Пояснительная записка
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность, это осуществить.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
развивать коммуникативные способности школьников;
содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
Театрализация «Театр вежливых ребят»;
Устный журнал «О невежах и вежливости»;
Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
Программа рассчитана на обучающихся 6-8 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
6-8 классы (34 часа)
№ урока | Тема урока. | Количество часов |
теоретических | практических |
1. | День знаний. 75 лет Победы. Беседа. Образование и самообразование. | 1 | |
2. | Слова-паразиты | 1 | |
3. | Диалог | 1 | |
4. | Понятие диалога и его слагаемых. | 1 | |
5. | Виды диалога: беседа, спор. | 1 | |
6. | Занятие практикум. «Мы можем понимать друг друга» | | 1 |
7. | Мастерская слова (3часа). Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону | 1 | |
8. | Мастерская слова Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение | 1 | |
9. | Конкурс приглашений | | 1 |
10. | Вежливая речь (3часа). Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки | 1 | |
11. | Вежливая речь Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. | 1 | |
12. | Вежливая речь Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры. | 1 | |
13. | Учимся писать письма (2часа). | 1 | |
14. | Учимся писать письма Занятие практикум «Я вам пишу…». | | 1 |
15. | Учитывай с кем, почему и для чего ты общаешься | 1 | |
16. | Правила и законы общения | 1 | |
17. | Правила и законы общения. Тест-игра «С тобой приятно общаться» | | 1 |
18. | Мы живем среди людей). Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. | 1 | |
19. | Игра-путешествие «Вокруг света» | | 1 |
20. | Спор. Виды споров | 1 | |
21. | Спор. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны. | 1 | |
22. | Культура спора. | 1 | |
23. | Пожелания «Сагаан hараар» Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. | 1 | |
24. | Пожелания «Сагаан hараар» . Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность. | | 1 |
25. | Дети и взрослые (2часа). Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора | 1 | |
26. | Дети и взрослые. Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора. | 1 | |
27. | Искусство делать комплименты Занятие-практикум. Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами. | | 1 |
28. | Об одном и том же по – разному (1час). Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник. | 1 | |
29. | Выражение собственной точки зрения. Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия. | 1 | |
30. | Заговори со мной, и я скажу, кто ты (2часа). Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека. | 1 | |
31. | Заговори со мной, и я скажу, кто ты. Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека» | 1 | |
32 | Учимся прощать. Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения. | 1 | |
33 | Начало начал. Основа взаимоотношений в семье. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны | | 1 |
Всего | | 7 |
Заключение
Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Воспитанники приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.
Л итература
Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996. - №10.
Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет - 2007. - №11
Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
Стихи для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm)