СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Жизненные навыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Жизненные навыки"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кореневская средняя общеобразовательная школа № 59

Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

«Согласовано» «Утверждаю Заместитель директора по ВР Директор МОУСОШ №59 МОУ СОШ№59

__________О,В,Дыдычкина __________/Королева Л.В.

«01» сентября 2021 «01» сентября 2021



«ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ»



Курс рассчитан для детей 6-11 лет на четыре года обучения:

(первый год обучения)















Составитель: Талызина Л.Н.









2021 – 2022 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


« Жизненные навыки»

1. Пояснительная записка………………………………………………………...­­­­3

2. Общая характеристика курса……………………………………………….....6

3. Описание места курса в учебном плане………………………………………8

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса……………8

5. Личностные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса………………………………………………….…………………………….8

6. Содержание курса……………………………………………………………....9

7. Организационные условия реализации……………………………………...11

8. Календарно-тематическое планирование……………………………………13



























Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе»  составлялась на базе психологического центра «Генезис»,под ред.  С. В. Кривцовой,  2002 г., Генезис, Москва.

В содержании начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс межу развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развития в рамках школьного обучения, так как традиционно считается, что место этим проблемам-в семейном воспитании. В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребенку семьей или формируется в процессе наблюдения за поведением взрослых.

Такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, нельзя направленно формировать. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач. Программа «Жизненные навыки» интересна уже тем, что формирует жизненные задачивозраста знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения. Эта программа-первая ступень систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения, которую обязательно должна проводить школа.

Под руководством ведущего-психолога дети в течение всей начальной школы, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Новизной данной работы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании занятий, но также использование этой логики как основы для выбора тем и навыков.

Содержанием программы стали не высшие психические функции, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, — то есть субъективный мир человеческой души. В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир.

Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка. Программный материал предусматривает переход от формирования у детей представления о мире человеческих эмоций и своих личностных особенностях - к развитию социальных и межличностных отношений, нравственно-этических норм. А для этого необходимо:

  • создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;

  • дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;

  • создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;

  • передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.


Цель программы – развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.




Задачи программы:

  • познакомить младших школьников с миром человеческих эмоций;

  • развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;

  • формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;

  • формировать понимание ценности отношений в жизни человека;

  • развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

  • формировать умение работать в коллективе;

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.



















Общая характеристика курса.

Программа  «Жизненные навыки»  проводиться в рамках внеурочной деятельности в начальной школе. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к.учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Главный акцент в программе ставится  на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя  чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души.  Программа  формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения.  В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.

Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.





























Описание места курса в рабочем плане.

Курс «Жизненные навыки» изучается с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на один час в неделю – в 1 классе 33 часа, во 2, 3 и 4 классе 34 часа. Общий объём отведенного времени составляет 135 часов.

Описание ценностных ориентиров.

Ценность чувств – признание ценности своих и чужих чувств и эмоций, что реализуется в общении с людьми.

Ценность безопасности – основывается на осознании принятия людей такими, какие они есть, с их проблемами, чувствами и эмоциями.

Ценность дружбы. Дружба одна из основных сфер человеческой жизни, без которой невозможно решить свои жизненные задачи.

Ценность толерантности проявляется в способности принять другого человека, понять его и наладить контакт.

Ценность ответственности – проявление одного из важных человеческих качеств, которое помогает осуществить свои жизненные задачи.

Личностные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса:

  • реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;

  • слушать и слышать собеседника;

  • понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;

  • понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;

  • отстаивать собственные права, свою точку зрения;

  • преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;

  • брать на себя ответственность;

  • навыков сотрудничества;

  • навыков саморегуляции;

Содержание курса.

На протяжении всех четырех лет, переплетаясь, звучит несколько основных тем:

  • Принятие себя, теплые чувства и уважительное внимание к Собственному. Кто я и что отличает меня от других, что для меня важно? Эта тема ведет к формированию сильного Я, хорошему пониманию Собственного и готовности к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому.

