СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проявление великодушия, доброты и милосердия в повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Родиной”.

 

ЦЕЛЬ УРОКА

  1. формирование нравственных идеалов;
  2. сформировать у учащихся умения анализировать поступки героев, осмысливать нравственно-эстетическое содержание повести; воспитание читательской культуры;

3.формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства милосердия, любви к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Проявление великодушия, доброты и милосердия в повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»»

Проявление великодушия, доброты и милосердия в повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

“Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Родиной”.



ЦЕЛЬ УРОКА

  1. формирование нравственных идеалов;

  2. сформировать у учащихся умения анализировать поступки героев, осмысливать нравственно-эстетическое содержание повести; воспитание читательской культуры;

3.формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства милосердия, любви к Родине.

Задачи урока

1.научиться внимательно читать текст произведения, обращая внимание на детали

2.через игру «Крестики-нолики» прививать интерес к чтению



ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет А.Гайдара, выставка книг, средства мультимедиа, иллюстрации к произведению (художников и учащихся)

Ресурс: Дневник.ру («Успешное чтение – игра «Крестики-нолики», электронный словарь, электронная библиотека, медиатека)

Ход урока:

Учитель

Ребята, сегодня мы говорим с вами о повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда. Но прежде, чем приступить к разговору о повести, познакомимся с самим автором. Об А.П.Гайдаре нам расскажут Пинт Женя и Пламенев Влад.

(рассказ с презентацией)

Дома вы прочитали его замечательную повесть “Тимур и его команда”. В свое время эта повесть принесла Гайдару широкую и большую славу, раскатившуюся за пределы нашей страны.

В то время дети зачитывались приключенческими романами Ж.Верна Р.Стивенсона, каждый мальчишка мечтал оказаться на месте 15-летнего капитана, пережить массу приключений в поисках капитана Гранта или отправиться на поиски сокровищ капитана Флинта.

Дети хотели быть похожими на любимых героев книг и кинофильмов. Они хотели совершать опасные, полные приключений походы, бороться со стихией, биться с врагами.

Первоначальное название повести –«Дункан и его команда» - по фамилии ее главного героя, названного так по названию яхты из повести Ж.Верна «Дети капитана Гранта». В процессе работы автор дает герою другое имя. Повесть была завершена 27 августа 1940 года.

Проверим, как вы хорошо знаете содержание повести.

Игра в «Крестики-нолики»



БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ (реализация домашнего задания)

  1. Обратимся к названию повести. Тимур – имя не так часто встречающееся. Какие качества присущи человеку, носящему имя Тимур? Что общего между носителями этого имени и нашим героем?

2.- Вы знаете, кто такой рыцарь? (смелый, благородный, самоотверженный человек, мужчина, юноша) составим с вами такую схему, логическую цепочку. Какой он, рыцарь?

- Для кого из героев характерны эти качества?

(Тимуру)

Значит, Тимур – рыцарь. Великодушный рыцарь. Почему? Потому что он обладает высокими душевными качествами, готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради других.

ВЕЛИКОДУШИЕ,-. Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости,...

-В чем же проявлялось великодушие Тимура?

(в его желании помочь семьям тех, кто с оружием в руках защищает свою страну) И, внимание, - желание это проявляется не на словах, а на деле.

- Какие проблемы беспокоили Тимура и его друзей?

(кто-то ворует яблоки в саду красноармейца Крюкова, коза пропала, девчонка плачет в доме №22 и др.)

. Говоря о поступках Тимура и его сверстников, можно ли применить слово “милосердие”? и почему?

(милосердие – это готовность помочь кому-либо, что и делает Тимур с друзьями. Они не только помогают физически: носят воду, колют дрова, но и морально, духовно: случай с девочкой, у которой погиб отец. Они помогают именно тем, кто нуждается в помощи.)

Тимур собрал вокруг себя сто и более человек. В чем секрет его успеха?

(он все делал не для себя, а ради других. Его уважали за смелость, честность, справедливость). И ещё за все то, что мы с вами показали в логической цепочке.

Рассмотрим эпизод встречи Тимура и Квакина. Почему Тимур сам идет на встречу, а не соглашается с наблюдателем?

Даже его недруг Квакин зауважал его. Вспомните эпизод встречи Тимура с Квакиным и Фигурой. Почему Квакин так резко изменился, что даже ударил своего друга Фигуру?

(Во-первых, его, наверное, задели слова Ольги. Хотя эти слова были адресованы Тимуру, Квакин понимал, что это относилось к нему, потому что не Тимур лазил в садах, не он обламывал сады “старух и осиротевшей девчурки”.

