ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«Мы - дети, мы - личности!»
Паспорт программы
1. | Полное название программы | Программа воспитания «Мы - дети, мы - личности» |
2. | Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) | Для учащихся 5 – 9 классов средней общеобразовательной школы. |
3. | Сроки реализации программы | 2013-2018 гг. |
4. | Цель программы | Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитания человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней. |
5. | Задачи | 1.Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся 2.Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей. 3.Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности 4.Формирование классного коллектива как воспитательной системы. 5.Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельсности,вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному влиянию. 6.Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся. |
6. | Краткое содержание программы | Основная идея программы: создание воспитательной системы, основанной на сотрудничестве, содружестве, сотворчестве, всех субъектов воспитательного процесса с целью воспитания современной творческой личности, способной к интеллектуальному, духовному и физическому саморазвитию. 5 класс «Я и мой класс, моя семья» Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Осознание ребёнком себя как члена своей семьи, с определёнными традициями и культурой, а также как члена коллектива, как части общества. 6 класс «Я - человек» Развитие интереса к себе как к человеку – части природы и общества. Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. 7 класс «Я - личность» Создание условий для осознания себя как личности, формирование потребности в самопознании, саморазвитии, самовоспитании, самообразовании, самореализации. 8 класс «Я гражданин» Создание условий для осознания себя как гражданина своей страны; осуществление гражданского, патриотического развития личности. 9 класс «Я и моя профессия» Создание условий для осознания каждым учащимся своей профессиональной направленности |
7. | Ожидаемый результат | В результате осуществления программы нравственный уровень учащихся должен достигнуть высокого показателя. Должно быть сформировано патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, социализация выпускников. Должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте посредством участия в соревнованиях школьного и городского значения, участия в конкурсах, смотрах, викторинах различного образовательного уровня. На этапе развития личности 5–6 класс: – лидерские качества; – сплоченность коллектива. На этапе развития личности 7–9 класс: – способность включения в работу; – способность к выполнению намеченных целей; – способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. На этапе развития личности: – желание самосовершенствоваться; |
Пояснительная записка
«Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди. Из
них на первом месте – родители и педагоги»
А.С.Макаренко
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.
Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление». Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития.
Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации. Это - классные часы, беседы, диспуты, клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.
Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой. Это осуществляется за счёт привлечения родителей к организации и активному участию в классных мероприятиях, организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха, праздников.
Организаторы программы:
- классный руководитель
- родители учащихся
Участники программы:
-дети от 11 – 16 лет
Цель:
Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитания человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней
Задачи:
1.Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся
2.Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей.
3.Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности
4.Формирование классного коллектива как воспитательной системы.
5.Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельсности,вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному влиянию.
6.Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся
Этапы реализации программы.
Программа состоит из пяти этапов
1 этап – 5 класс «Я и мой класс, моя семья»
2 этап – 6 класс «Я человек»
3 этап – 7 класс «Я личность»
4 этап – 8 класс «Я гражданин»
5 этап – 9 класс «Я и моя профессия»
Содержание деятельности по основным направлениям.
классы | Гражданско- патриотическое | Нравственное и духовное воспитание | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Интеллектуальное воспитание | Здоровье сберегающее воспитание | Социокультурное и медиакультурное воспитание | Культуротворческое и эстетическое воспитание | Правовое воспитание и культура безопасности | Воспитание семейных ценностей | Формирование коммуникативной культуры | Экологическое воспитание |
5 | 1.Линейка, посвящённая Дню Знаний. 2.Выборы органов самоуправления. 3.Информационные десятиминутки 4.Классные часы, посвященные Дню мужества. 5.Фестиваль инсценированной солдатской песни. 6.Акция «Георгиевская ленточка» 7.Кл.час «Родной край и его история» | 1..Акция «праздничная открытка» к Дню пожилого человека. 2.Операция «Праздничный сюрприз». 3.Операция «Праздничный сюрприз» к 8 марта. | 1.Кл.час в рамках недели по благоустройству и энергосбережению 2.Операция «Субботник» 3.Кл.час по профориентации | 1.Участие в игре по русскому языку «Русский медвежонок» 2.Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников 3.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. 4.Математическая игра «Кенгуру». 5. Конференция НОУ. 6. Олимпиада по гуманитарным предметам «Юниор» (7-8 кл). | 1. Кросс наций ( 7-9 кл). 2. Классные часы по ПДД (ежемесячно). 3. День СПИДа (7- 9 классы). 4. Агитбригада «Минздрав предупреждает». 5. Классные часы по здоровому питанию и профилактике заболеваний. 6. Лыжня России. | Классные часы по толерантности. | 1.Выставка семейного творчества «Причуды осени». 2.Презентация классного коллектива. 3.Конкурс по оформлению класса к новому году. 4.Новогодняя дискотека. | 1.Практические занятия по эвакуации в случае ЧС. 2.Оформление памятки пешехода 3.Конкурс агитбригад. «День отказа от курения» 4. Интернет уроки «Имею право знать». | 1.Классный час посвящённый Дню матери. 2. Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» | 1. Участие в играх по информатике 2. Интернет урок «Имею право знать». | 1.Экскурсия в природу. 2. Операция «Клумба» 3.Игра по естествознанию. |
