СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания и социализации учащихся

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации учащихся»









































Программа воспитания и социализации обучающихся


Пояснительная записка


Программа воспитания и социализации обучающихся МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ» Кабанского района Республики Бурятия (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5,4), Федеральным Законом №273 «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.


Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.


Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.


Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.


Программа содержит 10 разделов:


Первый раздел – Цель и задачи воспитания и социализации.


Второй раздел – Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся.


    • третьем разделе – Основные направления и ценностные основы воспитания и


социализации обучающихся– представлены общие задачи воспитания, систематизированные по основным направлениям воспитания и социализации школьников.


    • четвертом разделе – «Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся» формулируются принципы и раскрываются особенности организации и воспитания и социализации обучающихся.


Пятый раздел – Содержание воспитания и социализации обучающихся – в каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся, которые представлены в виде модулей, раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.


Шестой раздел – Социальное проектирование учащихся как ведущая форма социализации учащихся.


    • седьмом разделе – Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по психолого-педагогическойподдержке социализации обучающихся.


Восьмой раздел – Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся – представлены традиционные и нетрадиционные методы, формы взаимодействия школы с родителями учеников.

Девятый раздел - Планируемые результаты программы воспитания и социализации обучающихся.


  • десятом разделе - Методика и инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.


Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся– определенные ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.


Программа воспитания и социализации обучающихся реализуется по следующим направлениям:


  • Общекультурное

  • Духовно-нравственное

  • Спортивно-оздоровительное


  • Общеинтеллектуальное

  • Социальное


По каждому направлению разработаны модули, содержащие цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом модуле приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.


Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства воспитания и социализации обучающихся и является документом, определяющим воспитательную деятельность образовательного учреждения.


Этапы реализации Программы


  • I этап – подготовительный (2016-2018 гг.)


Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.


  • II этап – практический (2018-2021 гг.)


Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.


  • III этап – обобщающий (2021-2022 гг.)


Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.


  1. Цель и задачи программы воспитанияи социализации обучающихся


На основе портрета идеально воспитанного человека формулируется цель развития и воспитания воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Задачи в области формирования личностной культуры:


  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;


  • формирование основ морали;


  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести, честности, порядочности, нравственного смысла учения, способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам);


  • принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;


  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;


  • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;


  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;


  • формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;


  • формирование у школьника первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;


  • осознаниешкольником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;


  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;


Задачи в области формирования социальной культуры:


  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;


  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;


  • укрепление доверия к другим людям;


  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;


  • формирование у школьников первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;


  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;


  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.


Задачи в области формирования семейной культуры:


  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;


  • формирование у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;


  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


2.Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся.


Содержанием воспитания и социализации обучающихся являются ценности, хранимые


  • культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:


  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);


  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);


  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);


  • человечность(мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);


  • честь;

  • достоинство;

  • свобода(личная и национальная);

  • доверие(к людям, институтам государства и гражданского общества);


  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);


  • любовь(к близким, друзьям, школе и действия во благо их);


  • дружба;


  • здоровье(физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);


  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);


  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);


  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;


  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);


  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


  1. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся.


Организация воспитания и социализации учащихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:


    • Общекультурное

    • Духовно-нравственное

    • Спротивно-оздоровительное


    • Общеинтеллектуальное

    • Социальное


  1. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся.


Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.


Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.


Школа вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание.


В основе Программы воспитания и социализации обучающихся и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы.


Принцип ориентации на идеал. Идеал это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений. В содержании программы должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира.


Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.


Принцип диалогического общения. Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в

формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.


Принцип идентификации (персонификации). Идентификация устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.У школьника обладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации.


Принцип полисубъектности воспитания. Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности.Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли школы должна быть по возможности согласована.Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися


Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:


 воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.


  • системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.


  1. Содержание программы воспитания и социализации обучающихся.


Содержание воспитания и социализации учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.


Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.


