СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания и социализации 5 - 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы воспитания и социализации детей с 5 по 9 класс по направлению здоровьесбережения.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации 5 - 9 класс»

ОГБОУ «Касимовская школа-интернат»

Рассмотрено на заседании ШМО воспитателей (классных руководителей)

Протокол №1 от «__»________2015 г.


Руководитель:

_________Паняева Е.М.


Согласовано.


Зам. Директора по ВР: ________________


Степанкина Г.А.

Утверждаю.


Директор ОГБОУ «Касимовская школа-интернат»:

_________________


Бикуева М.В.








Программа воспитания и социализации



ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛАССА



Срок реализации – 5 лет, с 2015 – 2016 уч.года по 2019 - 2020 уч. год



Место реализации: с 5 по 9 класс





Составители: Паняева Е. М.

Мартынова Л. С.



















Касимов, 2015 г.

Введение.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Он включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

После перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как

интеллектуального, так и развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладывать в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов.

Основными идеями программы являются:

1.Идея развития:

- развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;

- развитие личности учащихся;

- развитие педагогической системы школы в целом.

2. Идея творчества:

- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к

творчеству;

- творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространства.

3. Идея сотрудничества:

- партнерские отношения субъектов воспитательной системы;

- совместная деятельность детей и взрослых.

4. Идея толерантности:

- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии,

сочувствию;

- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически

здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в

условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.


Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое

государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности:

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;

достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие,

ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и

вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности,

религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

(ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая

грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально- психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).


А также:

— формирование познавательного интереса к различным областям знаний;

— формирование потребности к достижению успехов и самоутверждению в различных видах деятельности (спорт, художественное творчество, интеллектуальное творчество, трудовая деятельность, общественная деятельность и другие.);

— переориентация учащихся с детских норм поведения на взрослые;

— формирование навыка культуры цивилизованного общения и норм социального поведения;

— формирование коллектива, способного к совместным действиям и совместному время провождению.


Качества личности, нуждающиеся в развитии в этом возрасте:

Познавательный потенциал: любознательность; изобретательство; инициатива; пытливость ума; желание творчества; стремление к прекрасному.

Нравственный потенциал: прилежание; упорство и аккуратность; искренность и правдивость; внимательность; наблюдательность; готовность помочь; сопереживание; доброта; великодушие; желание разделить боль и радость другого человека; чуткость; почтительное уважение к старшим; любовь к родителям.

Физический потенциал: интерес к подвижным играм; интерес к занятиям спортом; желание стать сильным, ловким; мотивация занятий спортом; стремление к спортивным достижениям; трудолюбие в спортивных занятиях; поиск своего спортивного кумира.


  1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся класса.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности; социально- педагогическое и социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного и культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества.

Задачи:

 Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

 Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

 Формирование толерантности, подготовка учащихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.

 Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

 Укрепление здоровья школьников, формирование отношения к своему здоровью как к ценности.

Данная программа призвана «навести мосты» между самоценностью проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между их внутренним миром и внешним – с его нормами, требованиями и вызовами, о которых они имеют весьма неясное представление.


Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся класса.

1 направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: «Я - гражданин»

Цели:

 воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;

 формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;

 признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.

Задачи воспитания:

 формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;

 формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

 обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

 формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

 воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;

 проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.

Виды деятельности:

 изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

 организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

 сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

 формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;

 изучение биографий выдающихся граждан своей страны - патриотов и борцов за Отечество;

 развитие патриотических чувств учащихся через организацию проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

 организация встреч с представителями общества - истинными гражданами и патриотами своей страны;

 создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;

 посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

 демонстрация примеров проявления молодежью гражданской позиции и мужества, патриотизма;

 поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;

 активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;

 формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма.

Формы внеклассной работы:

 тематические классные часы;

 встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

 посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;

 конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;

 интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия по станциям, квесты);

 участие в конкурсах и концертах, посвященных правовой и патриотической тематике;

 походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.

 мероприятия по программам военно-патриотического месячника, посвященного Дню защитника Отечества и правовой недели;

 благотворительные акции «Открытка ветерану» и др.

 шефство над ветеранами войны и труда (встречи с ветеранами, чествование ветеранов: подготовка сувениров и подарков для людей, переживших тяготы войны);

 интерактивные игры;

 встречи с интересными людьми, ветеранами;

 экскурсии на предприятия и в музеи города;

 конкурсы чтецов, сочинений, рисунков.

Ожидаемые результаты:

Пробуждение интереса к своим историческим

корням, воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому нашего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны; формирование активной гражданской позиции. Осознание себя, своей семьи частью русской истории и культуры. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества. Формирование представления учащихся о правовом статусе несовершеннолетних, единстве прав и обязанностей в обществе, формирование умений и навыков правового поведения. Формирование уважительного отношения к закону.