6 |
7 |
8 |
9 |
Классные часы
| Гражданско-патриотическое | Нравственное и духовное воспитание | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству |
5 класс | Классный час, посвященные Дню мужества «Родной край и его история» | «Будем знакомы, будем друзьями!» «Всему начало -отчий дом» «Азбука вежливости» | «Энергосбережение- наше будущее» «Электроэнергию сохрани – мир сбереги» «Учимся быть бережливыми» «Путешествие в мир профессий» |
6 класс | Классный час, посвященные Дню мужества. «Родной край и его история» | «Наши общие дела» «Мои «хочу» и мои «могу» (диспут) «Делать добро спешите» «Дружба – это…» | «Энергосбережение- наше будущее» «Электроэнергию сохрани – мир сбереги» «Учимся быть бережливыми» «Путешествие в мир профессий» |
7 класс | Классный час, посвященные Дню мужества «Родной край и его история» | «Вот и стали мы на год взрослее» «Вверх по лестнице жизни» «Скажи, кто твой друг…» «Совесть - внутренний судья человека» | «Энергосбережение- наше будущее» «Электроэнергию сохрани – мир сбереги» «Проектируя будущее» «Я и профессия» |
8 класс | Классный час, посвященные Дню мужества «Родной край и его история» | «Как здорово, что мы вместе» «Самовоспитание - путь к совершенству» «Без друзей меня чуть-чуть» | «Энергосбережение- наше будущее» «Электроэнергию сохрани – мир сбереги» «Проектируя будущее» «Я и профессия» |
9 класс | Классный час, посвященные Дню мужества «Родной край и его история» | «Встреча добрых друзей» «Счастливый билет моей судьбы» «Всему начало любовь» | «Энергосбережение- наше будущее» «Электроэнергию сохрани – мир сбереги» «Проектируя будущее» «Я и профессия» |
Формы работы с коллективом воспитанников
классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального, творческого содержания;
проведение совместных праздников (родители, педагоги, учащиеся);
экскурсии по городу
участие в акциях благотворительной направленности;
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых игр.
Формы индивидуальной работы с учащимися:
беседы;
контроль успеваемости и посещаемости уроков;
вовлечение в коллективные дела класса и школы.
Формы работы с родителями:
организационные и тематические родительские собрания;
лекторий для родителей;
День открытых дверей;
анкетирование и тестирование родителей;
индивидуальные консультации специалистов: (социального педагога, психолога);
совместные с родителями праздники, именины детей.
Формы работы с педагогами, работающими в классе:
беседы;
консультации для классного руководителя и родителей;
посещение занятий;
проведение совместных классных часов
проведение совместных родительских собраний
Формы работы с психологом школы:
диагностика и анкетирование;
индивидуальные консультации.
Формы работы с заместителем директора по ВР и социальным педагогом школы:
курирование малообеспеченных, неблагополучных и многодетных семей, учащихся, находящихся под опекой оказание социальной и материальной помощи;
контроль успеваемости и посещаемости подростков «группы риска»;
Совет профилактики;
индивидуальные консультации.
Механизмы реализации программы
В центре программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
a.Принципы реализации программы.
Принцип общественной направленности
Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей– осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.
Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
1. Аналитико-диагностическая деятельность
- тестирование
- анкетирование
- микроисследования
- педагогически направленное наблюдение
2. Профессиональная ориентация
- профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
- профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)
3. Работа с семьёй
- изучение воспитательного потенциала семьи
- психолого-педагогический всеобуч родителей
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- индивидуальная работа с родителями
4. Ценностно-ориентированная деятельность
- классное самоуправление
- анкетирование
- тематические классные часы
- изучение прав ребёнка
- посещение музеев, выставок, театров, библиотек
- участие в социально значимых проектах и акциях
5. Дополнительное образование
- вовлечение в факультативы, кружки
- организация кружков
- творческие отчёты
6. Интеллектуально-познавательная деятельность
- познавательные классные часы
- экскурсии
- участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах
7. Спортивно-оздоровительная деятельность
- тематические классные часы
- участие в спортивных мероприятиях
- экскурсионно-туристическая работа
- пропаганда физической культуры
- пропаганда ЗОЖ
8. Свободные общения
- часы общения
- дискотеки
- вечера отдыха
- игры.
Структура детского самоуправления
модель самоуправления
Президент класса
Премьер-министр
Министр образования и воспитания
Министр информации и коммуникации
Министр оформления и благоустройства
Министр охраны прав и обеспечения безопасности
Министр спорта
Министр культуры
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
1. Познай себя – это интересно!
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- самостоятельность.
Законы жизни коллектива
Закон точности - не терпит опозданий.
Закон дружбы - главное сплоченность.
Закон справедливости – справедливость превыше всего.
Закон помощи - помоги другим, и тебе помогут.