Во-вторых, Квакин зауважал его за то, что “он смолчал”.

И, в-третьих, за то, что он “гордый. Хочет плакать, а молчит”)

- Можно ли из всего вышесказанного сделать какой-либо вывод?

(даже хулиган может стать хорошим человеком, но рядом должен быть смелый, честный человек, который был бы примером для подражания)

- Помимо решения проблем, какие ещё добрые дела совершали они? Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?

Тимур – главный, его команда идет за ним; Квакин – главный, и его команда идет за ним). Подготовить выступающих

Реализация Д/З рассказать, какие дела тимуровцев описаны на страницах повести и какое из них представляется самым интересным

дети носят воду и наполняют бочку, мальчишки складывают дрова в поленницу, Женя играет с маленькой дочерью погибшего лейтенанта Павлова, возвращение домой пропавшей козы Маньки.

Обратите внимание – все это они делали тайно. Им не нужна была слава, им не нужны были громкие слова похвалы, которые мы так любим. Строгая дисциплина, четкость действий, система связи – все это свидетельствует о серьезной и продуманной форме организации. Нам есть чему поучиться у героев этой повести.



Ребята из команды Тимура и из команды Квакина- дети одной эпохи и мечтают они об одном и том же. Но давайте посмотрим, какие пункты для кого являются наиболее важными. Чем пренебрегли наши герои и что для них является важным? Построим «лестницу ценностей»:

Тимур 3 романтика 3 Квакин

4 героизм 2

2 тайна 4

1 помощь людям -

5 самостоятельность 1

Кому живется легче: тимуровцам или квакинцам? Работа по командам (одна команда отвечает за тимуровцев, а другая за квакинцев)


У: На страницах повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?

Д: Благородство - высокая нравственность, самоотверженность, честность.

У: Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства?

Д: Он съел 4 порции мороженного и не поделился с младшей сестрой.

У: Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков?

Д: Труд облагораживает человека.

У: Знаете ли вы значение слова ультиматум?

У: Ультиматум - это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка?

Д: "Ультиматум - это такое международное слово. Бить будут".

У: Найдите в повести и выразительно прочитайте содержание ультиматума?

У: Как Гайдар А.П. называет Гейку и Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании?

Д: Парламентеры.

У: Объясните значение слова парламентер?

Д: Парламентер в международном праве лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с неприятелем. Статья 32 IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. гласит: "Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности". П. может быть принят противником или отослан, но ему должна быть обеспечена безопасность возвращения. Нарушение неприкосновенности П. представляет собой военное преступление. В случае злоупотреблений П. своим положением он может быть задержан и лишен неприкосновенности.

У: Как поступила компания Мишки Квакина с парламентерами?

Д: Парламентеров заперли в часовне.

Рассмотрим эпизод «сражение в саду дома № 24»

Самый воинственный, самый лиричный, самый смелый и самый добрый поступок тимуровцев. Перед нами борьба смелых и справедливых ребят против трусливых, жадных и малодушных.

У: Найдите в тексте и прочитайте содержание плаката.

Д: Прохожие, не жалей! Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей. Ключ от замка висит позади этого плаката, и тот, кто отопрёт этих арестантов, пусть сначала посмотрит, нет ли среди них его близких или знакомых.

У: Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести?

Завершая наше путешествие в эту повесть, давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:

  • Что заставляло тимуровцев совершать добрые дела?

  • Одержал ли Тимур победу над Мишкой Квакиным?

  • Докажите, что поступки Тимура и его команды неотделимы от дел страны.

У: Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда".

Она убеждает, чтобы быть счастливым, надо «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Родиной»

Человечность – сердцевина гайдаровских героев. Все они бескомпромиссно и верно борются за жизнь, в которой нет места лжи, подлости, раболепию, злобе, эгоистическому своеволию и слепому пренебрежению интересам других людей. А есть место дружбе, пониманию, заботе друг о друге.

В его героях всегда есть место шутке, задорной песне, честному труду, большой любви и светлой печали, которая возвышает и очищает душу



Они не мыслятся вне любви и доверии к людям, преданности друзьям, прямоты, честности, патриотической верности гражданскому долгу, стремления к справедливости.





Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь "младшими братьями" комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 - 1942 гг. в тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тысяч пионеров, шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие".

Я хочу особенно подчеркнуть, что из таких маленьких, но добрых поступков складывается длинная дорога, название которой — жизнь.

Домашнее задание

       ·        Напишите сочинение – рассуждение о том, как вы понимаете слова Тимура: «Я стою… я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже!»
·        Напишите читательский отзыв о книге Гайдара по теме «Повесть о дружбе и бескорыстной помощи»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!