АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ Комитет по образованию г.Улан-Удэ МунМуиципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ» | УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН hуралсалай талаар хороон Муни Мунипальна автономито юрэнхи hуралсалай эмхи зургаан "Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули" |
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ___________Н.М. Соколова Протокол № ___ от «____»____________2021г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Э.П.Данчинова «____»____________2021 г. | «Утверждаю» Директор школы __________В.С.Турунхаева Приказ № ______ «___»_______ 2021 г. |
Программа воспитания учащихся 3а класса
Классный руководитель: Соколова Н.М.
г . Улан-Удэ
2021-2022 г
Цель и задачи воспитания
Цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу со школьниками;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого используются следующие формы работы
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, «Последний звонок», «Прощание с начальной школой» и др.;
-Предметные недели ;
День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
«Посвящение в первоклассники»;
«Прощание с начальной школой»; церемонии награждения (по итогам года) школьников за активное участие в жизни школы и класса, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
На уровне класса:
- спортивно-оздоровительная деятельность: «День Здоровья»; состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек;
- театральные постановки
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2.Модуль «Классное руководство»
Классный руководитель (руководитель класса) – ключевая фигура системы воспитания общеобразовательной организации. Воспитательный процесс в классе осуществляется в целях формирования и развития личности каждого обучающегося в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Свою деятельность Руководитель класса осуществляет в сотрудничестве с заместителями руководителя общеобразовательной организации, совместно с учителями, педагогами дополнительного образования, работающими в классе, иными специалистами в соответствии с
«Регламентом взаимодействия педагога, осуществляющего руководство классом, с администрацией и педагогами общеобразовательной организации», а также с Управляющим советом, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями) обучающихся.
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
- работу с классным коллективом;
- индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
- Работу с учителями, преподающими в классе:
- работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом: - инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, в том числе и РДШ;
- поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;
- организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально- познавательной, гражданско-патриотической, героико-патриотической, трудовой, спортивно- оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности), позволяющие:
- вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них;
- установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через:
- игры и тренинги на сплочение и развитие самоуправленческих , организаторских, лидерских качеств, умений и навыков;
- походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно с родителями;
- празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т. д.;
- регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- мотивация исполнения существующих и выработка совместно с обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: - регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация консультаций родителей, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности происходит в рамках целе направлений.
Направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
4. Модуль «Школьный урок
Педагогический коллектив МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами работает над ростом личностных результатов каждого обучающегося, реализуют воспитательный потенциал урока, целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями и ведущей деятельностью обучающихся на всех уровнях образования.
Педагогическая задача - использовать в воспитании детей возможности школьного урока, технологии музейной педагогики, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися, проектную, поисковую и исследовательскую деятельность
Педагоги школы применяют на уроках системно-деятельностный подход, технологии развивающего обучения, критического мышления и другие. В процессе усвоения знаний на уроках педагоги выполняют ряд важных воспитательных функций:
- просветительную: дает целостную и обоснованную картину мира, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций;
- воспитательную: формирует определенные морально-волевые качества и эстетическое отношение к действительности;
- развивающую: активизирует деятельность мышления;
- организационную: является исходной позицией в практической деятельности учащихся;
- прогностическую: основывается на знании законов общественного развития, выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.
МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ» осуществляет свою деятельность ШНО (школьное научное общество) «Школьная Академия», действуют внеурочные курсы по предметам, организуются предметные недели. ШНО включает в себя работу по направлениям: биология, химия, география, математика, гуманитарные науки, защита проектов на НПК «Знание – сила», «Шаг в будущее», «Сибирская весна», «Первые шаги», объединения Робототехники.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает:
- Специально-разработанные занятия- уроки, занятия-экскурсии в Этнографическом музее народов Забайкалья, на озеро Байкал, Страусиная ферма, ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань»,пешие экскурсии по г.Улан-Удэ, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу Улан-Удэ.
