СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной деятельности "Единство непохожих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суть моей программы воспитательной деятельности заключается в том, чтобы дети могли почувствовать себя умелыми, талантливыми, смелыми, сильными, добрыми, счастливыми, и на этой основе учиться и учить друг друга, познавать себя и других, общаться друг с другом и с искусством, с наукой, с миром взрослых.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной деятельности "Единство непохожих"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»





Утверждаю:

Заместитель директора по ВР

___________ Г.М. Бардина

«03» сентября 2013 г.









Программа

воспитывающей деятельности

«Единство непохожих»

классного руководителя 3 «б» класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Мельниковой Е.П.
















Троицк, 2013


Структура программы:


  1. Пояснительная записка ……………………………………….стр. 3 – 8

  2. Педагогические принципы и подходы программы …………стр. 8 – 10

3. Этапы реализации программы ………………………………стр. 10 – 11

4. Основные направления воспитательной работы …………...стр. 12 – 16

5. Содержание программы………………………………………стр. 17 – 23

6. Ожидаемые результаты реализации программы……………стр. 24 – 25

7. Мониторинг воспитательного процесса …………………….стр. 25 – 28

8. Список литературы……………………………………………стр. 29

9. Приложение





























Пояснительная записка

Только духовная общность – и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества – и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства, - и ничего, что может отравить её; только уважение и утверждение личностного достоинства – и ничего, что может ущемить радость взросления в ребёнке; и наконец, только оптимизм и глубокое понимание ребёнка – вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куём судьбы и счастье людей.

Ш.А. Амонашвили

Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным.

Воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества.

Началом построения моей программы воспитательной деятельности стали слова Л. А. Никитиной:

«Человек обязательно должен быть чьим – то любимым, самым близким, незаменимым. Вот основа устойчивости человека в трудном и пока холодном нашем мире. Люди ничьи страшны, потому что предательство для них - норма существования, безответственность – норма совести. Главное – спасти человека, сохранить в нём человеческое, тогда сохраним всё».

Действительно, каждый ребёнок независимо от возраста должен знать, что есть человек, любящий его и принимающий таким, какой он есть. Ребёнок должен чувствовать, что он незаменим. Чаще всего такими людьми для ребёнка являются родители. В них ребёнок видит защитников, советчиков, друзей. Переступая порог школы, ребёнок надеется, что в трудную минуту рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, развеселить, помогут стать смелее, умнее, добрее и терпеливее. «Дети – цветы нашей жизни», но цветок живой – когда ребёнок «растёт» в жизни: среди дел, занятий, забот, отношений людей. Важно превратить школьные часы, дни и годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечений, поисков и находок жизнь.

При построении моей программы воспитательной деятельности я знакомилась с теориями и современными концепциями и подходами в воспитании. Слова Ш. А. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах» помогли мне утвердиться в своих позициях. Близки мне позиции В. А. Сухомлинского, который утверждает, что «хороший учитель» - это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком.

Суть моей программы воспитательной деятельности заключается в том, чтобы дети могли почувствовать себя умелыми, талантливыми, смелыми, сильными, добрыми, счастливыми, и на этой основе учиться и учить друг друга, познавать себя и других, общаться друг с другом и с искусством, с наукой, с миром взрослых. Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от деятельности, позволяющей им открывать себя: свои способности, свои возможности. Именно она вызывает у ребёнка радость и интерес.

Программа «Единство непохожих» – это осуществление своих собственных надежд и мечтаний, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

Данная программа не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

  1. Помогать в развитии познавательных интересов обучающихся.

  2. Формировать классный коллектив как воспитательную систему.

  3. Организовывать разнообразные виды коллективной творческой деятельности.

  4. Осуществлять диагностику, регулирование и коррекцию личностного развития учащихся.

  5. Воспитывать доброе отношение к жизни, умение находить в ней радость и желание творить добро; формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе.

  6. Формировать здоровый образ жизни школьника.

  7. Создавать условия для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.

  8. Поддерживать и укреплять школьные традиции, способствующие созданию и развитию классного коллектива.

