СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прогулки Осень!!!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осень - это такое время года когда, погода очень часто меняется, следовательно, в первую очередь нужно одевать ребенка согласно погодным условия, и конечно что бы одежда была удобной. Именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать как устроена она. Данное время года - оно незабываемое и уникальное, много разноцветных ярких красок, которые благотворно влияют на психическое - эмоциональное благополучие детей.

Просмотр содержимого документа
«Прогулки Осень!!!»

Карточка N 1


Рассматривание сухого песка

Цель:

Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.

Наблюдение:

Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.

Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый).

Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок).

Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета).

Легко ли сыплется песок? (Легко)

Как можно назвать песок? (Сыпучий)

Художественное слово

Песочница, песочница,

В песке вся детвора.

Построить домик хочется,

Забавная игра.

Речной песочек, меленький –хорош для куличей.

Склонился повар беленький

Над формочкой своей.

А вот Андрюша с Васенькой –ребята хоть куда

Везут в машинах красненьких

Песок туда- сюда.


Загадка.


Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже (Песок)


Дидактическая игра


«Что я построю из песка» Дети рассказывают, что можно построить из песка.


Цель – научить составлять предложения на заданную тему.


Подвижная игра

«Огуречик, огуречик».


Цель: научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия,

бегать не толкаясь.

Ход игры

Ребенок («мышка») сидит («спит»), дети тихонько идут и

читают стихотворение:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет. Мышка» догоняет детей.


Трудовые поручения


Очистка песка от мусора


Индивидуальные физические упражнения


Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг песочницы.

Карточка N 2

Что нам осень подарила?

Цель: закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.

Наблюдение: воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам

подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды,

грибы и т.д.).

Предложить назвать 3-4 плода, их величину и цвет. Уточнить их запах и вкус.

Художественное слово


Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим: Что в подарок принесла? (Е. Благинина)

Загадки


Желтый, а внутри он бел, Даст пучок зеленых стрел.

Лишь порежь его –тот час слезы выступят из глаз. (Лук)

Само с кулачок, Круглый бочок. Тронешь пальцем -гладко,

А откусишь -сладко. (Яблоко)


Бела, рассыпчата, вкусна И на столе всегда она. (Картошка)


На жарком солнышке подсох. И рвется из стручков... (горох).

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)


Желтая курица Под тыном дуется. (Тыква)


Летом вырастают, А осенью опадают. (Листья)


Сидит Ермошка, на одной ножке, на нем сто одежек и все без застежек. (Капуста)


Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мед, а вкус не тот. (Репа)


Дидактическая игра


«Назови одним словом».


Цель : закрепить обобщающие слова: овощи, фрукты, ягоды, цветы. \

Пальчиковая игра.


«Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают" пальчиками.

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальнику.

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальчику.

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику.

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крест накрест.

Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику.

Петрушка и свекла. Ох!.. Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! "Едят" суп (. Ю. Тувим)


Подвижная игра


«У медведя во бору»


Цель: научить действовать согласно словам текста, развить быстроту и ловкость.


Ход игры. Дети подходят к «спящему медведю» со словами:

«У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл!»

На последние слова убегают от «медведя».


Трудовые поручения.


Собрать и засушить красивые листья для поделок.


Индивидуальные физические упражнения


Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку.










































Карточка No 3


Наблюдаем за солнцем


Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы и изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня». Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в

солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром,

днем, вечером.


Художественное слово

Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку. (А Барто)


Солнце землю осмотрело,

Каждый луч оставил след.

В мире нет важнее дела,

Чем дарить тепло и свет. (В. Нестеренко)


Загадка.


Золотое яблочко, по небу катается,

С утра улыбается,а в улыбке лучи очень горячи. (Солнышко)


Дидактическая игра.


«Ласковые слова»

Цель:образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.


Игра


«Овощи».

Цель:развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.


Как- то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга водящий

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать. ( В. Волина )


Разбегаются, приседают, водящий ищет


Подвижная игра


«Солнышко и тучка»

Цель: научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту.


Труд в природе

Очистить песочницу от листвы.


Индивидуальные физические упражнения

Перепрыгнуть дорожку из листьев.


Карточка No 4

Наблюдаем за небом и облаками


Цель: продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».

Наблюдение: предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое,

голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми,

низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что

такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце.)

Старшим детям предложить посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и

охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами

«пасмурная», «хмурая», «холодная».


Художественное слово

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.. (А. Плещеев)


Осень все-таки теперь!

Солнце бледнее, небо холоднее. (Е. Благинина)


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день... (А Пушкин)


Загадки

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже - тем дождик ближе. {Туча)


Голубая простыня

Весь свет покрывает. (Небо)


Дидактическая игра


«Какое небо?»

Цель: научить подбирать относительные прилагательные.


Подвижные игры


«Пузырь».

Цель:научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их

согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Ход игры.

Дети встают в круг и сословами:

«Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой,

Оставайся такой, Да не лопайся. Пух!»

увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.

«День - ночь».

Цель: развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной

ориентации. Ход игры.

Дети делятся на две команды «день» и «ночь». По сигналу «День!» дети этой команды убегают, а другая их догоняет. По сигналу «Ночь!» наоборот.


Трудовые поручения


Собрать природный материал.


Индивидуальные физические упражнения

Брось мяч вверх и поймай.

Карточка No 5

Наблюдаем за ветром

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.

