СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Биография слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Проект направлен на    словарную работу учащихся 5-7 классов......

Просмотр содержимого документа
«Проект "Биография слова"»

Биография слова, или слово получает паспорт Орлова Надежда  МОУ «Икковская ООШ», 9 класс             Научный руководитель:  Красавцева Наталия Сергеевна,     учитель русского языка и литературы  МОУ «Икковская ООШ»

Биография слова, или слово получает паспорт

Орлова Надежда МОУ «Икковская ООШ», 9 класс      

Научный руководитель: Красавцева Наталия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Икковская ООШ»

Вступительное слово  «В каждой душе слово живет, горит, светится,  как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно,  закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ».  М. Пришвин.  Слово живет! Эта мысль подтверждена даже в Библии, ведь сначала было слово. А что же это значит? Если слово живет, как человек, то оно должно иметь корни, историю, родственников, противников и т.д.  Однажды мы попробовали составить «биографию» слова, отразив в ней все виды связей, которые возможны у слова. Так родился этот творческий проект.  Основная его цель: изучение отдельных слов, их происхождения, строения, значения, роли в современном русском языке.  Предмет изучения: словари русского языка. Проанализировать словари русского языка и дать наиболее точное определение слову. Составить лексикографический портрет слова. Пополнить словарный запас.

Вступительное слово

«В каждой душе слово живет, горит, светится,

как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно,

закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ».

М. Пришвин.

  • Слово живет! Эта мысль подтверждена даже в Библии, ведь сначала было слово. А что же это значит? Если слово живет, как человек, то оно должно иметь корни, историю, родственников, противников и т.д.
  • Однажды мы попробовали составить «биографию» слова, отразив в ней все виды связей, которые возможны у слова. Так родился этот творческий проект.
  • Основная его цель: изучение отдельных слов, их происхождения, строения, значения, роли в современном русском языке.
  • Предмет изучения: словари русского языка.
  • Проанализировать словари русского языка и дать наиболее точное определение слову.
  • Составить лексикографический портрет слова.
  • Пополнить словарный запас.
 Я выяснила, что ребята не очень хорошо разбираются в словарях, например, не знают, какую информацию, где искать, по какому принципу. Работа, проведённая нами в классе, позволила познакомить моих одноклассников с разными словарями. Но не только увидеть их, но и поработать с ними, научиться находить информацию путём умственной работы, а не путём нажатия на клавиши компьютера. Я задала вопрос: «Какие словари вы знаете?».
  • Я выяснила, что ребята не очень хорошо разбираются в словарях, например, не знают, какую информацию, где искать, по какому принципу. Работа, проведённая нами в классе, позволила познакомить моих одноклассников с разными словарями. Но не только увидеть их, но и поработать с ними, научиться находить информацию путём умственной работы, а не путём нажатия на клавиши компьютера. Я задала вопрос: «Какие словари вы знаете?».
Диаграмма 2 . Где вы ищете нужную информацию?  Для наиболее полного моего исследования слов нам в классе понадобились  следующие словари: этимологический, толковый, фразеологический, словарь  синонимов и антонимов, словарь эпитетов, сборник пословиц и поговорок, словарь  Даля, словарь русского сленга и энциклопедия « Я познаю мир » по русскому языку и  литературе. Моя работа делится на 2 раздела: теоретический и практический.  Основные методы исследования: структурный анализ, лингвистический анализ,  анкетирование.

Диаграмма 2 . Где вы ищете нужную информацию?

  • Для наиболее полного моего исследования слов нам в классе понадобились

следующие словари: этимологический, толковый, фразеологический, словарь

синонимов и антонимов, словарь эпитетов, сборник пословиц и поговорок, словарь

Даля, словарь русского сленга и энциклопедия « Я познаю мир » по русскому языку и

литературе. Моя работа делится на 2 раздела: теоретический и практический.

Основные методы исследования: структурный анализ, лингвистический анализ,

анкетирование.

Что такое лексикографический портрет слова?