  •  Мир людей: праздники и ответственность, чувства, хорошее и плохое, ценное и не ценное, радостное, пугающее, вызывающее гнев. Эти темы позволяют лучше ориентироваться в мире человеческих проблем,в том числе собственных чувств. Позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир.

  • Мы: я и другие. Как жить с людьми? Как быть другом, как вести себя в конфликте? Эти темы ведут к пониманию ценности отношений в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости.

  • Уважение к другим. Способность видеть то, что нас отличает друг от

друга, уважать эти отличия и принимать других как других. Эта тема не о любви и дружбе, а о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на инаковость,все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности.







Основные темы программы



I триместр

II триместр

III триместр

1 класс


«Я – особенный»

Поддерживающая,

подбадривающая

программа для тех, кто только что пришел в школу. Цель – не потерять себя, помнить о хорошем в себе.


«"Нравится – не нравится" каждый день»

Программа о  радостном и о том, что вызывает раздражение и злость.Как находить  «нравится» в том, что делать нужно.


«Дружба»

О навыках общения и нормального общежития.

«Я и другой»

Мир начинается

с меня»

Первые шаги к пониманию толерантности. Другие люди могут

быть не похожими  на меня.

2 класс


«Ответственность»

Мы вновь разбираемся в том, что и почему делать

нужно, ведь жизнь

не сводится к удовольствиям.


«Гнев – это

нормально»

Учимся контролировать и укрощать гнев, снимать стресс и успокаиваться.


«Страшно–не

страшно»

Изучаем  свои

страхи и пытаемся их приручить.

Тренируем смелость.

«Толерантность»

Говорим о чужаках и «белых воронах», учимся принимать непонятное и пугающее в мире людей.

3 класс


«Дом моей души:

забота о теле –

забота о себе»

Предваряем актуальную в будущем тему взаимоотношения полов и учимся уважать тело и заботиться о нем, формируем

философское отношение к телу.


«Праздники.

Ценности и

радости»

Серьезный разговор о хорошем, о ценностях и о том, как ухаживать за ними.


«Отношения

с другими»

Многочисленные

конфликты и проблемы в отношениях с друзьями:

справедливость и дружелюбие как способ хорошо жить вместе. «Отношения

с собой. Мое

достояние»

Вновь звучит тема индивидуальности: мое собственное, не похожее на других Я, мои ценности и то,

что для меня важно.

4 класс


«Собственность: Я и мое»

Показываем детям разнообразие проблем, связанных с собственностью, неоднозначность этой темы.


«Печальная сторона жизни»

Помогаем детям осознать смысл печали и ее ценность.


«Мальчики и девочки»

Прослеживаем возрастные изменения мальчиков и девочек. Расширяем представления о мужском и женском мире.


«Жизненные навыки»

Актуализируем знания, полученные за 4 года изучения курса



Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на учащихся 6–11 лет.  Состав группы – 25-30 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю,  продолжительность занятия – в 1 классе - во 2,3,4 классе - 45 минут. Длительность программы – 4 года.  

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты  должны преобладать спокойные неяркие цвета.

Материальное обеспечение реализации программы можно разделить на две группы:

● Материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка.

● Все необходимое для создания совместных творческих проектов (например — ватман для общего рисунка), а также выполнения некоторых упражнений. Сюда же относятся аудио и видеозаписи, необходимые для просмотра на уроках. Очевидно, что предполагается наличие аудио и видеоаппаратуры. Крайне необходим фотоаппарат или услуги фотографа хотя бы дважды за год, чтобы сфотографировать крупным планом лица участников группы и позднее, во второй четверти, сделать крупным планом портреты учителей и сотрудников школы для «Олицетворенных часов». Качество проведения программы, ее технологичность зависят от наличия всех перечисленных технических средств, поэтому следует стремиться к их приобретению в полном объеме.

























Календарно-тематический план курса.


№ п.п

Дата

Тема урока

Содержание




Виды контроля

Кол.-во

часов

Домашнее задание

план.

