СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа занимательный русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа занимательный русский язык»


1.Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Занимательный русский язык». 

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Занимательный русский язык» Л.В.Мищенкова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Содержание курса направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, а так же познакомить с понятиями, которые остаются за пределами изучения школьной программы, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей курса:

Задачи программы:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развитие умения пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.



Задачи 1 года обучения

  • научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

  • дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;

  • научить отличать гласные и согласные звуки;

  • научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;

  • научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;

  • упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;

  • воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;


Задачи 2 года обучения

  • дать представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

  • научить пользоваться словарями русского языка;

  • научить писать сочинения-миниатюры;

  • воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;


Задачи 3 года обучения

  • углубить представления детей об основных разделах русского языка: фонетике,

  • орфографии, словообразовании, лексике;

  • дать представление о морфологии;

  • использовать словари русского языка;

  • научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;


Задачи 4 года обучения

  • развить интерес к изучению тайн русского языка;

  • воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;

  • углубить уже имеющиеся знания о лексике;

  • изучить и исследовать конкретные лексические понятия;

  • способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;

  • научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме

повествования и описания;

  • научить обобщать, делать выводы;

  • стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;

  • воспитывать ответственность, самостоятельность.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.


2. Общая характеристика учебного курса


Программа курса «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

Занятия способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению. Программа направлена на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.

Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на развитие у учащихся также и психологических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.


Формы и методы работы.

Процесс обучения проходит в занимательной форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. Занятия по данной программе, за исключением занятий под названием «Игротека» имеет четко разработанную структуру:

  1. Работа над темой занятия.

  2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчинённого теме занятия, на другой - отвлечённый, а так же проведение физкультминуток)

  3. Продолжение работы над темой.

  4. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса тестового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»)

  5. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Каждое четвёртое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для трёх предыдущих занятий. Оно строится на играх и игровых заданиях. В нём отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

Начиная со 2-го класса рабочие тетради «Занимательного русского языка» заканчиваются занятием, содержащим задания, аналогичные задачам конкурса «Русский медвежонок».


Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность,

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.


Программа курса «Занимательный русский язык» предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

3.Место учебного курса в учебном плане

На курс «Занимательный русский язык» в рамках внеурочной деятельности – интеллектуальное направление, отводится 135 ч. Курс предназначен для работы с детьми 1-4 классов.

1 класс – 33 ч. (1 ч. в неделю)

2 класс – 34 ч. (1 ч. в неделю)

3 класс – 34 ч. (1 ч. в неделю)

4 класс – 34 ч. (1 ч. в неделю)




  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры  начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

  • ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  • ·развитие ценностно-смысловой сферы личности  на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

  • ·развитие умения учиться  как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности  как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. Осмысление учащимися системы ценностей является одним из результатов обучения «Занимательному русскому языку»


  1. Результаты освоения учебного предмета

Освоение детьми программы «Занимательный русский язык» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности:


Личностные результаты

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:


  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:


  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;


В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Предметные результаты

В сфере предметных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:


  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю) или обращаться за помощью (к учителю, родителям);

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • называть противоположные по смыслу слова, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • находить омонимы - слова, схожие по звучанию, но различными по лексическому значению;

  • находить фразеологизмы в тексте, подбирать фразеологизмы, выяснить их значение; использовать в речи знакомые пословицы;.

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме

повествования и описания;

  • сочинять сказочные историй, загадки;

  • определять отличительные признаки стихотворного текста, разнообразие рифм, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихотворения, следуя заданной теме;

  • писать сочинения-миниатюры, отгадывать и составлять ребусы;

  • составлять рассказы с использованием пиктограмм;

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи; отличать гласные и согласные звуки;

  • углубить представления об основных разделах русского языка: фонетике,

  • орфографии, словообразовании, лексике;

  • пользоваться словарями и справочниками русского языка;

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия; обобщать, делать выводы;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

  • пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

  • познакомиться с историей возникновения древнерусских и современных имен, с историей возникновения русских фамилий, распространенными способами происхождения русских фамилий.



Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:

  • с уроками русского языка;

  • с уроками литературного чтения;

  • с уроками окружающего мира.


Оценка планируемых результатов освоения программы


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, мониторингах, фестивалях, олимпиадах, создании портофолио.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.






  1. Содержание тем программы

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.


Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку




  1. Тематическое планирование занятий по программе «Занимательный русский язык»



1 класс (33 часа)


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности


1

Речь устная и письменная

Представлять о том, зачем нужна речь, что такое устная и письменная речь

2

Что такое слово

Получить знания о слове. Знакомиться с ребусом.

3

В мире звуков

Уточнять представление о звуках. Дать понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух»

4

Игротека

Формулировать смысловое значение слова. Давать понятие о «рифме»

5

Звуки и буквы- не одно и тоже

Знать о различиях между звуками и буквами

6

Что такое метаграммы

Работать с метаграммами. Учиться разгадывать метаграммы.

7

Жили-были гласные и согласные

Уточнять представление о гласных звуках и буквах от согласных. Учиться определять в слове гласные и согласные буквы

8

Игротека

Повторять звуки и буквы. Разгадывать метаграммы

9

Волшебник Ударение

Знакомиться с ролью ударения в слове. Давать понятие о «омографах»

10

Такие разные согласные

Распознавать твердые согласные от мягких.

11

Такие разные согласные

Различать парные и непарные звонкие согласные от глухих согласных

12

Игротека

Находить омографы в предложениях. Определять ударный слог в слове. Упражняться в различии гласных и согласных, согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Решать метограммы. Рифмовать слова.

13

Русские народные загадки

Знакомиться с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделять свойства и признаки загаданного предмета

14

Зачем шипят шипящие

Уточнять и углублять знания о шипящих согласных. Познакомить с понятием «пантомима»

15

Познакомьтесь: алфавит!

Обобщать знания об алфавите. Упражняться в правильном назывании букв и звуков

16

Игротека

Разгадывать русские народные загадки. Упражняться в произнесении скороговорок. Записывать слова в алфавитном порядке

17

Привет, пословица!

Распознавать и выявлять скрытый смысл пословицы

18

Поговорим о предложении

Знакомиться с разновидностями предложений по цели высказывания. Упражняться в умении различать данные предложения, приводить примеры

19

Ещё немного о предложении

Знакомиться с разновидностями предложений по цели интонации. Упражняться в умении произносить данные предложения с соответствующей интонацией

20

Игротека

Знакомиться с понятием «шарада». Упражняться в умении разгадывать шарады. Подбирать пословицы к тексту.

21

Знакомимся с анаграммами

Знакомиться с понятием «анаграмма». Упражняться в умении разгадывать анаграммы

22

Что такое текст

Использовать знания о тексте. Составлять рассказ по серии картинок, определять тему основную мысль текста

23

Что мы пишем с большой буквы

Изучать правила написания заглавной буквы. Применять правила в написании заглавной буквы в именах собственных

24

Игротека

Разгадывать анаграммы. Придумывать анаграммы к словам

25

О безударных гласных

Использовать знания о безударных гласных в корне, требующих проверки. Подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

26

О парных звонких и глухих согласных

Применять правила о правописании парных согласных в словах в словах. Подбирать проверочные слова

27

Слова-приятели

Подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары

28

Игротека

Записывать слова с безударными гласными и парными согласными в корне, находить среди группы слов синонимы, подбирать синонимы к данному слову

29

Слова-неприятели

Знакомиться с понятием «антоним». Подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов

30

Волшебное слова предлог

Знакомиться с предлогами. Подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом

31

Что за зверь такой-фразеологизм

Знакомиться с фразеологизмами и их значением. Подбирать подходящие по смыслу предлоги, записывать их раздельно со следующим словом

32

Игротека

Знакомиться с понятием «омоним». Различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения

33

Учимся различать слова разных частей речи

Различать слова разных частей речи

2 класс (34 часа)


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности


1

Что мы знаем о звуках и буквах

Уточнять и углублять представление о звуках и буквах русского языка. Повторять понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух»

2

Что такое лексика?