Наблюдение: с детьми младших групп слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружат

ся и летят далеко.С детьми в ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для

определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиками. Обратить

внимание, что ветер стал холоднее. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый -слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный -

качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья). Почему так неспокойно ведут себя деревья?


Художественное слово

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет, глухо шепчет голый лес. (Н.Некрасов)


Ветрено, ветрено,вся земля проветрена?Ветер листья с ветокРазогнал по свету... (И. Токмакова)


Загадка.

Фырчит, рычит,ветки ломает, пыль поднимает, людей с ног сбивает,

Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)


Дидактическая игра


. «Какой ветер?»

Цель : научить подбирать относительные прилагательные.


Пальчиковая игра


. «Осень».

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной, вот с березки –золотой.

Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.


Подвижные игра


«Самолеты».

Цель: научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение.

Ход игры.

Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.


Трудовые поручения.


Собрать разлетевшиеся от ветра листья.


Индивидуальные физические упражнения


Прыжки в высоту на месте.









Карточка N 6


«Что цветет на нашем участке в начале сентября?»


Цель: учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.

Наблюдение: что цветет на нашем участке? Какие цветы мы с вами посадили

весной? Для чего мы посадили на участке цветы? Какие цветы вам больше

нравятся? Почему? Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий.

Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Дети любуются цветами

Называют, что красиво в каждом растении.


Художественное слово

«Цветы»

Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,

Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,

Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис,незабудка и нарцисс,

Хорошо запомни ты, как называются цветы.

Загадки


Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)


Как называются цветы,

Когда в руке их держишь ты? (Букет)


Дидактическая игра


"Какой цветок?"

Цель: развить умение подбирать прилагательные, обогащать словарный запас.


Пальчиковая игра


"Цветы"

Наши алые цветы Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки

Распускают лепестки. Перед лицом, затем раскрывают в виде чаши.

Ветерок чуть дышит, Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки

Лепестки колышет.

Наши алые цветки Кисти рук наклоняются вправо и влево.

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают. (В. Волина)


Подвижная игра


«Листочки»

Цель: Упражнять в беге и в действиях по сигналу воспитателя

Трудовые поручения


Сбор ранних семян в цветнике.

Индивидуальные физические упражнения


Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку



Карточка N 7


Наблюдение за насекомыми осенью


Цель: систематизация представлений о поведении насекомых осенью.

Наблюдение: куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не

видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались).От кого или

чего они спрятались? (Им стало холодно).Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов) Что они там делают? (Онизасыпают).Найти места,где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (Под корой деревьев, в опавших листьях).

Собрать сухие листья с земли и просеять.

Вывод: в листьях много разных живых существ. Рассмотреть их.


Художественное слово


«Божья коровка»

Крылья расправила ловко, взлетела божья коровка.

Долго летать не годится, нужно скорей приземлиться.


«Муравей»

Заблудился муравей, в пухе старых тополей:

Неужели облака, опустились свысока?


«Муха»

Муха на окне сидела, муха сквозь стекло глядела:

До чегопривольная жизнь потусторонняя.


Дидактическая игра


«Что умеют делать насекомые?»

Цель: развивать фантазию, умение выражать свои мысли, активизировать глаголы в речи детей.


Подвижная игра


«Самолеты».

Цель: научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на

друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение.

Ход игры: дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.


«Море волнуется».

Цель: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

Ход игры.

После слов: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три,

морская фигура, на месте замри!» дети замирают в задуманном образе, водящий

пытается отгадать.


Трудовые поручения

Собрать крупный мусор.


Индивидуальные физические упражнения


Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.








Карточка No 8


Наблюдение за росой

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как роса.

Наблюдение: почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что

это за явление? (Роса)Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля,

трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще

теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к

остывшей земле и оседает на травекрохотными капельками). В каких местах

больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек,

прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную?

(В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна

роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).


Художественное слово


«Роса»

Хорошо в лесу, утром пить росу.

Наклонить цветок и отпить глоток

Колокольчик –чашка, блюдечко –ромашка.


Дидактическая игра


«На каком цветке лежит роса?»

Цель : развить умение подбирать прилагательные, обогащать словарный запас.


Пальчиковая игра


«Цветы»

Наши алые цветы Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки

Распускают лепестки. перед лицом, затем раскрывают в виде чаши.

Ветерок чуть дышит, Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки

Лепестки колышет.

Наши алые цветки Кисти рук наклоняются вправо и влево.

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают. В. Волина


Подвижная игра


«Догони мяч»

Цель:воспитывать умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении.


Ход игры: Воспитатель катит мяч вдоль дорожки и предлагает детям догнать его.

Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети

догоняют. Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет

мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.


Трудовые поручения


Очистить песочницу от листвы


Индивидуальные физические упражнения

Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.




Карточка No 9


Многообразие осенних листьев

Цель:показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое

понятие - «листопад».

Наблюдение: напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья,

все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить

внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и

медленно ложится на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на

землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю - это листопад.

Рассмотреть со старшими детьми листья разных деревьев. Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у листьев от разных деревьев разная (у березы - шершавая, у клена – гладкая и т.д.).


Художественное слово

Падают, падают листья , в нашем саду листопад.

Желтые, красные листья по ветру вьются, летят... М.Ивеисен


Осень. По утрам морозы.В рощах желтый листопад.

Листья около березыЗолотым ковром лежат Е. Головин


Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят... летят... летят... Е. Тутнева


Загадки


Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Растут -зеленеют, упадут пожелтеют,

Полежат- почернеют. (Листья)


Дидактическая игра


«Узнай дерево по листочку».