- Интерактивный формат занятий в музеях г.Улан-Удэ (Музей истории г.Улан-Удэ, Музей истории РБ, Музей природы, Геологический музей, художественный Музей имени Сампилова, ТК «Степной кочевник, «В гостях у семейских», библиотечные уроки в библиотеках г.Улан-Удэ, посещение театров города,
- БГУ, ВСГУТУ, КВАНТОРИУМ, Обсерватория БГУ, МАН, Промышленный парк, Город профессий.
- устанавливают доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждают обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательных отношений, принципы учебной дисциплины, соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся» и самоорганизации; Кодекс ученика.
- привлекают внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организации их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- используют воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, через реализацию Всероссийского народного проекта «Киноуроки в школах России».
- применяют на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию (квесты, брейн-ринг, «Своя игра», «Мозговой штурм» и др); дискуссий, семинаров, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми и другим коммуникативным навыкам;
- включают в урок игровые технологии, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе: «Ролевая игра», «Деловая игра», «Подвижные игры», «Сюжетно-ролевые игры», «Дидактические игры», «Игра-путешествие», «Интеллектуальные игры», «Коррекционные игры» и др.;
- используют ИКТ и дистанционные образовательные технологии, он-лайн обучение на платформах Skype, Zoom, Фоксворд, Урок цифры, РЭШ, Учи ру, Якласс, Googleclassroom, сетевой образовательный кластер РБ, LearningApps,
- организуют наставничество высокомотивированных и эрудированных учащихся над слабо мотивированными одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
Педагоги МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ» на уроках естественно-математического цикла раскрывают перед детьми идею материальности мира природы. Изучая предметы общественно-гуманитарного цикла, мотивируют школьников на принятие основных законов человеческого общества и перспективы его развития. Центральное место в формировании мировоззрения в процессе воспитания нравственно-эстетических чувств, практической и творческой деятельности занимают предметы искусства: литературы, музыки, ИЗО, технологии.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета обучающихся школы (далее СОШ), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе
Модуль «Детские общественные объединения»
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа по проведению культурно- развлекательных мероприятий; помощь в благоустройстве на прилегающей к школе территории и т.п);
- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении;
- участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников;
- регулярные сезонные экскурсии на природу («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
- выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
-профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
-участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет;
-освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности.
Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся, целью которых является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни класса, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей;
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах класса регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в классе;
- озеленение и благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своего класса, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, выставок, собраний и т.п.);
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классного руководителя и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний»
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного модуля, представленный в и индивидуальных планах воспитательной работы.
на уровне образовательной организации: в образовательной организации используются следующие формы работы:
- «Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;
- интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения (коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;
- реализация интегрированной программы «Здорово быть здоровым», направленной на позитивное отношение к ЗОЖ;
- реализация программ дополнительного образования направленных на формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение представления учащихся о здоровом образе жизни формировать потребность в соблюдении правил здорового образа жизни, о здоровом питании, необходимости употребления в пищу. продуктов, богатых витаминами, о рациональном питании.
На индивидуальном уровне: - консультации, тренинги, беседы, диагностику.
- выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие личности и способствующие совершению им правонарушений.
- помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др.
- социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления проблем.
- психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня тревожности, особенности детско-родительских отношений и др.
- организация психокоррекционной работы.
- оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания ребенка. Сегодня слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
Процесс формирования опыта безопасного поведения у младших школьников является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса воспитания будет более продуктивным при включении учеников младшего звена в разнообразные формы внеклассной и учебной деятельности
Модуль « Здоровым быть здорово»
Культура здорового образа жизни младших школьников – это осознанное, ежедневное выполнение учащимися здоровьесберегающих норм и правил, умение предвидеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей. От уровня сформированности культуры здорового образа жизни в детстве зависит последующий образ жизни человека. Вопросы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня Данный модуль направлен на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников,.
Целью воспитательного модуля «Здоровым быть – здорово!» является сохранение и укрепление здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности, формирование установки на ведение здорового образа.
Задачи:
- вызвать у учащихся начальных классов интерес к основам здоровья, позволив ощутить красоту и радость движения;
- формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
- обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам.