Знакомиться с понятиями «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»

3

Однозначные и многозначные слова

Знакомиться со словами, имеющими одно и несколько значений

4

Игротека

Выполнять звукобуквенный разбор, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова

5

Слова-братья

Подбирать синонимы к данным словам, находить лишнее слово из ряда синонимов

6

Слова- наоборот

Подбирать антонимы, вычленять антонимы из текста

7

Пословица недаром молвится

Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста

8

Игротека

Подбирать синонимы, антонимы, вычленять их из текста

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы.

Играть с пословицами

10

Играем со словарными словами

Играть со словарными словами

11

Анаграммы

Разгадывать анаграммы

12

Игротека

Повторять пословицы, анаграммы, словарные слова

13

Секреты некоторых букв

Знакомиться с особенностями букв Я,Е,Ё,Ю; разделительным Ъ; Ь как показатель мягкости согласных; разделительный Ь.

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

Разгадывать и записывать шарады, анаграммы, метаграммы

15

Еще раз о синонимах и антонимах

Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов

16

Игротека

Повторять правила написания: Ь как показатель мягкости согласных; разделительный Ь. Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов

17

Слова, обозначающие предметы

Знакомиться с именем существительным как частью речи, одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.

18

Слова, обозначающие действие предметов

Знакомиться с глаголом как частью речи.

19

Слова, обозначающие признаки предметов

Знакомиться с именем прилагательным как частью речи. Различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету.

20

Игротека

Повторять распознавание частей речи; одушевленные и неодушевленные предметы; подбирать синонимы

21

Текст, тема, главная мысль

Определять тему и основную мысль текста. Составлять рассказ по картинкам

22

Заголовок- всему голова

Определять особенности заголовков.

23

Работаем с фразеологизмами

Употреблять фразеологизмы в речи

24

Игротека

Различать понятия: текст, тема и основной мысль текста, заголовок текста, фразеологизмы

25

И снова пословицы

Играть с пословицами

26

Ещё раз о фразеологизмах

Играть с фразеологизмами

27

Русские народные загадки

Разгадывать русские народные загадки

28

Игротека

Повторять и находить пословицы, фразеологизмы, русские народные загадки

29

И вновь словарные слова

Играть со словарными словами

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

Упражняться в различении частей речи

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

Знакомиться с именами прилагательными, служащими для характеристики человека

32

Игротека

Повторять части речи

33

Повторяем…

Разгадывать русские народные загадки

34

Повторяем, повторяем…

Выполнять звукобуквенный разбор.

Решать головоломки

3 класс (34 часа)


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности


1

Да здравствует русский язык!

Уточнять и углублять знания о русских народных пословицах, загадках, фразеологизмах

2

Вежливые слова

Систематизировать вежливые слова

3

Поговорки и пословицы

Выявлять скрытый смысл пословиц и поговорок

4

Игротека

Повторять русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы

5

Запоминаем словарные слова

Играть со словарными словами

6

Растения во фразеологизмах

Выяснять значение фразеологизмов: «манна небесная», «задавать перцу» и т.д.

7

Животные во фразеологизмах

Выяснять значение фразеологизмов: «показать, где раки зимуют», «мышиная возня» и т.д.

8

Игротека

Повторять словарные слова, растения и животные во фразеологизмах и грамотно записывать их.

9

Я не поэт, я только учусь…

Подбирать рифмующиеся слова.

Сочинять рифмовки

10

Как Морфология порядок навела

Различать части речи

11

Игры с пословицами

Выявлять скрытый смысл пословиц

12

Игротека

Подбирать рифмующиеся слова.

Различать части речи

13

И снова животные во фразеологизмах

Выяснять значение фразеологизмов: «три кита», «ход конем» и т.д.