  • В учебнике под редакцией В.А. Белошапковой «Современный русский язык» сказано, что «единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Они образуют систему множество элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом.
  • Для того, чтобы изучить слова — понятия, нам необходимо узнать кое-что о видах лексического значения. В том же учебнике под редакцией В.А. Белошапковой мы выяснили, что виды значения у слов бывают разные:
  • Сигнификативное – языковое отражение действительности, отвечает на вопрос: Что значит данные слово?
  • Структурное — формальная характеристика свойств слова способность слова сочетаться с другими единицами, способность составлять синонимический ряд или антонимическую пару.
  • Эмотивное — значение оценочное, эмоционально- экспрессивное значение слова (стилистически окрашенные слова.)
  • Денотативное значение характеризует связь лексической единицы с обозначаемым объектом, т.е «Что значит слово в данной ситуации».
  • Все эти значения слова взаимосвязаны. И чтобы составить лексикографический портрет, необходимо отразить все значения слов.
Типы лексикографической информации.  Вся информация о слове содержится в словарях, по этой причине для определения типа лексической информации нам понадобятся различные словари.  Выделяют следующие типы лексикографической информации: Толкование слова: (толковый словарь) Морфологическая информация (грамматический словарь русского языка) как слово изменяется, склоняется, спрягается. Сочетаемость слова (словарь сочетаемости слов) свободные и зафиксированные значения; синтаксическая сочетаемость слов. Фразеологические обороты и крылатые выражения, с этим словом (фразеологический словарь). Стилистическая информация (словарь эпитетов русского языка). Стереотипный образ слова (слово как мифологический образ, персонаж фольклора, литературный образ, употребление в речи, анализ внутренней формы слова).

Типы лексикографической информации.

  • Вся информация о слове содержится в словарях, по этой причине для определения типа лексической информации нам понадобятся различные словари.

Выделяют следующие типы лексикографической информации:

  • Толкование слова: (толковый словарь)
  • Морфологическая информация (грамматический словарь русского языка) как слово изменяется, склоняется, спрягается.
  • Сочетаемость слова (словарь сочетаемости слов) свободные и зафиксированные значения; синтаксическая сочетаемость слов.
  • Фразеологические обороты и крылатые выражения, с этим словом (фразеологический словарь).
  • Стилистическая информация (словарь эпитетов русского языка).
  • Стереотипный образ слова (слово как мифологический образ, персонаж фольклора, литературный образ, употребление в речи, анализ внутренней формы слова).
Слово получает паспорт.  В паспорте человека указаны, где и когда родился человек, как его зовут, есть ли семья, где проживает. Паспорт – основной документ. Он есть у автомобилей, приборов, видеотехники. А почему бы не составить паспорт для слова. Мы можем узнать его «национальность», возраст (устаревшее, неологизм), сфера употребления (общеупотребительная, диалектизм, термин, профессионализм), стилистическую окраску (разговорное или книжное), но это не вся информация о слове.  В.А. Синицын предложил такой план для изучения биографии одного слова.  1. Лексическое значение слова  2. Этимология слова.  3.Сочетаемость слова  4.Использование слова во фразеологических оборотах.  5.Использование слова в фольклоре.  Мы с одноклассниками попробовали исследовать простые слова, используя план В.А.Синицына.  Какие слова мы изучали? Это «обычные» слова: лошадь, сердце, хлеб, звезда. Вот, что мы узнали об этих словах, какая у нас получилась биография каждого слова. Я бы хотела рассказать биографии слова хлеб.

Слово получает паспорт.

В паспорте человека указаны, где и когда родился человек, как его зовут, есть ли семья, где проживает. Паспорт – основной документ. Он есть у автомобилей, приборов, видеотехники. А почему бы не составить паспорт для слова. Мы можем узнать его «национальность», возраст (устаревшее, неологизм), сфера употребления (общеупотребительная, диалектизм, термин, профессионализм), стилистическую окраску (разговорное или книжное), но это не вся информация о слове.

В.А. Синицын предложил такой план для изучения биографии одного слова.