Данный модуль предназначен для обучающихся 1-4 классов, составлен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся .
Модуль состоит из четырёх частей:
- 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
- 2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
- 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
- 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ воспитательной работы осуществляется с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников класса. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогамипри необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классного руководителей и класса;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать классному руководителю.
.
Список литературы:
Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2012.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2013.
Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2012.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2018.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 2013.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2019.
https://rosuchebnik.ru/material/tematicheskoe-planirovanie-klassnykh-chasov-v-1-klasse/
https://nsportal.ru/
https://mega-talant.com/biblioteka/vospitatelnaya-programma-1-4-klass-88586.html
План воспитательной работы на 2021-2022 учебный год
Ключевые общешкольные дела |
Дела | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Классный час, посвященный Дню Знаний | 1.09.20 | Кл. руководитель |
Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) | сентябрь | Кл. руководитель |
Осенний День Здоровья | сентябрь | Учитель физкультуры, кл. руководитель |
«Золотая осень»: Конкурс рисунков. Праздник Осени. Конкурс поделок из природного и бросового материала. | сентябрь | Кл. руководитель, род.комитет |
День учителя в школе: акция по поздравлению учителей. | октябрь | Кл. руководитель, род.комитет |
День народного единства | ноябрь | |
Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание | ноябрь | Руководитель МО классных руководителей, классные руководители |
Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник. | декабрь | Кл. руководитель, род.комитет |
Час памяти «Блокада Ленинграда» | январь | Кл. руководитель |
Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: «Веселые старты», фестиваль патриотической песни, акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества. | февраль | Кл. руководитель, род.комитет |
Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». Парад наук в школе: защита проектов и исследовательских работ | Декабрь-январь | |
8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник | март | Кл. руководитель |
День космонавтики: конкурс рисунков | апрель | Кл. руководитель |
Итоговая выставка детского творчества | апрель | Кл. руководитель, род.комитет |
День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», проект «Окна Победы» | май | Кл. руководитель, род.комитет |
Торжественная линейка «Последний звонок» | май | |
Курсы внеурочной деятельности |
Название курса (кружка) | | Ответствен. |
«Школа безопасности Аркадия Паровозова» | 1 раз неделю | Соколова Н.М. |
| | |
Самоуправление |
Дела, события, мероприятия | | Ответственные |
Выборы лидеров, актив класса, распределение обязанностей. Айболиты - заботятся о внешнем виде друзей, об их аккуратности; - следят за состоянием школьных принадлежностей; Дежурные по классу - дежурят по классу, обеспечивают чистоту в помещении; - заботятся о порядке на переменах; -готовят поздравления с днём рождения; - уход за комнатными растениями. Затейники - находят, придумывают и проводят подвижные и познавательные игры на переменах; - организация и проведение праздников, как общешкольных, так и классных. Журналисты - находят и рассказывают интересные истории; - выпускают классные газеты, - оформление классного уголка; - оказание в проведении информационных часов; - создают устные журналы на разные темы. Специалисты по спорту - проводит утреннюю зарядку; организует и проводит спортивные мероприятия | сентябрь | Кл. руководитель |
Работа в соответствии с обязанностями | В течение года | Кл. руководитель |
Отчет перед классом о проведенной работе | май | Кл. руководитель |
Профориентация |