Модуль «Я - гражданин»


Направление 1.Духовно-нравственное направление. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Задачи модуля:


Получение знаний

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Республики Бурятия;

  • об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • о правах и обязанностях гражданина России;

  • о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами внутреннего учебно-воспитательного распорядка для учащихся;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;

  • о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и Республики Бурятия ;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, малой Родины, своей страны;

  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, области, народу России;

  • уважение к защитникам Отечества;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.


Основные направления работы



Воспитательные задачи



  • воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;


  • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;


  • формирование гражданского отношения к Отечеству;


  • воспитание верности духовным традициям России;


  • развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.




Ключевые дела



  • День народного единства;


  • классные часы, посвященные Международному Дню толерантности;


месячник правовой культуры «Я – человек, я

– гражданин!»;


  • День Конституции;


  • месячник гражданско-патриотического воспитания;


  • уроки мужества;

  • Военно-спортивная игра «Зарница»;


  • акция «Открытка ветерану», «Георгиевская ленточка»(поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда);



  • уроки мужества «Подвигу народа жить в веках» (мероприятия, посвящѐнные Дню Победы);


  • День России;

  1. Тематические уроки мужества, посвященные Дню Победы.

  2. Митинг «Этот день победы»

  3. Операция «Забота» волонтерского движения «В помощи нуждаются»

  • интеллектуальные игры;

  • участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.


  • посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;


  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;


  • изучение семейных традиций;


  • организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин;


  • организация совместных экскурсий в музеи;


  • совместные проекты.


Пути реализации модуля «Я – гражданин»



Включение



Сотрудничество


воспитательных задач



с учреждениями





культуры


Работа библиотеки и



Организованная


музея школы



система КТД




Модудь



«Я – гражданин»


Сотрудничество





с



Преподавание курса









«Истории»






ветеранами








Сотрудничество





с отделом по делам





молодежи и спорта





Планируемые результаты:


  • школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.


  • школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долг

  • опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;


  • знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.


Модуль «Я – человек»


Направление 2: Социальное направление.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.


Задачи модуля:


Получение знаний

  • о базовых национальных российских ценностях;

  • различия хороших и плохих поступков;

  • о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

  • о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережного, гуманного отношение ко всему живому;

  • правил этики, культуры речи;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.


Основные направления работы



Воспитательные задачи



  • формирование духовно-нравственных ориентиров;


  • формирование гражданского отношения к себе;


  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;


  • формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;


  • развитие самосовершенствования личности.



Ключевые дела



  • День Знаний;

  • День пожилого человека;

  • День Учителя;

  • День матери;


  • благотворительная акция «Неделя Добра»;



  • смотр строя и песни (мероприятия ко Дню защитника Отечества)


  • праздничные мероприятия, посвященные 8 марта;


  • Праздник школы;


  • совместные мероприятия с библиотеками (праздники, творческая деятельность, беседы);








Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • оформление информационных стендов

  • тематические общешкольные родительские собрания;

  • участие родителей в работе Совета школы и Совета профилактики;

  • организация субботников по благоустройству территории;

  • организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:


- семейный праздник «Золотая осень»;

День Учителя;

- День Матери;


- семейный праздник – «Масленица»

- праздник «Белого месяца»;

  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:


  • на лучшую новогоднюю игрушку;


  • благотворительная акция «Весенняя неделя добра»;


  • акциях милосердия;


  • самый «Классный класс»;

  • Самый лучший папа


  • индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и медицинская помощь);


  • изучение мотивов и потребностей родителей.


Пути реализации модуля «Я – человек»




Включение




Сотрудничество




воспитательных задач













в урочную деятельность






Сотрудничество





Организованная





Модудь

система КТД


с ДДиЮТ«Дом туризма»

«Я – человек»









Работа библиотеки















школы


Работа детских







объединений школы




Сотрудничество



(Министерство школы, ЮИД, ДЮП)




с ДК с.Степной Дворец, СДК Ранжурово













































































Планируемые результаты:

  • знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;


  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;


  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;


  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;


  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.


Модуль «Я и труд»


Направление 3. Социальное направление. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


Задачи модуля:


Получение знаний


  • о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

об основных профессиях;

  • ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.