1. Лексическое значение слова

2. Этимология слова.

3.Сочетаемость слова

4.Использование слова во фразеологических оборотах.

5.Использование слова в фольклоре.

Мы с одноклассниками попробовали исследовать простые слова, используя план В.А.Синицына.

Какие слова мы изучали? Это «обычные» слова: лошадь, сердце, хлеб, звезда. Вот, что мы узнали об этих словах, какая у нас получилась биография каждого слова. Я бы хотела рассказать биографии слова хлеб.

Биография слова хлеб  Слово хлеб имеет несколько значений. Основное (прямое) значение: Хлеб 1 - пищевой продукт , который выпекают из муки. Ты только попробуй, какой вкусный хлеб! Второстепенные (производные) значения: Хлеб 2 - зерно, из которого делают муку, идущую на выпечку такого продукта. Надо было прикинуть места для ссыпных пунктов, куда можно было бы хлеб свозить. (Д.Фурманов) Хлеб 3 - растение, из зерна которого изготавливаются мука и крупа. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созреваю­щие хлеба. (В.Короленко). Хлеб 4  (перен.) - средство, необходимое для существования; самое важное, жизненно необходимое. Мой учительский хлеб.

Биография слова хлеб

Слово хлеб имеет несколько значений. Основное (прямое) значение:

  • Хлеб 1 - пищевой продукт , который выпекают из муки. Ты только попробуй, какой вкусный хлеб! Второстепенные (производные) значения:
  • Хлеб 2 - зерно, из которого делают муку, идущую на выпечку такого продукта. Надо было прикинуть места для ссыпных пунктов, куда можно было бы хлеб свозить. (Д.Фурманов)
  • Хлеб 3 - растение, из зерна которого изготавливаются мука и крупа. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созреваю­щие хлеба. (В.Короленко).
  • Хлеб 4 (перен.) - средство, необходимое для существования; самое важное, жизненно необходимое. Мой учительский хлеб.

Морфологическая информация о слове хлеб  Грамматический словарь русского языка дает следующие сведения о слове хлеб: слово хлеб является существительным мужского рода и склоняется. Данные сведения позволяют построить парадигмы каждого лексического значения слова хлеб.  1. Парадигма лексемы со значением «пищевой продукт»: хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе (только единственное число). В булочной Аня купила батон за пять рублей и буханку бородинского хлеба.  2. Парадигма лексемы со значением «зерно, из которого делают муку»: хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе (только единственное число). Амбары пол­ны хлеба.    3. Парадигма лексемы со значением «растение, из которого изготавлива-ются мука и крупа»: хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе (единственное число), хлеба, хлебов, хлебам, хлебdми, о хлебах (множественное число). Вдоль дороги хлеба колосятся. Уборка хлебов началась нынче рано.  4. Парадигма лексемы со значением «средство, необходимое для существования»: хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе (только единственное чис­ло). Свой хлеб я сама зарабатываю.  

Морфологическая информация о слове хлеб

Грамматический словарь русского языка дает следующие сведения о слове хлеб: слово хлеб является существительным мужского рода и склоняется. Данные сведения позволяют построить парадигмы каждого лексического значения слова хлеб.

1. Парадигма лексемы со значением «пищевой продукт»: хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе (только единственное число). В булочной Аня купила батон за пять рублей и буханку бородинского хлеба.

2. Парадигма лексемы со значением «зерно, из которого делают муку»: хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе (только единственное число). Амбары пол­ны хлеба.

 

3. Парадигма лексемы со значением «растение, из которого изготавлива-ются мука и крупа»: хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе (единственное число), хлеба, хлебов, хлебам, хлебdми, о хлебах (множественное число). Вдоль дороги хлеба колосятся. Уборка хлебов началась нынче рано.

4. Парадигма лексемы со значением «средство, необходимое для существования»: хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе (только единственное чис­ло). Свой хлеб я сама зарабатываю.

 

Сочетаемость слова хлеб.