  9. Создавать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлекать родителей к участию в воспитательной работе класса и школы.

  10. Воспитывать учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма, любви к семье.

Программа «Единство непохожих», нацеленная на воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения и ответственности, включает в себя воспитание:

  • чувства безопасности, то есть физической и психологической защищённости, отсутствия страха перед препятствиями, умение защитить свою позицию;

  • чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, малой Родине, России, к родовым корням;

  • чувства индивидуальности, то есть чувства знания самого себя, своей ценности, это ответ на вопрос, кто я есть, какой я, как я оцениваю себя и как меня оценивают другие;

  • чувства цели, смысла жизни, жизнедеятельности, то есть ответ на вопрос, зачем я пришёл в этот мир, каково моё предназначение и ответственность перед людьми, собой;

  • чувства компетенции, то есть уверенности в своих знаниях и возможности их применения.

Приобретая все эти качества, ребёнок уверенно движется вперёд по жизни.

Программа осуществляется:

-через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники);

- через методическое обеспечение (семинары, курсы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

-в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (со- циальный педагог, психолог, библиотекарь);

- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями города (школы, музеи, библиотеки, ДК).


Педагогические принципы и подходы программы

«Единство непохожих»

Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Принцип гуманистического воспитания. Заключается в объединении детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Сотрудничество взрослых и детей помогает преодолеть страх, беспокойство, при этом сохранить и развить положительные эмоции обеих сторон. Создаёт благоприятные ситуации для развития творческих индивидуальных особенностей каждого. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует её успешность.

Принцип личностно-ориентированного воспитания. В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности. Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Деятельный подход. Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход. Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип принятия. Человек принимается другими людьми таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками. При этом каждый член коллектива чувствует, что его любят и ценят несмотря ни на что, и сам он учится принимать других, уважать их мнение.

Принцип комплексного подхода. Позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Принцип успешности. Жизни ребенка должна опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Принцип диалогического общения. Общение – диалог – построено на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности «встать на место» другого, содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое сообщение помогает реализовать очень важную функцию общения – сопереживание. Это создает условия для развития и совершенствования детского коллектива.

В основе моей программы воспитательной деятельности «Единство непохожих» лежит игра. Я считаю, что именно игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Я заметила, что ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Для моих ребят не всегда важен её результат, победа, успех, им нравится сам процесс, каким бы трудным он ни был. Уже в самом процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Я вижу, как мои ученики преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у моих ребят полезные умения и привычки. Здесь ребята чувствуют себя самостоятельными. И поэтому они предъявляют к себе те высокие требования, которые к ним предъявляем мы - взрослые в неигровой деятельности. Любимые игры, к которым ребёнок многократно возвращается, чтобы пережить ещё раз ощущение победы над собой, своего успеха в чём – то, и есть тренинг, система упражнений, обогащающая внутренний мир ребёнка. Так игра для моих становится средством самовоспитания, а для меня средством коррекции – исправления, поправки, частичного изменения неправильно сформированного в ребёнке психического процесса или личностного качества.

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Так ролевые игры, проводимые мной, формируют в ребёнке культуру поведения и общения в разных жизненных ситуациях, а командные спортивные или интеллектуальные соревнования учат взаимопомощи и взаимоподдержке, сопереживанию и взаимопониманию.

Этапы реализации программы «Единство непохожих»

Программа воспитательной деятельности класса проходит в своём развитии несколько этапов, которые способствуют развитию личности каждого ребёнка. Она рассчитана на четыре года с 2013 по 2017гг.

Первый этап: 1 класс «Давайте познакомимся!» 2013 – 2014 гг.

На первом этапе идёт раскрытие потребностей и возможностей каждого участника воспитательного процесса, намечаются пути формирования сплочённого коллектива.

Ожидаемые результаты:

-успешная адаптация к школьной жизни;

-эмоциональная устойчивость обучающихся;

-создание предпосылок для формирования классного коллектива;

-активное участие родителей в жизни класса, школы.


Второй этап: 2 класс. «Возьмёмся за руки, друзья!» 2014 – 2015 гг.