факт.

1А ,Б,В, Г, Д. классы«Я- особенный» 1 модуль. 1 триместр

1



Знакомство

Участники группы знакомятся друг с другом и вместе с ведущим принимают правила группы, которые будут действовать все время занятий.

групповой

1 час



1 час


2



Что такое чувства?

Дети упражняются в умении осознавать собственные чувства

групповой

1 час



1 час


3



Делимся чувствами

Учимся делиться чувствами. Это помогает прояснить недоразумения и предотвращать конфликты между людьми

групповой

1 час



1 час


4



Делимся чувствами (продолжение)

Каждый участник группы учится осознавать, где у него «живет» то или иное чувство, а также как оно называется

групповой

1 час



1 час

Вместе с родителями подготовиться к созданию портрета-коллажа: вырезать несколько картинок из журналов, которые ребенок ассоциирует с собой, поговорить с ним об этом.

5



Я такой разный

Ребята получают возможность поделиться своими представлениями о себе с другими; на этом занятии они могут заметить, что у людей есть разные стороны, и это в порядке вещей.

групповой

1 час



1 час






2 модуль




6



Я- особенный

Ребята получают возможность показать, что у каждого есть таланты и способности, которые делают его особенным, не похожим на других.

групповой

1 час



1 час


«Нравится- не нравится» каждый день

7



Что мне нравится

Дети вспоминают, что им доставляет радость, что им нравится делать в жизни

групповой

1 час



1 час

Вместе с родителями провести исследование на тему: «Сколько «нравится» в моей неделе?»

8



Какое бывает время (на то, что мне нравится)

Ребята осознают, что время-важное условие для того, чтобы почувствовать, нравится им что-то или нет. Дети на опыте ощущают, сколько длится минута, учатся соизмерять внутреннее время с внешним.

групповой

1 час



1 час

Родителям вместе с ребенком прочитать «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца. Для тех, кто не сделал проект «сколько «нравится» в моей неделе»-доделать.

9



Время-пространство для встреч

Как найти «нравится» в том, что все равно делать необходимо?

групповой

1 час



1 час

Предложить вместе с родителями прочитать повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Каждому ребенку принести одну свою фотографию

10



Ценности

Участники группы знакомятся с понятием «ценности», обнаруживают связь между ценностями и временем.

групповой

1 час



1 час

Вместе с родителями начать исследовательский проект «Ценности моей семьи» Нарисовать или описать , на что с удовольствием тратит время мама (папа, бабушка, брат), что нам нравится делать вместе, на что ребенок тратит время с удовольствием





3 модуль. 2 триместр.




11



Что мне нравится

Участники группы учатся выражать свой гнев в отношении того, что им не нравится, обсуждают различия между гневом и агрессивным поведением

групповой

1 час



1 час

Закончить проект «Ценности моей семьи»

12



Нравится не нравится

Обобщающее занятие, на котором дети учатся рассматривать ситуации в целом, упорядочивать, уравновешивать «нравится» и «не нравится»

групповой

1 час



1 час


«Дружба»

13



О дружбе и друзьях

Ребята начинают знакомится с точкой зрения друг друга на дружбу и на то, какие бывают друзья, учатся навыку присоединения к группе.

групповой

1 час



1 час


14



Такие разные друзья

Ребята обсуждают проблему одиночества и отверженности; учатся видеть разницу между «побыть одному» и «быть одиноким»

групповой

1 час



1 час


15



Знакомство

Обсуждаются разные способы знакомства, а так же вопрос о том, почему, даже если мы все делаем правильно, с нами иногда не хотят знакомится. Навыки: умение представлять себя при знакомстве; умение начать разговор; умение закончить разговор; умение реагировать на неудачу; умение принять отказ

групповой

1 час



1 час






4 модуль




16-17





Что мешает дружбе



Какое поведение разрушает дружбу? Актуализируются позитивные формы дружеского поведения.


групповой

2 час



2час


18



Что мешает дружбе

Просить прощения если ты кого-то обидел, или плохо себя вел-это нормально.