Дела, события, мероприятия | | Ответственные |
Посещение парка «Город профессий» | декабрь | Кл. руководитель, род.комитет |
Конкурс рисунков, проект «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны – выбирай на вкус!», беседы | январь | Кл. руководитель, род.комитет |
Школьные медиа |
Дела, события, мероприятия | | Ответственные |
Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах школьной газеты | В течении года | Кл. руководитель |
Видео-, фотосъемка классных мероприятий. | | Кл. руководитель, род.комитет |
Детские общественные объединения |
Дела, события, мероприятия | | Ответствен. |
Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом: «Чистый поселок - чистая планета», «Памяти павших», «Посади дерево», «Подарок младшему другу», «Здоровая перемена» и др.) | | |
Вступление в РДШ | октябрь | Кл. руководитель |
Участие в проектах и акциях РДШ | В течении года | Кл. руководитель |
Экскурсии, походы |
Дела, события, мероприятия | | Ответствен. |
Посещение детской библиотеки железнодорожного района г. Улан-Удэ. | октябрь | Кл. руководитель |
Сезонные экскурсии в природу | В течении года | Кл. руководитель |
Туристический поход «В поход за здоровьем» | Сентябрь-октябрь | Кл. руководитель, род. комитет |
Организация предметно-эстетической среды |
Дела, события, мероприятия | | |
Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам. | В течении года | Кл. руководитель |
Оформление классного уголка. | Сентябрь | Кл. руководитель |
Трудовые десанты по уборке территории школы | апрель | Кл. руководитель |
Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета | В течении года | Кл. руководитель |
Модуль школьный урок |
Организация образовательного процесса, проведение инструктажей по ТБ в школе. | сентябрь | Кл. Руководитель |
Международный день распространения грамотности | сентябрь | Кл. Руководитель |
Международный день жестовых языков | сентябрь | Кл. руководитель |
Всероссийская неделя детской и юношеской книги. | сентябрь | Кл. руководитель |
Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру, «Инфоурок». « Я-Класс») | В течении года | Кл. руководитель |
Викторины и квесты на образовательной платформе Learnis | В течении года | Кл. руководитель |
Урок творчества «За страницами учебников» | В течении года | Кл. Руководитель |
Киноуроки в начальной школе. | В течении года | Кл. руководитель |
Конкурс чтецов «Художественное слово» | В течении года | Кл. руководитель |
Уроки здоровья и пропаганды ЗОЖ | В течении года | Кл. руководитель |
Международный день школьных библиотек. Библиографический урок. | сентябрь | Кл. руководитель |
Урок открытых мыслей. | В течении года | Кл. руководитель |
Урок дидактических игр | В течении года | Кл. руководитель |
Урок «Экология и энергосбережение» | октябрь | Кл. руководитель |
Мероприятия, посвященные Всемирному дню математики | октябрь | Кл. руководитель |
Дидактическая игра «Найди лишнее слово» | В течении года | Кл. руководитель |
Единый урок «Права человека» | декабрь | Кл. руководитель |
Беседа «Слова бывают разные» | В течении года | Кл. руководитель |
День народного единства | ноябрь | Кл. руководитель |
Игра «Забавные звуки» | ноябрь | Кл. руководитель |
Урок – диспут « День толерантности» | ноябрь | Кл. руководитель |
День матери (поздравление для мамы) | ноябрь | Кл. руководитель |
День неизвестного солдата | декабрь | Кл. руководитель |
День полного освобождения г Ленинграда от фашисткой блокады | январь | Кл. руководитель |
Урок русского языка, посвященный Международному дню родного языка | февраль | Кл. руководитель |
День всероссийской науки | февраль | Кл. руководитель |
Урок мужества. | февраль | Кл. руководитель |
Музейное занятие Урок «Воссоединения России и Крыма». | март | Кл. руководитель |
Проведение физминуток. | постоянно | |
Урок проектной деятельности. День Земли. Экологический урок | апрель | Кл. Руководитель |
Урок физической культуры, приуроченный ко Всемирному дню здоровья | апрель | Кл. руководитель |
Урок -исследование « Космос – это мы.» | апрель | |
«Помним героев войны и Победы» уроки мужества, посвященные Дню Победы | май | Кл. руководитель |
| | |
Модуль Работа с родителями |
Дела, события, мероприятия | | |
Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий | В течение года | |
Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей | Октябрь, март | |
Информационное оповещение через школьный сайт | 1 раз/четверть | |
Индивидуальные консультации | В течение года | |
Совместные с детьми походы, экскурсии. | В течение года | |
Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей | По плану | |
Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о работе телефонов доверия, служб, способных оказать помощь в сложной ситуации. | сентябрь | |
Родительские собрания «Ознакомительное собрание (вводное). Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. Возрастные особенности ребёнка 9-10 лет» 1.Помочь родителям к изменению статуса ребёнка в семье. 2.Определить значение общения для детей и взрослых. 3.Понимание значимости перехода малыша в новое псих. и соц. статус «Результаты 1 четверти. Семейные традиции и способность ребёнка трудиться в коллективе, в семье.» 1.Познакомить родит.коллектив с результатами успеваемости уч-ся на конец 1 четверти. 2.Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье. «Результаты 2 четверти. Рекомендации родителям в помощь пре-одоления трудностей в обучении. Мой ребёнок – третьеклассник!» 1.Обсужд. с родит. значения в жизни человека положительных эмоций 2.Убедить родит. в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня 3.Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей. 4.Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми . «Результаты 3 четверти. Эстетическое воспитание ребёнка в семье. Домашняя школа интеллектуального развития ребёнка» 1.Обсудить с родителями проблему формирования эстетической культуры ребёнка 2.Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших школьников 3.Предложить родителям конкретные задания и упр. по развитию воображения уч-ся. «Перелистывая страницы учебного года» итоги года. 1.Подвести итоги года, итоги совместной деятельности Родителей и учителя. 2.Способствовать развитию инициативы родителей и уч-ся. 3.Метод. помощь родителям в подготовке учащихся к новому учебному год 4..Рекомендации родителям по развитию чит. интереса у детей. 5 Правила ОБЖ во время летних каникул. | Сентябрь Октябрь Декабрь Март Май | Классный руководитель |
Проведение консультаций для родителей обучающихся, оказавшихся в кризисной ситуации или нуждающихся в психологической помощи. | | Классный руководитель, школьный психолог |
Классное руководство |
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Работа с личными делами: оформление сдача | сентябрь май | Классный руководитель |
Изучение уровня тревожности | ноябрь | Классный руководитель |
Проведение диагностик: «Пьедестал» «Дом, в котором я живу» | январь апрель | Классный руководитель |
Составление карты интересов и увлечений обучающихся. | Сентябрь, октябрь | Классный руководитель |
Проверка дневников обучающихся | каждую пятницу | Классный руководитель |
Заполнение портфолио | в конце года | Классный руководитель, родители |
Работа с классом: Индивидуальная работа. Проведение классных часов. Инициирование и поддержка учащихся класса в общешкольных ключевых делах. Оказание необходимой помощи в подготовке, проведении и анализе мероприятий. | среда пятница по плану постоянно | Классный руководитель |
Проведение классных родительских собраний. | 1 раз в четверть | Классный руководитель |
Рейды с целью проверки соблюдения режима дня школьниками. | 1 раз в четверть | Классный руководитель |
Изучение вопросов личной безопасности при общении с незнакомыми людьми. | по пятницам | Классный руководитель |
Проведение классных часов и бесед. | По плану | Классный руководитель |
Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний» |
Месячник безопасности: «Твой безопасный путь в школу» | сентябрь | Кл. руководитель |
Практическая тренировка по эвакуации из здания образовательной организации при возникновении чрезвычайной ситуации | Октябрь | Кл. руководитель |
Конкурс плакатов, листовок, памяток по безопасности дорожного движения | Ноябрь | Кл. руководитель |
Беседы, посвященные Дню борьбы со СПИДом Беседы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних | Декабрь | Кл. руководитель |
Месячник по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма | Январь | Кл. руководитель |
