СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проявления дискалькулии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье сообщается о исследовании сформированности математических представлений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечаются трудности, которые могут возникать у ребёнка с патологией речи при усвоении программы по математике.

Просмотр содержимого документа
«Проявления дискалькулии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.»

УДК 376.37

Проявления дискалькулии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.


О. А. Бондаренко,

магистрант 2 курса напр. «Логопедия»



Аннотация: В статье сообщается о исследовании сформированности математических представлений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечаются трудности, которые могут возникать у ребёнка с патологией речи при усвоении программы по математике.


Ключевые слова: школьники, математические представления, патология речи, общее недоразвитие речи.



Среди нарушений в овладении математическими понятиями выделяют дискалькулию как специфическое нарушение счетных процессов, которые обнаруживают себя на начальной стадии обучения математическим представлениям. Дискалькулия – специфичное нарушение обучения счету, которое проявляется в разном возрасте. Под дискалькулией часто понимают неспособность обучению математике. Частота встречаемости дискалькулии среди детей школьного возраста составляет примерно 6 %.[2]

Столкнувшись с проблемой дискалькулии, мы обнаружили, что эта тема очень узко освещена. Лишь несколько современных ученых и педагогов в российском образовании публикуют свои исследования в данном направлении. (Ю.Г. Демьянова, М.В. Ипполитова, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнева. Л.Е. Томме и др.)

В исследованиях Ю.Г. Демьянова, С.С. Мухина, М.В. Ипполитовой, С.Л. Шапиро, А.Н. Корнева, , Л.С. Цветковой и Р.И. Лалаевой говорится , что дискалькулия это последствие функциональной незрелости слуха, зрения, речи и психической недостаточности [1,3].

Некоторые авторы (Р.И. Лалаева, А. Гермаковска идр.) рассматривают дискалькулию во взаимосвязи с нарушением письма и чтения. Например, взаимосвязь с нарушением письма проявляется в ошибках при написании чисел, в смешивании положения цифр при проведении письменных счетных операций. [4]

Нами было проведено исследование, в результате которого устанавливались особенности сформированности математических представлений у младших школьников с ОНР. Для этого использовались диагностические материалы, предложенные Л.Е.Томме.

Программа исследования Л.Е. Томме дает возможность провести комплексное изучение состояния деятельностного, когнитивного и речевого компонентов математической готовности у детей с нарушением речи.

Программа состоит из 3 этапов:

‒исследование состояния когнитивных и деятельностных предпосылок усвоения математических представлений;

‒исследование математических представлений, имеющихся у детей;

‒ исследование речевой готовности детей к изучению математики [3].

Испытуемым предлагается найти решение для различных математических ситуаций, примеров и задач. Большая часть диагностики подразумевает наглядную основу. Кроме того, с помощью метода педагогического наблюдения возможно установить, насколько успешно дети справляются с математическими задачами вне занятий

По результатам обследования счетных операций было выявлено, что дети в основном показывают низкий уровень знания количественного и порядкового счета и низкий уровень или очень низкий уровень владения абстрактным счетом. Большие трудности у детей с общим недоразвитием речи вызвал счет от одного заданного числа до другого. Затруднения возникали при счете в прямом порядке, а с обратным порядком не справился не один ребенок.

При сравнении множества предметов дети показали следующие результаты: при сравнении двух групп однородных предметов (квадраты), количество в которых резко отличалось, все дети верно справлялись с заданием, не пересчитывая предметы. Трудности возникли тогда, когда предлагалось сравнить близкие по количеству предметы и различные изображения.

Конкретный смысл арифметических действий сложения и вычитания для 80% школьников с общим недоразвитием речи доступен. Дети правильно определяли количество карандашей в коробке и в задании на сложения, и в задании на вычитание.

Половина детей с общим недоразвитием речи умеют присчитывать и отсчитывать по одному без наглядной опоры в пределах 9, в пределах 7 – 30%. Остальные дети 20% могут выполнять сложение и вычитание в пределах 6 лишь при помощи наглядной основы. При этом дети часто ошибаются, пропускают либо переставляют числа местами, отвечают на угад.

Задачу на нахождение суммы верно решили 5 человек (50%). Один ребенок допустил ошибку в вычислениях. При решении задачи дети использовали имеющийся наглядный материал и собственные пальцы. Пояснение к решению задачи отсутствовали, на вопрос «Как ты решил задачу?» дети обычно отвечали «Посчитал – и все» или «Не знаю».

Задачу на нахождение остатка решили 50%, но пояснение к задаче никто не смог дать, несколько детей пытались объяснить так «Потому что пять сидели, а три улетели».

Задача 3, с более сложной формулировкой, вызвала большие затруднения у детей. Лишь 2 человека (20%) дали верный ответ, но при этом не смогли объяснить решение. Остальные 8 детей (80%), не смогли дать ответ, а просто говорили «Не знаю».

По заданию на размер предметов нами были получены вот такие данные: дети правильно выделяют предметы с заданными признаками размера: большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый и тонкий, широкий и узкий. В некоторых случаях дети заменяли слова-термины универсальным признаком – большой и маленький. С заданием на умение правильно употреблять слова, обозначающие величинные признаки у всех детей (100%) возникли проблемы, т.к. они не могли подобрать слово противоположное по смыслу, при этом понимая каким признаком обладает данный предмет (вместо короткая лента - не длинная лента, вместо тонкий карандаш - не длинный карандаш)

Диагностика на ориентировку в пространстве дала следующие результаты: большинство детей (80%) знают и верно указывают левую и правую стороны на себе, намного хуже на другом человеке (30% правильных ответов). Еще хуже обстоит дело с ориентацией в плоскости листа бумаги: 50% детей не смогли верно показать верх, низ, найти правую и левую стороны.

Из геометрических фигур дети легче всего нашли круг (100% испытуемых). Треугольник нашли правильно 80% детей, остальные 20% смешивали его прямоугольником и квадратом. Встречалась ошибка – замена геометрических фигур названием предмета, близкого по форме: треугольник – крыша, домик; прямоугольник – линейка(30%).

Результаты исследования показали, что 40% детей с общим недоразвитием речи верно воспроизводят числовой ряд от 1 до 9, определяют большую и меньшую группу предметов, умеют уравнивать разные множества хотя бы одним из способов, умеют решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, знают основные геометрические фигуры. Испытуемые не в полной мере оперируют натуральным рядом чисел, следовательно не могут считать в обратном порядке, а так же с определенного пункта ряда чисел.

Выводом диагностики стало следующее: дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи имеют недостаточный уровень владения математическими представлениями. По нашему мнению – это напрямую связанно с нарушением речи данных детей, так как даже при правильном выполнении задания, испытуемые не могли подобрать слова для объяснения решения. Часто дети просто отказывались говорить, оперируя предметами или просто называя числа. Дети не могли подобрать верное слово для той или иной величины, так как они не знали ее названия. Из всего, выше сказанного, можно сделать вывод о том, что без специальной коррекционной работы дети с общим недоразвитием речи не могут справится с проблемами в овладении математическими понятиями.


Список литературы:

1. Баряева Л. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью / Л. Баряева, С. Кондратьтева. – МЦНИП, 2013. – 185 с.

2. Лалаева Р.И. Дискалькулии у детей / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – №2. – С. 7–9.

3. Томме Л.Е. Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Людмила Евгеньевна Томме. – М., 2009. – 24 с.

4. Томме Л. Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи / Л.Е. Томме // Дефектология. – 2008. – №5. – С. 35–40.


© О.А. Бондаренко, 2017




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!