СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельности «Маленький Эйнштейн»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый курс «Маленький Эйнштейн» рассчитан на учащихся 3-4 классов и его основной целью является создание у учащихся положительной мотивации к изучению предмета. Уже в возрасте 10-11 лет ученик вполне сможет оценить все достоинства этой уникальной науки о природе.

Настоящий курс предлагает использование образовательных комплектов лабораторного оборудования Cornelsen Experementa как инструмента для обучения школьников экспериментированию, моделированию на занятиях курса.

 

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельности «Маленький Эйнштейн»»


Содержание


Содержание 1

Пояснительная записка 2

Направленность программы 2

Новизна программы 2

Актуальность программы 3

Педагогическая целесообразность 3

Принцип построения программы: 3

Отличительные особенности 3

Сроки реализации 4

Цели курса: 4

Задачи курса: 5

Цель работы кружка: 5

Задачи кружка: 6

Режим занятий 6

Обеспечение программы 6

Ожидаемые результаты 7

Учащиеся получат возможность научиться: 7

Формы занятий. 7

Формы занятий внеурочной деятельности 7

Предполагаемые результаты и критерии их оценки. 7

Учащиеся будут уметь: 7

Ученик научится: 8

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи: 8

Ученик способен проявлять следующие отношения: 8

Личностные, метапредметные и предметные 9

результаты освоения курса 9

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы 10

Ожидаемый результат (учащиеся должны знать и уметь): 10

Литература. 11

Тематическое планирование 12






ПРОГРАММА

занятий внеурочной деятельности «Маленький Эйнштейн»

Пояснительная записка

Физика и химия занимают особое место среди школьных дисциплин. Как учебные предметы они создают у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика и химия показывают гуманистическую сущность научных знаний, формируют творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто, только если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Основной курс физики, как известно, начинается в школе с 7-го класса, а химии с 8. К этому времени у многих учащихся уже накопилось достаточно проблем с изучением математики или других дисциплин. Поэтому бывает сложно привить ученикам любовь к очень интересному, но далеко не лёгким предметам – физике и химии.

Предлагаемый курс «Маленький Эйнштейн» рассчитан на учащихся 3-4 классов и его основной целью является создание у учащихся положительной мотивации к изучению предмета. Уже в возрасте 10-11 лет ученик вполне сможет оценить все достоинства этой уникальной науки о природе.

Направленность программы

Настоящий курс предлагает использование образовательных комплектов лабораторного оборудования Cornelsen Experementa как инструмента для обучения школьников экспериментированию, моделированию на занятиях курса.


Новизна программы

Работа с образовательными комплектами лабораторного оборудования позволяет школьникам в форме познавательной экспериментов узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

  • Ведь учебный эксперимент – один из важнейших методов обучения, источник знаний и средство наглядности одновременно.

  • Экспериментирование – необходимая и важная часть изучения естественных наук: физики, химии, естествознания и др.

  • Опыт – источник первичных представлений о природных явлениях, основа для выдвижения гипотез и критерий истинности созданных теорий

Актуальность программы

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. В процессе обучения вовлекаются различные каналы восприятия (слух, зрение, осязание и др.). Это позволяет организовать полученную информацию, как систему ярких образов, и заложит ее в долговременную память.

Проводя различные эксперименты, ребята учатся, развивают элементарное мышление, внимание, усидчивость фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.


Педагогическая целесообразность

программы объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству.


Принцип построения программы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.


Отличительные особенности

данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

В работе используются комплекты лабораторного оборудования, которые:

  • находятся в компактной упаковке для организации естественнонаучного практикума и демонстрационного эксперимента в начальной и основной школе.

  • не требуют специальных лабораторий, легко переносить;

  • содержат все необходимое оборудование, сопровождаются методическими рекомендациями для учителя; предназначены как для групповой работы (от 1 до 15 рабочих групп), так и для выполнения демонстрационных экспериментов;

  • удобно хранить.


Сроки реализации

образовательной программы рассчитан на 1 год обучения.


Цели курса:

  1. саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность;

  2. введение школьников в сложную среду экспериментирования с использованием современных технологий

  3. организация занятости школьников во внеурочное время.


