СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Что такое электричество?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект в подготовительной группе Проект «Что такое электричество?»

Просмотр содержимого документа
«Проект «Что такое электричество?»»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 73 – Центр развития ребёнка»

города Бийска






Проект

«Что такое электричество?»

конкурсный материал

муниципального этапа Российского конкурса

исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников

«Я - исследователь»

номинация

математика, физика, техника

возрастная группа участников

дошкольники



выполнил

Летучий Данил, 7 лет

руководитель

Мурашова Марина Васильевна





2016 год

Однажды на занятии в детском саду, мы беседовали на тему: «Без чего не смогут работать компьютер, телевизор, холодильник и другая бытовая техника? Конечно, на этот вопрос мы получили ответ. Это электричество! Но что это такое и откуда оно берётся? Придя домой, я решил обсудить это с моими родителями и братом. После чего у меня возникло очень много вопросов: «Что такое электричество?», «Где живет электричество и как можно его увидеть?», «Как получить электричество в домашних условиях?», «Опасно ли электричество для жизни человека?». С помощью взрослых решил найти ответы на эти вопросы.

Цель проекта: выяснить, что такое электричество, где оно живет и можно ли получить электричество в домашних условиях?

Объектом исследования является процесс появления электричества.

Предметом исследования является технология получения электричества в домашних условиях на основе опытов, наблюдений, сравнений и обобщений.

Мы выдвинули следующую гипотезу: что электричество является составной частью природы, окружающего мира.

Задачи исследования.

1. Провести опрос среди детей моей группы и узнать, что они знают об электричестве.

2. Найти и прочитать в книгах, энциклопедиях и журналах интересные факты по теме моего проекта.

3. Провести опыты, доказывающие существование электричества.

4.Узнать, чем опасно электричество для человека и сделать альбом «Дети и электричество. Правила поведения» и познакомить с ними детей моей группы.

Этапы исследования:

На первом этапе исследования, я пришел в садик и сразу подошел к моей воспитательнице, Марине Васильевне, и задал все интересующие меня вопросы. Воспитатель дала мне ответы на некоторые вопросы и предложила поискать в дополнительной литературе или провести опрос. Я с удовольствием опросил детей моей группы, что они знают об электричестве? Где живет электричество и как можно его увидеть? Как получить электричество в домашних условиях? Но, не все дети смогли ответить на мои вопросы. Тогда мы с моей воспитательницей решили посетить библиотеку, чтобы найти нужную мне информацию. Мы отправились в Детскую библиотеку № 5. Там нас встретил библиотекарь Надежда Ивановна, она предложила нам очень много интересных книг, журналов и энциклопедий. Мы задали ей несколько вопросов, которые мне интересны, и она с удовольствием мне ответила на них. Больше всего мне понравились из предложенных книг: «Большая книга вопросов и ответов» и «Я познаю мир. Физика». Из книг мы узнали, что электричество было известно людям с самых давних времен. Знания о таком явлении как электричество были у людей уже много тысяч лет назад. Ведь ещё древний человек заметил удивительное свойство натёртой янтарём шерсти притягивать нитки, пыль и другие мелкие предметы. Мы узнали, что древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из «янтаря». Этот камень они называли за его цвет и блеск «электрон», что значит «солнечный камень». О том, что янтарь мог электризоваться, знали давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский. Об этом есть даже легенда.

«Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Как-то, уронив его в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного наряда и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли, она принялась вытирать его ещё сильнее. И что же? Шерстинок

налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В следующий раз он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натёрты шерстяной материей, притягивают лёгкие предметы, как магнит притягивает железо».

Гораздо позже данное свойство было замечено и за другими веществами, такими как сера и стекло. И по причине того, что «янтарь» по-гречески звучал как «электрон», эти свойства начали называться электрическими.

Правда, практически измерять электричество человек научился только в начале 19 века. Потом понадобилось еще 70 лет до того момента, когда в 1872 году русский ученый А.Н. Лодыгин изобрел первую в мире электрическую лампочку накаливания.

«Что такое электричество?»

Дальше мы с моей мамой и братом решили поискать ответы на вопросы в интернете. Мы нашли много интересных ответов. Я узнал, что электричество – это одна из форм энергии. Оно вырабатывается, например, в батарейках, но самый главный его источник это электростанции. Электричество поступает в наши дома по толстым проводам, или кабелям. Попробуй представить себе, как течет вода в реке. Точно так же движется по проводам электричество.

Первый химический источник тока был создан итальянским ученым Алессандро Вольта приблизительно в 1800 году. Первая электрическая батарея - Батарея Вольта, была составлена из медных и цинковых кружков.