На втором этапе идёт укрепление межличностных отношений, вводятся новые формы и способы совместной деятельности, формируются традиции коллектива.

Ожидаемые результаты:

-устойчивые положительные результаты обучения;

-активное участие детей в жизни класса, школы;

-негативное отношение к вредным привычкам;

-создание органов классного самоуправления.

Третий этап: 3 класс «Жизнь коллектива» 2015 – 2016 гг.

На третьем этапе идёт формирование индивидуальности коллектива, развивается самоуправление, жизнь коллектива строится на основе традиций.

Ожидаемые результаты:

-проявление интеллектуальных способностей на уровне города;

-знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;

-умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

-ощущение ответственности за совершаемые поступки.

Четвертый этап: 4 класс «Школа – дом, где мы живём» 2016 – 2017 гг.

На четвёртом этапе идёт поиск форм и способов обновления жизнедеятельности в классе, а всё лучшее в классе становится достоянием всей школы.

Ожидаемые результаты:

-овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

-проявление самостоятельной творческой активности;

-умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

-обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

-мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.


Основные направления воспитательной работы

1. Общеинтеллектуальное направление. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

«Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний». Курс представляет собой занятия, направленные на формирование у учащихся стремления творчески мыслить. Организация творческой работы позволяет даже слабому ученику включить-ся в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций ак-тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «откры-тие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элемен-тарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся, способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

  1. Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимание, воображение.

  3. Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения.

  4. Формировать навыки творческого мышления и развивать умения ре­шать нестандартные задачи.

  5. Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.

  6. Формировать и развивать коммуникативных умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

  7. Формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

2. Спортивно – оздоровительное направление предполагает воспитание на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Основная идея данного направления заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Цели:

-формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

-развитие навыка самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

-обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

  1. Знакомить детей с различными формами закаливания.

  2. Приобщать детей к физкультуре и спорту.

  3. Расширять практические знания детей о ведении здорового образа жизни.

  4. Формировать представление о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие.

3. Общекультурное направление. Особенность изучаемого курса состоит в формирование навыков общения и культуры поведения, обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, личностное развитие каждого, сплочение классного коллектива.

Цель: создание условий для развития творческой личности, самореализации и самоопределения личности; развитие у детей творчества и художественного восприятия окружающего мира.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах.

  2. Развивать коммуникативные способности школьников.

  3. Содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека.

  4. Формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

  5. Воспитывать творческую личность.

4. Духовно – нравственное направление. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания и представления нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Цель: формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения нравственных понятий о правде, честности, справедливости, добре и других в процессе изучения правил поведения; воспитание человека, обладающего значимыми общечеловеческими нравственными качествами, необходимыми для жизни в обществе.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями различных убеждений.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Учить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

  5. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине.

  6. Знакомить учащихся с историей России, историей родного края.

  7. Осуществлять связь учащихся с окружающим социумом.

5. Работа с семьей. Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Цель: ознакомить родителей с основными правилами этикета в семье и обществе; убедить родителей, что личный пример поведения взрослых в семье и общественных местах является главным регулятором формирования этикета детей.

Задачи:

  1. повышать педагогическую культуру родителей;

  2. активизировать роль родителей в жизни класса;

  3. защищать интересы и права ребёнка в так называемых трудных семьях.























Содержание программы

1 класс

Направление

Мероприятия

Формы работы

Общеинтеллектуальное

1. «В страну Знаний»

2.«Моя любимая книжка»

3. «Найди фигуру»

4. Логические цепочки

5. «Путаница»

6. «В мире загадок»

7. «Русский медвежонок»

8. Интеллектуальные бои

9. ЭМУ


10. Исследовательская конференция

Игра-путешествие

Выставка

Игра

Игра

Игровое упражнение

Игра-викторина

Конкурс

Соревнования

Международный дистанционный конкурс

Исследование

Спортивно – оздоровительное

1. Дорога к доброму здоровью. «Вот мы и в школе»

2. «Режиму дня мы друзья»

3. День здоровья.