Мониторинг: портфолио (личные достижения), периодические открытые совместные обсуждения, опросы (обе группы участников: подростки и взрослые (учителя, родители) происходящих перемен (их глубины, характера, индивидуального и общественного значения и т.п.) следует рассматривать как важнейший элемент рефлексии программной деятельности.



Оценка результативности работы


Критерий

показатели

Инструментарий

Уровень мотивации

школьников

Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение различных мероприятий.

Количество добрых дел.


Расширение социального партнерства: организация и проведение новых встреч

Статистический анализ.

Атмосфера в классе.

Отсутствие асоциального

поведения.

Диагностика мотивационной

сферы

Вовлеченность в проектную

деятельность.

Количество вовлеченных учащихся.

Статистика. Наблюдение.

Произвольность в общении.

 общительность;

 открытость;

 адекватное ситуации выражение эмоций;

 способность к поддержке другого.

Экспертная оценка классного

руководителя и воспитателей класса



2 направление: воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания

«Ученик и его нравственность»

Цель:

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи воспитания:

 создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;

 знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

 изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;

 развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;

 создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

 способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;

 создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

Виды деятельности:

 изучение нравственной воспитанности учащихся школы, определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;

 изучение нравственного климата в семьях учащихся и классном коллективе,

консультирование родителей, классных руководителей и воспитателей по изученной проблеме;

 разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся, ответственности за свои поступки;

 учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;

 создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;

 поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.

Формы внеклассной работы:

 тематические классные часы;

 тренинги нравственного самосовершенствования;

 посещение кино и театра с последующим обсуждением;

 экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города, столицы, области;

 дискуссии по нравственной тематике;

 поисковая работа;

 шефская работа детских садах;

 праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;


Ожидаемые результаты:

Сформировать представления учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения. Уважительное отношение к людям. Развитие способности к рефлексии, умение ставить себя на место другого, сопереживать и искать и находить способы человеческой поддержки. Воспитывать милосердие, потребность оказывать помощь нуждающимся. Развитие потребности в совершении нравственных поступков. Формирование коллектива, обсуждение и

принятие правил жизнедеятельности класса. Повышение уровня социальной комфортности в коллективе.


Мониторинг: портфолио (личные достижения), периодические открытые совместные обсуждения и опросы (обе группы участников: подростки и взрослые (учителя, родители) происходящих перемен (их глубины, характера, индивидуального и общественного значения и т.п.) следует рассматривать как важнейший элемент рефлексии программной деятельности.


3 направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии .

Цель: создание условий для осуществления практической деятельности учащихся, направленной на приобретение социальных навыков.

Усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда.

Создание совокупности условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию

школьников на ступени основного общего образования.

Задачи воспитания:

 организовать общественно- полезную социальную деятельность;

 создать отношения партнерства и сотрудничества в ходе осуществления общественно-полезной деятельности;

 знакомить учащихся с интеллектуальными достижениями различных людей;

 создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;

 давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в классе и за его пределами; усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии;

 разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии;

 создавать возможности для приобретения опыта собственного участия в различных коллективных работах, в том числе в разработке и реализации учебных и внеучебных проектов

 формировать нетерпимое отношение к лени, небрежности, незавершенности дела, к небрежному отношению к результатам человеческого труда независимо от того, в какую историческую эпоху этот труд был совершён;

 воспитывать безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку; способность к признательному восхищению теми, кто занимается творчеством – изобретательством, творчеством в сфере науки, архитектуры, литературы, музыки и других видов искусства и пр.;

 поощрять и поддерживать самообразование посредством Интернета, занятий в библиотеках, музеях и т.п.

 объективные представления о себе, как субъекте собственной деятельности, уверенность в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

 способам работы с открытыми источниками информации о профессиях, востребованных на рынке труда.


Содержание воспитательной работы:

 изучение интеллектуальных возможностей учащихся класса и динамики изменения интеллектуальных достижений;

 формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;

 развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; потребности в развитии собственного интеллекта;

 развитие творческой инициативы и активности, учащихся в интеллектуальной деятельности;

 создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности' учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;

 стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;

 приобщение к социально- значимой деятельности через участие в волонтерских движениях различной направленности

Формы внеклассной работы:

 интеллектуальные марафоны в классе;

 интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;

 творческие объединения по интересам (кружки);

 создание в классе команд и проведение состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами);

 интеллектуальные викторины;

 предметные вечера;

 литературные гостиные;

 читательские конференции по книгам из серии «Жизнь замечательных людей»;

 экскурсии в музеи, посещение выставок;

 встречи с талантливыми людьми, с талантливыми сверстниками;

 часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.


Ожидаемые результаты освоения программы профориентации.

Сформированное представление учащихся об интеллектуальных достижениях различных людей, усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда.

