Хохлома»»

Демонстрация рисунков. Техника выполнения. Особенности цвета (красный, черный).

Тренировочные упражнения:

  • бабочки; птицы; рыбы;

22. «Особенности хохломской росписи».

Виды хохломской росписи. Их особенности.

22.1.Особенности «верхового письма»

Тренировочные упражнения.

Верховое письмо.

22.2. Особенности «письма под фон»

Роспись «под фон».


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

23. «Роспись бумажных салфеток»

Образцы салфеток. Последовательность выполнения. Роспись квадратной и круглой салфетки.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

24. «Роспись деревянных лопаток»

Подготовка изделия для росписи. Составление рисунка.

Выполнение росписи. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

25. «Роспись набора для кухни».

Виды кухонных наборов их назначение. Материалы для их изготовления.

Роспись деревянной лопатки.

Роспись деревянной ложки.

Роспись деревянной вилки

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

26. « Хохломская птица»

Знакомство с традиционным мотивом Хохломской росписи – «Птица». История рисунка, легенда. Последовательность выполнения птицы.

Выполнение росписи на бумаге.

Выполнение мотива «Голубь», «Петух».

27. «Роспись деревянной салфетницы «Петушок»

Подготовка деревянного изделия. Нанесение рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

28. «Панно «Матрешка» (дерево)»

Подготовка деревянного изделия. Составление рисунка.

Выполнение росписи. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

29. «Виды композиции хохломской росписи».

Схемы при составлении композиции.

Выполнение узора в прямоугольной форме.

С одной, двумя, тремя птицами, в сочетании с разным количеством цветов и ягод.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

30. «Роспись деревянного панно «Забава»

Подготовка изделия для росписи. Составление рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

31. «Роспись разделочной доски «Ягода» (дерево»

Практическая работа.

Подготовка, тонировка поверхности. Составление рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

32. «Роспись деревянных панно «Райская птица»

Подготовка панно к росписи. Тонировка. Нанесение рисунка карандашом.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

33. «Панно-картина (дерево»

варианты рисунков используемых для панно-картины.

Подготовка изделия для росписи. Нанесение рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

34. «Панно «Рыба» (дерево)

Подготовка изделия для росписи. Составление рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

35. «Промежуточная аттестация»

Контрольная работа по пройденным темам.

Составление технологической карты:

- Городецкий цветок – «розан», «купава.

Составление технологической карты «Городецкий фазан».


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

36. «Посещение экспозиций, выставок в музее Традиционной народной культуры. Встреча с мастерами умельцами.»

Контрольная работа

Тест. Хохломская роспись.

Роспись бумажной салфетки Хохломской

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.


Содержательный раздел

Учебно - тематический план подготовительная группа


Ююю



Наименование тем


Количество часов

Формы

контроля

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

1.

Вводное занятие. История создания и развития Городецкой росписи

1


1

Беседа

«Виртуальная экскурсия»

2.

Элементы цветоведения

1


1

Игра

«Оптический обман»

3.

Упражнения по постановке руки


1

1

Практическая работа

4.

Основные элементы Городецкой росписи


1

1

Практическая работа

5.

Этапы выполнения росписи


1

1

Тестовое задание

6.

Городецкие цветы


1

1

Практическая работа

7.

Городецкие орнаменты


1

1

Практическая работа

8.

Узор и орнамент

Основы декоративной композиции




1


1

Игра «Основы композиции»

8.1

Роспись деревянного панно


1

1

Оценка качества изделия

8.2

Роспись деревянных лопаток ( форма лопатки на листе бумаги)


1

1

Оценка качества изделия

9.

Городецкая птица


1

1


9.1

Традиционный Городецкий мотив «Птица»

Последовательность выполнения мотива «Птица»

Мотив «Городецкий фазан», «Петух»




Коллективная оценка качества изделия

10.

Птицы волшебного сада


1

1


10.1

Образ птицы в мифологии. Цветовая гамма мотива «Городецкая птица». Мотив «Павлин», « Лебедь», «Голубь», «Кукушка»


0,5



10.2

Роспись тарелки (картон)


0,5


11.

Городецкий конь

0,5

0,5

1

Выставка панно

11.1

Образ коня в мифологии

Последовательность выполнения мотива «Конь»

Выполнение мотива «Конь» в традиционном для росписи цвете




12.