Основные направления работы



Воспитательные задачи



  • формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу;


  • стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;


  • воспитание сознательного



Ключевые дела



  • День профориентации;

  • Праздник школы;


  • субботники по благоустройству территории школы;


  • оформление класса к Новому году;

  • экскурсии на предприятия;


  • выставки декоративно-прикладного творчества;


отношения к учебе, труду;

 конкурсные, познавательно

 развитие познавательной активности,

развлекательные, сюжетно-ролевые и

участия в общешкольных

коллективно-творческие мероприятия;

мероприятиях;

 вовлечение учащихся в детские

 формирование готовности

объединения, секции, клубы по интересам.

школьников к сознательному выбору


профессии.






Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

  • организация экскурсий на предприятия с привлечением родителей;

  • организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

  • участие в коллективно-творческих делах по подготовке праздников.


Пути реализации модуля «Я – и труд»




Включение


Субботники по


воспитательных задач


благоустройству


в урочную деятельность


территории





Организованная




система КТД


Сотрудничество



Модуль

с дошкольной группой






«Я и труд»




Работа детских


объединений

Проектно-


исследовательская


работа



Планируемые результаты:


  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • знания о различных профессиях;

  • навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.



Модуль «Я и здоровье»


Направление 4. Спортивно-оздоровительное направление. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.


Цель:Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей среднего школьного возраста, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.


Задачи модуля:


Получение знаний

  • о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;

  • овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;

  • понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;

  • влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);

  • получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;

  • осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;

  • регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;

  • опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;

  • соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

  • составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;

  • отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.


Основные направления работы



Воспитательные задачи



  • создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;


  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;


  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.




Ключевые дела



  • День Здоровья;


  • система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;


  • профилактическая программа «Здоровье и развитие школьников»;


  • всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков», «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»;


  • программа школы «Перекресток» по профилактике суицидов;


  • спортивные мероприятия;

  • беседы фельдшера с обучающимися


«Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний» и т.д.;


  • участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП», «День защиты детей»;


  • акция «Внимание – дети!» профилактике дорожно-транспортного

травматизма;

  • мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

  • работа объединения SMS-дети;

  • вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:


родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;

  • беседы на тему:

  • информационной безопасности и духовного здоровья детей;

  • укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;

  • безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;

  • консультации психолога, медсестры, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;

  • распространение буклетов для родители по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;

  • совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».


Пути реализации модуля «Я и здоровье»




Включение Организованная

воспитательных задач система КТД

в урочную деятельность




Сотрудничество


Дни здоровья


с подростковым клубом






«КЕДЫ»

Модуль








Пришкольные летние и


Работа


весенние



оздоровительные


спортивных секций




лагеря






Психологическая

Профилактические



поддержка ученика-



программы «Здоровье»



родителя-учителя











Планируемые результаты:


  • школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается

оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.


Формируемые компетенции:


  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.



Модуль «Я и природа»


Направление 5. Общеинтеллектуальное направление. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.


Задачи модуля:


  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;


  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;


  • бережное отношение к растениям и животным.


Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.


Основные направления работы



Воспитательные задачи

Ключевые дела




  • воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;


  • воспитание гуманистического отношения к людям;


  • формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;


  • воспитание экологической грамотности.


  • тематические классные часы, посвященные проблемам экологии;


  • экологическая акция «Всемирный субботник»;



  • экологические субботники;


  • классные часы «Школа экологической грамотности»;


  • организация и проведение походов выходного дня;


  • участие в экологических конкурсах;

  • дни экологической безопасности;

  • «Здоровая пробежка»


  • «Здоровая мама – здоровый ребенок»


  • День здоровья

  • День птиц;

  • участие в районных, республиканских

конкурсах проектно-

исследовательских работ по экологии;

 участие в благоустройстве

территории;

 вовлечение обучающихся в детские

объединения, секции, клубы по

интересам.




Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • тематические классные родительские собрания;

  • совместные проекты с родителями: Акция «Школьный двор», конкурс «Кормушка»;

  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы

  • привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.