Результатом профессиональной ориентации на ступени основного общего образования, является сформированность у школьника представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей.


4 направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание):

 осознание возникшего кризиса в отношениях человека и природы как одной из актуальнейших глобальных проблем человечества; способность видеть и понимать, в каких формах этот кризис выражен в месте проживания подростка; его добровольное участие в решении этой проблемы как личностно важный опыт природоохранительной деятельности;

осознание противоречивой роли человеческой деятельности в отношении природы;

 усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы.

Виды деятельности и формы занятий:

 развитие и углубление опыта непосредственного эмоционально-чувственного взаимодействия с реальной живой и страдающей природой в месте жительства и его ближних окрестностях; сопоставление бытующей практики с результатами качественно иных подходов к выстраиванию этих отношений (европейский, японский опыт);

 на этом фоне – проведение исследований творчества поэтов-лириков и поэтов-философов, а также писателей и художников-пейзажистов и анималистов, пейзажных и садовых архитекторов (как отечественных, так и зарубежных), раскрывающих общность мира природы и мира человека;

 углубленное знакомство с публикациями Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; в этом же отношении могут оказаться полезными и другие богато иллюстрированные и снабженные научными текстами издания (а также кинофильмы), актуализирующие проблематику ценностного отношения к природе;

 получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности ( экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.);

 участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

 усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в ходе целевых экскурсий, походов и путешествий по родному краю);

 осмысление «темы природы» в своем собственном творчестве (стихосложении, рисовании, прикладных видах искусства);

 фотографическая фиксация в городе и/или в его ближних окрестностях видов, представляющих с точки зрения участников этого поиска, особую эстетическую ценность; подготовка на основе серии подобных фотографий презентации «Незамечаемая красота» (название условно).


Ожидаемые результаты:

Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы. Глубокое проникновение в экологические проблемы, желание их решать, начиная с себя. Бережное гуманное отношение ко всему живому.


Мониторинг программы:

 периодические открытые совместные обсуждения и опросы происходящих перемен (их глубины, характера, индивидуального и общественного значения и т.п.);

 оценочные суждения, зафиксированные в виде персональных характеристик, в качестве личных достижений для пополнения своего портфолио, в виде благодарностей, вынесенных не от имени администрации, а от имени всего детско-взрослого «программного сообщества»;

 анкетирование.


5 направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):


Задачи:

 развитие представлений о душевной и физической красоте человека, а равно – о его разрушительных возможностях; о своеобразии критериев человеческой красоты у разных народов и в разные исторические эпохи;

 продолжение формирования чувства прекрасного; практическое развитие умения видеть красоту природы, труда и творчества; развитие способности отличать подлинное искусство от его суррогатов; постепенное введение подростков в мир искусства, включая авангард и модерн ХХ века и художественный язык современного искусства; параллельно – освоение основ художественного наследия родной, русской и иных важнейших культурно-художественных и религиозно-художественных традиций: японской, китайской, индийской, арабской (исламской), христианской, буддийской и др.

 поощрение и поддержка собственных занятий подростков художественным творчеством в различных областях (включая моду, дизайн собственного жилища, территории дома, школы и др.).

Виды деятельности и формы занятий:


 организация экскурсий на художественные производства и выставки, к памятникам с последующим обсуждением увиденного и прочувствованного и оформлением в виде презентаций, эссе и других форм долговременного хранения и использования;

 тематические беседы о поэзии, музыке, искусстве, рассказы людей, побывавших в интересных местах, и др.;

 обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой и последующее обсуждение;

 поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально;

 конкурс на украшение класса, школы.


Оценка результативности работы


Критерии

Показатели

Инструментарий

Уровень мотивации

школьников

Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классных и общешкольных мероприятий.

Расширение социального партнерства: организация и проведение новых встреч.

Статистический анализ.

Атмосфера в классе.

Отсутствие асоциального

поведения.

Вовлеченность в проектную

деятельность

Количество вовлеченных учащихся в творческую, проектную деятельность.

Статистический анализ

проведенных мероприятий

Произвольность в общении

 общительность;

 открытость;

 адекватное ситуации выражение эмоций;

Экспертная оценка классного руководителя

Ожидаемые результаты:

Сформированное представление учащихся об интеллектуальных достижениях различных людей, усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда.

Формирование чувства прекрасного. Развитие взаимодействия, творческих возможностей учащихся, творческой инициативы . Воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям.


6 направление: формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подростков.


Цели: формирование и развитие у обучающихся установок активного, здорового и безопасного образа жизни, понимание личной и общественной значимости приоритета здоровья, создание мотивации быть здоровым и обеспечение условий для ведения здорового образа жизни.