Цель:закрепить названия деревьев.


Пальчиковая игра


«Осенний букет».Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя,

Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем.


Подвижная игра

«Листопад»


Цель:закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».

Ход игры. Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.

Дети бегают, взмахивают руками:

Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с желтыми листьями

Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки!

Кружатся красивые Действия выполняют дети красными листьями

Красные листочки! Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся.

Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют.

Поднялись листья, Разбежались.

разлетелись в разные стороны.

Закружились, закружились! Кружатся.

Листопад! Листопад Листья по ветру летят! Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то то красные листья.


«Поймай листок».

Цель:развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Ход игры. Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по

воздуху.


Трудовые поручения


Собрать букет из осенних листьев.


Индивидуальные физические упражнения


Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев.
















































Карточка No 10

Знакомимся с деревьями


Цель: уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».


Наблюдение: обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как это узнать? Предложить детям собрать веточки, рассмотреть их и определить, длинная или

короткая, толстая или тонкая, на что похожа. Обратить внимание на то, что на деревьях осталось мало листьев.Старшим детям предложить рассмотреть семена деревьев и кустарников. Сравнить их между собой, определить, с какого они дерева. Изучить шишки хвойных деревьев: ели, сосны или лиственницы, сравнить их, отогнуть чешуйки шишек, рассмотреть семена. Определить, какая из двух шишек тяжелее. Сравнить

камешек и шишку, определить поверхность.

Показать рябину, дать попробовать ягоды. Предложить ответить, почему по-прежнему рябина нарядная. Спросить, какие на вкус ягоды. Рассказать, что эти ягоды любят снегири.


Художественное слово

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва. А. Твардовский


Загадка

Его весной и летом все видели одетым,

А осенью с бедняжки, сорвали все рубашки. (Лес)


Дидактическая игра


«Найди дерево»

Воспитатель называет дерево, имеющееся на участке, дети находят его.

Цель: закрепить названия деревьев.


Пальчиковая игра


«Зайка серенький сидит».


Подвижная игра


«Поймай грибок».

Цель : упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки

пространственной ориентации.

Ход игры.

Меж еловых мягких лап, дождик кап, кап, кап.

Где сучок давно засох, серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб.

Воспитатель: «Кто нашел его, друзья?»

Дети: «Это я, я, я!» Дети-«грибники»

(стоят в парах липом друг к другу, взявшись за руки) ловят «грибы»

(заключить в свой круг).


Трудовые поручения


Обрезка сухих веток с кустарников.


Индивидуальные физические упражнения


Пройти по листикам, четко наступая

на выложенную дорожку

Карточка N 11


Наблюдаем за дождливой погодой

Цель: познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени , дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.

Наблюдение: в дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить послушать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи.Детям в дождливую погоду предложить посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты?


Художественное слово

К нам на длинной мокрой ножке, дождик скачет по дорожке.

В лужице - смотри, смотри! Он пускает пузыри 3. Александрова


Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца.. .А Плещеев


Загадки


Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадает.

И никуда я не пойду, покуда он гуляет. (Дождь)


Дидактическая игра


«Придумай предложение»

Цель :научить составлять предложения с заданным словом.


Пальчиковая игра

.

"Вышел дождик погулять"

Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары.

Шел неспешно no привычке, "Шагают" средним и указательным пальцами.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками.

"По газону не ходить!"

Дождь вздохнул тихонько: "Ох!" Часто и ритмично бьют в ладоши.

И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по коленям.


Подвижная игра


« Лохматый пес»

Цель: действовать по сигналу воспитателя, в соответствии с текстом.
















Карточка N 12


«Знакомимся с осенними цветами»

Цель:познакомить детей с названиями цветов: ноготки (календула), космея,

настурция. Закрепить понятия «высокий –низкий» (цветок), «короткий –длинный» (стебель)

Наблюдение: обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать, какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Спросить, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать).

Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина». Помочь детям выделить основные части растения, предложить им провести пальцем и назвать «стебель, листья, цветок»


Художественное слово.

Мой сад с каждым днем увядает,

Помят он, поломан и пуст.

Хоть пышно еще доцветает

Настурции в нем огненный куст. (А. Майков)


Загадки

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)


Дидактическая игра


"Какой цветок?"


Цель: развить умение подбирать прилагательные, обогащать словарный запас.

Подвижная игра


« Воробушки и кот»

Цель: Упражнять в беге врассыпную.


Трудовые поручения

Собрать семена растений.


Индивидуальные физические упражнения

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед вокруг клумбы.




















Карточка N 13


Что такое воздух

Цель: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.

Наблюдение: чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко –глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух)Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел?

(Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой?

(Воздух –легкий, невидимый).Как доказать, что мы дышим? Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете?(Ладошке становится тепло от вашего дыхания).


Художественное слово

В комнате воздух осенний -влажный, холодный, грибной.

Запахи летних растений, он забирает с собой.

В комнате воздух осенний -места не стало теплу.

Птиц улетающих тени, тихо скользят по стеклу.


Загадка.


Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь,

Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух)


Дидактическая игра


«Какой воздух?»

Цель:научить подбирать относительные прилагательные.


Пальчиковая игра


. «Осень».

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Вод дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с березки –золотой.

Вот последний лист с осинки, ветер бросил на тропинку.


Подвижная игра


«Самолеты»

Цель: научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение.

Ход игры.

Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.


Трудовые поручения


Уборка участка от листьев.