14

Кое-что о местоимении

Изменять местоимения по падежам

15

Познакомимся поближе с наречием и числительным

Знакомиться с наречием и именем числительным как частями речи

16

Игротека

Повторить части речи

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

Выделять основы слов, части слова

18

Про корень и окончание

Подбирать однокоренные слова, различать формы слова

19

Про суффикс и приставку

Выделять в словах суффиксы и приставки. Подбирать к словам схемы

20

Игротека

Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей. Подбирать слова к схемам

21

Непроизносимые согласные

Упражняться в правописании слов с непроизносимыми согласными

22

Учимся различать приставку и предлог

Упражняться в правописании приставок и предлогов

23

Учимся писать не с глаголами

Упражняться в написании не с глаголами

24

Игротека

Писать грамотно слова с непроизносимыми согласными, приставками и предлогами, «НЕ» с глаголами

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Упражняться в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце

26

Его величество Ударение

Упражняться в правильной постановке ударения

27

Поговорим о падежах

Определять падежи имен существительных

28

Игротека

Упражняться в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце. Подбирать рифмующиеся слова. Определять падежи имен существительных

29

Сложные слова

Писать слова, образованные путем сложения двух основ

30

От архаизмов до неологизмов

Распознавать архаизмы и неологизмы

31

По страницам энциклопедий

Знакомиться с энциклопедической статьей

32

Игротека

Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы, читать энциклопедическую статью

33

Повторяем…

Разбирать слова по составу.

Выявлять скрытый смысл пословиц

34

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

Решать головоломки


4 класс (34 часа)


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности


И снова о русском языке…

Выяснять роль русского языка в жизни общества, его красоту и богатство.

Крылатые слова и афоризмы

Выяснять смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы»

Копилка занимательных заданий

Решать занимательные задачи

Игротека

Повторять: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки) использовать при составлении текстов

Об именах

Знакомиться с историей возникновения древнерусских и современных имен, разнообразием имен и их форм.

О русских фамилиях

Знакомиться с историей возникновения русских фамилий, распространенными способами происхождения русских фамилий.

В поисках сбежавших головоломок

Решать занимательные задания

Игротека

Повторять историю возникновения русских имен и фамилий

Мы играем в логогрифы

Знакомиться с логогрифами – словесными загадками, разными вариантами игры в логогрифы.

Учимся распознавать речевые ошибки

Распознавать и устранять распространенные типы речевых ошибок

Коллекция заморочек

Решать занимательных заданий

Игротека

Повторять логогрифы, речевые ошибки

Ох уж эти фразеологизмы!...

Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами

Работаем над рифмами

Определять отличительные признаки стихотворного текста, разнообразие рифм. Подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихотворения, следуя заданной теме

Словесные забавы

Играть со словами. «Спунеризмы» и «буриме»

Игротека

Повторять: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами

Продолжаем работу над фразеологизмами

Подбирать к ситуациям соответствующие фразеологизмы

Русские пословицы и поговорки

Отличать поговорки от пословицы. Объяснять скрытый смысл пословицы

Ассорти для любителей русского языка

Решать занимательные задания

Игротека

Повторять: пословицы, поговорки, фразеологизмы

И снова о фразеологизмах

Сравнивать фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица)

Однородные члены предложения

Выделять однородные члены предложения

Ошибочка вышла!...

Решать занимательные задания

Игротека

Повторять: однородные члены предложения, фразеологизмы.

Про омонимы и их разновидности

Знакомиться с «омонимами»- словами, схожими по звучанию, но различными по лексическому значению.

Еще немного фразеологизмов

Вычленять фразеологизмы из текста. Заменять словосочетания фразеологизмами.

В стране Перевертундии

Решать занимательные задания

Игротека

Повторять: омонимы и их разновидности; историю происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак»

Что такое «паронимы»

Различать паронимы

Запоминаем словарные слова

Играть со словарными словами

31 июня

Дифференцировать и решать занимательные задания

Игротека

Повторять: паронимы, словарные слова

Повторяем…

Исследовать русские имена и фамилии, афоризмы и логогрифы.

Повторяем…

Объяснять происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Работать над речевыми ошибками. Применять полученные знания.



8.Материально-техническое обеспечение.


Методические пособия:

  1. Методическое пособие для 1-4 класса «Занимательный русский язык».

Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

  1. Рабочие тетради «Занимательный русский язык» 1 класс (2 части).

Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

  1. Рабочие тетради «Занимательный русский язык» 2 класс (2 части).

Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

  1. Рабочие тетради «Занимательный русский язык» 3 класс (2 части).

Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

  1. Рабочие тетради «Занимательный русский язык» 4 класс (2 части).

Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.



Дополнительная литература:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  8. О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая тетрадь.2014

  9. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2012 г.

  11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.

  12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2010 г.

  13. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2010 г.

  14. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2010 г

  15. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.

  16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.

  17. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

1 класс

урока

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1

Речь устная и письменная.

Иметь представление о том, зачем нужна речь, что такое устная и письменная речь.

2

Что такое слово.

Иметь представление о слове. Знать, что такое ребус.

3

В мире звуков.

Иметь представление о звуках, о понятиях «фонетика», «фонема», «фонетический слух», «рифма». Понимать смысловое значение слова.

4

Звуки и буквы - не одно и тоже.

Иметь представление о различиях между звуками и буквами.

5

Что такое метаграммы.

Иметь представление, что такое метаграмма. Разгадывать метаграммы.

6

Жили-были гласные и согласные.

Иметь представление о гласных звуках и буквах от согласных. Определять в слове гласные и согласные буквы.

7

Игротека.

Находить в словах заданные звуки и буквы. Определять в словах место звука и буквы. Разгадывать метаграммы.

8

Волшебник Ударение.

Знать роль ударения в слове. Иметь представление о том, что такое «омограф». Искать омографы в предложениях. Определять ударный слог в слове.

9

Такие разные согласные.

Уметь отличать твёрдые согласные от мягких согласных.

10

Такие разные согласные.

Уметь отличать парные и непарные звонкие согласные от глухих согласных. Различать гласные и согласные, согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.

11

Русские народные загадки.

Знакомиться с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделять свойства и признаки загаданного предмета.

12

Зачем шипят шипящие.

Уточнять знания о шипящих согласных. Знакомиться с понятием «пантомима».

13

Познакомьтесь: алфавит!

Обобщать знания учащихся об алфавите. Упражняться в правильном назывании букв и звуков. Разгадывать русские народные загадки. Упражняться в произнесении скороговорок. Записывать слова в алфавитном порядке.

14

Привет, пословица!

Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы.

15

Поговорим о предложении.

Знакомиться с разновидностями предложений по цели высказывания. Упражняться в умении различать данные предложения, приводить примеры.

16

Ещё немного о предложении.

Знакомиться с разновидностями предложений по интонации. Упражняться в умении произносить данные предложения с соответствующей интонацией.

17

Игротека.

Знакомиться с понятием «шарада». Упражняться в умении разгадывать шарады. Подбирать пословицы к тексту.

18

Знакомимся с анаграммами.

Знакомиться с понятием «анаграмма». Разгадывать анаграммы. Придумывать анаграммы к словам.

19

Что такое текст.

Уточнять знания о тексте. Составлять рассказ по серии картинок, определять тему основную мысль текста.

20

Что мы пишем с большой буквы.

Знать правила написания заглавной буквы. Упражняться в написании заглавной буквы в именах собственных.

21

О безударных гласных.

Уточнять знания о безударных гласных в корне, требующих проверки. Подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

22

О парных звонких и глухих согласных.

Уточнять знания о правописании парных согласных в словах в словах. Подбирать проверочные слова.

23

Слова-приятели.

Подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары.

24-25

Игротека.

Упражняться в написании безударных гласных и парных согласных в корне, находить среди группы слов синонимы, подбирать синонимы к данному слову.

26

Слова-неприятели.

Знакомиться с понятием «антоним». Подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

27

Волшебное слово предлог.

Знакомиться с предлогами. Подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

28-29

Что за зверь такой - фразеологизм.

Знакомиться с фразеологизмами и их значением. Подбирать подходящие по смыслу фразеологизмы для придания образности речи. Находить фразеологизмы в письменной и устной речи.

30-31

Игротека.

Знакомиться с понятием «омоним». Различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

32-33

Учимся различать слова разных частей речи.

Различать слова разных частей речи.



2 класс

урока

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Что мы знаем о звуках и буквах.

Уточнять представление о звуках и буквах русского языка. Повторять понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух».