Задачи:

• формирование у обучающихся саногенного (здоровьеполагающего) мышления на основе знаний о человеческом организме, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

• формирование представления об основных компонентах экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

• воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения;

• формирование способности делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• формирование способности самовоспитания и укрепления воли обучающегося путем внутренней установки личности поступать не во вред здоровью и вопреки пагубным желаниям, привычкам и модным тенденциям.

• создание в классе условий, обеспечивающих возможность каждому участнику образовательной деятельности самосовершенствоваться, сохранять и укреплять свое здоровье;

• создание условий для развития творческой, поисковой активности в познании себя;

 создание системы преемственности знаний и опыта обучающихся на каждой ступени образования по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

 внедрение в образовательный и воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий,

 организация контроля над соблюдением требований СанПиН;

 осуществление профилактических мер по предотвращению ухудшений санитарно- гигиенических условий;



Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий:


 системный подход, предполагающий оптимальное профессиональное взаимодействие педагогов, медиков, психологов и других специалистов;

 субъектность участников образовательного процесса;

 принцип гуманизма;

 принцип самоценности каждого возраста;

 формирование положительной мотивации у обучающихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий комплексность и непрерывность проведения оздоровительных мероприятий с учетом индивидуального уровня здоровья каждого участника образовательного процесса;

 преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления,

 реализация в условиях класса на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания;

 повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в школе и классе санитарно-гигиенических норм и правил.


Здоровьесберегающие технологии включают:


 медицинские программы закаливания физическими факторами внешней среды;

 программы психопрофилактики для повышения стрессоустойчивости, предупреждения повреждающих последствий острого и хронического стресса;

 рациональную организацию питания;

 физическое воспитание ребенка на протяжении всего периода обучения, активное включение в разнообразные виды спорта;

 педагогическую деятельность, направленную на усвоение и выполнение правил здорового образа жизни каждым школьником и членами его семьи;

 педагогическую деятельность, обеспечивающую самореализацию, ситуацию успеха, положительную самооценку, личностный комфорт для каждого обучающегося, включенного в образовательный процесс.


Ожидаемые результаты

Формирование знаний о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

Формирование знаний о необходимости соблюдения правил гигиены и здорового режима дня;

Формирование негативного отношения к табакокурению, пропаганда здорового и безопасного образа жизни

Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в отдыхе

Снизить вероятность детского травматизма на дорогах города

Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на улицах в различных ситуациях

Мониторинг:

Организационной структурой, обеспечивающей постоянный мониторинг, является школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

Направления его деятельности:

 диагностика состояния здоровья; составление карт прогноза и коррекции на каждого

обучающегося;

оказание специалистами школы помощи детям и подросткам, испытывающим различные трудности в обучении, адаптации;

 отслеживание динамики развития обучающихся (организация мониторинга психофизического состояния);

 организация работы с родителями с целью защиты интересов ребенка.

Для более полной реализации данного направления воспитательной деятельности составлена подпрограмма «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни подростков» (Приложение 1)


7 Направление «Ученик и его семья» (работа с родителями)


Цель: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.

Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.


Задачи воспитания:

 создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

 позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

 преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

 способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

 создавать условия для духовного общения детей и родителей;

 создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.


Содержание воспитательной работы:

 создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;

 изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

 сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;

 создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель — ученик — родитель»;

 удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;

 разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

 организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

 создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик – родитель»;

 привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики жизни школы;

 демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

 поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.


Формы внеклассной работы:

 тематические классные часы;

 праздники семьи;

 тренинги;

 совместные праздники;

 индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

 экскурсии, викторины, КВНы родительско -ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

 спортивные состязания;

 дни творчества, дни открытых дверей и др.


II. Программа социализации обучающихся класса.

Цель и задачи программы:

Цели: обогащение и совершенствование человеческой сущности учащихся через поддержку их собственных усилий с целью приобретения ими жизненного опыта и умения связать этот опыт с жизненными ценностями социума.

Задачи программы:

 создать условия для успешной социализации учащихся в классе, школе, внешкольном пространстве;

 формировать знания о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;

 согласовывать свои потребности с возможностями их реализации в наличной социальной среде;

 формировать позитивную самооценку, самоуважение, конструктивные способы самореализации.

Направление программы: создание режима максимального благоприятствования процессам позитивной социализации подростков.


Этапы организации работы:

1. Анализ социально-психологического пространства, существующего в школе и классе.

2. Анализ психологического, социального, культурного «фона» внутри школы, степени и способов влияния внешних факторов на главных субъектов процесса социализации: учителей, учащихся и их родителей в целях выяснения сильных и слабых сторон, характера их взаимоотношений между собой и с внешней средой и т.д.

3. Социальное проектирование как условие формирования личностных результатов воспитания.

4. Определение объектов деятельности (социальные явления, социальные отношения, социальные институты, социальная среда).