Индивидуальные физические упражнения


Прыжки на двух ногах с продвижением вперед вокруг песочницы.












Карточка N14

Осмотр участка детского сада

Цель: обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками.

Наблюдение: много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей

участка? (Участок –дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.)

И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)?Сравнение с летом.


Художественное слово


«Осень-художница».

Повязала Осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.


Дидактические игра

«Найди дерево».

Цель: распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.


Пальчиковая игра


«Дом пять этажей»

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем-семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова -очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,На четвертом синица,

Бельчата на третьем,Зайчата -втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.


Подвижная игра


«Найди свой домик»

Цель:воспитывать умение ориентироваться в пространстве, бегать по одному всей группой.


Ход игры: дети сидят в домиках (нарисованы круги)вдоль одной стороны площадки. «Пойдем гулять», -

говорит воспитатель. Дети расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3 -4 раза.

Если в начале дети недостаточно ориентируются в пространстве, можно разрешить забегать в любой домик. Потом вводится правило -занимать только свой домик.


Трудовые поручения


Заготовка и сушка листьев растений для гербария.


Индивидуальные физические упражнения


Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев.

Карточка No 15


Наблюдение за погодой

Цель: познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.

Наблюдение: предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце),идет ли дождь?Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная,

дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Даетдругое определение погоды: ветреная (тихая).Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение

погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная) Подводится итог.


Художественное слово

«Осень»

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Дидактическая игра


«Угадай по описанию».

Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и

различия.

Упражнение «Как шумит вода?».

Цель:закрепить произношение звуков [с], [ш].

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой звук издает вода, сочащаяся из

крана. Дети произносят звук [с]. Затем дети вспоминают, какой звук производят

волны, набегающие на берег, —звук [ш].


Пальчиковая гимнастика


"Вышел дождик погулять".

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно no привычке

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

"По газону не ходить!"

Дождь вздохнул тихонько: "Ох!"

И ушел. Газон засох.


Подвижная игра


«Догони мяч»

Цель: воспитывать умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении.

Ход игры: Воспитатель катит мяч вдоль дорожки и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет

мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.


Трудовые поручения


Помощь в уборке участка группы.


Индивидуальные физическиеупражнения

Брось мяч вверх и поймай

Карточка No16


Наблюдение за отлетом птиц

Цель:обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.

Наблюдение: есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы)

Чем этиптицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем).Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края)Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в

большие стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, как бы разговаривая друг с другом о дальней дороге)Через несколько дней мы их увидим?

(Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят).


Художественное слово

Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь,подожди.

Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Завтра вы спать еще будете, детки,

А уж мы все понесемся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей,

Солнышко в тучи не прячется там...


Дидактическая игра

«Угадай птицу по описанию».

Цель: научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

Подвижная игра

«Птички и птенчики»

Цель: упражнять детей в беге врассыпную, учить выполнять команды воспитателя

Ход игры: «Я буду птица, а вы-мои птенчики», -говорит воспитатель, чертит большой круг (можно выложить круг из шнура). «Вот какое большое гнездо у птицы! Заходите в него!» Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели, птенчики, зернышки искать», говорит

воспитатель. Птенчики выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птица-

мама летает вместе с ними. По сигналу «полетели, птенчики, домой» дети бегут в круг. Игра повторяется несколько раз.

«Птички, раз! Птички, два!»

Цель: научить детей выполнять движения, счету.

Ход игры: сколько у птички лапок, глаз, крыльев?

Птички, раз!

Выставляют вперед одну ногу.

Птички, два!

Выдвигают другую ногу.

Скок, скок, скок!

Скачут на обеих ногах.

Птички, раз!

Поднимают одну руку.

Птички, два!

Поднимают другую руку.

Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Хлопают в ладоши.

Птички, раз!

Закрывают рукой один глаз.

Птички, два!

Закрывают другой глаз.

Все, улетели!

Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат

Трудовые поручения

Заготовка листьев и семян растений для кормления птиц.

Индивидуальные физические упражнения

Отбивание мяча от земли.

Карточка No 17


Наблюдение за туманом

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как туман.

Наблюдение: как вы думаете, как образуется туман? (Теплый и влажный воздух

поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что о

ни не падают, а висят ввоздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко) В какое время годачасто образуется туман? (Особенно частые и густые туманы осенью).В какое время суток часто бывает туман? (Утром)Тепло или холодно в туманное утро? (В туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно)

Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья? (В густой туман видимость очень плохая)


Художественное слово


Спрятал Дедушка Туман. Спрятал копны и стога,

И лужайки,

и луга. Даже солнышко в карман

Спрятал Дедушка Туман.


Загадка.

Седой дедушка у ворот, все глаза нам заволок. (Туман)


Подвижная игра


«Мой веселый, звонкий мяч»

Цель: развиваем ловкость, дисциплинированность, терпение, упражняем в беге.

Ход игры: взрослый бросает мяч, ребенок по команде «Догони мяч!» бежит за

ним. Взрослый ритмично читает стихотворение С. Маршака:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.


Трудовые поручения


Собрать сухие веточки с участка


Индивидуальные физические упражнения:


Брось мяч вверх и поймай
















Октябрь.


Карточка №  1


Наблюдение за солнцем

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце —  на улице тепло; поддерживать радостное настроение.

Ход   наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть на солнышко. Обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.) Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.


Солнечные зайчики играют на стене, Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе.

Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок.

По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.


Художественное слово


Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.


Трудовые поручения


 Сбор камушков на участке.

Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.