групповой

1 час



1 час


19



Просим прощения

Ребята с помощью ведущего осознают, что каждый человек нуждается в том, чтобы помогать другим и принимать помощь самому.

групповой

1 час



1 час


20



Помогаем сами и принимаем помощь

Детям дается возможность почувствовать, что многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы.

групповой

1 час



1 час

Вместе с родителями. Подарок кому-то из членов группы





5 модуль .3 триместр.




21



Я член команды, на меня можно положиться

Вспоминается все, чему научились, подводим итоги темы. Организуется процедура дарения и получения чистосердечного дара.

групповой

1 час



1 час


«Я и другой. Мир начинается с меня»

22



Прощальное

Создаются условия для того, чтобы дети приобрели собственный опыт восприятия инакости другого, «человека который отличается от меня»

групповой

1 час



1 час

Расспросить родителей, был ли в их жизни опыт, когда они сначала не принимали кого-то, а потом поняли, что этот человек-хороший.

23



Я и Другой, не похожий на меня

Ребята получают возможность посопереживать человеку, оказавшемуся в ситуации неприятия не похожими на него; вспомнить как они сами переживали; понять, что значит не принимать другого

групповой

1 час



1 час


24



Другой не значит плохой

Ребята получают возможность заметить внутреннее психологическое сходство между людьми, которые внешне могут различаться, пережить чувство общности с членами группы

групповой

1 час



1 час


25







Мы похожи

Обсуждаются вопросы: какими качествами должен обладать миротворец; что бывает когда люди не знают как устанавливать мир.

групповой

1 час



1 час






6 модуль.




26



Мы миротворцы

Еще раз интегрируются черты сходства и различия между людьми, на собственном опыте осознается тот факт, что разнообразное и общее не противоречат друг другу.

групповой

1 час



1 час


27



Мы разные,-и это здорово!

Дать начальное представление об ответственности; помочь понять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам понять, что «могу» и «делаю» - это не одно и то же.

групповой

1 час



1 час


28



Могу и делаю

Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что-либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды ответственности.

групповой

1 час



1 час


29



Ответственность: шаг за шагом.

Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-либо дело; ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений.

групповой

1 час



1 час


30



Ответственность в школе.

Дать возможность каждому ребенку почувствовать, как почетно иметь обязанности.

групповой

1 час



1 час


31



Я в ответе за свой выбор.

Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.

групповой

1 час



1 час














№ п.п

Дата

Тема урока

Содержание




Виды контроля

Кол.-во

часов

Домашнее задание

план.

факт.

2А, Б,В, Г классы «Ответственность» 1 модуль. 1 триместр.

1



Вводное.

Мы снова вместе!

Вспомнить приобретённый в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать детям возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными.

групповой

1 час

1 час


2





«Могу» и «делаю»

Дать детям начальное представление об ответственности; помочь им понять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам возможность осознать, что «могу» и «делаю» - это не одно и то же.

групповой

1 час

1 час


3



Зачем нужна ответственность?

Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что-либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды ответственности; показать, как осознание собственной ответственности помогает чувствовать себя лучше.

групповой

1 час

1 час


4



Ответственность: шаг за шагом.

Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-то дело; ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений.

групповой

1 час

1 час


5



Ответственность в школе

Дать возможность каждому ребёнку почувствовать, как почётно иметь обязанности; помочь детям осознать, каким образом отличается их степень ответственности от степени ответственности взрослых.

групповой

1 час

1 час






2 модуль.




6



Я в ответе за свой выбор

Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.

групповой

1 час

1 час


7



Как мы сами изменили жизнь вокруг

Дать детям почувствовать к каким позитивным изменениям в жизни класса привели их усилия; помочь осознать, что они сами сделали это благодаря своему ответственному отношению.

групповой

1 час

1 час


8



Заключительное по теме

Ребята получают возможность еще раз проанализировать свои чувства, связанные с работой по данной теме, прояснить что было недопонято.