«В здоровом теле – здоровый дух»

4. Питание и здоровье

5. Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

6. Сказка о микробах.

Правила закаливания

7. «Зимние забавы»

8. Культпоход в бассейн

9. История Олимпийских игр

Классное занятие



Беседа


Веселые старты



Викторина

Практическое занятие

Ролевая игра


Подвижные игры

Посещение бассейна

Проект КТД

Общекультурное

1.«Мы в гостях»

2. «Мы идем в театр»

3. «Угадай мелодию»

4. «С днем рождения 1 класс!»

5. «Новый год у порога»

6. «А, ну-ка, мальчики!»

7. «Праздник, посвященный мамам»

8. Мы переходим во 2 класс!

9. Праздник букваря

10. Экспериментус

11. Посещение зоопарка

12. Выставка музыкальных инструментов

13. Экскурсия в школьный музей

14. Выставка бабочек

15. Выставка птиц со всего света

Сюжетно-ролевые игры

Игра

Посещение кинотеатра

Праздники








Поездка в Челябинск


Посещение музея

Духовно – нравственное

1. «Путешествие в страну Добра»

2. Правила поведения на уроке

3. Общение с учителем

4. Правила поведения на перемене

5. Волшебные слова – наши друзья и помощники.

6. «Синичкин день»


7.«Достопримечательности нашего города»

8. Чистый двор»

9. «Красота природы моей местности»

Викторина


Инсценировка


Беседа

Инсценировка


Практикум


Изготовление кормушек КТД

Фотовыставка


Уборка территории

Экскурсии

Работа с семьей

1. «Семейные традиции»

2. «История моего дома»


3. «Как трудится моя семья»

4. «Дорога в мир семьи»

5. Законы жизни семьи, законы жизни класса

6. Проведение родительских собраний и консультаций

7. Создание сайта класса

8. Портфолио ребенка


Беседа

Создание альбома КТД

Конкурс рисунков


Конкурс плакатов

Родительское собрание




Интернет ресурсы

Создание портфолио




2 класс

Направление

Мероприятия

Формы работы

Общеинтеллектуальное

1. Олимпиады по русскому языку, математике

2. «Как выполнять домашние задания»

3. ЭМУ



4. Весёлая арифметика

5. Исследовательская конференция

6. «Читаю быстро и правильно»

7. «Хвала книге»

8.Магазин головоломок


9.Игры со спичками

Олимпиады



Беседа


Международный дистанционный конкурс

Практикум

Проект


Конкурс


Библиотечный урок

Интеллектуальный марафон

Игры

Спортивно – оздоровительное

1. «Мы за здоровый образ жизни»

2. Светофор здорового питания

3. Безопасность в доме

4. «Полезные привычки»

5. Все болезни победим – быть здоровыми хотим

6. Веселые старты

7. Проводы зимы

8. Мы против вредных привычек!

Конкурс рисунков


Блицтурнир


Викторина

Круглый стол

Викторина


Подвижные игры

Праздник

Изготовление плаката КТД

Общекультурное

1.«Мир моих фантазий»

2. Посещение цирка

3. Планетарий

4. Просмотр кинофильма

5. Галилео. Прогулка по Арбату

6. Осенний калейдоскоп

7. Новогодний праздник

8. «Навстречу песне»

9. «Мисс класса»

10. «Рыцарский турнир»

11. «До свидания, 2 класс!»

КТД

Поездка в Челябинск


Посещение кинотеатра

Поездка в Челябинск


Праздник

Посещение ГДК

Музыкальные игры

Конкурс

Праздник

Праздник


Духовно – нравственное

1. Создание этического словаря.