Что такое лексика?

Знакомиться с понятиями «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова».

Однозначные и многозначные слова.

Знакомиться со словами, имеющими одно и несколько значений.

Слова-братья.

Подбирать синонимы к данным словам, исключать лишнее слово из ряда синонимов.

Слова – наоборот.

Подбирать антонимы, вычленять антонимы из текста.

Пословица недаром молвится.

Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста.

Игротека.

Подбирать синонимы, антонимы, вычленять их из текста.

И снова пословицы, пословицы, пословицы…

Играть с пословицами.

Играем со словарными словами.

Играть со словарными словами.

Анаграммы.

Разгадывать анаграммы.

Игротека.

Повторять пословицы, анаграммы, словарные слова.

Секреты некоторых букв.

Знакомиться с особенностями букв Я,Е,Ё,Ю; разделительным Ъ; Ь как показатель мягкости согласных; разделительный Ь.

Шарады, анаграммы и метаграммы.

Разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы.

Еще раз о синонимах и антонимах.

Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов.

Игротека.

Повторять правила написания: Ь как показатель мягкости согласных; разделительный Ь. Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов.

Слова, обозначающие предметы.

Знакомиться с именем существительным как частью речи, одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.

Слова, обозначающие действие предметов.

Знакомиться с глаголом как частью речи.

Слова, обозначающие признаки предметов.

Знакомиться с именем прилагательным как частью речи. Различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету.

19-20

Игротека.

Распознавать части речи; одушевленные и неодушевленные предметы; подбирать синонимы.

21

Текст, тема, главная мысль.

Упражняться в определении темы и основной мысли текста. Составлять рассказ по картинка

22.

Заголовок - всему голова.

Определять особенности заголовков.

23

Работаем с фразеологизмами.

Употреблять фразеологизмы в речи.

24-25

И снова пословицы.

Играть с пословицами.

26

Ещё раз о фразеологизмах.

Играть с фразеологизмами.

27

Русские народные загадки.

Разгадывать русские народные загадки.

28-29

Игротека.

Повторять понятия: текст, тема и основной мысль текста, заголовок текста, фразеологизмы. Повторять пословицы, фразеологизмы, русские народные загадки.

30

И вновь словарные слова.

Играть со словарными словами.

31

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Упражняться в различении частей речи.

32

Какие слова русского языка помогают называть качества характера.

Знакомиться с именами прилагательными, служащими для характеристики человека.

33-34

Повторяем…

Разгадывать русские народные загадки. Выполнять звукобуквенный разбор. Решать головоломки.



3 класс

урока

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1

Да здравствует русский язык!

Знакомиться с русскими народными пословицами, загадками, фразеологизмами.

2

Вежливые слова.

Систематизировать изученные вежливые слова.

3

Поговорки и пословицы.

Выявлять скрытый смысл пословиц и поговорок.

4

Запоминаем словарные слова. Игротека

Играть со словарными словами. Повторять русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы.

5

Растения во фразеологизмах.

Выяснять значение фразеологизмов: «манна небесная», «задавать перцу» и т.д.

6

Животные во фразеологизмах.

Выяснять значение фразеологизмов: «показать, где раки зимуют», «мышиная возня» и т.д.

7-8

Игротека.

Повторять словарные слова, растения и животные во фразеологизмах.

9

Я не поэт, я только учусь…

Подбирать рифмующиеся слова. Сочинять рифмовки.

10

Как Морфология порядок навела.

Различать части речи.

11

Игры с пословицами.

Выявлять скрытый смысл пословиц.

12-13

Игротека.

Подбирать рифмующиеся слова. Различать части речи.

14

И снова животные во фразеологизмах.

Выяснять значение фразеологизмов: «три кита», «ход конем» и т.д.

15

Кое-что о местоимении.

Изменять местоимения по падежам.

16

Познакомимся поближе с наречием и числительным.

Знакомиться с наречием и именем числительным как частями речи.

17

Игротека.

Повторять части речи.

18

Состав слова. Основа слова. Формы слова.

Выделять основы слов, части слова.

19

Про корень и окончание.