групповой

1 час

1 час



9



Гнев – одно из наших чувств

Показать детям, что гнев – одно из чувств, присущих человеку, значение гнева для человека – указывать на то, что ему не нравится; «прожить» некоторые чувства, включая чувство гнева.

групповой

1 час

1 час


10



Мой гнев

Актуализировать опыт детей, связанный с проявлением гнева; дать прочувствовать и осознать, что чувство гнева не надо копить в себе, его можно выражать социально–приемлемыми способами; показать детям один из способов выражения гнева.

групповой

1 час

1 час






.3 модуль. 2 триместр.




11



Сколько у меня гнева?

Показать, что гнев бывает разным и может проявляться с разной силой; научить детей оценивать силу собственного гнева, искать выходы из ситуаций, вызывающих гнев; помочь детям осознать, что гневом можно управлять.

групповой

1 час

1 час


12



Когда дразнят

Актуализировать опыт детей, связанный с ситуациями «когда меня дразнят», «когда я дразню кого – то», «когда при мне кого-то дразнят»; дать ребятам психологические средства дистанцирования.

групповой

1 час

1 час


13



Почему люди дразнятся?

Помочь детям понять и научиться распознавать в конкретных ситуациях причины, по которым ребята дразнят друг друга.

групповой

1 час

1 час


14



Чтобы не обидеться

Помочь детям научиться более спокойно реагировать на ситуации, когда их дразнят; предложить способы достойного поведения в этих ситуациях.

групповой

1 час

1 час


15



Мы – укротители гнева

Подвести итоги, вспомнить способы, помогающие справляться с гневом, с которыми дети знакомились на занятиях; попрактиковаться в применении некоторых из них.

групповой

1 час

1 час


4 модуль

16



Безопасное место

Создать ощущение безопасности и поддержки на занятиях; дать понять, что страх – чувство, которое испытывают все люди.

групповой

1 час

1 час


17



Путешествие в страшную сказку

Начать знакомить детей с их собственными страхами; дать возможность пережить страх, прочувствовать его на телесном уровне; помочь детям проанализировать свой опыт..

групповой

1 час

1 час


18



Будем бояться вместе

Дать детям опыт коллективного переживания и взаимной поддержки; показать, что страхи бывают разные и другие люди тоже боятся.

групповой

1 час

1 час


19



Для чего нужен страх?

Дать детям опыт телесного переживания эмоций, в том числе и страха; ознакомить с одним из способов преодоления страха, предоставив ребятам возможность «поговорить» со своим страхом в безопасности; показать, когда и какой страх бывает полезен.

групповой

1 час

1 час


20



Страшно – смешно –не страшно

Показать детям новые способы преодоления страха.

групповой

1 час

1 час

.

21



Фантазии и реальность

Дать детям возможность понять, что фантазия и реальность – это разные вещи; научить различать их; дать опыт совместного переживания страшной фантазии.

групповой

1 час

1 час






5 модуль. 3 триместр




22



Школьные страхи

Собрать феноменологию школьных страхов; дать возможность ребятам безопасно поговорить о том, что беспокоит их в школе; дать детям побыть в активной позиции по отношению к собственным страхам.

групповой

1 час

1 час


23







Школьные страхи (продолжение

Позволить и помочь детям качественно проработать свои школьные страхи, уделить этому достаточное внимание.

групповой

1 час

1 час


24



Готовимся к настоящему испытанию

Дать детям возможность испытать на практике способы поведения в пугающих ситуациях, поделиться этим опытом друг с другом; способствовать групповой сплочённости ребят, развивать у них умение оказывать помощь друг другу; дать шанс каждому проверить собственную храбрость и умение ориентироваться на факты..

групповой

1 час

1 час


25



Путешествие в пугающее место

Дать детям возможность получить опыт совместного эмоционального переживания; дать возможность применить найденные на протяжении всех занятий по этой теме способы работы со страхом; помочь научиться анализировать сложные эмоциональные ситуации.

групповой

1 час



1 час


6 модуль.