Задачи курса:

  1. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  2. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий;

  3. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно коммуникативных);

  4. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  5. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  6. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)

  7. Развитие индивидуальных способностей ребенка;

  8. Развитие речи детей;

  9. Повышение интереса к учебным предметам посредством комплекта лабораторного оборудования


Цель работы кружка:

  1. Организация занятости школьников во внеурочное время.

  2. Всестороннее развитие личности учащегося:

      • развитие навыков конструирования;

      • развитие логического мышления;

      • мотивация к изучению наук естественно-научного цикла: физики, химии и др.

  • Развитие у учащихся способности понимать и объяснять разнообразные природные явления.

  • Увеличение количества учащихся, выбирающих естественнонаучный цикл в качестве профильного.

  • Выход на более высокой ступени обучения на углубленное изучение предмета.

Круг интересов детей данного возраста очень обширен: одни любят мастерить и конструировать, других привлекает история науки или технические применения законов физики. Физика и химия -науки экспериментальные, наблюдения и опыты служат для приобретения новых знаний.


Задачи кружка:
  1. Ознакомление с основными принципами механики;

  2. Ознакомление с основами работы с комплектами лабораторного оборудования Cornelsen Experementa

  3. Развитие умения работать по предложенным инструкциям;

  4. Развитие умения творчески подходить к решению задачи;

  5. Развитие умения довести решение задачи до работающей модели;

  6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  7. Развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.


Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Обеспечение программы

Для эффективности реализации программы занятий «Маленький Эйнштейн» необходимо дидактическое обеспечение:

  1. Комплекты лабораторного оборудования Cornelsen Experementa

  2. Инструкции по использованию оборудования

  3. Журнал техники безопасности

  4. Очки. Резиновые перчатки, белые халаты для проведения опытов

Курс позволяет учащимся:

  1. Совместно обучаться школьникам в рамках одной группы;

  2. Распределять обязанности в своей группе;

  3. Проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

  4. Проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

  5. Создавать модели реальных объектов и процессов;


Ожидаемые результаты

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работать в группе;

  • решать задачи практического содержания;

  • моделировать и исследовать процессы;

  • переходить от обучения к учению.


Формы занятий.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.


Формы занятий внеурочной деятельности

• Эвристические беседы;

• Лабораторные работы;

• Решение задач - качественных и вычислительных;

• Подготовка докладов и сообщений на предложенные темы


Предполагаемые результаты и критерии их оценки.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего экспериментального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами искусства может каждый, по -настоящему желающий этого ребенок. В результате работы,

Учащиеся будут уметь:
  • приобретать знания о физических явлениях, законах и теориях;

  • проводить наблюдения и опыты;

  • производить измерения, вычисления и объяснения полученных при выполнении экспериментальных заданий результатов;

Ученик научится:
  • Работать в группе;

  • Решать задачи практического содержания

  • Моделировать и исследовать процессы;

  • Переходить от обучения к учению


Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
  1. Совместно обучаться школьникам в рамках одного коллектива;

  2. Распределять обязанности в своей бригаде;

  3. Проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

  4. Проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

  5. Создавать модели реальных объектов и процессов;

Ученик способен проявлять следующие отношения:
  • проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

  • слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

  • предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

  • понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - проектов.

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Маленький Эйнштейн» во 3,4 классах является формирование следующих умений:

    • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;

    • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

    • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали комплектов лабораторного оборудования,

  • проводить эксперимент по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

  • основы тепловых явлений, силы и движения в природе и технике

  • основы электрохимии, органы чувств

  • технологическую последовательность проведения эксперимента, опыта

Уметь:

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.

  • реализовывать творческий замысел.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Организация выставки лучших работ. Представлений опытов, экспериментов

Ожидаемый результат (учащиеся должны знать и уметь):

  1. Сформировать познавательный интерес учащихся 3-4 классов к учебным предметам физика, химия и др.;

  2. Продемонстрировать значение знаний в области физики, химии и др. для многих специальностей и профессий;

  3. Сориентировать учащихся младших классов на последующую профилизацию.

  4. Умение работать по предложенным инструкциям.

  5. Умения творчески подходить к решению задачи.

  6. Умения довести решение задачи до работающей модели.

  7. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  8. Умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.


Литература.

  1. Методические рекомендации для учителя «Датчики»

  2. Методические рекомендации для учителя «Оптика, опыты на магнитной доске»

  3. Методические рекомендации для учителя «Органы чувств»

  4. Методические рекомендации для учителя «Силы и движения в природе»

  5. Методические рекомендации для учителя «Тепловые явления»

  6. Методические рекомендации для учителя «Электрохимия»

  7. Примерные программы начального образования.