2. «Мой домашний питомец»

3. Об уважительном отношении к старшим

4. Обращение к одноклассникам

5. Горожане – участники ВОВ

6. «Скажи улыбкой»

7. Мой дом за окном

8. «Помоги другу»

9. «Подарок ветерану»

Нагрудный знак

10. Животные родного края

Практическая работа


Проект


Беседа, ролевые игры


Беседа-практикум


Встречи


Практикум

Экскурсии

Акция

КТД


Презентация

Работа с семьей

1. «Мои трудовые поручения в классе и дома»

2. Поход выходного дня

3. «Папа, мама, я – спортивная семья»

4. «Мудрость народных пословиц и поговорок о семье

5. Проведение родительских собраний и консультаций

Анкета



Поход

Спортивные соревнования

Диспут


3 класс

Направление

Мероприятия

Формы работы

Общеинтеллектуальное

1. «Учимся составлять ребусы»

2. Олимпиады по русскому языку, математике

3. ЭМУ


4. Исследовательская конференция

5. «Турнир умников»

6. Интернет и мы

7. «Книги обо всем на свете»

8. Проба пера. Составление загадок и сказок.

9. Литературная викторина

10.«Закодированное слово»

Практическое занятие


Олимпиады


Международный дистанционный конкурс

Проект


Турнир

Практическое занятие

Посещение библиотеки

Практикум



Викторина


Логические игры

Спортивно – оздоровительное

  • 1. «Хочу быть здоровым!»

2. Прохождение препятствий на канатной дороге

3. Экскурсия в ФОК

4. «Игротека»

5. «Спорт в моей семье»

6. «Мои спортивные успехи и достижения»

7. Спортивные эстафеты

8. Культура здорового образа жизни

9. Катание на лыжах

Конкурс стенгазет


Посещение парка (канатная дорога)


Экскурсия

Подвижные игры

Презентации семей


Эстафеты


Классное занятие


Соревнования

Общекультурное

1. «Звездный час»

2. «Все для мам»

3. Новогодний серпантин

4. Мы в театре

5. «Мальчики – вперед»

6. «Женский праздник»

7. «Вот и год окончен»

8. «Творим и вытворяем»

Турнир

Праздник

Праздник

Посещение театра

Соревнования

Праздник

Праздник

КТД

Духовно – нравственное

1. «Трудовой подвиг нашего народа в годы ВОВ»

2. «Тайна моего «Я»

3. «Автопортрет»

4. «Мои добрые дела»

5. «Этикет и хороший тон»

6. «Дружили мальчик с девочкой»

7. Урок мира

8. Урок мужества




Просмотр фильма



Час откровений

Тренинг

Практикум

Игра-путешествие


Ролевая игра


Классные занятия



Работа с семьей

1. Трудовой десант

2. Экскурсия на предприятия

3. Проведение родительских собраний и консультаций

4. «Музыка моей семьи»

5. «Для Вас, родители!»

6. «О поощрениях и наказаниях в семье»

Уборка территории

Экскурсия





Праздник

Встреча с социальным педагогом-психологом


4 класс

Направление

Мероприятия

Формы работы

Общеинтеллектуальное

1. «Моя улица»

2. ЭМУ



3. Олимпиады по русскому языку, математике

4. «Развивай внимание»

5. «Как научить себя учиться?»

6. «Всезнайка»

7. Современные детские журналы

8. Исследовательская конференция

9. Решение нестандартных задач

10. «Эрудиты»


Творческий проект

Международный дистанционный конкурс

Олимпиады



Игры

Встреча с психологом


Викторина

Посещение библиотеки КТД

Проект


Практические занятия


Конкурс

Спортивно – оздоровительное

1. «Формула здоровья»

2. Профилактика инфекционных болезней

3. Эмоции, стресс, чувства, поступки человека

4. Русские народные игры

5. Спортивные игры и комбинированные эстафеты

6. День здоровья

7. Скажи: «НЕТ» вредным привычкам!

8. «Умеем ли мы отвечать за своё здоровье»

Деловая игра

Беседа


Классное занятие



Игры на свежем воздухе

Игры и соревнования



Выезд за город

Инсценировки


Викторина

Общекультурное

1. «Как стать звездой»

2. «Осенняя катавасия»

3. Новый год у порога

4. «Защитники Отечества»

5. «Весенняя капель»

6. Посещение Школы искусств

7. Посещение краеведческого музея

8. Выпускной бал

Праздники

КВН

Праздники




Экскурсии




Праздник

Духовно – нравственное

1. «Уральский край»

2. «С чего начинается Родина?»