Виды композиций Городецкой росписи


1

1

Выставка панно

12.1

Традиционные схемы при составлении композиции

Узор в прямоугольной форме с одним, двумя, тремя крупным цветком и несколькими мелкими.


0,5


12.2

Роспись деревянного панно. Лакировка


0,5


13.

Сложные элементы росписи

0,5

1,5

2

Оценка качества элементов

13.1

Классификация элементов росписи по их сложности. Букет. Гирлянда. Тренировочные упражнения


0,5


14.

Сюжетная роспись


1

1

Оценка качества составленного сюжета

14.1

Роспись деревянного изделия. Выполнение росписи в цвете. Лакировка


1


15.

Роспись деревянных панно


1

1

Оценка качества изделий

15.1

Панно «Барышня»


0,5


15.2

Панно «Кавалер»


0,5


16.

История создания и развития Хохломской росписи

1


1

Беседа

«Виртуальная экскурсия»

17.

Элементы цветоведения


1

1

Практическая работа

18.

Основные элементы Хохломской росписи


2

2

Практическая работа

18.1

Знакомство с основными элементами: Криуль. Осочки. Травинки. Капельки. Усики. Завитки.


1



18.2

Мазок кустик. Кустики. Стебель. Стебель с кустиками. Виды кустиков. Травный орнамент. Ведущий стебель – криуль


1


19.

Этапы выполнения элементов Хохломской росписи


1

1

Выполнение творческого задания

19.1

Особенности выполнения элементов Хохломской росписи. Выполнение узора «ягодка».




19.2

Выполнение узора «брусника», «крыжовник», «смородина», «клубника».



19.3

Выполнение узора «рябинка», «малинка». Узор листочки




20.

Орнамент


1

1

Практическая работа

20.1

Виды орнаментов.

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в полосе




20.2

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в квадрате.

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в круге




21.

Рисунки в стиле «хохлома»


1

1

Творческий проект

22.

Особенности хохломской росписи


1

1

Практическая работа

22.1

Особенности верхового письма




22.2

Особенности письма «под фон»




23.

Роспись бумажных салфеток


1

1

Выставка работ

24.

Роспись деревянных лопаток


1

1

Выставка работ

25.

Роспись набора для кухни


1

1

Коллективная оценка качества изделий

26.

Хохломская птица


1

1

Практическая работа

27.

Роспись салфетницы «Петушок»


1

1

Оценка качества изделий

28.

Панно «Матрешка»


1

1

Оценка качества изделий

29.

Виды композиций Хохломской росписи

1


1

Игра «Подбери»»

30.

Роспись панно «Забава»


1

1

Выставка работ

31.

Роспись разделочной доски «Ягода»


1

1

Оценка качества изделий

32.

Роспись деревянных панно «Райская птица»

1


1

Оценка качества изделий

33.

Панно – картина


1

1

Выставка работ

34.

Панно «Рыба»


1

1

Оценка качества изделий

35.

Промежуточная аттестация


1

1

Тестирование, практическая работа

36.

Посещение экспозиций, выставок в музее Традиционной народной культуры. Встреча с мастерами умельцами.



1

Беседа-опрос


Итого:

6

32

38





Содержание учебного плана подготовительной группы


Сентябрь - Декабрь

Тема занятий

Оборудование и материалы

1.«Вводное занятие. История создания и развития Городецкой росписи.» Знакомство с обучающимися. Режим работы объединения. Демонстрация изделий выполненных в стиле Городецкой росписи. . Кисти и их разновидности. Маркировка кистей. Правила выбора инструмента для работы (определение кончика кисти). Краски и их использование. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Экскурсия в музей: Особенности и роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и общества в целом. О роли в возрождении народных промыслов, знакомство с росписями по дереву Хохлома, Городец, Северная роспись (Великоустюгская, Глубоковская). «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий городецкой росписи

Беседа

2.«элементы цветоведения» Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета. Физическое и эмоционально-психологическое воздействие цвета на восприятие. Символическое значение цвета в Городецкой росписи. Техника смешения красок. Смешивание цветов. Оптическое смешение цветов. Пограничный хроматический контраст.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист.

3.«Упражнения по постановке руки» Правила постановки кисти в руке.

Выполнение элементов росписи. Работа по отработке упражнений.


