Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Черногорский техникум отраслевых технологий»
(ГБПОУ РХ ЧТ0Т)
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
«Я молодой»
г.Черногорск
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Разработчик: Микрюкова Людмила Михайловна, преподаватель русского языка и литературы
Рассмотрено на заседании МК Социально-гуманитарных дисциплин Председатель МК _____________ И.А. Даудиш Протокол № __ от __._____20 г | |
Согласовано Зам. директора по ВР _____________ О.Л. Прыгун «___»_____________20 г | |
| |
Пояснительная записка
Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.
С каким нравственным багажом приходит большая часть абитуриентов? Наша реальность зачастую калечит ребят, питая их не нравственными, а безнравственными принципами. Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны он, под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой стороны его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Поэтому одна из самых первоочередных и самых важных задач – пробудить у студентов интерес к учёбе: для этого им надо показать интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом.
Решение этой задачи многогранно. Оно предполагает различные формы и методы воспитательной работы с группой.
Цель программы: воспитание нравственной, гармонично развитой и духовно богатой личности, обладающей базовой культурой, высокой гражданственностью и чувством патриотизма. Формирование общих профессиональных компетенций
Задачи:
1.Способствовать формированию у студентов культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
2.Способствовать формированию интеллектуальной культуры.
3.Развивать творческую деятельность студентов.
4.Способствовать сплочению студенческого коллектива.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Активизация процесса профессионального самоопределения, развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Понимание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни. Развитие в себе таких качеств как милосердие, доброжелательность, толерантность, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинства, бескорыстность и справедливость. Повышение уровня психологических знаний, исследование собственных познавательных ресурсов и возможностей, соотнесение своих интересов и способностей с требованиями профессиональной деятельности.
Добиться таких результатов помогут следующие формы работы:
- классные часы
- совместные с родителями мероприятия
- деловые игры, конкурсы
- встречи с интересными людьми
- тестирование, анкетирование
- психологические тренинги.
Срок реализации программы: 4 года
Основные направления работы реализации программы воспитательной деятельности на цикл обучения:
Первый курс
1.Изучение индивидуальных способностей, увлечений, интересов каждого студента.
2. Помощь в социально-психологической адаптации.
3. Формирование коллектива группы, определение лидеров; развитие умений работать в команде.
Второй курс
1.Помощь в развитии творческих возможностей, личностной самореализации; привитие навыков самостоятельной жизни.
2. Помощь в развитии самосознания «Я – в мире других людей», «Я – в своей будущей профессии.»
Третий курс
1. Воспитание гражданственности, патриотизма; уважение к законности и правопорядку.
2. Формирование специальной и профессиональной мобильности будущего специалиста, ориентация в социальной среде.
Четвёртый курс
1.Формирование и развитие эмоционально-положительного отношения к труду, профессии.
Мероприятия, направленные на реализацию программы
Духовно-нравственное воспитание
Воспитательные задачи:
1. Формирование духовно-нравственных ориентиров
2. Формирование гражданского отношения к себе
3. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4. Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
Цели:
1. Воспитать положительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей.
2.Воспитать патриотизм, духовно-нравственные качества личности, интерес к историческому прошлому и настоящему России.
3.Воспитать этические нормы бесконфликтного общения.
Прогнозируемый результат:
Выражается в будущей модели выпускника техникума.
Выпускник техникума – это :
- Гражданин страны, общества, мира, обладающий высокой общей культурой, ориентированной на нравственные ценности общества: Родина, мир, труд, знания.
- Человек, приобщённый к культуре здорового образа жизни.
- Человек, обладающий социальной активностью, честный, принципиальный, умеющий отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчивый в преодолении трудностей.
- Человек, способный к творчеству, владеющий рациональной организацией труда , умеющий применять полученные знания на практике.
Мероприятия по реализации данного направления
Название мероприятия | Форма проведения | Ответственные |
Снимая шляпу перед словом «дружба» | Конкурсно-игровая программа | Кл.рук., староста, редколлегия. |
Российские награды | Конкурсно-познавательная программа | Кл. рук, актив группы, преподаватель истории. |
Умеешь ли ты общаться? | Ситуативный практикум по культуре общения | Кл. рук.,актив группы. |
Самая обаятельная и привлекательная | Конкурсная программа ко Дню 8 Марта | Кл. рук. |
Славянские обычаи и традиции | Фольклорная интеллектуальная игра | Городская библиотека, кл.рук. |
Есть ли будущее у Российской семьи? | Час общения | Родительский актив группы, психолог. |
Гражданско-правовое воспитание
Воспитательные задачи:
1.Формирование у студентов гражданской ответственности.
2.Формирование Человека- гражданина, способного к самопознанию, саморазвитию.
Цели:
1.Повышать гражданско-правовую культуру.
2.Воспитывать духовно-нравственные и героико-патриотические качества личности студента
Прогнозируемый результат:
Выпускник техникума – гражданин, знающий и уважающий законы России.