Подвижные игры


«Мыши в кладовой»


Цельучить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.


«Попади в круг»


Цель: совершенствовать умение действовать с предметами;учить попадать в цель;

развивать глазомер, ловкость.


Индивидуальные физические упражнения


Брось мяч вверх и поймай


Выносной материал


Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, карандаши, ведерки, совочки.






Карточка №2


Наблюдение за трудом дворника.


Цель: формировать положительное отношение к труду взрослых; знакомить с трудом дворника; создавать условия для осознания важности данного вида деятельности.

- Какие орудия труда нужны для работы дворника осенью?

- Какую работу выполняет дворник?

(Подметает дорожки, собирает мусор.)

- Для чего нужна работа дворника?

(Чтобы было чисто на территории детского сада.)


 Подвижная игра.


 «Проползи через обруч»


Цель: учить детей перелезать через препятствие, проползать, не задевая за препятствие; совершенствовать умения в ползании по ограниченной площади, развивать координацию движений, ловкость, воспитывать смелость


Дидактическая игра


« Кому что»


Цель: продолжать знакомить с профессиями, активизировать словарь.



Трудовые поручения


Собрать камушки и веточки


Индивидуальные физические упражнения


Лазание по гимнастической лестнице



















Карточка№3


Наблюдение за кошкой


Цели:    расширять представление о домашнем животном — кошке; воспитывать желание заботиться о животных.


Ход   наблюдения


Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».

Острые ушки, на лапках — подушки! Усы, как щетинки, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. Молоко пьет, песенки поет. Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет.


Художественное слово


Как мяучит кысынька мяу-мяу-мяу

Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котятах. Дополнить: кошка — домашнее животное, живет с человеком, залезает на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.


Трудовые поручения


Смести песочек с песочницы


Подвижные игры


«Перебежки — догонялки»


Цели: согласовывать свои действия с действиями других детей.


«Догони меня»


Цели: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве;

развивать ловкость.


Индивидуальные физические упражнения


Лазание по гимнастической лесенке


Выносной материал


Куклы, одетые по погоде, печатки, совочки, машинки.












Карточка№4


Наблюдения за явлениями неживой природы.


Цель: формировать представления о сезонных изменениях, неживой природе; развивать умения наблюдать за облаками, описывать их.


Облачный день. Предложить детям посмотреть на небо.

Что вы видите на небе? А где же солнышко? Солнца не видно: его закрыли тучи или облака. Рассмотрите облака: какие они, на что похожи? (Белые, пушистые, красивые, похожи на кусочки ваты)


Художественное слово

«Облака – белокрылые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки». (С. Козлов)


Подвижная игра. 


«Найди свой домик»


Цель: воспитывать умение ориентироваться в пространстве, бегать врассыпную.


3. Трудовые поручения


Сбор семян.


Цель: формировать положительное отношение к труду, заботе об окружающих; развивать умение собирать семена цветов; приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада; воспитывать эстетический вкус.


Индивидуальные физические упражнения


Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку











































































Карточка №5


Наблюдения за неживой природой. Дождь.


Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает ручейками вода

по стёклам, какие на дорогах лужи.

Дождь прошёл. Появились лужи, блестят капельки на листьях.


Цель: расширять представления о характерных особенностях природы ранней осени; развивать умения детей внимательно слушать новую потешку, вступать

в беседу по прочитанному; формировать умения подбирать одежду по погоде, самостоятельно одеваться, соблюдать определённую последовательность одевания.


Художественное слово


Сначала тучка прилетела

И сразу небо потемнело,

Сверкнула молния, потом…

Чуть-чуть подумав, грянул гром,

А дождик ждал того, пора

И хлынул прям, как из ведра.


2. Подвижная игра. 


«Мыши и кот»


Цель: выполнять движения по сигналу;упражнять в беге по разным направлениям.


3. Трудовые поручения.


Поливка дождевой водой растений в группе.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.


Индивидуальные физические упражнения


Подмести песочек с веранды


Цель: Учить подметать маленькими веничками


 















Карточка № 6


Наблюдение за птицами


Цели:расширять представление о птицах; формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать; воспитывать доброе отношение к пернатым


Ход   наблюдения


Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, Что они их накормят.


Художественное слово


Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

«Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: Чик-чирик!»


Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.


Трудовые поручения


Насыпать корм для птиц.


Цель: воспитывать желание ухаживать за птицами, правильно их кормить.


Подвижные игры:


 «Птички и кот».


 Цели:  упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; быстро менять направление движения; воспитывать ловкость и выносливость.


«Догони меня»


Цель:  учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве;

развивать ловкость.


Дидактическая игра


« Назови птичку по описанию»

Цель: знать особенности 2- 3 птиц


Индивидуальные физические упражнения

Учить подпрыгивать на месте

Выносной материал


Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, печатки, совочки, машинки.

Карточка № 7


Наблюдение за небом и облаками.


Цель: способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей; развивать умение замечать изменения в природе; обогащать словарный запас


Какое небо? (Голубое, серое; чистое, пасмурное.)

Что вы видите в небе? (Облака.)

Что происходит с погодой, если облака закрывают солнце? (Становится пасмурно, прохладно.) Пофантазировать вместе с детьми, на что похожи облака? С чем их можно сравнить?


Загадка:


«Белая вата, плывёт куда-то». (Облака.)


Художественное слово


Облака белогривые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки.


Подвижная игра


«Бегите ко мне»


Цель: учить детей бегать в заданном направлении, развивать координацию движений, ловкость, воспитывать смелость.