Пути реализации модуля «Я и природа»






Включение воспитательных задач






в урочную деятельность





Проектно-


Организация


исследовательская


и проведение акций




Модуль

выходного дня









«Я и природа»



























Работа библиотеки

Акция«Школьный

школы

двор»



Участие



вблагоустройстве

Организованная


территории

система КТД





по экологическому



воспитанию



Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к природе;

  • опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.



Модуль «Я и культура»


Направление 6. Общекультурное направление. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.


Задачи модуля:


Получение знаний

  • о душевной и физической красоте человека;


  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;


  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;


  • стремление к опрятному внешнему виду;


  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.




Основные направления работы



Воспитательные задачи

Ключевые дела





  • раскрытие духовных основ отечественной культуры;


  • воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов;


  • формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;


  • формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.




  • День знаний;


  • выполнение творческих заданий по разным предметам;


  • посещение учреждений культуры;

  • КТД эстетической направленности;

  • Последний звонок;


  • Выпускной вечер;


  • организация экскурсий по историческим местам;


  • участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества;


  • совместные мероприятия с библиотекой (праздники, творческая деятельность);


  • вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.




Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • участие в коллективно-творческих делах;

  • совместные проекты;

  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

  • организация экскурсий по историческим местам;

  • совместные посещения с родителями театров, музеев;

  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;


  • участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.


Планируемые результаты:

  • умения видеть красоту в окружающем мире;

  • умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.





Пути реализации модуля «Я и культура»



Включение

Выставки


воспитательных задач

декоративно-



прикладного творчества


Работа библиотеки

Работа детских


школы

объединений



Модуль



«Я и культура»


Организованная

Участие в


система КТД

творческих конкурсах


Сотрудничество

Организация и


с учреждениями культуры,

проведение экскурсий


ДШИ

по историческим местам








6. Социальное проектирование учащихся как ведущая форма социализации школьников.


Социальное проектирование - важное направление в деятельности школьников(основного и среднего общего образования) школы и включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.


Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого школьник получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.


Социальная практика это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Такую социальную практику школьники могут пройти при реализации социальных проектов.


Социальный проект предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность.


6.Критерии, показатели эффективности деятельности школы по психолого-педагогической поддержке социализации обучающихся.


Эффективность психолого-педагогической поддержки социализации учащихся может быть определена по сумме критериев, каждый из которых фиксирует ту или иную важную сторону этого процесса.


Одним из ключевых следует считать степень развитости речевого общения


школьников, что предполагает: наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; логичность построения и изложения высказывания; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректно ставить вопросы; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров.


Другим не менее важным показателем эффективности психолого-педагогических


усилий воспитателей выступает степень развитости у учащихся способности к конструктивному и продуктивному сотрудничеству в достижении общей цели. Сам выбор форм, в которых осуществляется трудовое взаимодействие школьников в той или иной коллективной деятельности (учебной, творческой, исследовательской и др.), есть исключительно чуткий критерий для оценки результатов социализации.


Переход школьника к самообразованию есть не просто проявление тенденции к самостоятельности в учении. Этот шаг знаменует момент возникновения у него нового отношения к себе: потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми; пробуждение активного взаимодействия и экспериментирования (в культурных формах!) с миром социальных отношений.


Именно поэтому закономерно выдвижение таких критериев, как степень развитости следующих направлений деятельности :


  • совместной распределенной учебной деятельности в личностно ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);


  • совместной распределенной проектной деятельности, ориентированной на получение социально значимого продукта;


  • исследовательской деятельности в ее разных формах, в том числе осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,


направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики

собственного поведения;

  • творческой деятельности (художественной, технической и др. видах деятельности);


  • спортивной деятельности, направленной на построение образа себя, позитивное самоизменение.

7. Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.


Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся является повышение педагогической культуры родителей.


Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся —


один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.


Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).


Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».


Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся среднего школьного возраста основана на следующих принципах:


  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.


    • системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)


используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительский лекторий, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум.