5. Субъекты социальной деятельности (учащиеся и взрослые, вовлечённые в социальное проектирование)

Ожидаемые результаты: повышение социальной активности учащихся, их готовности принять личное практическое участие и внести реальный вклад в улучшение социальной ситуации в классе и школе; повышение уровня общей культуры учащихся; формирование навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;

Виды деятельности.

1. Школьный уровень

 развитие системы классного самоуправления;

 участие в благоустройстве классного, школьного и пришкольного пространства;

 участие в подготовке и выпуске классных газет;

 участие в общешкольной деятельности и в массовых мероприятиях (спортивные соревнования, предметные олимпиады, всероссийские интеллектуальные игры по предметам, поздравления ветеранов и пожилых людей, конкурс чтецов, и др.);


2. Муниципальный уровень

 участие в выставках изобразительного искусства, в конкурсах и акциях, посвящённых социальным проблемам родного города, (акции «Сделаем город чище», «Новогодняя игрушка», «Ёлочка», проекты по благоустройству дворовых территорий школы и др.)


3. Персональный уровень

Через классные часы, индивидуальные беседы, игры, конкурсы, походы развивать следующие способности:

 сохранять и поддерживать собственное здоровье и не иметь дурных привычек;

 развивать творческие и деловые отношения со старшими и младшими школьниками;

 занимать социально ответственную позицию в отношении негативных событий и явлений окружающей жизни;

 быть толерантными, эмпатически настроенными к носителям иных культурных традиций;

 публично выражать своё мнение.


Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (формирование портфолио, ценные подарки)


Критерии, показатели эффективности деятельности по психолого-педагогической поддержке социализации обучающихся:

 степень развитости речевого общения подростков;

 способность к конструктивному и продуктивному сотрудничеству;

 толерантность и культуросообразность учащихся;

 включённость учащихся в процесс самообразования.

Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

 отслеживание индивидуального прогресса учащихся по направлениям и формам воспитательной программы;

 отслеживание коллективного прогресса учащихся по направлениям и формам воспитательной программы.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

- персональная включенность подростков в реальную позитивную социальную и социокультурную практику.


Работа с родителями. Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

Совместная деятельность воспитателя и семьи.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся класса осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся класса является повышение педагогической культуры родителей.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы воспитателя по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и класса, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности класса по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей в классе:

  • родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и школе, знакомство родителей с задачами и итогами работы класса, школы

  • общешкольные родительские собрания проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы;

  • классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем;

  • родительские конференции, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и посвященные обмену опытом в семейном воспитании, а также конференции с обсуждением проблемных тем и ситуаций;

  • родительский лекторий, способствующий повышению педагогической культуры родителей;

  • презентации семейного опыта, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей;

  • вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов по вопросам воспитания детей;

  • «круглый стол» - форма, дающая возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом ученическом коллективе, семье. Данная форма предлагает практическое решение назревших проблем;

  • дискуссионные клубы, собрания-диспуты нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе педагогов и родителей;

  • деловые и ролевые игры дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, семье;

  • социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным, обычно проводятся с приглашением психолога;

  • семинары-практикумы - на семинарах родителей обучают правильному общению с ребёнком, умениям выявлять причины конфликтов между супругами и между родителями и детьми, умению строить конструктивные отношения с ребёнком и окружающими;

  • совместные собрания с детьми – форма работы, которая сплачивает родителей и детей, дает возможность увидеть своих детей «с другой стороны», их возможности и таланты, достижения в школьной жизни.

В рамках формирования у родителей культуры принадлежности к школьному образовательному пространству могут быть использованы следующие формы встреч с родителями:

  • встреча с администрацией и педагогом-психологом;

  • «День открытых дверей в классе» - демонстрация достижений обучающихся родителям;

  • ежегодная общешкольная отчетно-выборная родительская конференция.


Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя (воспитателя) с семьей. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

- особенности здоровья ребенка;

- его увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивации учения;

- моральные ценности семьи.

Посещение семьи: индивидуальная работа педагога, совместно с социальным педагогом школы, психологом (по необходимости) с родителями, знакомство с условиями жизни.













Приложение 1

Воспитательная подпрограмма класса

«Формирование культуры

здорового и безопасного образа жизни подростков»



«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».

Франсуа Вольтер



1. Введение.

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья - физического, психического и духовного - очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Необходимо обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него должные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, экологическую культуру, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности.

Здоровый образ жизни – такой образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который предполагает дальнейшее развитие общества.

По формулировке академика Ю.П. Лисицына – "Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья".

Здоровый образ жизни – это не только медико-биологическая деятельность, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, формирование личной культуры и образованности человека.

Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье.

Цель программы:

- формирование и развитие у обучающихся установок активного, здорового и безопасного образа жизни, понимание личной и общественной значимости приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества, создание социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечение организационных условий для ведения здорового образа жизни.

Задачи:

1. Формирование у обучающихся саногенного (здоровьеполагающего) мышления на основе знаний о человеческом организме, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье.