Дидактическая игра


« Чего не стало»


Цель: развивать внимательность


Трудовые поручения


Собрать камушки и сухие веточки


Индивидуальные физические упражнения


Учить подбрасывать и ловить мяч.












Карточка № 8


Наблюдение за грузовым транспортом


Цельучить различать по внешнему виду грузовой транспорт.


Понаблюдать за с машиной, на которой привозят продукты. Назвать ее основные части. (Кабина, кузов, руль, колесо, окна, кран.) Понаблюдать, как разгружают продукты из машины, объяснить, что продукты — это груз для нее. Рассказать, какую важную работу выполняет эта машина.


Загадка


Не летает, не жужжит —

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. ( Машина)


Художественное слово


Машина, машина, идет гудит,

В машине, в машине шофер сидит


Дидактическая игра


« Для чего нужны»


Цель: расширять знания о транспорте.


Подвижные игры:

 

«Автомобили»


 Цель: приучать соблюдать правила дорожного движения; закреплять знания о грузовых машинах.


Трудовая деятельность


Подметание дорожки, ведущей к участку.


Цель: учить правильно, пользоваться веничками.


Индивидуальные физические упражнения


Учить перепрыгивать через дорожку


Выносной материал


Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.






Карточка № 9


Наблюдение за растительным миром. Берёза.


Предложить рассмотреть берёзу, потрогать её белый ствол, полюбоваться красотой жёлтой листвы. Обратить внимание, что дерево высокое, и, чтобы увидеть его верхушку, нужно поднять голову вверх.

Цель: формировать представления о сезонных изменениях в живой природе; знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.


Художественное слово


Осень в золотой косынке, приглашает нас гулять,

Прыгать весело по лужам и листочки собирать.

Прыг-скок, прыг-скок, перепрыгни лужицу,

А вокруг, а вокруг листики закружатся.



Подвижная игра.


«Листики»


Цель: выполнять движения по сигналу; упражнять в беге по разным направлениям.


Дидактическая игра


«Когда это бывает»


Цель: закрепить сезонные признаки


Трудовые поручения


Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав её к корням деревьев, объяснить, для чего это делается


Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями; прививать бережное отношение к природе


Индивидуальные физические упражнения


Лазание по гимнастической лесенке













Карточка № 10


Наблюдение за растительным миром


Цель:  формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев;  воспитывать бережное отношение к природе.


Ход   наблюдения:


На участке воспитатель предлагает детям найти ель. . Обратить их внимание на характерные особенности. (Вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизу длинные, вверху короткие.) Предложить пройти по всей территории детского сада и найти ели. Объяснить, чем выше ель, тем она старше.


Художественное слово


Ее всегда в лесу найдешь.

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.


Трудовая деятельность


Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается.


Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями; прививать бережное отношение к природе.


Подвижные игры


«Мы веселые лягушки»


Цели: повышать двигательную активность; развивать ловкость, выносливость.


«Ёлки, ели, ёлочки»


Цель: выполнять движения по сигналу.


Индивидуальные физические упражнения


Пройти по узенькой дорожке, учить сохранять равновесие


Выносной материал


Детские грабли, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, машинки.








Карточка № 11


Наблюдение за неживой природой. Ветер


Цель: учить замечать изменения в природе.


Наблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья. Спросить у ребят, почему так неспокойно ведут себя деревья. С помощью флажков определить направление ветра


Художественное слово


«Ветер дует к нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё ниже, ниже». (Н. Цветкова)


Подвижная игра


«Найди свой домик»


Цель: воспитывать умение ориентироваться в пространстве, бегать в указанном направлении


Дидактическая игра


«Чего не стало»


Цель: развивать внимание, память.


Трудовое поручение


Подмести дорожку


Цель: формировать положительное отношение к труду взрослых; приучать детей наблюдать за трудом дворника и определять нужность его труда, соблюдать чистоту

и порядок на участке детского сада.


Индивидуальные физические упражнения


Учить ловить мяч














Карточка № 12


Наблюдение за работой дворника


Цели: воспитывать уважение к труду людей; учить приходить на помощь окружающим.


Ход   наблюдения


Обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было, где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами. Предложить детям собрать мусор на участке.


Загадка


Скручена, связана,

На кол навязана

И по дому пляшет.  (Метла.)


Трудовые поручения


Подметание веничками дорожек на участке.


 Цель: учить правильно пользоваться веничками, доводить начатое дело до конца.


Подвижные игра


«Мы — шоферы».


Цельучить ориентироваться в пространстве, развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.


Дидактическая игра


«Профессии»


Цель: продолжать знакомить с профессиями дворника, врача, учителя.


Индивидуальные физические упражнения


«Мы лошадки», ходьба с высоким подниманием колен




Выносной материал


Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.










 Карточка № 13


Наблюдение за первым снегом


Цель: познакомить с природным явлением — снегом; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.


Ход  наблюдения


Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась? Предложить детям поймать снежинку на пальто, варежку и рассмотреть ее.


Художественное слово


Нахмурилось небо, наверно, не в духе,

Летают, летают белые мухи!

И носятся слухи, что белые мухи,

Не только летают, но даже и тают.


Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?»


Трудовые поручения

Утепление корней растений вместе с воспитателем.


Цель:  воспитывать желание участвовать в уходе за растениями; закреплять знания о способах адаптации растений зимой; учить бережно относиться к растительному миру.


Подвижные игры


«Мыши в кладовой»


Цель:  учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.


«Попади в круг».  

