«Мы любим и знаем Детских писателей»
Тема проекта:
«В гостях у
С.Я. Маршака»
Авторы: Буряк Е.В., Ширкина В.Л.
воспитатели средней группы №8
База проведения
МБДОУ «Детский сад № 24 «Сказка»
Участники проект а :
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
с 14. 11 по 18.11.2016
Актуальность проекта
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей . Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
22 октября родился замечательный детский писатель С.Я. Маршак. Мы решили разработать краткосрочный проект по творчеству этого писателя «Путешествие в страну сказок С. Я. Маршака» .Такая форма работы с детьми как проект позволяет глубже и интереснее изучить ту или иную тему. Она позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает
взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. А интеграция –
один из ведущих принципов реализации содержания
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
Задачи проекта:
Знакомство воспитанников с жизнью и творчеством С. Я. Маршака;
Формирование у детей устойчивого интереса к чтению и книгам.
Развитие умения разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
Расширение представлений детей об окружающем мире;
Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
Закрепление знаний детей о книге, книжной иллюстрации.
Формирование у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развитие творческих способностей детей;
Развитие речи детей.
Цель проекта:
Прививать интерес и любовь к книге, чтению.
Гипотеза
Педагогическая деятельность по ознакомлению с творчеством С.Я.Маршака будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
-выбор темы проекта;
-постановка целей, задач;
-подбор методической литературы,
-подбор наглядного материала, художественной литературы, мультипликационной продукции, музыкального сопровождения, реквизита;
- подбор иллюстраций, картин по творчеству С.Я.Маршака;
- подбор настольно - печатных игр и дидактических игр;
- приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, акварель, восковые мелки, ножницы);
- приготовление материала к сюжетно ролевой игре;
- специально подобранный материал к произведению С.Я. Маршака «Кошкин дом» (материал по пожарной безопасности)
Ожидаемые результаты:
У детей сформируется умение воспринимать текст на слух
Пополнится предметно – развивающая среда: худ. литературой и дидактическими играми
Будут развиваться эмоциональная сфера ребенка, творческие способности
Увеличится объем памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Сформируется интерес к творчеству С.Я Маршака
Повысится уровень развития речи детей .
Принципы реализации проекта
принцип последовательности и систематичности
принцип наглядности
принцип творчества
принцип доступности
принцип дифференциации и
индивидуализации
Основной этап
На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с социумом
II этап.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интегрированная образовательная деятельность
Cовместная деятельность педагога с детьми
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность
Творческая работа
Работа с детьми:
- Образовательные ситуации.
- Игровая деятельность
-Д/и «Где обедал воробей?»
-Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
-Подвижные игры.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы.
- Просмотр презентаций
- Конструирование «Вокзал» из конструктора «Лего»
- Организованная деятельность в книжном уголке
- Просмотр мультипликационного фильма «Кошкин дом» («Союзмультфильм» 1958г. )
При выборе темы соблюдаю следующие правила:
- Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
Постановка проблемы;
- Поиск путей решения проблемы;
- Проверка гипотез, предположений;
- Обсуждение увиденных полученных результатов;
- Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
10
Совместное чтение произведений С.Я.Маршака
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Усатый – полосатый»
- «Ванька-встанька»
- «Кошкин дом»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- загадки
Рисование «Герой сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Цель: вызвать у детей интерес к сказочному образу, желание передать его в рисунке; закрепление приемы закрашивания; развивать мелкую моторику руки.
Образовательная деятельность по ОБЖ «Спички детям не игрушки»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Педагог
Консультации
Тематические стенгазеты, брошюры
Конкурсы
Совместное чтение детей и родителей
Наглядная информация
Практические рекомендации
Заключительный этап
Анализ организации образовательного процесса, результатов работы
Фото-презентация проекта «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака»
Мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»
Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Определение перспективы дальнейшего развития проекта
Результативность проекта
Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы, сформировать умение воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний. Также позволил сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями. Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи. Формировались и обогащались коммуникативные навыки общения детей, как друг с другом, так и с родителями; умения договариваться, помогать друг другу.
Также необходимо отметить активное участие родителей в реализации проекта, популяризацию семейного чтения.
В процессе работы над проектом все участники получили положительные эмоции от совместной работы.
Вывод:
Выдвинутая ранее нами гипотеза подтвердилась, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Значимость проекта
Данный проект в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на развитие интеллекта детей, речи, позитивного отношения к миру. Ознакомление детей с художественной литературой позволяет формировать представление детей о книгах, бережное отношение к книге; дает возможность рассматривать с детьми иллюстрации и беседовать по ним. Участие детей в данном проекте позволит обогатить знания и привить интерес к художественной литературе; развивать творческие способности, связную речь.
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака
- Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Перспективы дальнейшей работы
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями
- укрепление детско-родительских отношений
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»
- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
Информационные ресурсы
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: средняя группа (4-5 лет)
2. Книга для чтения малышам. – М.: ТОО «Школа»,1996
3. От рождения до школы. Основная образовательная программа ДО/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомство дошкольников с литературой: конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2007
5. Хрестоматия для маленьких. – М., Просввещение, 1985