Кисть, альбомный лист ,гуашь

4. «Основные элементы Городецкой росписи» Основные элементы Городецкой росписи. Технология выполнения элементов городецкой росписи.

Тренировочные упражнения.

Выполнение элементов на разных бумажных формах: дуги, капельки, спирали, штрихи, точки, скобочки.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист

5. «Этапы выполнения росписи»

Подмалевок. Тенёвка. Оживка.

Подмалевок, теневка, оживка на примере розана

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист

6. «Городецкие цветы»

Виды цветов в Городецкой росписи. Последовательность выполнения городецких цветов.

Купава. Розан. Ромашка. Бутон. Городецкая роза.

Роспись ложки на бумажной форме Городецкими цветами

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист

7. «Городецкие орнаменты»

Понятия орнамент, декор, украшение. Слова синонимы. Виды орнаментов. Общее и различия.

Упражнение «Продолжи орнамент».


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист

8. «Узор и орнамент. Основы декоративной композиции»

Понятие «узор», «орнамент», отличия. Виды орнамента. Законы композиции. Определение главного композиционного центра, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность, масштабность.

Составление орнамента (растительный, геометрический).


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист


8.1. «Роспись деревянного панно с использованием орнамента» Понятие панно. Виды, материалы, используемые для изготовления панно.

Роспись панно по схеме 1:

1.Выбор и нанесение рисунка карандашом.

2.Выполнение росписи в цвете.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

8.2. « Роспись деревянных лопаток»

Выбор рисунка. Последовательность выполнения.

Подбор рисунка. Подготовка деревянного изделия для росписи. Нанесение рисунка карандашом. Роспись деревянных лопаток. Лакировка

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

9. «Городецкая птица»

Традиционный Городецкий мотив «Птица». Последовательность выполнения мотива «Птица»

Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи – «Птица». История рисунка, легенда. Первое знакомство начинается с прорисовки городецкого фазана.

Последовательность выполнения птицы по схеме 2: подмалевок, теневка, оживка.

Выполнение мотива «Городецкий фазан» по схеме 2.

Мотив «Петух» по схеме 2.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

10. «Птицы волшебного сада»

10.1.Образ птицы в мифологии. Цветовая гамма мотива «Городецкая птица». Мотив «Павлин», «Лебедь», «Голубь», «Кукушка»

Образ птицы в мифологии. Историческая справка. Изображение птиц в декоративно – прикладном искусстве, символика и мифология, связанная с образом птицы в народном искусстве. Цветовая гамма городецкой птицы.

Тренировочные упражнения (нанесение мазка-туловища птицы). Мотив «Павлин», «Лебедь», «Голубь», « Кукушка» по схеме 2.

10.2. Роспись тарелки (картон)

Роспись тарелки с использованием мотива «Городецкая птица» (картон) по схеме 1.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

11. «Городецкий конь»

11.1. Образ коня в мифологии. Последовательность выполнения мотива «Конь». Выполнение мотива «Конь» в традиционном для росписи цвете - 2ч.

Городской конь-символ богатства. Образ коня в мифологии. Последовательность выполнения мотива «Конь». Цветовая гамма.

Изображение коня. Выполнение мотива в традиционном для росписи цвете «Городецкий конь» по схеме 4: подмалевок, тенёвка, оживка.

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

12. «Виды композиций городецкой росписи» Традиционные схемы при составлении композиции

Традиционные схемы при составлении композиции в разных формах.

Выполнение узора в прямоугольной форме с одним, двумя, тремя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

13. «Сложные элементы росписи»

Классификация элементов росписи по их сложности. Классификация элементов росписи по их сложности.

Букет. Гирлянда. Тренировочные упражнения.

Ромб. Венок. Тренировочные упражнения.

Цветочная полоса. Тренировочные упражнения

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

14. «Сюжетная роспись» Особенности, 14.1назначение сюжетной росписи

Назначение, разнообразие материалов используемых для панно.

Составление различных композиций Городецкой росписи для панно.

14.2. Роспись деревянного изделия.

Выполнение росписи карандашницы по схеме 3. Подготовка деревянной поверхности (обработка наждачной бумагой, грунтовка клеем ПВА).