Сейчас мы получаем электричество благодаря большим электростанциям. На электростанциях есть генераторы — это большие машины, которые работают от источника энергии. Обычно источник это тепловая энергия, которую получают при нагревании воды (пар). А для

нагревания воды используют уголь, нефть, природный газ или ядерное топливо. Пар, который образуется при нагревании воды, приводит в действие огромные лопасти турбины, а турбины запускают генератор.

Как источник питания для генераторов можно использовать силу ветра или тепло Солнца, но их используют не так часто.

Далее работающий генератор при помощи огромного магнита создаёт поток электрических зарядов, то есть ток, который проходит по медным проводам. Чтобы передавать электричество на большие расстояния, необходимо увеличить напряжение. Для этого используют трансформатор — устройство, которое может повышать и понижать напряжение. Теперь электричество с большой мощностью (до 10000 вольт и более) по огромным кабелям, которые находятся глубоко под землёй или высоко в воздухе, движется к месту назначения.

  Перед тем, как попасть в квартиры и дома, электричество проходит через другой трансформатор, который понижает его напряжение.  Теперь готовое к использованию электричество движется по проводам к необходимым объектам. Количество использованного электричества регулируется специальными счётчиками, которые прикрепляются к проводам, которые проложенные через стены и полы. Подводят электричество в каждую комнату дома или квартиры.

«Где живет электричество?»

Электрические явления были непонятны и опасны для жизни, они казались страшными. Но постепенно опыт накапливался, и люди начали понимать некоторые из них и научились создавать и использовать электричество в своих нуждах.

Теперь я знаю, где оно живет: в проводах, подвешенных на высоких мачтах, в комнатной электропроводке и еще в батарейке карманного фонаря. Но все это электричество домашнее, ручное. Человек его изловил и заставил

работать. Оно потрескивает в электроутюге. Сияет в лампочке. Гудит в электродвигателях. Весело распевает в радиоприемниках. Да мало ли что еще

может делать электричество. В современном мире много различной техники, например, радио и телевидения, телефонов и телеграфа, осветительных и нагревательных приборов, машин и устройств, в которых есть электрический ток. Обращаться с такими приборами надо очень аккуратно. Мы создали альбом «Дети и электричество. Правила поведения» и я познакомил с ними детей моей группы, что бы все дети знали, что электричество бывает опасно для жизни. Если все будут помнить и соблюдать эти правила, электричество будет нашим другом!

Ну, а есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? Такое, которое живет само по себе? Да, есть. Оно вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах. Оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи. Но оно есть не только в облаках, и не только под тропиками. Тихое, незаметное, оно живет всюду. Даже у меня в комнате. Ты часто держишь его в руках и сам об этом не знаешь. Но его можно обнаружить.

II. Экспериментальная часть

Получив ответ на вопрос «Что такое электричество и где оно живет?», мне стало интересно, как можно получить электричество в домашних условиях? С этим вопросом я обратился к моему воспитателю, и она предложила мне пройти занятия в игре-эксперименте «Наураша в стране Наурандии» и проделать множество интересных опытов с маленьким ученым Наурашей.

Для проведения опытов мы использовали лабораторию «Электричество».

В состав комплекта входят: датчик «Божья коровка» для измерения напряжения 5 Вольт, соединительный кабель, два электрода (цинковый и медный), батарейный блок с тремя

батарейками, ванночка, батарейка новая и использованная, динамо-машина, баночка с солью.

Для опытов необходимо дополнительно приготовить следующие предметы: яблоко, лимон, клубень картофеля, емкость с соленой водой (половина чайной ложки на стакан воды), емкость с водой для промывки электродов после измерений.

Опыт №1 «Что такое электричество?»

Электричество получается от движения и игры друг с другом крошечных заряженных частиц – электронов. Они такие маленькие, что их не увидишь даже под микроскопом. Напряжение электрического тока измеряется в вольтах. Напряжение в розетках в домах 220 Вольт, это много и опасно для жизни. Просмотр иллюстрации с изображением электронов.

Опыт №2 «Откуда ток в батарейке?». «Три батарейки».

В батарейке находится особое химическое вещество. Оно постоянно разделяется на положительные частички (+) и отрицательные (-). Частички расходятся по разным концам батарейки, которые называют «полюсы». Когда мы соединяем полюсы в батарейке, заряженные частички бегут навстречу друг к другу, а по пути делают разную полезную работу, крутит моторчик или зажигает свет в лампочке. В батарейках живет электричество, Мы хотим узнать сколько? Для этого необходимо присоединить зажимы к блоку батареек и измерить напряжение.

Вывод: Электричество есть! Напряжение на электрической установке повышается до деления 2.

Опыт №3 «Электрояблоко»

Вы не поверите, но электричество живет в овощах и фруктах. Для этого необходимо приготовить яблоко кислого сорта. Необходимо вставить два электрода в яблоко и посмотреть на шкалу напряжения на электрической установке. Электроды – это пластинки из разных металлов, цинка и меди.

