СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания и социализации по общекультурному направлению

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации по общекультурному направлению»







Пояснительная записка



Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность, это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

  2. развивать коммуникативные способности школьников;

  3. содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

  4. формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

  • Театрализация «Театр вежливых ребят»;

  • Устный журнал «О невежах и вежливости»;

  • Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;

  • Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».


Ожидаемые результаты:


  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

  • овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».

Программа рассчитана на обучающихся 6-8 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.



6-8 классы

(34 часа)


урока

Тема урока.

Количество часов

теоретических

практических

1.

День знаний. 75 лет Победы. Беседа.

Образование и самообразование.


1


2.

Слова-паразиты

1


3.

Диалог

1


4.

Понятие диалога и его слагаемых.

1


5.

Виды диалога: беседа, спор.

1


6.

Занятие практикум.

«Мы можем понимать друг друга»


1

7.

Мастерская слова (3часа). Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону

1


8.

Мастерская слова

Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение

1


9.

Конкурс приглашений


1

10.

Вежливая речь (3часа). Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки

1


11.

Вежливая речь

Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения.

1


12.

Вежливая речь

Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры.

1


13.

Учимся писать письма (2часа).

1


14.

Учимся писать письма

Занятие практикум «Я вам пишу…».


1

15.

Учитывай с кем, почему и для чего ты общаешься

1


16.

Правила и законы общения

1


17.

Правила и законы общения. Тест-игра «С тобой приятно общаться»


1

18.

Мы живем среди людей). Национальные особенности этикета. Этикет народов мира.

1


19.

Игра-путешествие «Вокруг света»


1

20.

Спор. Виды споров

1


21.

Спор. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.

1


22.

Культура спора.

1


23.

Пожелания «Сагаан hараар» Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах.

1


24.

Пожелания «Сагаан hараар» .

Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.


1

25.

Дети и взрослые (2часа). Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора

1


26.

Дети и взрослые. Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.

1


27.

Искусство делать комплименты Занятие-практикум. Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.


1

28.

Об одном и том же по – разному (1час). Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник.

1


29.

Выражение собственной точки зрения. Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.

1


30.

Заговори со мной, и я скажу, кто ты (2часа). Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека.

1


31.

Заговори со мной, и я скажу, кто ты. Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека»


1


32

Учимся прощать. Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения.

1


33

Начало начал. Основа взаимоотношений в семье.

1


34

Итоговое занятие.

Дискуссия «Семь наших «Я».

Научись смотреть на себя со стороны


1

Всего


7


Заключение

Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Воспитанники приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.




Л итература



  1. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/

Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997

  1. Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.

  2. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.

  3. Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996. - №10.

  4. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет - 2007. - №11

  5. Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)

  6. Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)

  7. Стихи для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!