2. Формирование представлений об основных компонентах экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

3. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения.

4. Формирование способности делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

5. Формирование способности самовоспитания и укрепления воли обучающегося путем внутренней установки личности поступать не во вред здоровью и вопреки пагубным желаниям, привычкам и модным тенденциям.

Реализация этих задач осуществляется классным руководителем с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

Сроки и этапы реализации Программы «Новое поколение»


Программа реализуется в три этапа:





1. Подготовительный (2016 -2017г.)


Анализ состояния воспитательного процесса, выявление потенциала класса, изучение спроса социальных заказчиков; определение основных направлений воспитательной работы класса, разработка стратегических направлений развития класса.


2. Основной этап (01.09.2017 – 30.05.2020г.г.)

Реализация содержания программы.

Реализация воспитательных проектов.

Расширение внутреннего и внешнего партнерства.

Отслеживание процессов, анализ состояния.

3. Заключительный этап.- 2020-2021 г.г.

Подготовка аналитического отчета.

Обобщение опыта.

Прогнозирование следующих вариантов развития класса.



Основные направления работы по реализации программы

Медицинское - предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебно-воспитательного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, организация питания учащихся,.

Просветительское - предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, употребления других ПАВ; работа по предупреждению роста заболеваемости учащихся класса. Особое место отводится работе с родителямитак как, прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни, закладываются основы мировоззрения. Просветительская работа должна сочетать в себе как традиционные, так и современные интерактивные приемы воздействия на учащихся и их родителей.

Психолого - педагогическое - предполагает, прежде всего, использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебно-воспитательной деятельности, а также предупреждение проблем развития воспитанника, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.

Спортивно - оздоровительное - предполагает организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащихся к здоровому досугу.

Формы работы по реализации программы.

1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:

 - вовлечение учащихся класса во внеурочную деятельность спортивно-оздоровительной направленности, в спортивные кружки и секции;

 - соблюдение здоровьесберегающих технологий на всех учебных занятиях, самоподготовках, тематических классных часах, КТД.

2. Соревнования и спортивные праздники:

 - спортивные турниры и соревнования, дни здоровья в классе;

  -спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;

  -товарищеские встречи по различным видам спорта.

3. Профилактика заболеваний у учащихся:

 - беседы и лекции;

-  встречи с медработниками;

- соблюдение режима дня и режимных моментов, правил личной гигиены;

-  смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения, употребления других ПАВ; профилактика вирусных заболеваний.

4. Проектная и исследовательская работа:

-участие в проектах по здоровьесбережению, привитию навыков ЗОЖ;



5. Мониторинг:

-анкетирование;

- наблюдение;

-беседы;

-диагностика.

Данная программа состоит из двух блоков:

Первый – формирование культуры здорового образа жизни.

Второй – формирование негативного отношения к ПАВ.



1 блок -Формирование культуры здорового образа жизни.

I.Направления работы классного руководителя:

1.Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

Классный руководитель обязан организовывать свою работу по отношению к учащимся в соответствии с требованиями СанПиНа.

Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни.

2. Организация рационального режима дня.

Формы работы, используемые при этом – беседы, отслеживание выполнения режима дня в школе и в сопоставлении со сведениями родителей дома у воспитанников, классные часы, игры по станциям.

Самое главное при планировании такой работы – чтобы у каждого подростка в классе сложилось представление, как организовать рабочий день таким образом, чтобы снять усталость и лишнее напряжение.

3. Организация рационального режима питания.

Так как у нас каждый ребенок ежедневно получает бесплатное горячее питание, меню которого составлено с учетом всех требований санПИН, то необходимо вести предметный разговор о том, чтобы дети не отказывались от этого, хорошо кушали и научились правильно питатьсяи дома..

Проблема заключается в следующем: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Задача состоит в том, чтобы научить их кушать все приготовленные блюда.

Для этого проводятся игровые классные часы, на занятиях “Я расту здоровым”, «Разговор о правильном питании» рассказывается о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм, дети составляют меню на неделю, объясняют, почему они выбрали тот или иной продукт. Ставятся вопросы о вреде фастфуда, о проведении питьевого режима, о культуре поведения за столом. И здесь нам помогают такие формы работы, как тематические классные часы. Вот их тематика «Если правильно питаешься, значит здорово живешь», «Как питались на Руси», «Твое здоровье – в твоей тарелке», конкурс стихов о ЗОЖ, выступление агитбригад «О пользе молока и меда» и др.

В столовой дежурные следят за порядком, помогают накрывать на стол, контролируют санитарное состояние рук, а также смотрят за тем, чтобы каждый убрал за собой посуду после приема пищи.

4. Здоровый психологический климат в классе.