Красный измерительный провод необходимо присоединить к меди, а синий к цинку.

Вывод: Электричество есть! Напряжение на электрической установке повышается до деления 3.

Опыт №4 «Электролимон»

А теперь мы проверим на чем-нибудь кислом. Приготовим для опыта лимон. Вставим два электрода в лимон и проверим напряжение.

Вывод: Электричество есть! Напряжение на электрической установке повышается до деления 2.

Обычная батарейка устроена примерно так же, как «электрояблоко» или «электролимон», только вместо кислого сока в ней специальное химическое вещество.

Опыт №5 «Картошка под напряжением»

Картошка тоже умеет вырабатывать электричество. Как это проверить? Приготовим клубень картофеля. Необходимо вставить два электрода в картошку и измерить напряжение.

Вывод: Электричество есть! Напряжение на электрической установке повышается до деления 1.

Опыт №6 «Водное электричество»

Даже в соленой воде есть электричество. Давайте проверим?

Необходимо в баночку с водой насыпать немного соли и размешать. В баночку с соленой водой положить два электрода и измерь напряжение.

Вывод: Электричество есть! Напряжение на электрической установке повышается до деления 1.

«Почему горит лампочка?»

Лампы бывают разные. Но самая простая лампа - накаливания. В ней есть специальная нить и когда электроны бегут по ней, она накаляется и начинает светиться.


Опыт №7 «Динамо-машина»

Как создать электричество с помощью моторчика?

Динамо-машина – это генератор электричества, который преобразует механическое движение в ток.

Приготовим динамо-машину. Присоединим провода к контактам динамо-машины, а к ним присоединим провода датчика.

Далее необходимо взяться за вал и крутить как можно быстрее. И мы увидим, изменится ли количества напряжения на электрической установке.

Вывод: Да, и тут электричество есть! Напряжение на электрической установке повышается до максимума, до деления 4. Динамо – машину мы крутили сами, а моторчик вырабатывал электричество, чем быстрее крутили, чем больше было напряжение. Значит электричество, которое у нас дома тоже вырабатывают динамо-машины, только очень большие.

Опыт №8 «Хорошие и плохие батарейки»

Чем отличается плохая батарейка от хорошей? Сначала необходимо взять обычную батарейку и измерь ее напряжение.

А теперь необходимо взять использованную батарейку и измерить ее напряжение.

Вывод: В обычной батарейке электричество есть! Напряжение на электрической установке повышается до деления 2. А в использованной нет.

Опыт №9 «Как снять и убрать напряжение»

Давайте теперь проверим электрическую установку. Для этого нам необходимо создать напряжение. Подсоединить датчик к источнику тока.

А теперь обесточить ее, убрать напряжение. Отсоединить датчик от источника тока или присоединить датчик к любым предметам, не вырабатывающим электрический ток.

Вывод: Отлично, электричество есть! Электрическая установка начала нагреваться. А теперь, электрическая установка начала охлаждаться. Электричества почти нет.

Заключение:

Электричество является составной частью ПРИРОДЫ, окружающего МИРА. Оно присутствует во всём: в каждой частичке нашей ПЛАНЕТЫ, в пространстве, в самом человеке. Объединёнными усилиями всего человечества процесс познания электричества происходит стремительно. Используя свойства электричества, человек создаёт приборы, приспособления и оборудования для улучшения условий жизни, труда, для познания окружающего мира. Оказывается, рядом с нами столько неизвестных нам явлений!

Вывод:

1.Прочитав много интересных фактов в книгах, энциклопедиях и журналах по данной теме, мы узнали, что такое электричество, где оно живет и можно ли получить электричество в домашних условиях?

2. Проведя эксперименты, узнали, как и когда образуется электричество, как оно попадает в дома.

3.Проведя исследовательскую работу, доказали, что электричество является составной частью природы, окружающего мира. Оно присутствует во всём: в каждой частичке нашей планеты, в пространстве, в самом человеке.

Наша гипотеза верна.

Литература:

  1. Большая энциклопедия открытий и изобретений, Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В., 2007.

  2. Горев Л. Занимательные опыты по физике. Просвещение. М. 1985г.

  3. Интернет. Занимательная физика, Электричество.

http://nashol.com/2013112274619/zanimatelnaya-fizika-elektrichestvo-fudzitaki-kadzuhiro-2011.html

  1. Интернет Урок по окружающему миру "Откуда в наш дом приходит электричество?"

http://festival.1september.ru/articles/525345/

  1. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015.-76с.

  2. Поваляев О.А, Надольская Я.В. Юный физик 1. Электричество.

  1. «Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов». Эскимо. 2014 г.

  2. Энциклопедия для детей, Физика, Том 16, Часть 1, Володин В.А., 2000.

  3. Я познаю мир, Детская энциклопедия, Физика, Леонович А.А., 1998.








9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!