26



Страны и границы

Дать детям возможность почувствовать границы своего пространства; помочь увидеть границы чужих пространств; через переживания «нарушения границ» и «уважения к границам» подвести детей к пониманию проблемы «вражды – толерантности» на эмоциональном уровне

групповой

1 час



1 час


27





Вражда или толерантность?

Ввести понятие «толерантность», актуализировав детский опыт переживания состояний вражды, примирения, терпимости;

групповой

1 час



1 час


28





Мы – часть чего-то.

Показать ребятам, что каждому человеку необходимо переживать свою принадлежность к чему-то большему, чем он сам, стремиться быть частью какого-то объединения, общности людей; что принадлежность к тому или иному объединению позволяет нам лучше понимать других.

групповой

1 час



1 час


29





Наши национальные «изюминки».

Кратко ознакомить детей с историей возникновения человеческих рас и национальностей, объяснить, почему люди выглядят по-разному; дать детям возможность осознать, что все люди, несмотря на различия, испытывают одни и те же чувства; показать детям, что, даже не зная языка другого человека, с ним можно договориться..

групповой

1 час



1 час


30





Мы все любим поесть

Дать детям возможность узнать о традициях и особенностях жизни людей какой-то конкретной национальности; осуществить с детьми одну из традиций, объединяющих народы, - совместное угощение.

групповой

1 час



1 час


31





Толерантность – это…

Подвести итоги, вспомнить ключевые моменты занятий по этой теме; дать детям возможность ещё раз осознать главные критерии толерантного отношения к другим, не похожим на нас, людям.

групповой

1 час



1 час


32





Завершающее

Подводим итоги

Вспоминаем всё самое приятное, интересное и полезное, что было за год на занятиях. Рассказывается о том, что слово «до свидания» - это возможность распрощаться без обид или же открыть новую стадию отношений. Ребята знакомятся с культурой уважительного, бережного прощания.

групповой

1 час



1 час











№ п.п

Дата

Тема урока

Содержание



Виды контроля

Кол.-во

часов

Домашнее задание

план.

факт.

3 А, Б, В, Г классы Дом моей души: забота о теле - забота о себе. 1 модуль. 1 триместр.

1



Вводное. Кто я?

Помочь детям вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия

комбинированный



1


2



Строим тело

Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа.

комбинированный



1


3



Как я воспринимаю мир

Обратить внимание детей на то, что воспринимать мир можно разными способами;

комбинированный

1


4



Изучаем руки

Дать детям возможность изучить свою руку, руку другого человека; помочь осознать, что прикосновения бывают разными; показать в безопасной обстановке, как можно обходиться с разными прикосновениями; создать условия для развитие децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека; способствовать развитию комбинированныймилосердия и толерантности. Роли слепого человека; способствовать развитию милосердия и толерантности.

комбинированный

1


5



Я умею двигаться

Дать возможность каждому ребёнку почувствовать разные движения своего тела, получить удовольствие от движений, сравнить разные движения

комбинированный

1






2 модуль..




6



Забота о теле – это забота о себе

Ещё раз уточнить жизненную важность заботы о здоровье, обратить внимание детей на связь между здоровьем тела и здоровьем духа; помочь детям более серьёзно и заинтересованно отнестись к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия.

комбинированный

1


7



Портрет в полный рост

Организовать ребят на поддержку друг другу с помощью создания большого портрета; познакомит ребят со схемой человеческого тела.

комбинированный

1


8



Заключительное по теме

Ребята получают возможность еще раз проанализировать свои чувства, связанные с работой по данной теме, прояснить что было недопонято.

комбинированный

1



9



Любимый праздник

Помочь детям увидеть, что ощущение праздника, представления о празднике могут различаться у детей и взрослых, а также у разных детей между собой. Научить детей отличать праздничное настроение от любого другого.

комбинированный

1


10



Как просто делать подарки!

Показать детям, что праздник можно создавать самому, а делать подарки – искусство, требующее прежде всего фантазии, а не денег.

комбинированный

1






3 модуль. 2 триместр.