Выявление обучающихся, имеющих транспортные средства (велосипеды, мопеды, мотоциклы) и организация с ними работы по изучению ПДД | Февраль | Кл. руководитель |
«Я – пешеход» командная игра по ПДД | Март | Кл. руководитель |
Практическая тренировка по эвакуации из здания образовательной организации при возникновении чрезвычайной ситуации | Апрель | Кл. руководитель |
Организация и проведение профилактических мероприятий на противопожарную тематику. | Май | Кл. руководитель |
Модуль « Здоровым быть здорово» |
Обновление уголков здоровья | В течении года | |
Беседы на тему: «Профилактика гриппа и ОРВИ» | Сентябрь-октябрь | |
Участие в днях здоровья | В течении года | |
Месячник « Здоровье» | ноябрь | |
Подвижные игры на перемене | ежедневно | |
Посещение спортивных секций и плавательного бассейна | В течении года | |
Организация горячего питания | ежедневно | |
Тематика Классных часов
| «День знаний!» Кл.час « Год науки и технологий» | Сентябрь | |
| Всероссийский урок ОБЖ | Сентябрь |
| «Мы-за Мир!» классный час | Сентябрь |
| «Не тортЫ, а тОрты» Международный день распространения грамотности. | Сентябрь |
| «Дарите радость!» - кл.час, мастер-класс по изготовлению открыток ко дню пожилого человека и международному дню глухих | Октябрь |
| «Будущее поколение выбирает ЗОЖ» (месячник безопасности) | Октябрь |
| Всероссийский открытый урок ОБЖ | Октябрь |
| Конкурс рисунков «Цветы в день Учителя» | Октябрь |
| Международный день ДЦП. Кл. час. | Октябрь |
| Всемирный день математики. Кл.час | Ноябрь |
| День народного единства. Кл. час «Пока мы едины, мы непобедимы!» | Ноябрь | |
| «Давайте жить, друг друга уважая» День Толерантности Международный день слепых | Ноябрь |
| День словаря «от Даля и до наших дней» Кл. час | Ноябрь |
| Декада предотвращения суицидов и жестокого обращения в семье. «Если случилась беда» - мастер-класс. | ноябрь |
| «Нет на свете лучше мамочки моей». Конкурс рисунков «Портрет любимой мамы», конкурс чтецов | Ноябрь |
| Всемирный день борьбы со СПИДом Международный день инвалидов «Солнце всем на планете одинаково светит» | Декабрь 13.12 |
| «День Героев Отечества», День неизвестного солдата кл. час | Декабрь |
| «Широка страна моя родная!» выставка рисунков, посвященная Дню Конституции | Декабрь |
| КТД «В мастерской у Деда Мороза» | Декабрь |
| Конкурс видеопоздравлений «Пусть Новый год счастливым будет!» | Декабрь |
| «Хоровод-хоровод!» - мастер-класс по народным играм и хороводам | Январь |
| Всемирный день азбуки Брайля Кл.час | Январь |
| Час памяти «Блокада Ленинграда» «Блокадный хлеб» кл.час | Январь |
| Классный чемпионат по шахматам, шашкам | Февраль |
| День Российской науки | Февраль |
| Международный День родного языка | Февраль |
| Игровая программа «Вперед, мальчишки!» | Февраль |
| В честь дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Конкурс рисунков «На страже Родины» | Февраль (15.02) | |
| Праздник белого месяца. | Февраль |
| Игровая программа «Сегодня праздник у девчат» | Март |
| Классные часы: «Мир профессий» | Март |
| Всемирный день иммунитета. Классные часы, Всероссийский открытый урок ОБЖ | Март |
| Всемирный День воды. Кл.ч. | Март |
| «Мы вместе!» день воссоединения Крыма с Россией | Март |
| Неделя математики | Март |
| Всероссийская неделя музыки для детей и юношества . | Апрель |
| День космонавтики, всероссийская акция «Космос - это МЫ!» | Апрель |
| «Ежели вы вежливы!» | Апрель |
| Международный день памятников и исторических мест. «Любим, знаем, помним» экскурсия | Апрель |
| Всемирный День Земли “Я-Земля!” - конкурс рисунков | Апрель |
| Всероссийская акция: «Георгиевская ленточка». «Окна Победы» | Май |
| «Весна 45 года» | Май |
| День государственного флага Российской Федерации | Май |
| Международный день семьи «Мама, папа, я–спортивная семья!» | Май |
| День славянской письменности и культуры «Как завещали предки» кл час | Май |
АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ Комитет по образованию г.Улан-Удэ МунМуиципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ» | УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН hуралсалай талаар хороон Муни Мунипальна автономито юрэнхи hуралсалай эмхи зургаан "Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули" |
Классные часы
в 3а классе
Г.Улан – Удэ
2021г