Для выполнения этой части программы проводится мониторинг психического здоровья детей (адаптация к школе вновь прибывших ребят, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению, социометрия и т.д.). Работа классного руководителя ведется в сотрудничестве с родителями и опирается на исследования психологов. Педагог должен выстроить индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребенка в классе, продумать формы и методы воспитательной работы, учитывая эти исследования. Анализ информации помогает определить детей на занятия в дополнительном образовании с учетом их физического здоровья, определить направления воспитательной деятельности и ее приоритетов.

5. Активный развивающий досуг.

В школе должна быть создана активная развивающая среда во второй половине дня за счет кружковой работы ( «Спортивные игры», «ОФП», «Настольный теннис» и др.), а также внеурочной деятельности.

И здесь роль классного руководителя заключается в том, чтобы направить каждого ребенка по тому направлению, которое ему интересно, а в случае потери интереса организовать работу по повышению мотивации, отслеживать, чтобы дети не бросали занятия, вести работу совместно с родителями. Для этого проводить анкетирование детей и родителей, каким видом деятельности хотел бы заниматься ребенок.


II.Формы работы:

1. Классный час

3. Беседа

4.Психологические игры

5.Праздники

6.Конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, поделок

7.Экскурсии

8.Спортивные праздники

9.КВН

10.Театрализованные представления

11.Проектная деятельность

12.КТД

13.Социально значимые акции

14.Дни здоровья

15.Личные турниры



Работа с родителями

Работа по формированию здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.



Тематика родительских собраний:

5-6 класс-

  1. Режим дня ребенка.

  2. Профилактика дорожно – транспортного травматизма.

  3. Компьютерная зависимость и безопасность детей.

  4. Общение в семье как средство формирования личности ребенка.

  5. Организация досуга детей в летний период.

  6. Положительные эмоции и их значения в жизни человека.

  7. Сотовые телефоны в школе - польза или вред.

  8. Наркомания среди подростков.

  9. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности подростка.



7-8 классы

  1. Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних.

  2. Подросток и вредные привычки.

  3. Как сформировать стремление к здоровому образу жизни.

  4. Агрессия детей, её причины и предупреждения.

  5. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

  6. Забота родителей о физическом развитии и здоровье подростков.

  7. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Формы работы с родителями:

  • тематические классные собрания;

  • индивидуальные беседы;

  • совместные мероприятия по ЗОЖ (экскурсии, праздники, соревнования, акции и др.).



Прогнозируемый результат по 1 блоку.

Учащиеся должны научиться:

  • называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни; правила организации учебного труда и отдыха;

  • заботиться о своём здоровье: знать и соблюдать правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижение двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;

  • основам здоровьесберегающей учебной культуры;

  • здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;

  • противостоянию вредным привычкам;

  • высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности;

  • организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.



2 блок: Воспитание негативного отношения к ПАВ.

В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей, далеких от наркологии.

Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику. Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, средняя общеобразовательная школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью "выпадения" из социальной среды).

 Сегодня школа - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - социальные педагоги, школьные психологи классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.

 Можно ли строить работу с подростками, не только повышая их образовательный уровень, прививая любовь к труду, но и формируя у них стойкую антиалкогольную и антинаркотическую позицию, способность в любой, даже самой неблагоприятной среде, принять сознательное решение и отдать предпочтение здоровому образу жизни?

Безусловно, для эффективности проводимой работы и в целях грамотного ее осуществления необходимо заручиться всесторонней методической и практической поддержкой со стороны специалистов-превентологов, врачей и психологов наркологических диспансеров, работников системы здравоохранения.

Программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде  является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Основная цель программы – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.  

Цель  -   формирование  негативного отношения у обучающихся  к ПАВ, воспитание  сознательного отношения   к собственному здоровью и жизни. Задачи:

-          сформировать социальные  навыки, необходимые для ЗОЖ,

-          способствовать  развитию у обучающихся  интересов   к различным видам полезной деятельности,

-         сформировать у обучающихся  представление о  вредном    воздействии  ПАВ на организм человека.

Ожидаемые результаты:  

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать  ПАВ- «Нет!».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Статистические данные говорят о том, что если человека в возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %. Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, я выстраиваю следующие ступени для реализации своей профилактической программы:


  • создание в классной среде условий, препятствующих распространению ПАВ, становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у учащихся;

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;

  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;

  • содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;

  • выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития  и поиска своего места в жизни.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ

 1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений профилактики.

2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.

3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о здоровом образе жизни, законопослушности.

4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности (разнообразные формы, методы работы).

5 принцип - непрерывность -профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.

Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Выделяются два основных направления педагогической профилактики:

  • непосредственное педагогическое воздействие на подростков с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;

  • создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.

Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии организации воздействия на адресные группы. К ним относятся:

  • интеграция профилактического содержания в программу воспитания класса,

  • воспитательная внеурочная работа (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная)

  • разработка и внедрение образовательных программ и лектория для родителей (законных представителей)


Для достижения поставленных целей и задач необходимо проводить следующие мероприятия:

1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.

2. Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.

3. Организовывать совместную деятельность участников воспитательной системы класса: родительской общественности, учащихся и педагогического коллектива.

5. Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников.

6. Создавать благоприятный психо-эмоциональный климат в классе.

7. Создавать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

8. Обучать учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

9. Оказывать родителям и детям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

11. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу.

12. Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Основные направления в работе:


  • Просветительская работа с учащимися по профилактике употребления ПАВ, алкоголя, наркотических средств, табакокурения через систему классных часов, внеклассных мероприятий, тематических вечеров, встреч с представителями правоохранительных органов, работниками медицинских учреждений.

  • Привитие навыков ЗОЖ через систему спортивных мероприятий (соревнования, конкурсы, эстафеты, игры, праздники).

  • Встречи с известными спортсменами, знаменитыми людьми России, выступающими в поддержку ЗОЖ.

  • Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми учащимися по профилактике асоциального поведения, правонарушений и пропаганде ЗОЖ.

  • Просветительская работа с родителями.

  • Индивидуальные консультации с родителями и учащимися.


Формы работы по воспитанию ЗОЖ и негативного отношения к ПАВ:

  1. Выявление подростков, склонных к употреблению ПАВ или вовлеченных в употребление.

  2. Анкетирование учащихся по вопросам отношения к употреблению ПАВ, курению, занятиям спортом.

  3. Организация педагогической помощи:

  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка

  • Проведение профилактических бесед

  • Направление на консультацию к психологу, врачам-специалистам

  • Вовлечение учащихся в работу кружков и спортивных секций

  1. Проведение цикла тематических классных часов:

  2. Участие учащихся класса в различных  профилактических мероприятиях и акциях против злоупотребления ПАВ (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских).

  3. Проведение тематических вечеров, праздников, утренников по формированию физического, духовного и нравственного здоровья учащихся.

  4. Проведение классных родительских собраний на тему «Взаимодействие семьи и школы в вопросах профилактики потребления ПАВ и пропаганды ЗОЖ».

  5. Вовлечение родителей в проведение внеклассных и общешкольных мероприятий, конкурсов, экскурсий, туристических походов и поездок.


Работа с родителями. 

В работе с детьми важнейшим звеном являются их родители, работа с ними. Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетентности и тем самым и активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Без поддержки и активного сотрудничества с родителями невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Семья – исток жизни. В ней коренится все хорошее и плохое, что развивается в душе человека. Поэтому и роль семьи в преодолении наркомании и ответственность за это дело – первостепенные. Именно семья способна духовно закалить ребенка и помочь ему не отступить перед лицом грядущих трудностей и, как показывает практика, уже подстерегающих его опасностей и искушений в жизни. Профилактические возможности семьи тем сильнее, чем лучше, спокойнее, увереннее – атмосфера внутрисемейной жизни, в первую очередь, взаимоотношения родителей с детьми.

Формы работы с родителями:

1.Беседы

2.Лекции с сотрудниками ПДН, ЦРБ.

3.Родительские собрания

4.Создание инициативных групп.

5.Индивидуальные беседы с психологами и социальными педагогами.


Диагностический аппарат


Название методики, автор

С какой целью, где и когда применяется

«Уровень социализации и воспитанности» по Т.И.Шамовой

Ежегодно в начале и в конце учебного года для выявления уровней социализации, воспитанности и постановки воспитательных целей на следующий год

«Социометрия»

Изучить состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе детей и положение каждого ребенка. Ежегодно в середине года.

«Методика изучения социализированности личности учащегося» по М.И.Рожкову

Выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Ежегодно.

«Готовность выбора профессии»

(по В.Б.Успенскому)

Определить готовность учащихся к выбору профессии. 7 и 8 класс.




Также применяются и другие виды диагностики (совместно с психологом школы)

  • Диагностика  «Комфортность на уроке»

  • «Отношение ребёнка  к обучению в школе».Тест – опросник

  • «Диагностика  уровня субъективного ощущения  одиночества  Д. Россела и И.Фергносона» Тест - опросник

  • Методика Филипса  «Диагностика школьной тревожности». Тест – опросник



Заключение

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Элементы здорового образа жизни являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание.

Формирование у школьников здорового образа жизни требует создания в классе здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая образовательная среда определяется следующими характеристиками:

  • общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.);

  • технологии обучения;

  • стиль взаимодействия участников образовательного процесса;

  • двигательный режим учащихся;

  • санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;

  • медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;

  • питание.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения с помощью формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни должно проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании; побуждение подростков к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.

Правильное использование психолого-педагогических технологий с учетом составляющих формирования ЗОЖ позволяет не только решать проблему ответственного отношения к своему здоровью, но и решает задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.

Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ позволяет определить пути работы по профилактике и укреплению здоровья учащихся.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!