СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проявления агрессивности в группе дошкольников: вербальная, физическая агрессия. Приёмы общения с детьми, склонных к агрессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проявления агрессивности в группе дошкольников: вербальная, физическая агрессия. Приёмы общения с детьми, склонных к агрессии»

Проявления агрессивности в группе дошкольников: вербальная, физическая агрессия. Приёмы общения с детьми, склонных к агрессии


«Агрессия» - это разрушительное поведение, противоречащее социальным нормам и правилам, наносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)".

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы.

Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте.

2. Виды агрессии

- Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях:

• жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков

Приёмы общения с агрессивными детьми

- Игнорирование (если поведение ребёнка не является угрожающим). Общение в конфликтных ситуациях идёт по принципу «Я ему слово, а он в ответ – десять», игнорирование оказывает психологическое воздействие на агрессора, и он замолкает.

- Переключение внимания. Например, если ребёнок злится на то, что родители не выполнили свои обещания. Можно отреагировать так: «Прости, пожалуйста, сегодня я очень устал, давай вместо футбола порисуем».

- Акцентировать внимание на положительных качествах ребёнка: «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый и умный».

- Научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет. Научиться самим понимать чувства ребёнка (Конечно, тебе обидно, ты злишься...).

- Частичное согласие (Хорошо, ты можешь ещё пять минут посмотреть мультфильм. но потом обязательно пойдёшь спать!) АППЕЛЯЦИЯ К ПРАВИЛАМ (Мы с тобой договаривались!)

- Привлечение «союзников» (Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое! Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится!)

- Показать ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелесные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести"; - Пусть ваш ребенок в каждый момент времени

постель не убрал» и пр.);

• демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);

• агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадят в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь

качестве оружия палок, кубиков и пр.

там сидеть один»).


А также - оскорбления и унижения другого, например:

• дразнилки («ябеда-корябеда», «поросенок», «жора-обжора»);

• оскорбления («жиртрест», «урод», «дебил»).


- Физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому, через физические действия. Это:

• разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);

• уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца).

чувствует, что вы любите, цените и принимаете

его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

- Дайте ребенку возможность свою агрессию, сместите на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе;

- Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева, тогда агрессия найдет выход в творчестве.

НО, когда происходит грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки, вышеперечисленные приёмы просто неприемлемы. Здесь уместен приём ПРЯМОЕ ПОРИЦАНИЕ (показ своего негативного отношения к агрессии ребёнка) – «Ты ведёшь себя очень некрасиво, мне не нравится, когда ты ругаешься (или дерёшься)! Пожалуйста, прекрати!»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Внимательно прочтите эту памятку, вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте

А также - непосредственное нападение на другого, и нанесение ему физической боли и унижения:

• угрозы и запугивание (например, один ребенок показывает кулак другому или пугает его);

• драка, которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:

- отказ сверстников принять в игру;

-желание иметь такую же игрушку (по-другому, он не может ее взять);

-запреты со стороны взрослых (посмотреть мультфильм, съесть конфеты);

- потому что он видел, как это делал его любимый герой или кто-то из близких;

- усталость;

- потому что он не уверен в себе;

- потому что он не знает как по-другому себя вести и другие.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.



честны перед ним и перед собой!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

ребенка бьют;

  • над ребенком издеваются;

  • над ребенком зло шутят;

  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  • родители заведомо лгут;

  • родители пьют и устраивают дебоши;

  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  • родители не умеют любить одинаково своих детей;

  • родители ребенку не доверяют;

  • родители настраивают ребенка друг против друга;

  • родители не общаются со своим ребенком;

  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;

  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок мал, еще не поздно!


Тест «Уровень агрессивности ребенка»

Цель: исследование уровня агрессивности ребенка.

Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

  7. Он не прочь подразнить животных.

  8. Переспорить его трудно.

  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

  12. Часто не по возрасту ворчлив.

  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

  16. Легко ссорится, вступает в драку.

  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Показатели:

  • Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

  • Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

  • Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

  1. Часто теряет контроль над собой.

  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

  3. Часто отказывается выполнять правила.

  4. Часто специально раздражает людей.

  5. Часто винит других в своих ошибках.

  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

  7. Часто завистлив, мстителен.

  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!