Формы психолого-педагогического просвещения родителей в школе.


  • родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и школе, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы:


общешкольные родительские собрания проводятся не менее двух раза в год

(отдельно -начальная школа, отдельно - основная и средняя школа). Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы, рассмотрение актуальных педагогических проблем;

классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год.

Цель:

обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем;

  • родительский лекторий (встречи со специалистами разного уровня),

способствующий повышению педагогической культуры родителей;


  • вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов по вопросам воспитания

детей;


  • «круглый стол» - форма, дающая возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом ученическом коллективе, школе, семье. Данная форма предлагает практическое решение назревших проблем;


  • семинары – практикумы - на семинарах родителей обучают правильному общению с ребѐнком, умениям выявлять причины конфликтов между супругами и между родителями и детьми, умению строить конструктивные отношения с ребѐнком и окружающими;


  • совместные собрания с детьми форма работы, которая сплачивает родителей и детей, дает возможность увидеть своих детей «с другой стороны», их возможности и таланты, достижения в школьной жизни.


В рамках формирования у родителей культуры принадлежности к школьному образовательному пространству могут быть использованы следующие формы встреч с родителями:


  • встреча с администрацией и педагогом-психологом.

Индивидуальные тематические консультации (учителя-предметники, классные


руководители): обмен информацией, дающей реальное представление о делах школы и поведении ребенка, его проблемах.


Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:


  • особенности здоровья ребенка;


  • его увлечения, интересы;


  • предпочтения в общении в семье;


  • поведенческие реакции;


  • особенности характера;


  • мотивации учения;


  • моральные ценности семьи.


Посещение семьи: индивидуальная работа педагога, психолога (по необходимости) с родителями, знакомство с условиями жизни

.


Взаимодействие школы с социальными партнерами.


Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы воспитания и социализации обучающихся.




9. Планируемые результаты программы воспитания и социализации обучающихся.


Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.


  • результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся должно обеспечиваться достижение школьниками:


воспитательных результатов тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).


эффекта последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).


При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.


Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.


Первый уровень результатов приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в том числе и в дополнительном

образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.


Второй уровень результатов получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е.


  • защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).


Третий уровень результатов получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать)гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.


    • переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:


- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; - на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.


Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.


Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.


Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников


коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.


Таким образом, программа воспитания и социализации обучающихся направлена на создание модели выпускника школы.


Модель выпускника начальной школы



Знания и умения




Здоровье




уровень базовых знаний






 Достаточный

 Ценностное отношение к сохранению



общеобразовательных

программпо


здоровья.



предметам учебного плана, необходимый


Знаниеосновныхфакторовсреды,



для продолжения обучения на ступени


негативно влияющих на здоровье человека,



основного общего образования.



понимание механизма их влияния и



 Овладение


навыками

учебной


последствий.



деятельности,

навыками

самоконтроля


Знание способовздоровьесбережения.



учебных действий.




Получение опыта здоровьесбережения.


 Умение решать проектные задачи.

 Овладение основами личной гигиены и

 Овладение основами ИКТ с целью

здорового образа жизни.

самостоятельного приобретения знаний.

Соблюдение режима дня.

 Умение работать со словарями,

Стремление стать сильным, быстрым,

энциклопедиями, картами, атласами.

ловким и закаленным, желание попробовать


свои силы в занятиях физической культурой


и спортом.


Творчески развитая личность, умеющая мыслить, организовать свою деятельность для решения учебных задач.


Познавательная деятельность


Культура

личности,

жизненная

и













Мотивация достижения успеха.


нравственная позиция






Самостоятельно


работающая


Социальная мотивация.





личность.





Уверенность в себе.





Учебно-познавательные интересы.


 Инициативность, самостоятельность.




Ответственность

за


результат


 Навыки сотрудничества в разных видах



обучения.





деятельности.







Участие в конкурсах, олимпиадах.