3. «Законы нашей жизни»

4. «Гармония в природе»

5. «О бескорыстии и дружбе»

6. «Сотвори солнце в себе»

7. «Учимся правильно жить и дружить»

8. Памятные даты календаря

9. «Уроки нравственности»

10.Поведение в природе

Викторина

КТД


Ролевые игры


Беседа


Акция


Практикум


Классное занятие


Беседа


Практикум

Работа с семьей

1. «Что? Где? Когда?»

2. Семейная спартакиада

3. «Компьютер, телевизор и воспитание ребенка»

4. «Психическое и физическое развитие детей»

5. Танцевальный вечер

6. Поход

7. Проведение родительских собраний и консультаций


Игры с детьми и родителями

Беседа


Встреча с психологом



Праздник

Поход


Ожидаемые результаты реализации программы

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

В результате реализации программы ожидается:

  1. Развитие органов классного ученического самоуправления.

  2. Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.

  3. Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.

  4. Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории своего города, края, государства.

  5. Полное удовлетворение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании.

  6. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.

  7. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.

Мониторинг воспитательного процесса

Детская энергия неиссякаема. Нам, педагогам, надо лишь умело направлять её. Надо хорошо знать ребёнка, чтобы предъявлять к нему требования, соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в его характере и поведении ведёт к серьёзным упущениям в воспитании. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребёнка создаёт основу для сознательного управления развитием с учётом возрастных изменений.

Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в ходе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом.

Для того, чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, которые ежедневно приходят к нам в класс, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, существуют различные диагностические методики.

На начальном этапе, в первой четверти первого класса, я проводила анкетирование с родителями и детьми. Моей целью было узнать, с каким настроением ребенок ходит в школу, что ему особенно нравится в ней, проанализировать увлечения и занятия детей, а также пожелания родителей. В своей работе я тесно контактировала со школьным психологом, который проводил диагностику адаптации к школе и др.

Анализ показал, что:

- высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности показали 27 % учеников;

- хорошая школьная мотивация у 55% учеников;

- положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью отмечается у 13% учеников;

- низкая школьная мотивация наблюдается у 5% детей;

- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация отсутствуют.

Проанализировав ответы родителей, я пришла к выводу, что они ждут от школы:

- хороших знаний по учебным предметам - 95%;

- воспитание здорового ребёнка - 77%;

- развитие творческого потенциала ребёнка - 50%;

- воспитание нравственных качеств – 23%.

Исходя, из этого было ясно, что учащиеся хорошо адаптированы в школе. Но им не хватает единой системообразующей деятельности, которая бы их объединяла и приносила удовлетворение от школьной жизни в классном коллективе.

Родители в большей степени хотели видеть от своих детей хороших знаний по учебным предметам. Воспитание нравственных качеств в своих детях их интересовало меньше всего.

Передо мной встала задача построения воспитательной программы, которая должна была включить ребенка и родителей в процесс осознания и повышения уровня культурно-воспитательного потенциала здоровой личности и семьи, сохранения мотивации к обучению и поддержание качества обученности. Реализация программы шла по 5 направлениям и четырем ступеням. На всех этапах я использовала методику Н.П. Капустиной «Уровень воспитанности учащихся» (1 - 4 классы).

Итоги представлены в диаграммах:



В процессе реализации программы я заметила, что родители стали более заинтересованы в воспитании и обучении своих детей, ответственно подходят к посещению родительских собраний, участвуют в мероприятиях, охотно идут на контакт с учителем.

В настоящее время класс имеет хороший интеллектуальный и физический потенциалы, повышается уровень нравственного и культурного воспитания, что является показателем эффективности использования выбранных мною принципов и направлений. Все эти результаты указывают на результативность и эффективность воспитательной программы «Единство непохожих»».



Список литературы:

1.Воспитательный процесс: изучение эффективности/Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.

2.Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива М, 1988.

3. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4.А.И. Шемшурина «Нравственно-этическое воспитание. Технология этического диалога» М.,2001.

5.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!