Личность, способная критически мыслить, искать пути рационального решения; человек коммуникабельный, толерантный, способный работать в разных социальных группах.
Мероприятия по реализации данного направления
Наименование мероприятия | Форма проведения | Ответственные |
Права студентов | Деловая игра | Кл.рук., преподаватель права |
Нормы права и морали в обществе | Ситуативная беседа | Соц. пед., психолог, кл.рук. |
Моя будущая профессия | Встреча с выпускниками техникума | Кл. рук., руководитель практики |
Я и закон | Круглый стол, встреча с работниками прокуратуры | Соц.педагог. |
Гражданско-патриотическое воспитание
Воспитательные задачи:
1.Воспитание гражданина, любящего Родину, умеющего реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право.
2.Формирование деятельного гражданина своей Родины, обладающего единством духовно-нравственного и правового долга.
Цели:
1.Формировать правосознание и гражданскую ответственность.
2.Воспитывать у студентов чувство ответственности и исполнительности.
3. Формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально- волевых качеств.
Прогнозируемый результат:
Высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.
Мероприятия по реализации данного направления
Наименование мероприятия | Форма проведения | Ответственные |
«Никто не забыт, ничто не забыто» | Встреча с ветеранами | Актив группы |
«Ветеран» | Поздравление ветеранов с праздниками | Актив группы |
«Письмо неизвестному солдату» | Устный журнал | Кл. рук. |
Мы помним о вас ветераны | Оказание шефской помощи ветеранам | Актив группы |
«Будьте добрыми и человечными» | Ток-шоу | Библиотека ф. № 2 |
Семейное воспитание
В настоящее время большинство семей озабочено не только вопросами экономического и материального процветания, но порой и просто физического выживания. Вопросы воспитания уходят на второй план , происходит самоустранение родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребёнка. Становление личности подростка во многом зависит от окружающей его социальной среды.
Цели:
1.Обеспечивать взаимодействия техникума ,преподавателей, классного руководителя с родителями.
2.Привлекать родителей к участию в проводимых мероприятиях.
Прогнозируемый результат:
Осознание ценностей и сохранение семейных традиций. Воспитание справедливости, честности, доброжелательности.
Мероприятия по реализации данного направления
Наименование мероприятия | Форма проведения | Ответственные |
«Моя семья» | Родительское собрание | Кл. рук. |
«Семейные проблемы.» Как их решать? | Решение проблемных задач | Психолог |
Новый год – семейный праздник | Совместный праздник студентов и родителей | Актив группы |
Проведение Дня матери | Совместные мероприятия | Актив группы |
Организация досуга
Досуговая деятельность- необходимый спутник обучения в техникуме. Отдых, совместные праздники ,экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня . Ребята становятся более раскрепощёнными и активными. В таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба.
Цели:
1.Создавать благоприятный воспитательный фон, развивать творческую деятельность.
2.Воспитывать добрые, искренние отношения.
Прогнозируемые результаты:
Сплочение коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.
Мероприятия по реализации данного направления
Наименование мероприятия | Форма проведения | Ответственные |
Посещение Драматического театра, Дворца молодёжи | | Кл. рук. |
Экскурсии в городской музей | | |
Экскурсии в музей-заповедник Шушенское | | |
«Мы за чаем не скучаем» | Чайные посиделки | Актив группы |
Групповые огоньки, посвящённые 23 февраля и 8 Марта | Праздник | Актив группы |
День смеха и шуток «Хорошее настроение» | Праздник | Актив группы |
«Умеешь ли ты общаться» | Ситуативный практикум по культуре общения | Кл.рук. |
Работа с трудными подростками
Воспитательные задачи:
Изучение условий индивидуального подхода к учащимся, их особенностей умственного ,физического и нравственного развития.
Анализ поступков, суждений, взглядов и причин, изучение ведущей линии поведения.
Знакомство с условиями жизни учащихся, особенностей их волевой сферы, знакомство с правилами и взаимоотношениями в семье.
Создание условий для проявления у учащихся чувства собственного достоинства, адекватной самооценки.
Цели:
Формировать критерии оценки положительных и отрицательных качеств. Побуждать подростков к самопознанию.
Прогнозируемый результат:
Формирование умения оценивать себя и других людей. Формирование навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием. Активизация интереса к различным видам полезной деятельности.
Мероприятия по реализации данного направления
Наименование мероприятия | Форма проведения | Ответственные |
Посещение семей «трудных» подростков | | Кл. рук. ,соц пед., психолог. |
Организация досуга | | Кл.рук. |
Индивидуальные беседы | | |
« Моё будущее в моих руках» | Беседа | Кл.рук. |
«Я и мой ближний жизненный девиз» | Тренинг | Психолог |
Вредные привычки | Свободный разговор | Кл. рук. |
«Пять шагов к себе» | Тренинг | Психолог |
«Губительная сигарета» | Встреча с врачом-наркологом. | Кл.рук. |