11



Дорога к празднику

Дать детям понять и почувствовать на собственном опыте, что праздник, праздничное настроение может возникнуть и при совсем не праздничных обстоятельствах, что можно самому создать себе праздник.

комбинированный

1


12



Праздник ожидания праздника

Научить детей проявлять терпение в ожидании радостного события.

комбинированный

1


13



Бесконечный праздник

Показать детям ценность праздника, его отличие от будней.

комбинированный

1


14



Радости и ценности

Обратить внимание детей на разнообразие ценностей, развивать в детях толерантность к ценностям других.

комбинированный

1


15



Я готовлюсь к празднику

Показать детям, что ритуалы празднования – это уважение к ценностям других. Отношения с другими

комбинированный

1


4 модуль.

16



Карта отношений

Дать возможность каждому ребёнку почувствовать, что он, как и каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри неё и исследовать её.

комбинированный

1


17



Отношения, которые мне нравятся

Показать детям, что отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях для каждого.

комбинированный

1


18



Что я знаю о другом

Дать детям возможность встать на позицию другого человека, проявить эмпатию.

комбинированный

1


19



Планеты и орбиты

Дать понять, что отношения бывают разными, помочь детям научиться распознавать эти отношения, увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени.

комбинированный

1


20



Планеты и орбиты (продолжение)

Дать возможность всем детям увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени.

комбинированныфй

1






5 модуль. 3 триместр..




21



Взаимодействие

Дать детям возможность получить разный опыт взаимодействия, понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, потребности, желания.

комбинированный

1


22



Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полёту.

Отработать умение договариваться, учитывая интересы других людей.

комбинированный

1


23



Полёт на космическом корабле

Дать детям возможность получить опыт проживания конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве.

комбинированный

1


24



Как мы летали на космическом корабле (анализ путешествия)

Потренировать децентрацию, выход в метапозицию в конфликтной ситуации; помочь научиться распознавать интересы других сторон конфликта.

комбинированный

1


25



Такие разные отношения

Подвести итоги размышлений о взаимоотношениях, поговорить об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.

комбинированный

1


6 модуль.

26



Моё достояние

Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят.

комбинированный

1


27



Кто я?

Дать возможность почувствовать, что в разных ситуациях человек выступает в разных ролях.

комбинированный

1


28



Мой стиль

Дать представление об индивидуальном стиле, о том, что входит в это понятие.

комбинированный

1


29



Я глазами других

Дать детям возможность посмотреть на себя глазами других.

комбинированный

1


30



Уважение к чужому достоянию

Научить детей видеть и уважать чужое достояние.

комбинированный

1


31



Сильные качества личности как достояние каждого из нас

Вместе с ребятами обратиться к сильным сторонам личности каждого, помочь найти, осознать и сформулировать качества, которые достойны уважения.

комбинированный

1


32



Завершающее

Подводим итоги

Вспоминаем всё самое приятное, интересное и полезное, что было за год на занятиях. Рассказывается о том, что слово «до свидания» - это возможность распрощаться без обид или же открыть новую стадию отношений. Ребята знакомятся с культурой уважительного, бережного прощания.

комбинированный

1


№п/п

Дата

Тема урока




Содержание





Виды контроля




Кол-во часов




Домашнее задание




п

факт

















4 А,Б,В классы Собственность: я и моё.

1 модуль. 1 триместр

1



Я и моё

Напомнить детям одну из основных тем занятий, проводимых в третьем классе, «Достояние», ввести понятие «собственность».


комбинированный

1


2



Моя собственность

Показать детям разнообразие проблем, связанных с собственностью, неоднозначность этой темы.


комбинированный

1


3



Вещи мои и чужие

Проанализировать понятие «моё» и «чужое», помочь детям задуматься о своём отношении к собственным и чужим вещам.


комбинированный

1


4



Моё – чужое - общее

Показать ребятам разницу между своим, чужим и общим; помочь детям понять, как можно обращаться со своим и чужим, с общим.