Подбор и нанесение рисунка карандашом.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

15. «Роспись деревянных панно»

15.1.Панно «Барышня»

  • подготовка деревянной поверхности;

  • нанесение рисунка карандашом;

  • роспись изделия;

  • лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

16. «История создания и развития Хохломской росписи»

Знакомство обучающихся с тематикой занятий. Демонстрация изделий выполненных в стиле Хохломской росписи. Материалы и инструменты. Экскурсия в музей: Народные промыслы, знакомство с росписью по дереву «Хохлома» («Золотая хохлома»).

Корни и традиции Хохломской росписи. Мастера Хохломской росписи. Отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий Хохломской росписи.

Работа в альбомах (тренировочные упражнения).


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

17. «Элементы цветоведения»

Повторение изученного материала в первом полугодии (цветовой круг, холодные, теплые цвета, смешение цветов). Особенности смешения цветов в Хохломской росписи. Символическое значение цвета.

Смешивание цветов. Оптическое смешение цветов. Использование цветов в хохломской росписи.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

18. «Основные элементы росписи»

18.1. Знакомство с основными элементами.

Знакомство с основными элементами росписи и особенности выполнения. Применение в орнаменте.

Криуль. Осочки. Травинки. Капельки. Усики. Завитки.

18.2.Элементы росписи.Мазок кустик. Кустики. Стебель.Стебель с кустиками. Различныевидыкустиковхохломской росписи.Травный орнамент. стебель - криуль.

19. «Этапы выполнения элементов Хохломской росписи».

19.1. Особенности выполнения элементов Хохломской росписи

Виды ягод в Хохломской росписи. Технология выполнения ягод.

Выполнение узора «ягодка».

19.2.Узор «брусника», «крыжовник», «смородина», «клубника»

Брусника. Крыжовник. Смородина. Клубника.

19.3. Узор «рябина», «малинка».

Рябинка. Малинка. Узор листочки.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

20. «Орнамент»

20.1. Виды орнаментов .

Особенности орнамента в Хохломской росписи. Композиционное решение. Последовательность выполнения орнамента.

Выполнение травного орнамента на разных формах.

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в полосе.

20.2.Орнамент с «ягодками» и «листочками» в квадрате. Орнамент с «ягодками» и «листочками» в круге.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

21. «Рисунки в стиле «Хохлома»»

Демонстрация рисунков. Техника выполнения. Особенности цвета (красный, черный).

Тренировочные упражнения:

  • бабочки; птицы; рыбы;

22. «Особенности хохломской росписи».

Виды хохломской росписи. Их особенности.

22.1.Особенности «верхового письма»

Тренировочные упражнения.

Верховое письмо.

22.2. Особенности «письма под фон»

Роспись «под фон».


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

23. «Роспись бумажных салфеток»

Образцы салфеток. Последовательность выполнения. Роспись квадратной и круглой салфетки.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

24. «Роспись деревянных лопаток»

Подготовка изделия для росписи. Составление рисунка.

Выполнение росписи. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

25. «Роспись набора для кухни».

Виды кухонных наборов их назначение. Материалы для их изготовления.

Роспись деревянной лопатки.

Роспись деревянной ложки.

Роспись деревянной вилки

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

26. « Хохломская птица»

Знакомство с традиционным мотивом Хохломской росписи – «Птица». История рисунка, легенда. Последовательность выполнения птицы.

Выполнение росписи на бумаге.

Выполнение мотива «Голубь», «Петух».

27. «Роспись деревянной салфетницы «Петушок»

Подготовка деревянного изделия. Нанесение рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

28. «Панно «Матрешка» (дерево)»

Подготовка деревянного изделия. Составление рисунка.

Выполнение росписи. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

29. «Виды композиции хохломской росписи».

Схемы при составлении композиции.

Выполнение узора в прямоугольной форме.

С одной, двумя, тремя птицами, в сочетании с разным количеством цветов и ягод.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

30. «Роспись деревянного панно «Забава»

Подготовка изделия для росписи. Составление рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

31. «Роспись разделочной доски «Ягода» (дерево»

Практическая работа.

Подготовка, тонировка поверхности. Составление рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

32. «Роспись деревянных панно «Райская птица»

Подготовка панно к росписи. Тонировка. Нанесение рисунка карандашом.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

33. «Панно-картина (дерево»

варианты рисунков используемых для панно-картины.

Подготовка изделия для росписи. Нанесение рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

34. «Панно «Рыба» (дерево)

Подготовка изделия для росписи. Составление рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

35. «Промежуточная аттестация»

Контрольная работа по пройденным темам.