Рассматриваются свободные сочетания слова хлеб, Т.е. такие, значения которых складываются из зафиксированных в толковых словарях современного русского литературного языка значений компонентов. Слово хлеб сочетается с различными прилагательными.

Например, слово хлеб 1 «пищевой продукт» сочетается с прилагательными х ороший, плохой, свежий, теплый, душистый, мягкий, черствый, вкусный, сырой, подгорелый, белый, черный, пшеничный, ржаной, кукурузный, ситный. При этом могут образовываться составные наименования, являющиеся номенклатурными: орловский хлеб, столовый хлеб, бородинский хлеб.

Однако эти прилагательные нельзя использовать в сочетании со словом хлеб 3 в значении «растение, из которого изготавливаются мука и крупа». Слово хлеб 3 «растение, из зерна которого изготавливаются мука и крупа» не может употребляться с прилагательными , обмолоченный, целинный, украинский, тогда как слово хлеб 2 в значении «зерно, из которого делают муку» свободно сочетается с данными прилагательными. А с прилагательными созревающие, озимые, яровые сочетается только слово хлеб 3. Слово хлеб 4 («средство, необходимое для существования») сочетается с такими прилагательными, как насущный, трудный.

Существительное хлеб может употребляться в функции именной части составного сказуемого. Например: Нет хлеба.

Этимология слова хлеб.

Считается общеславянским, заимствованием из герм. яз. (ср. готск. hlaifs – «хлеб», др.-в.-нем. hleid – «хлеб» и т.д.). Современная форма возникла из др.-русск. хлђбь после падения редуцированных и изменения ђ в е .

Использование слова хлеб во фразеологизмах.

Словарь русской фразеологии, созданный под редакцией В.М. Мокиенко содержит ряд фразеологических оборотов, в которых слово хлеб используется в разных значениях. Рассмотрим эти обороты. Слово хлеб 1 в значении «пищевой продукт» употребляется в следующих фразеологических оборотах:

Водить хлеб-соль с кем. Прост. Находиться в приятельских, дружеских отношениях.

Делить хлеб-соль с кем. О тесной дружбе.

Забывать/Забыть хлеб-соль чью, какую. Ус­тар. Проявить исключительную неблагодарность тому, чьим дружелюбием и гостеприимством ког­да-то пользовался.

Печь хлеб в печке соседа. Устар. Сожительствовать с кем-либо, иметь интимную связь на стороне.

Подносить хлеб-соль (встречать хлебом-солью). О доброжелательном приеме, встрече дорогих, желанных гостей. Обычай этот связан с обрядами и поверьями. Например, на Масленицу на Руси все родственники одаривали молодую пару хлебом, пирогами, что символизировало приобщение к семейному столу, совет и любовь между родными.

Посадить на хлеб и [на} воду кого-либо. Наказывать ограничением пищи, голодом; лишать пищи в на­казание за что-либо.

Перебиваться с хлеба на квас (на воду). Жить в крайней бедности.

Хлеба и зрелищ! Выражение из 7-й сатиры римского поэта Ювенала. Это был клич римской черни при императоре Августе.

 Слово хлеб 4 в значении «средство, необходимое для существования» употребляется в следующих фразеологических оборотах:  Есть чужой хлеб . Быть на чьем-либо содержании.  Не хлебом единым жив человек . Книжн. Человек должен заботиться об удовлетворении не только материальных, но и духовных потребностей.  Хлеб (наш) насущный . Средство, необходимое для существования; самое важное, жизненно необходимое.  Хлеб отбивать / отбить у кого . Лишить кого-либо заработка; переходить кому-либо дорогу, берясь за ту же работу.  .  Чужой хлеб горе - тяжело, унизительно жить за чужой счет, быть на чьем-либо иждивении, содержании.

Слово хлеб 4 в значении «средство, необходимое для существования» употребляется в следующих фразеологических оборотах:

Есть чужой хлеб . Быть на чьем-либо содержании.

Не хлебом единым жив человек . Книжн. Человек должен заботиться об удовлетворении не только материальных, но и духовных потребностей.