комбинированный

1


5



Моя и чужая

территории

Показать, что собственность – это не только вещи, но и пространство; учить детей договариваться об общих интересах на общей территории и показать, что уважение к другому человеку проявляется, в частности, в сохранении дистанции, в том, чтобы оставлять пространство для другого

комбинированный

1






2 модуль.




6



Вещи в моей жизни

Показать ребятам, как в разных обстоятельствах одни и те же вещи могут оказаться бесценными или совсем ненужными; научить видеть сущность вещи, её истинную ценность.


комбинированный

1


7



Собственность – это

Показать ребятам разнообразие не только вещи и деньги! нематериальной собственности и еёценность


комбинированный

1


8



Собственность – это не только вещи и деньги! (продолжение

Показать ребятам разнообразие нематериальной собственности и её ценность


комбинированный

1


9



Заключительное по теме


Ребята получают возможность еще раз проанализировать свои чувства,

связанные с работой по данной теме, прояснить что было недопонято

колмбинированный

1


10



Печальная история

Актуализировать тему печали, подготовить детей к работе над этой темой.

комбинированный

1






3 модуль. 2 триместр.




11



Цвет печали

Проживание чувства печали

комбиниро ванный

1


12



Как расстаются люди

Работа над опытом проживания потери.


комбинированный

1


13



Лес печали

Дать детям возможность получить позитивный опыт переживания сложных жизненных ситуаций.


комбинированный

1


14



Когда мне грустно

Помочь детям осознать смысл печали и её ценность: пока мы грустим о том, что для нас дорого, оно живёт в нашем сердце и остаётся с нами.


комбинированный

1


15



Памятные вещи

Познакомить детей с социально-культурными формами обхождения с ценным прошлым.

комбинированный

1






4 модуль.




16



Печаль и радость

Подвести итоги темы, вспомнить опыт проживания печали и уравновесить его опытом проживания радости.


комбинированный

1


17



Заключительное по

теме


Обобщение, повторение приобретённого опыта и знаний по теме.


комбинированный

1


18



Герои и идеалы

Через работу с образами героев актуализировать представления детей об «идеальном мужском» и «идеальном женском».


комбинированный

1


19



Мальчики и девочки: как

мы растём


Проследить возрастные изменения мальчиков и девочек


комбинированный

1


20



Мальчики и девочки: два

мира


Активизировать представление о собственном мире и познакомиться с

противоположным миром. Сформировать уважительное отношение к противоположному полу.

комбинированный

1






5 модуль. 3 триместр.




21



Я – девочка. Я –

мальчик.


Более детально изучить себя как представителя того или иного пола; получить обратную связь от представителей противоположного пола; расширить представления детей о мужском и женском мире.


комбинированный

1


22



Наши различия: правда

и стереотипы


Прояснить стереотипы мужского и женского поведения; помочь детям сформировать собственные взгляды на гендерные различия.




комбинированный

1


23



Мы – стилисты, или Настоящий мужчина и Прекрасная дама


Дать детям возможность прожить опыт создания женского и мужского образов, а также идеализированных форм общения между мальчиком и девочкой.


комбинированный

1


24



Мы – стилисты, или…

163 Дать детям возможность прожить Настоящий мужчина и Прекрасная дама продолжение) опыт создания женского и мужского образов, а также идеализированных форм общения между мальчиком и девочкой.


комбинированный

1


25



Непростые вопросы

Дать детям возможность научиться задавать «трудные» вопросы и отвечать на них, осуществив таким образом профилактику неадекватного поведения мальчиков и девочек по отношению друг к другу.

комбинированный

1






6 модуль.




26



Заключительное по

теме


Интеграция новых знаний и опыта по теме.


комбинированный

1


27



Жизненные навыки:

история обучения


Актуализировать знания, полученные за четыре года изучения курса; сформировать программу работы на 4ю четверть.


комбинированный

1



«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания МО

Учителей начальной школы

Протокол №1 от ___.________. 2021 г.

Руководитель ШМО: ____________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!