Модуль «Школьный урок»
Модуль «Школьный урок», согласно ст.3.5.13. Постановлению от 28.09.2020г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» режим учебного дня, в том числе во время учебных занятий включает различные формы двигательной активности: в середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей, предполагает включение в План воспитания:
- соблюдение на учебном занятии общепринятых норм поведения, правил общения со взрослыми и сверстниками, включение принципов учебной дисциплины и самоорганизации;
- введение в уроки ритуалов приветствия, окончания урока, проведение рефлексии. Проведение игр и упражнений, направленных на знакомство, сплочение класса;
- установление доверительных отношений с учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб педагога, привлечение их внимание к обсуждаемой на учебном занятии информации, активизируя их познавательную деятельность;
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на учебных занятиях явлений, организация их работы с получаемой на учебном занятии социально значимой информацией (обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработка своего к ней отношения);
-использование воспитательных возможностей содержания в учебном занятии через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на учебном занятии интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в учебное занятие игровых элементов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательную атмосферу;
введение в учебные занятия ритуалы приветствия, окончания урока, проведение рефлексии. Проведение игр и упражнений, направленных на знакомство, сплочение класса.
Хочу поделиться ритуалами вхождения в урок:
1. «Круг Радости» (ритуал приветствия)– методический прием, который является введением в занятие, воссоздает своеобразную психологическую установку, эмоциональную атмосферу, которая ориентирует ребенка на доброжелательное, уважительное отношение к окружающим. Педагогический смысл этого ритуала заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг, где он пользуется доверием и сам доверяет другим.
Эта методика сразу нашла положительный отклик в душах ребят. Так мы передавали и частичку своего тепла, добра, веселья, ласки, заботы; импульсы удачи и успеха и многое другое. В итоге ребята сами стали придумывать ритуал круга радости. В нем было видно проявление личностных качеств детей.
- повернуться к рядом стоящему однокласснику и поприветствовать его движениями (взмах рукой, воздушный поцелуй, большой палец, рукопожатие…)
- посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться, взяться за руки. Почувствуем дружеское тепло наших рук. Передадим частичку своего хорошего настроения друг другу. От наших улыбок станет уютнее и светлее в классе.
2. «Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
3. «Передай улыбку по кругу»
Педагог: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)
4. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок- здороваются за руку,
Два хлопка –здороваются плечиками,
Три хлопка –здороваются спинками
5. «Волшебный клубочек»
Дети сидят по кругу. Педагог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.
6. «Круг радости»
-Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом –этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
7. «Дружная семья»
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа.
Руку дай соседу слева.
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Ущипни соседа справа,
Ущипни соседа слева.
Педагог: Поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа справа, приговаривая:
-Он такой хороший!
-Я такой хороший!(гладим себя),
Я лучше всех!
Ритуалы окончания урока
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
«Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед правую руку (получается пирамида из ладошек)
и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – на другом уроке встретимся опять!”.
«Прощанье»
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
«Спасибо за приятное занятие»
Педагог говорит детям:
«Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как это будет происходить? Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит:
«Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в кругу, держась за руки. Затем подходит третий участник пожимает свободную руку либо первого, либо второго ребёнка и говорит:
"Спасибо за приятное занятие!" Постепенно группа в центре круга увеличивается, и все держат друг друга за руки».
«Тепло рук и сердец»
Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.
Таким образом, устанавливаются доверительные отношения с учениками, которые способствуют позитивному восприятию учащимися требований и просьб педагога, привлекают их внимание к обсуждаемой на уроке информации, активизируя их познавательную деятельность.