Цель:  совершенствовать умение обращаться с предметами;  учить попадать в цель, развивать глазомер, ловкость.


Дидактическая игра


« Когда это бывает»


Цель: закрепить сезонные признаки.


Индивидуальные физические упражнения


Подбрось снежок

Выносной материал:  

 Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, карандаши, ведерки, совочки.


Карточка № 14


Наблюдение за собакой


Цели: расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.


Ход наблюдения


Рассказать детям, где живет собака, что рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?


Загадка


Заворчал живой замок,

 Лег у двери поперек,

 Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!


Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку. Собака — домашнее животное, она любит своих хозяев, охраняет жилище, лаем предупреждает, что пришли чужие. Радуется, когда приходит хозяин. Хозяин тоже любит собаку, заботится о ней, строит для нее дом, кормит днем и вечером.


Трудовые поручения


Собрать листочки на участке


Подвижная игра


«Догони меня».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве;

развивать ловкость.


Индивидуальные физические упражнения


Учить ловить мячик


Выносной материал: куклы, одетые по погоде, печатки, совочки, машинки.















Карточка № 15


Наблюдение за работой шофера


Цель: знакомить с работой шофера; воспитывать положительное отношение к труду взрослых.


Ход наблюдения


При выходе на прогулку обратить внимание детей на продуктовую машину, предложить всем подойти к ней поближе. Познакомить детей с шофером и попросить рассказать, что он возит в машине  и как управляет ей. После рассказа обойти машину, рассмотреть кузов, кабину.


Художественное слово

А в кузове — важные,

Срочные грузы:        

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шофера

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна.


Трудовые поручения

Подметание веничками дорожек на участке.

Цель: учить правильно пользоваться веничками, доводить начатое до конца.


Подвижная игра


«Карусель»

Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.


Индивидуальные физические упражнения

Догони мяч ( упражнять в беге)


Выносной материал


Рули, , совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.





 Карточка № 16


Наблюдение за растительным миром

Цель: знакомить со строением дерева; воспитывать бережное отношение к природе.


Ход   наблюдения


Загадка


Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.  (Ель.)


Рассказать о строении ели: ствол, покрыт коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все веточки покрыты жесткими, колючими иголками и коричневыми шишками. Предложить детям погладить ствол, прижаться к нему щекой, потрогать иголки, чтобы они получили не только зрительное, но и тактильное представление.


Трудовые поручения


Сбор опавших листьев вокруг деревьев, уход за поломанными ветками.


Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений; воспитывать желание ухаживать за растениями;  учить бережному отношению к природе.


Подвижные игры


«По ровненькой дорожке»

 Цель: развивать согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.


«Зайка беленький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит                          Дети шевелят кистями

И ушами шевелит.                                 рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так                                      имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,                           Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,                           Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать.                           ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал,      Конкретно указывается,

                                                                 кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал.                           (воспитатель показывает  игрушку).          

                                                                 Дети убегают на свои места.        

                                                     

Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать дети – «зайчики». Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль «зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.


Индивидуальные физические упражнения


Прыжки на двух ногах с продвижением вперед


Дидактическая игра


«Кого как зовут»


Цель: развивать мышление, память.

Выносной материал


Совочки, грабли, ведерки, игрушки, машинки, формочки, палочки, печатки.




























 Карточка № 17


Наблюдение за льдом


Цель:  знакомить с природным явлением — льдом;   формировать представление о состоянии воды в окружающей  среде.


Ход   наблюдения


Художественное слово


Мне серая лужа простудой грозила.

Расплюхалась грязь и вовсю моросило.

И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.

По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, хрустит подо мной.


Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.


Трудовые поручения

 

Заливка ледяной дорожки вместе с воспитателем.

Цель: учить аккуратно поливать из лейки; воспитывать желание помогать взрослым в работе.


Подвижные игры:


«Поезд»


Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.


 «Пройди бесшумно».


 Цель:  - ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией  движений;

двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.


Дидактическая игра


« Узнай по голосу»


Цель: развивать слух, внимание



Индивидуальные физические упражнения


Учить подпрыгивать на одном месте


Выносной материал


 Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, палочки, ведерки, совочки.











































 Карточка № 18


Наблюдение за работой дворника


Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в его работе. Показать орудия труда дворника, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели.



Подвижные игры

 

 «По ровненькой дорожке»


Цель: научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, раз – два, раз – два.

(«пружинка» на двух ногах с продвижением вперед)

Ой камни, ой камни, бух упали в яму. (присесть на корточки)

Раз – два, раз – два, вылезли из ямы (поднимаются)


«Кошка и мышки»


Цель: упражнять детей в подлезании (или пролезании), умение реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

«Кошка мышек сторожит,

 Притворилась будто спит.

Тише, мышки, не шумите,

Кошку вы не разбудите…»


Дидактическая игра


« Кто как кричит»


Цель: учить звукоподражать


Индивидуальные физические упражнения


Катание мяча по прямой. Учить отталкивать мяч двумя руками.

 

 Трудовые поручения


Собрать крупный мусор


Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада.


Выносной материал  

 

Совочки, мелкие игрушки, формочки.


 

Карточка № 19


Наблюдение за осенними листочками.


Цель: развивать у детей способность к наблюдению листопада, подводить детей к самостоятельному выводу - листочки падают, потому что стало холодно. Активизировать в речи глаголы - падают, опадают, облетела. Вызвать эстетический отклик на красоту осенних деревьев, создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву.


Художественное слово


Осень в золотой косынке, приглашает нас гулять,

Прыгать весело по лужам и листочки собирать.