Модель выпускника основной школы


Ценностный потенциал:

Творческий потенциал:

восприятие ценности достоинства

 профессиональные навыки,

человека;

соответствующие складывающимся

 уважение к своей Родине-России;

интересам, и элементарные навыки

тактичность;

поискового мышления.

трудолюбие;


чуткость;


реализм


Познавательный потенциал:

Коммуникативный потенциал:

 знания, умения, навыки,

 Усвоение основ коммуникативной

соответствующие личностным

культуры личности: умение высказывать и

потребностям конкретного школьника и

отстаивать свою точку зрения;

образовательному стандарту второй

 овладение навыками неконфликтного

ступени;

общения;

знания широкого спектра

 способность строить и вести общение в

профессиональной деятельности человека

различных ситуациях с людьми,

(прежде всего экологической и правовой);

отличающимися друг от друга по возрасту,

знание своих психофизических

ценностным ориентациям и другим

особенностей;

признакам.

абстрактно-логическое мышление

 Профессиональные навыки,

Сформированность индивидуального

соответствующие складывающимся

стиля учебной деятельности, устойчивых

интересам, и элементарные навыки

учебных интересов и склонностей,

поискового мышления.

 умение развивать и управлять


познавательными процессами личности,


 способность адекватно действовать в



ситуации выбора на уроке.


Художественный потенциал:

Нравственный потенциал:

 эстетическая культура, художественная

 Восприятие и понимание ценностей

активность.

«человек», «личность»,

 Способность видеть и понимать

«индивидуальность», «труд», «общение»,

гармонию и красоту,

«коллектив», «доверие», «выбор». Знание и

 знание выдающихся деятелей и

соблюдение традиций школы.

произведений литературы и искусства,

 Осознание возможностей, достоинств и

 апробация своих возможностей в музыке,

недостатков собственного «Я», овладение

литературе, сценическом и

приѐмами и методами самообразования и

изобразительном искусстве.

самовоспитания, ориентация на социально


ценные формы и способы самореализации и


самоутверждения.


 Готовность объективно оценивать себя,


отстаивать свою собственную позицию,


отвечать за свои поступки и действия.


 Активность и способность проявлять


сильные стороны своей личности в


жизнедеятельности класса и школы, умение


планировать, готовить, проводить и


анализировать коллективное творческое


дело, беседу, игру и т.п.

Физический потенциал



 Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и

выносливости;

 овладение простейшими туристическими умениями и навыками;

 знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями;


 способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.



10. Методика и инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.


Поскольку предметом деятельности и главным субъектом Программы социализации является становящийся человек во всей его многомерности (личностно-индивидуальной, гражданской, социально-культурной и мн.др.), то мониторингу, в идеале, подлежат его жизнедеятельностные проявления в каждом из этих измерений. Эти проявления суть не что иное, как система его отношений к самому себе, обществу и природе. В интегрированном виде эта система отношений предстает перед воспитателями (учителями, родителями) и просто «чужими людьми» в виде поведения человека в различных ситуациях.


Ход мониторинга Программы (а равно ее результаты и эффекты) должны оценивать обе группы ее участников: и сами школьники, и взрослые (учителя, воспитатели, родители). При этом периодические открытые совместные обсуждения происходящих перемен (их глубины, характера, индивидуального и общественного значения и т.п.) следует рассматривать как важнейший элемент рефлексии программной деятельности. Собственно говоря, именно здесь и формулируются оценочные суждения, которые, по взаимному согласию, можно фиксировать либо в виде персональных характеристик, либо в качестве личных достижений для пополнения своего портфолио, либо в виде


благодарностей, вынесенных не от имени администрации, а от имени всего детско-взрослого «программного сообщества».


Важно понимать, что социальное становлениешкольника происходит «здесь и сейчас»,


  • его актуальном, реальном жизненном пространстве, общение с которым еще не обогатило его ни критическим опытом освоения этого пространства: о нем у него нет еще даже хотя бы тех элементарных знаний, которые школьники получают в старших классах. Их «заменяют», чаще всего, случайные, стихийно усваиваемые суждения родителей и друзей, образы, транслируемые СМИ, обывательские стереотипы и предрассудки.