Закон веселья - без улыбки никуда.
Закон творчества - каждое дело творчески, с юмором.
Чем больше трудностей, тем больше бодрости.
Получил задание не пищи, лёгкой работы не ищи.
Думай, разведывай, соображай, решени и планы свои уважай.
Кадровое обеспечение программы
- администрация школы
- классный руководитель;
- учителя – предметники;
- соц. педагог;
- психолог;
- библиотекарь;
- медицинский работник.
МТБ
Классная комната
Актовый зал
Спортивная площадка
Методическая литература
Оборудование (наличие канцелярских товаров и т.д.)
Библиотечный фонд
Использование информационно-коммуникационных технологий.
Ожидаемые социальные результаты. Ступени коллективного роста участников воспитательного процесса
Возрастной этап | Тема | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
5 класс | «Я и мой класс, моя семья» | 1.Овладение учащимися базовыми школьными знаниями и умениями. 2.Развитие коммуникативных навыков у учащихся. 3.Сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. | 1.Учащиеся овладеют базовыми школьными знаниями и умениями. 2.У учащихся развиты навыки сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими и сравнивать свои результаты с успешностью других. 3. Интересы родителей и педагогов направлены на формирование развитой личности |
6 класс | «Я человек» | 1. Развитие интереса к себе, стремление разбираться в своих собственных способностях и поступках. 2.Формирование первичных навыков самоанализа. 3.Формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания. 4.Выделение круга устойчивых интересов. 5.Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки. | 1.Сформировано стремление разбираться в своих собственных способностях и поступках. 2.Сформированы первичные навыки самоанализа. 3.Сформирован новый уровень мышления, устойчивость внимания. 4.У учащихся определен круг интересов. 5. Развито чувство собственного достоинства и внутренние критерии самооценки. |
7 класс | «Я личность» | 1. Формирование умения добиваться успеха и правильно относится к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе. 2.Формирование интереса к другому человеку как к личности. 3.Формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии. 4.Развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям. 5.Формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым развитием. | 1. У учащихся сформированы умения добиваться успеха и правильно относится к собственным успехам и неудачам, развита уверенность в себе. 2.Сформирован интерес к другому человеку как к личности. 3.Сформированы адекватные формы утверждения самостоятельности. 4. Развиты чувства сочувствия и сопереживания другим людям. 5.У учащихся сформированы представления о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым развитием. |
8 класс | «Я гражданин» | 1.Формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека. 2.Формирование гуманистического мировоззрения, осознания своих прав и прав других людей. 3.Развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и добиваться их. 4.Развитие позитивного и адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося. | 1.У учащихся сформированы умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека. 2.Учащиеся осознают свои права и права друхих людей. 3.Учащиеся умеют ставить перед собой цели и добиваться их. 4.У учащихся развит адекватный образ «физического Я». |
9 класс | «Я и моя профессия» | 1.Развивать готовность к жизненному самоопределению. 2.Формировать самостоятельность, умение независимо определять жизненные цели и выбор будущий профессии. 3.Формировать чувства личностной тождественности и целостности (идентичности). | 1.У учащихся сформирована самостоятельность и умение определять жизненные цели и будущую профессию. 2.Сформированы чувства личностной тождественности и целостности (идентичности). |
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
критерии | показатели | методика |
1.Интеллектуальная развитость | 1.Освоеннность образовательной программы 2.Развитость познавательных интересов | Анализ текущей и итоговой успеваемости Школьный тест умственного развития (ШТУР)-8-9 классы Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) – 5-6 классы. |
2.Нравственная развитость | 1.Сформироанность основных нравственных качеств личности 2.Социальная активность учащихся | Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка Педагогическое наблюдение Методики для изучения воспитанности учащихся. Автор(Н.Шилова) |
3. Коммуникативная развитость | 1.Коммуникабельность 2.Сформированность коммуникабельной культуры учащихся | Педагогическое наблюдение. |
4.Сформированность классного коллектива | 1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. 2.Сформированность индивидуальности классного коллектива | Методика А.Н.Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим классом Социометрия |
4.Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей | Методика Е.Н.Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения |
Факторы риска.
Нежелание детей участвовать в реализации программы.
Неготовность взрослых к серьёзному сотрудничеству в вопросах воспитания детей.
Негативные влияния окружающей среды (семьи находящейся в социально-опасной ситуации).
Условия реализации программы.
МТБ (стандарты основного общего образования, специальная литература, справочная литература, видеофильмы).
Сотрудничество родителей, классного руководителя, учителей – предметников, администрации школы.
Список литературы.
Алоева, М.А. Классные часы в 5-7-х классах.;Ростов на- Дону;Феникс, 2007.
Алоева М.А. Классные часы и родительские собрания; Ростов-на-Дону, Феникс,2005
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.;ВАКО; Москва.:, 2005.
Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе; Айрис пресс; Москва; 2007
Молчанова З.М. и др.Личностное портфолио старшеклассника; Глобус; Москва; 2007
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом; Глобус; Москва; 2007
19