  8. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.









Тематическое планирование

урока

Тема

Форма занятия

Практикум (опыты)

Кол часов

Дата

Тепловые явления. Воздух.

1

Невидимый воздух. Что содержится в воздухе. Воздух является телом. Воздух оказывает сопротивление

Комбинированное

№ 1,2,3,4

1


2

Воздух против воды. Воздух поднимает воду. Воздух может накапливать энергию. Воздух может передавать усилие

Комбинированное

№ 5,6,7,8

1


3

Воздух может расширяться. Давление воздуха – невидимая сила. Действия давления воздуха. Изменения давления.

Комбинированное

№ 9,1,11,12

1


4

Давление воздуха можно измерить. Передвижение с помощью воздуха

Комбинированное

№ 13,14

1


5

Подъемная сила теплого воздуха. Подъемная сила воздушного потока

Комбинированное

№ 15,16

1


Тепло

6

Теплее или холоднее? Нагрев можно измерить. Что такое температура.

Комбинированное

№ 17,18,19

1


7

Биметалл в качестве в качестве термометра. Тепло обладает энергией. Тепло распространяется

Комбинированное

№ 20,21,22

1


8

Тепло может перемещаться по контуру. Тепло накапливается

Комбинированное

№ 23,24

1


9

Тепло может преобразовывать материалы. Тепло можно удерживать тепло можно отводить

Комбинированное

№ 25,26,27

1


Солнце

10

Тепло от солнца. Преобразование солнечной энергии

Комбинированное

№ 28,29

1


Силы и движения в природе и технике

11

Нагружающая способность силы. Деформирующая способность силы. Ускоряющая способность силы

Комбинированное

№ 1,2,3

1


12

Тормозящая способность силы. Способность силы менять направление. Возможность измерения силы.

Комбинированное

№ 4,5,6

1


13

Подтягивание вместо поднятия. Польза рычагов. Рычаг с одним плечом

Комбинированное

№ 7,8,9

1


14

Отклонение силы. Экономия силы. Отклонения и экономия силы. Повсеместное действие силы трения

Комбинированное

№ 10,11,12,13

1


15

Движение и инерция. Движение – равномерное или ускоренное, быстрое или медленное.

Комбинированное

№ 14,15,16

1


Оптика, опыты на магнитной доске

16

Прямолинейное распространение света. Узкий пучок света. Тень. Отражение света. Закон отражения.

Комбинированное

№ 1-5

1


17

Угловое зеркало. Отражение от вогнутого зеркала. Отражение от выпуклого зеркала.

Комбинированное

№ 6-8

1


18

Преломление света. В плоскопараллельной пластине, в воде, в призме

Комбинированное

№ 9-13

1


19

Преломление света в собирающийся линзе, рассеивающей линзе. Получение параллельного светового луча. Комбинация линз.

Комбинированное

№ 14-18

1


20

Функциональная модель глаза. Коррекция близорукости. Разложение света смешение цветов.

Комбинированное

№ 19-22

1


Органы чувств. Ощущения

21

Чувствительность кожи. Осязание. Тепловые ощущения. Определение отличий на ощупь

Комбинированное

№ 1-4

1


Оптика

22

Свет

Комбинированное

№ 5-8

1


23

Зеркальные изображения

Комбинированное

№ 9-11

1


24

Как видит глаз

Комбинированное

№ 12-14

1


25

Для чего нужны очки.

Комбинированное

№ 15-16

1


26

Фотокамеры.

Комбинированное

№ 17-18

1


27

Астрономическая зрительная труба. Принцип работы микроскопа.

Комбинированное

№ 19-22

1


Акустика

28

Возникновение звука и звуковых волн

Комбинированное

№ 23-25

1


29

Как происходит передача звука

Комбинированное

№ 26-28

1


Электрохимия

30

Проводимость жидкостей

Комбинированное

№ 1

1


31

Электролиз

Комбинированное

№ 2

1


32

Гальванизация

Комбинированное

№ 3

1


33

Электрохимический элемент

Комбинированное

№ 4

1


34

Ряд напряжений

Комбинированное

№ 5

1


Итого

34 часа



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!