Составление технологической карты:

- Городецкий цветок – «розан», «купава.

Составление технологической карты «Городецкий фазан».


Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.

36. «Посещение экспозиций, выставок в музее Традиционной народной культуры. Встреча с мастерами умельцами.»

Контрольная работа

Тест. Хохломская роспись.

Роспись бумажной салфетки Хохломской росписью

Гуашь, кисти разной толщины , альбомные лист, панно, наглядное пособие, простой карандаш, емкость для воды, палитра.


Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Привлечение родителей к участию в детских мероприятиях, праздниках, конкурсах, выставках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

  • Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.

  • Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.

  • Организация совместных с родителями занятий, мастер-классы, создание тематических альбомов, фотовыставок.

  • Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.










Организационный раздел

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Календарно-учебный график

Календарный год рассчитан на 72 рабочих недель, 1 часв неделю (вторник), общее количество часов 72, из них – 10 часов теории, 62 часа практики.

Начало реализации программы

Сентябрь

Окончание реализации программы

Май

Каникулы

Зимние (10 дней)

30.12.2022-10.01.2023

Теоретические занятия

5 часов

Практические занятия

33 час


Методические материалы

Игры по изобразительному искусству для детей 5-7 лет

Содержание:

1 «Рыбаки в аквариуме»

2 «Подбери слово»

3 «Части суток»

4 «Собери пейзаж»

5  «Определи и найди жанр»

6  «Радуга-дуга»

7  «Угадай-ка что получилось?»

8 «Перевертыши»

9 «Удивительная ладонь»

10 «Чудесный лес»

«Рыбаки в аквариуме»

Цели: закреплять знания о фиолетовом цвете. Учить узнавать, называть и выделять три оттенка фиолетового цвета. Формировать умение выкладывать сериационный ряд по светлоте в порядке её убывания. Познакомить с новым правилом ранжирования объектов по цвету: «Каждый раз выбираю самый светлый объект из оставшихся».

Материал. Карточки с контурным изображением рыбок трех оттенков фиолетового цвета (толщина контура 3-4 мм); силуэты рыбок таких же оттенков.

Ход работы. Дети рассматривают карточки, на которых изображен аквариум с контурным изображением рыбок. По заданию педагога дети подбирают силуэты к контурам. После этого предлагает выложить сериационный ряд из рыбок фиолетового цвета (от самой светлой до самой темной). Предварительно знакомит детей с новым правиломя6 «Каждый раз нужно выбирать самый светлый объект из оставшихся».

Дети выкладывают сериационный ряд, называют цвет и оттенок рыбок (светло-фиолетовый, чуть темнее, темно-фиолетовый).

«Подбери слово»


Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине
Материал: репродукция какой-либо картины.
Ход игры: Часто бывает, что картина очень нравится,

а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова.

Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них

одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют

свой выбор.
Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы»
Звучная – звонкая – тихая
Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски.

Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он

густой, как аромат всех этих хлебов.
Просторная – тесная
Тесная. Здесь изображено так много предметов.

Конечно, им тесно.
Радостная – унылая
Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая

красивая, нарядная, будто на празднике, будто

хвастаются булки и хлебы друг перед другом,

кто из них лучше.
Лёгкая – тяжёлая
Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы

большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки,

пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное,

тяжёлое. Как только стол выдерживает?

 


«Части суток»

Цель: Определить, к какой части суток (утро, день, вечер,

ночь) относятся предложенные пейзажи, выбрать цветную

карточку, с которым ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, которые

ярко выражают части суток.
Ход игры: создать игровые ситуации с игрушками,

отражающие их поведение в различное время суток.
Рассмотреть различные репродукции картин, определив,

какое время суток изобразил художник. Обосновать

свой выбор коротким описательным рассказом,

подчеркнуть значение цвета в произведении.
Можно использовать в игре художественные тексты

о частях суток:
Утро. Весенний лес хранит в секрете,
Что он увидел на рассвете,
Как ландыш держит на весу
В стеклянных чашечках росу.

День. День работал целый день –
Передал много дел;
И жалел под вечер,
Что заняться нечем.

Вечер. Постукивает поезд вдалеке,
Плеснула рыба в розовой реке,
Присело солнце за притихший лес ...
День погрустил немножко и исчез.