Подбирать однокоренные слова, различать формы слова.

20

Про суффикс и приставку.

Выделять в словах суффиксы и приставки. Подбирать к словам схемы.

21-22

Игротека.

Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей. Подбирать слова к схемам.

23

Непроизносимые согласные.

Упражняться в правописании слов с непроизносимыми согласными.

24

Учимся различать приставку и предлог.

Упражняться в правописании приставок и предлогов.

25

Учимся писать не с глаголами.

Упражняться в написании не с глаголами.

26

Имена существительные с шипящим звуком на конце.

Упражняться в правильном написании имён существительных с шипящим звуком на конце.

27

Его величество Ударение.

Упражняться в правильной постановке ударения.

28

Поговорим о падежах.

Определять падежи имен существительных.

29-30

Игротека.

Упражняться в правильном написании имён существительных с шипящим звуком на конце. Подбирать рифмующиеся слова. Определять падежи имён существительных

31

Сложные слова.

Писать слова, образованные путем сложения двух основ.

32

От архаизмов до неологизмов.

Распознавать архаизмы и неологизмы.

33

По страницам энциклопедий.

Знакомиться с энциклопедической статьей.

34

Повторяем… Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок».

Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы, читать энциклопедическую статью. Разбирать слова по составу.

Выявлять скрытый смысл пословиц. Решать головоломки.



4 класс

урока

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1

И снова о русском языке…

Выяснять роль русского языка в жизни общества, его красоту и богатство.

2

Крылатые слова и афоризмы.

Выяснять смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы».

3

Копилка занимательных заданий.

Решать занимательные задачи.

4

Об именах.

Знакомиться с историей возникновения древнерусских и современных имён, разнообразием имён и их форм.

5

О русских фамилиях.

Знакомиться с историей возникновения русских фамилий, распространенными способами происхождения русских фамилий.

6

В поисках сбежавших головоломок.

Решать занимательные задания.

7

Мы играем в логогрифы.

Знакомиться с логогрифами – словесными загадками, разными вариантами игры в логогрифы.

8

Учимся распознавать речевые ошибки.

Распознавать и устранять распространенные типы речевых ошибок.

9

Коллекция «заморочек».

Решать занимательные задания.

10-11

Игротека.

Повторять логогрифы, речевые ошибки.

12

Ох уж эти фразеологизмы!

Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами.

13

Работаем над рифмами.

Определять отличительные признаки стихотворного текста, разнообразие рифм. Подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинения стихотворения, следуя заданной теме.

14

Словесные забавы.

Играть со словами. «Спунеризмы» и «буриме».

15-16

Игротека.

Повторять: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Играть со словами.

17

Продолжаем работу над фразеологизмами.

Подбирать к ситуациям соответствующие фразеологизмы.

18

Русские пословицы и поговорки.

Отличать поговорки от пословицы. Объяснять скрытый смысл пословицы.

19

Ассорти для любителей русского языка.

Решать занимательные задания.

20-21

Игротека.

Повторять: пословицы, поговорки, фразеологизмы.

22

И снова о фразеологизмах.

Сравнивать фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица).

23

Однородные члены предложения.

Выделять однородные члены предложения.

24

Ошибочка вышла!

Решать занимательные задания.

25

Игротека.

Повторять: однородные члены предложения, фразеологизмы.

26

Про омонимы и их разновидности.

Знакомиться с «омонимами» - словами, схожими по звучанию, но различными по лексическому значению.

27

Еще немного фразеологизмов.

Вычленять фразеологизмы из текста. Заменять словосочетания фразеологизмами.

28

В стране Перевертундии.

Решать занимательные задания.

29-30

Игротека.

Повторять: омонимы и их разновидности; историю происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак».

31

Что такое «паронимы».

Различать паронимы.

32

Запоминаем словарные слова.

Играть со словарными словами.

33

31 июня. Игротека.

Решать занимательные задания. Повторять: паронимы, словарные слова.

34

Повторяем…

Повторять русские имена и фамилии, афоризмы и логогрифы. Повторять названия рифм, происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Работать над речевыми ошибками.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!