Хлеб (наш) насущный . Средство, необходимое для существования; самое важное, жизненно необходимое.

Хлеб отбивать / отбить у кого . Лишить кого-либо заработка; переходить кому-либо дорогу, берясь за ту же работу. .

Чужой хлеб горе - тяжело, унизительно жить за чужой счет, быть на чьем-либо иждивении, содержании.

Я познакомила одноклассников с биографией слова хлеб и попросила дать толкование фразеологизмам со словом хлеб. Вот какие получились результаты:

Я познакомила одноклассников с биографией слова хлеб и попросила дать толкование фразеологизмам со словом хлеб. Вот какие получились результаты:

А теперь обратимся к фольклору: как слово хлеб используется в устном народном творчестве.

Хлеб 1 - относится к числу древнейших мифологических образов. В народных представлениях хлеб олицетворяет духовную пищу; считается основой жизни ( Хлеб всему голова), в народных представлениях о добре, достатке и богатстве хлеб занимает первое место: славяне утверждали, что «все добро от хлеба». С хлебом связано множество примет:

Хлебные крошки со стола стряхиваешь - денег не будет, замуж выйдешь за лысого. В этой примете проявляется отношение и к столу как одному из главных символов дома (надо уважать его, мыть после обеда, а не вытирать), и к хлебу как обожествленному продукту (нельзя хлебные крошки выбрасывать). В детстве это запугивание действует на девочек, а потом они уже начинают привыкать к тому, как надо убирать со стола, чтобы замуж за «лысого» не выйти.

Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет . Хлеб надо беречь, он вырос с помощью Даждьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок хлеба.

Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется. В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью.

Хлеб-соль не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с другим святым продуктом - хлебом. Хлеб да соль! - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита.

Хлеб в печи раздвоился - к отъезду кого-то из домочадцев.

Отрезав ломоть хлеба, не втыкай нож в каравай - это к голоду.

Не убирай в дому, когда хлеб в печи, - достатка не будет. Во время выпечки хлеба запрещалось и выходить из дому, и даже шуметь. Все это связано с тем, что к хлебу относились как к живому существу.

Существуют много пословиц со ловом хлеб :

Хлеб - всему голова.

От хлеба-соли не отказываются.

Хлеб да соль платежом красны.

Только ангелы с неба не просят хлеба.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Хлеба ни куска, так и в горле тоска.

Летом без дела сидеть - зимой хлеба не иметь. Все - от хлеба-батюшки.

Все добро за хлебом.

Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не проживешь.

Горька работа, да сладок хлеб. Без хлеба - не крестьянин.

На полатях лежать, так и хлеба не едать.

Кстати, лорд — от английского – «хранитель хлеба », а леди — та, что замешивает тесто для хлеба .

 Сбор информации позволил наиболее полно изучить слово, узнать его разносторонне. Я подумала, а как бы выглядел паспорт слова? Просмотрев различные шаблонные оформления, я пришла к такому виду паспорта слова (использовала программу Paint ) Для слова хлеб подобрала такой паспорт:

Сбор информации позволил наиболее полно изучить слово, узнать его разносторонне. Я подумала, а как бы выглядел паспорт слова? Просмотрев различные шаблонные оформления, я пришла к такому виду паспорта слова (использовала программу Paint )

Для слова хлеб подобрала такой паспорт:

Заключение. Моя творческая работа, наверное, будет больше интересна учителям, но я убедилась, что ребятам понравилось составлять биографию слова. Чувствуя себя немного детективами, ребята обращались за информацией к разнообразным словарям. Мы смогли составить «биографию» слова, отразив в ней все виды связей, которые возможны у слова. Целью моего проекта было изучение отдельных слов, их значения, роли в современном русском языке. Предметом изучения стали словари русского языка. Проект позволил проанализировать словари русского языка и дать наиболее точное определение слову. Я выбрала простые слова: звезда, хлеб, лошадь и сердце. Мне кажется, что мне удалось познакомить учеников со словарями, показать ребятам, сколько интересного скрыто в них. Вот какие данные получились у меня при анкетировании. Вопрос был один: «Какие словари вы знаете?». Диаграмма №1 составлена по данным от 15 октября 2009 года, а вторая диаграмма в январе 2010 года. Вот какие получились данные:

Заключение.