Ночь. Звёзд полно – и в небе, и в воде.
На земле – ни огонька нигде.
Звери и букашки спать легли.
Тишина от неба до земли.

 «Собери пейзаж»

Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы , соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.

«Определи и найди жанр»

Цель: уточнить представления детей о разных

жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает

посмотреть внимательно на картины и положить

в центр стола картины, изображающие только

натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие

отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция

какой-либо картины, у кого изображён пейзаж,

у кого портрет или натюрморт. Воспитатель

загадывает загадки, а дети должны показать

отгадки, используя репродукции картин.

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ... (пейзаж)

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,
Знай, что это ... (натюрморт)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ... (портрет)

«Радуга-дуга»

Цель: развивать чувство цвета, умение подбирать изображения по цвету, продолжать учить анализировать, сравнивать.

Ход игры: на листе изображена радуга. На каждого ребёнка по 7 картинок на каждый цвет радуги, по7 карточек всех цветов радуги.

Дети должны выбрать и разложить в нужном порядке карточки всех цветов радуги, подобрать к ним свои картинки.

У ведущего предметные картинки, а у каждого ребёнка одна карточка. Ведущий показывает картинки – по одной. Тот, у кого карточка такого же цвета, берёт картинку. Усложнить можно так: назвать предмет и его цвет без показа картинки. Ведущий описывает предмет, не называя его, ни его цвета, дети должны угадать и назвать его. Угадавший, получает карточку такого же цвета.

«Угадай-ка что получилос?»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал: Лист бумаги, карандаши.

Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать

предмет (линию), но не полностью. Следующий  ребёнок говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

«Перевертыши»

Цель: Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета.

Задание: Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

«Удивительная ладонь»

Цель игры: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры: Педагог предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

 «Чудесный лес»

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

Используемая литература


1. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву / Ю.А. Арбат. - М.: Дрофа, 2009. - 189 с.

2. Барышников А.А. Основы композиции / А.А. Барышников. - М.: Белый город, 2009. - 346 с.

3. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство / И.Я. Богуславская. - СПб.: Питер, 2012. - 245 с.

4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева / В.А. Бородулин. - М.: Мозаика- Синтез, 2013. - 156 с.

5. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В.М. Василенко. - М.: Парад, 2011. - 397 с.

6. Городецкая роспись // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shtrih-33.ucoz.ru. - Загл. с экрана.

7. Городецкая роспись // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mnenie.zhulebertsyi.ru. - Загл. с экрана.

8. Городецкая роспись // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusmybb.5bb.ru. - Загл. с экрана.

9. Горячев В.А. Городец / В.А. Горячев. - М.: Дрофа, 2009. - 178 с.

10. Жегалова С.К. Пряник, прялка и птица Сирин / С.К. Жегалова, С.Г. Жижина, Ю.С. Черняховская. - М.: Дрофа, 2012. - 87 с.

11. Жегалова С.К. Русская народная живопись / С.К. Жегалова. - М.: Прогресс, 2010. - 205 с.

12. Жегалова С.К. Сокровища русского народного искусства: резьба и роспись по дереву / С.К. Жегалова, С.Г. Жижина, Ю.С. Черняховская, - М.: Дрофа, 2012. - 135 с.

13. Журавлёва Л.С. Резное и расписное дерево / Л.С. Журавлёва. - М.: Прогресс, 2010. - 205 с.

14. Ильченко М.И. Методическое пособие по городецкой росписи / М.И. Ильченко, С.К. Мишин. - М.: Владос, 2009. - 87 с.

15. Коновалов А.Е. Городецкая роспись / А.Е. Коновалов. - СПб.: Питер, 2009. - 176 с.

16. Коновалов А.Е. Городецкая роспись и резьба по дереву / А.Е. Коновалов, - М.: Прогресс, 2012. - 76 с.

17. Максимов Ю.В. У истоков мастерства / Ю.В. Максимов. - М.: Росмэн, 2010. - 356 с.

18. Махмутова Х.И. Роспись по дереву / Х.И. Махмутова. - М.: Дрофа, 2012. - 287 с.

19. Плюхин В.У. Творчество у истоков гражданственности / В.У. Плюхин. - М.: Прогресс, 2009. - 107 с.

20. Супрун Л.Я. Городецкая роспись / Л.Я. Супрун. - М.: Культура и традиции, 2010 - 147 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!