Прыг-скок, прыг-скок, перепрыгни лужицу,

А вокруг, а вокруг листики закружатся.



Подвижная игра


«Где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили (ходят на месте)

Как вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали (приседают, собирают грибы)

А вы глазки помогали?

Мы смотрели, да искали (Смотрят из-под руки, поворачиваются влево, вправо)



Индивидуальные физические упражнения


Учить подпрыгивать на одном месте


 

Трудовые поручения

 

Сбор природного материала для поделок


Выносной материал  

 

Совочки, мелкие игрушки, формочки, лошадки.













Карточка № 20



Наблюдения за неживой природой


Цель: учить видеть изменения, которые происходят в неживой природе.


Уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле. Обратить внимание на торчащие былинки, которые остались от однолетней травы. Отцвели цветы, пожухла трава


Художественное слово


Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты


Подвижная игра


«Воробушки и кот»


Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.


Описание. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.


Индивидуальные физические упражнения


Игровое упражнение «Иди ко мне»

Цель: учить выполнять задание воспитателя; ходить прямо, сохраняя заданное направление.


Трудовое поручение


Собрать семена цветов.



Выносной материал  

 

Совочки, мелкие игрушки, формочки, лошадки.





   


Наблюдение. Послушать как шуршат на ветру листья, понаблюдать как в ветреную погоду движутся облака. Обратить внимание на то, что ветер стал холоднее.

П/Игра «Пчелки»

ЦЕЛЬ: Разаитие ловкости.

ХОД ИГРЫ: Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, "жужжат"" Появляется взрослый - "медведь" - и говорит:

- Мишка-медведь идет,

Мед у пчел унесет.

Пчелки, домой!

"Пчелки" летят в определенный угол комнаты - "улей". "Медведь", переваливаясь, идет туда же. "Пчелки" говорят:

- Этот улей - домик наш.

Уходи, медведь, от нас!

Ж-ж-ж-ж-ж!

"Пчелки" машут крыльями, прогоняя "медведя", "улетают" от него, бегая по комнате. "Медведь" ловит их.

Труд. Собрать разлетевшиеся от ветра листья

Младшая группа. Октябрь.  

Прогулка  16

 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ (КОШКА, СОБАКА)

 Научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Выйдя на прогулку можно встретить проходящих мимо домашних животных (кошку, собаку). Закрепить названия частей тела, обратить внимание что шерсть стала гуще. Летняя шерсть линяет, и животное покрывается более густой и теплой шерстью.

 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

 Произношение звуков. Подражание домашним животным.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ  

«Мыши водят хоровод»

 Научить детей двигаться в соответствии с текстом, менять направление движения, ориентироваться в пространстве.

Выбирается водящий «кот Васька», остальные «мыши». «Мыши» не слушаются, бегают, пищат, «кот» ловит «мышей».

Тише мыши, не шумите, кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька кот, разобьет ваш хоровод!

Вот проснулся Васька кот, разбежался хоровод!

«По ровненькой дорожке»

Научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, раз – два, раз – два.

(«пружинка» на двух ногах с продвижением вперед)

Ой камни, ой камни, бух упали в яму.

(присесть на корточки)

Раз – два, раз – два, вылезли из ямы

(поднимаются)

ТРУД  

Подмести веранду.

Приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ    

Игры с выносным материалом: совочки, мелкие игрушки, формочки

Вечерняя прогулка

Наблюдение за осенними листочками. Развивать сенсорное восприятие и эмоциональный отклик (восхищение, радость) на разнообразие красок, форм и размеров опавших листьев. Побуждать узнавать и называть листочки, рябины (как перышки), березы, находить деревья, с которых они слетели. После наблюдения собрать листочки в букеты - самые большие, самые маленькие, листочки желтого цвета, листочки красного цвета

П/Игра «Поймай грибок»

 Цель упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации.

Ход игры:

Меж еловых мягких лап, дождик кап, кап, кап.

Где сучок давно засох, серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб.

Воспитатель: «Кто нашел его друзья?» Дети: «Это Я, Я, Я!»

Дети «грибники» стоят в парах лицом друг к другу, взявшись за руки, и ловят «грибы» (заключить в свой круг)

Труд. Собрать и разложить по коробочкам природный материал.

Младшая группа. Октябрь.  

Прогулка  17.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ (ВОРОНА, СОРОКА, ВОРОБЕЙ)

Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти больше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.

  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Игровое упражнение «Поезд»

Научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась за руки, затем не держась. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ    

«Птичка в гнездышке»

Учить и ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогая друг другу.

«Кошка и мышки»

Упражнять детей в подлезании (или пролезании), умение реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

«Кошка мышек сторожит,

 Притворилась будто спит.

Тише, мышки, не шумите,

Кошку вы не разбудите…»

ТРУД  

 Покормить птиц.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ    

Игры с выносным материалом: мелкие игрушки, машинки, кубики для игры.

Вечерняя прогулка

Наблюдение. Обратить внимание на одежду людей (плащи, куртки, сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты. Уточнить название и назначение предметов одежды.

П/Игра «Поймай грибок»

Цель упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации.

Ход игры:

Меж еловых мягких лап, дождик кап, кап, кап.

Где сучок давно засох, серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб.

Воспитатель: «Кто нашел его друзья?» Дети: «Это Я, Я, Я!»

Дети «грибники» стоят в парах лицом друг к другу, взявшись за руки, и ловят «грибы» (заключить в свой круг)

Труд. Собрать разлетевшиеся от ветра листья





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!