  • Моя творческая работа, наверное, будет больше интересна учителям, но я убедилась, что ребятам понравилось составлять биографию слова. Чувствуя себя немного детективами, ребята обращались за информацией к разнообразным словарям. Мы смогли составить «биографию» слова, отразив в ней все виды связей, которые возможны у слова. Целью моего проекта было изучение отдельных слов, их значения, роли в современном русском языке. Предметом изучения стали словари русского языка. Проект позволил проанализировать словари русского языка и дать наиболее точное определение слову. Я выбрала простые слова: звезда, хлеб, лошадь и сердце. Мне кажется, что мне удалось познакомить учеников со словарями, показать ребятам, сколько интересного скрыто в них.
  • Вот какие данные получились у меня при анкетировании. Вопрос был один: «Какие словари вы знаете?». Диаграмма №1 составлена по данным от 15 октября 2009 года, а вторая диаграмма в январе 2010 года. Вот какие получились данные:
 Как видно по диаграммам, ребята узнали большее количество словарей. Научились  работать по ним. Проект позволил пополнить словарный запас учеников. Мы изучили  слова по методу инсерт, составляли кластеры. Мой проект по-своему соединил  разнообразную информацию по языку, литературе, стилистике. Современные словари,  например, в Интернете «Википедия», направлены на представление максимума  информации по теме. Я думаю, что такая форма работы, какую представила я, очень  актуальна.

Как видно по диаграммам, ребята узнали большее количество словарей. Научились

работать по ним. Проект позволил пополнить словарный запас учеников. Мы изучили

слова по методу инсерт, составляли кластеры. Мой проект по-своему соединил

разнообразную информацию по языку, литературе, стилистике. Современные словари,

например, в Интернете «Википедия», направлены на представление максимума

информации по теме. Я думаю, что такая форма работы, какую представила я, очень

актуальна.

 Список литературы: Аникин В.П.  Русский фольклор. Изд-во «Художественная литература», 1985.  Абранов В.П.  Созвездия слов: книга для внеклассн. чтения учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1989. С. 110-112.  Белошапкова В.А. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2000, стр. 141-143  Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л.: Наука, 1979.  Григорян Л. Т . Я зык мой - друг мой: Пособие для учителя. 2-е ИЗД. М.: Просвещение, 1988. С. 83-96.   Даль В.И. Толковый словарь живого велико­русского языка: Т. 1-4. Т. 4. / В.И. Даль. М.:  Русский язык, 1980. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980. 8. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Русский язык - Медиа, 2003. 9. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. М.Просвещение 1989.   10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Русский язык, 1987.   11. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. М., 1987. СИНИЦЫН Н.А. Праздник творчества на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», № 6, 2000. С. 16-22.    

Список литературы:

  • Аникин В.П. Русский фольклор. Изд-во «Художественная литература», 1985.
  • Абранов В.П. Созвездия слов: книга для внеклассн. чтения учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1989. С. 110-112.
  • Белошапкова В.А. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2000, стр. 141-143
  • Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л.: Наука, 1979.
  • Григорян Л. Т . Я зык мой - друг мой: Пособие для учителя. 2-е ИЗД. М.: Просвещение, 1988. С. 83-96.
  • Даль В.И. Толковый словарь живого велико­русского языка: Т. 1-4. Т. 4. / В.И. Даль. М.:

Русский язык, 1980.

  • Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.

8. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Русский язык - Медиа, 2003.

9. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. М.Просвещение 1989.

 

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Русский язык, 1987.

 

11. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. М., 1987.

  • СИНИЦЫН Н.А. Праздник творчества на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе»,

№ 6, 2000. С. 16-22.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!