СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ВУД "Юный краевед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ВУД "Юный краевед"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;

  2. Приказа МО РФ № 373 от 06. 10. 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  3. А. Я. Данилов, А.М.. Кондаков, В. А. Бойков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России -М.: Просвещение, 2009;

4) Учебного плана на 2014-2015учебный год.

  1. Миссия образовательного учреждения: качество образования для качества человека.

  2. Педагогическая идея курса: воспитание гражданина России.

  3. Психолого-педагогические принципы программы: в основе программы лежит системно-деятелъностный подход, который предполагает:


  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  3. ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  4. признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  1. учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  2. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  3. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  4. гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

1. Особенности курса: В курсе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Предмет использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, окружающего мира, физической культуры, математики, труда, изобразительного искусства, риторики, информатики, музыки, совместно с ними помогая детям освоить материал краеведения.

Программа отличается тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребёнок не этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Место учебного курса в учебном плане: курс изучается в рамках внеурочной деятельности школьников и является школьным компонентом, обеспечивающим реализацию основных направлений образовании. Программа включает в себя и оздоровительно-спортивный аспект и рассчитана на 33 учебных часа: 1класс -33 часа в год. Длительность занятия 25 минут. Занятия проводятся в кабинетах начальных классов и за пределами школы (экскурсии).

  1. Цель программы: формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

  2. Задачи программы:

  1. расширить и углубить знания детей о родном районе, городе, области, крае, стране, народе. Изучить их историю, культуру, природу, географические особенности;

  2. развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям находящимся вокруг;

  1. развивать грамотную речь, умение строить эффективное общение со сверстниками и взрослыми;

  2. развивать эмоциональную сферы ребёнка;

  3. достижение личностных и метапредметных результатов.

  1. Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество.

7.Методы, используемые при реализации программы: форма обучения - очная. Методы обучения, используемые во время занятия: практические, наглядные, словесные, работа с книгой, видеометод, работа с компьютером, экскурсии. .


Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших программу :


Первый уровень результатов

1. Требования к результатам освоения рабочей программы:

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации; многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств доброжелательности, и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на

результат, бережному отношению к материальным ценности.


Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

- формирование умения понимать причины успеха - неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых
процессов и объектов, схем решения учебных и практических задач;ктивное использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета.

Перечень учебно-методического обеспечения (дидактические пособия, инструментарий отслеживания): УМК для учителя:

  1. Примерная программа духовно-нравственного воспитания младших школьников. Сост. Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П.

  2. Тюмасева 3. И., Шеремет Н. Т. Я - человек, ты - человек, мы - люди. 1,2 класс. Учебное пособие по эколого-валеологическому образованию. - Челябинск, 2001;


УМК для обучающихся:


1) Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М., 1995.

2) Матвеев А. С. Промысловые животные. - Ч: АБРИС, 2009;

3) Н. Сладков «В лес по загадки» - Ленинград «Детское издательство», 198


Тематический план по курсу: «Юный краевед» для учащихся 1 класса





Наименование занятий, тем

Количество часов




Всего

Теор.

Прак.


Тема 1:

«Земля отцов - моя земля»

3

1



Занятие 1. «Как не любить мне эту землю, не воспевать мне родной край...»


1



Занятие 2. Творческое задание: Герб Калининграда



1


Занятие 3. Экскурсия в Музей Янтаря



1


Занятие 3. Выставка рисунков «Щедрая Калининградская земля...



1


Тема 2:» Природа родного края»

8

2

6


Занятие 1. Экскурсия на Верхнее озеро.



1


Занятие 2. Заочный экскурс «Памятники природы Калининградской области»


1



Занятие 3. Рассказы (презентации) о памятниках природы.



1


Занятие 4.Познавательная прогулка с последующим описанием в парк Калинина



1


Занятие 5. Сезонные изменения в нашем крае. Выставка рисунков.»Осень в Калининграде».



1


Занятие 6. Познавательная игра «В гости к Осени».


1



Занятие 7. Рисунок-фантазия «Какую бы зиму я хотел увидеть в нашем городе».



1


Занятие 8. Экскурсия в М\ чей Мировою Океана



1


Тема 3.

«Водоемы нашей местности»

3

2

1


Занятие 1. Сказка о больших и маленьких водах


1



Занятие 2. Правила поведения у водоема. Коллективный плакат «Охрана водоема»

1

1



Занятие 3. Экскурсия на берег Балтийского моря. Сбор ракушечника для аппликации.

1


1


Тема 4.

«Растительный мир нашей местности»

5

2

3


Занятие 1. Игра «Я знаю это растение».

1


1


Занятие 2. Викторина «Во саду ли, в огороде?»

1


1


Занятие 3. Редкие растения нашего края.

1

1



Занятие 4. В гостях а бабушки Загадушки «Природные лекари».

1


1


Занятие 5. Серьезный разговор «Осторожно! Ядовитые растения!»

1

1



Тема 5.

«Животный мир Калининградской

области»

7

1

6


Занятие 1. Загадки и ребусы о животных .Игра «Кто там живёт?»

1


1


Занятие 2. Экскурсия в природу. Составление миниэнциклопедии фауны нашей местности.

2

1

1


Занятие 3. Познавательная игра «Золотая рыбка»

1


1


Занятие 4. Составление кроссворда «Насекомые вокруг нас»

1


1


Занятие 5. Рассказ с показом иллюстрации «Моё любимое домашнее животное».

1


1


Занятие 6. Коллективный плакат «Осторожно, птичий город!»

1


1


Тема 6.

«Труд и быт жителей области»

6

1

5

Занятие 1. Ролевая игра «Расскажи гостю о жителях нашего края»

1


1

Занятие 2. «Кенигсберг - кладовая мифов и легенд...». Памятники истории.

1

1


Занятие 3. Профессии моих земляков.

1


1

Занятие 4. Экскурсия во Фридланские ворота

1


1

Занятие 5. Защита проекта «Все профессии важны, все профессии нужны».

1


1

Занятие 6. Выставка рисунков «»Кем я стану? Каким я стану?»

1


1

Тема 7.

«Жемчужина Калининградской области»

7

1

6

Занятие 1. Что я знаю о своем крае? Достопримечательности области.

1

1

1

Занятие 2. История города. Как образовался наш город.

1


1

Занятие 3. Обзорная экскурсия по городу.

1


1

Занятия 4. Конкурс стихов «Мой любимый город»

1


1

Занятие 5-8. Резервные занятия

2


2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!