Инструментарий мониторинга социализации состоит в отслеживании индивидуального и коллективного прогресса учащихся по всем направлениям и формам деятельности, очерченных выше в качестве общих ориентиров, которыми образовательное учреждение может руководствоваться при разработке своего главного стратегического документа – образовательной программы. Программа социализации призвана «навести мосты» между самоценностью проживаемого школьниками возраста и своевременной социализацией, между их внутренним миром и внешним – с его нормами, требованиями и вызовами.. И сделать это нужно так, чтобы, с одной стороны, помочьшкольникам избежать социально-


психологических стрессов (и, по возможности, уврачевать уже полученные), а

с другой –

подготовить их к

бесконфликтному, конструктивному взаимодействию

с другими

людьми на следующих этапах жизни.



Критерии оценки эффективности воспитательного процесса школы





Ожидаемые


Критерии отслеживания

Предлагаемые методики

результаты


результата



Охват внеурочной


Занятость учащихся во

сводная таблица


деятельностью


внеурочное время



Состояние преступности


Отсутствие правонарушений и

количество учащихся, состоящих на



отсева учащихся;

учете в ОПДН, КДН


Уровень воспитанности


1.Уважение к школьным

сводная таблица по классам




традициям и фундаментальным





ценностям;





2. Демонстрация знаний этикета





и делового общения;





3.Овладение социальными





навыками







Сформированность


1.Освоение учащимися

1. Статистический анализ текущей и

познавательного


образовательной программы

итоговой успеваемости (справки)

потенциала


2.Развитость мышления





3.Познавательная активность





учащихся





4.Сформированность учебной





деятельности



Сформированность


1.Коммуникабельность

1. Педагогическое наблюдение


коммуникативного


2.Сформированность

(характеристики)


потенциала личности


коммуникативной культуры



выпускника


учащихся





3.Знание этикета поведения



Сформированность


1.Нравственная направленность



нравственного


личности



потенциала


2.Сформированность отношений





ребенка к Родине, обществу,





семье, школе, себе, природе,




труду.


Сформированность

1.Состояние здоровья

1. Состояние здоровья выпускника школы

физического потенциала

2.Развитость физических качеств

2. Развитость физических качеств личности


личности

3. Статистический медицинский анализ



состояния здоровья ученика



4. Выполнение контрольных нормативов по



проверке развития физических качеств



5. Отсутствие вредных привычек

Сформированность

1.Развитость чувства


эстетического

прекрасного


потенциала

2. Сформированность других



эстетических чувств


Результативность

1. Эффективность деятельности

Сводная таблица

работы детских

органов, объединений.


объединений

2. Расширение круга вопросов,



самостоятельно решаемых



детьми.


Результативность в

Имидж школы

Сводная таблица

районных, городских,



республиканских,



всероссийских,междунар



одных мероприятиях



Оценка микроклимата

1. Характер отношений между

Анкетирование на конец года


участниками учебно-



воспитательного процесса



2. Единые требования педагогов



и родителей к ребенку.



3. Участие детей, родителей,



учителей в мероприятиях.



4. Нравственные ценности.



5. Создание благоприятного



психологического климата в



коллективе.


Сформированность

1.Состояние эмоционально-

1. Анкетирование, в том числе диагностика

общешкольного

психологических отношений в

по выявлению депрессивного состояния.

коллектива

коллективе

2. Анализ классных руководителей на


2.Развитость самоуправления

конец года


3.Сформированность совместной



деятельности





Удовлетворенность

1.Комфортность ребенка в школе

1. Анкетирование на конец года

учащихся и их

2.Эмоционально-


родителей

психологическое положение


жизнедеятельностью

ученика в школе (классе)





Интеграция учебной и

Рост познавательной активности

1.Анализ результативности участия во

внеучебной

учащихся.

внеурочной деятельности.

деятельности.

Наличие высокой мотивации в



учебе.

2. Анализ заместителя директора по ВР на


Расширение кругозора

конец года.


учащихся.



Самореализация в разных видах



творчества.



Самоопределение после



окончания школы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!