Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Порошевская основная общеобразовательная школа»
Проект
Фольклорный кружок
как средство духовно-нравственного воспитания
Составитель:
Останина В.С.,
учитель математики,
высшая квалификационная категория
МБОУ «Порошевская ООШ»
Порошево, 2017
Введение
Каждому человеку необходимо знать свою семью, историю и культуру народа, к которым он принадлежит, природу, которая его окружает, своё место в окружающем мире.
МБОУ «Порошевская ООШ» школа национальная, сегодня в ней 50 обучающийся, 14 педагогов. Школа имеет два структурных подразделения «Порошевский д/с» и «Учительский дом д.Пятигоры», в них 13 дошкольников, 9 обучающихся 1-4кл. и педагогический коллектив из 5 человек.
Одним из приоритетных направлений работы школы является духовно-нравственное воспитание. Целью воспитания являются: формирование гражданско – патриотического сознания, совершенствование нравственных качеств личности на национально-культурных ценностях, воспитание физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению.
Сегодня важно возродить чувство патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в тех или иных видах деятельности, поэтому в школе разработаны и реализуются программы «Всякому мила своя земля», «Я - гражданин России», «Здоровье», «Крепыш», Программа по духовно-нравственному воспитанию (раздел образовательной программы). Реализация данных программ осуществляется через внеурочную деятельность, в школе на 2017-18 уч.год организованы объединения, кружки, как «Мой Пермский край», « Я в мире, мир во мне», «Основы христианской нравственности», «Юный краевед», «Возвращение к родным истокам». Для сохранения родного языка, национальных традиций и культуры коми- пермяцкого народа в школе ведутся предметы «Родной язык» и «Родная литература», курс «Краеведение» в 9 кл. с целью расширения программного материала , охватывающего древнюю и новую историю коми-пермяцкого народа.
Постановка проблемы
В современных условиях, когда происходит глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное воспитание. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа, в этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия,проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам народной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Успешно заниматься духовно-нравственным воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется, прежде всего, это воспитание человечности.
Проблемы духовно-нравственного воспитания педагогический коллектив школы поставил во главу угла всей воспитательной работы в школе. С самого раннего возраста стараемся прививать нашим детям традиции народной культуры, уважение к другим людям, основам духовности и нравственности.
В МБОУ «Порошевская ООШ» создан творчески работающий педагогический коллектив, умеющий решать образовательные и воспитательные задачи. Уровень педагогического мастерства учителей, классных руководителей , воспитателей высокий. Педагоги занимают призовые места в профессиональных конкурсах, ежегодно обобщают свой опыт на различных уровнях, проводят мастер-классы, участвуют в работе семинаров, конференций.
Материально-техническая база школы соответствует ФГОС ДОУ, НОО,ООО.
Каждый педагог использует в своей работе информационные технологии, но наряду с этим она не полностью используется в воспитательной деятельности. На сегодня в школе имеется полный комплект коми- пермяцких музыкальных инструментов, но нет руководителя. Это проблема. Решили провести её через Подпрограмму по этноразвивающей среде ОУ района и выйти с проектом «Фольклорный кружок как средство духовно-нравственного воспитания» с организацией выездов на мастер-класс в с.Коса и г.Кудымкар.
Главная цель проекта – приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм через фольклорный кружок.
Задачи:
Изучение теории по вопросу духовно-нравственные традиции русского народа.
Сохранение, развитие и пропаганда народной традиционной культуры
Воспитание гуманного отношения детей к себе и окружающему миру.
Привитие любви к Родине, семье, краю, своему роду.
Систематизация воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию.
Гипотеза
внедрение проекта фольклорного кружка по духовно-нравственному воспитанию для обучающихся в воспитательный процесс
Ресурсы
- кадровые
- информационные
- материально-технические
- финансовые
Целевая аудитория (участники)
- учащиеся, воспитанники
- воспитатель детского сада
- учителя начальных классов
- учителя основной школы
- библиотека
- сельский Дом культуры
- родители
Сроки и план реализации проекта
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (октябрь-ноябрь 2017г)
II этап – основной (декабрь – апрель 2017г)
III этап – заключительный (май – сентябрь 2018г.)
Управление реализацией проекта осуществляется администрацией школы, руководителем кружка, учителем музыки
№ п/п | мероприятия | Время проведения | Место проведения | Ответствен ный |
I этап - подготовительный |
1. | Знакомство коллектива школы с Подпрограммой «Этноразвивающая среда ОУ» | октябрь | школа | Адм.шк |
2. | Создание членов(запись) кружка «Фольклорный» | октябрь | школа | Рук-ль |
3. | Вводное занятие «Погружение в фольклор» | октябрь | музей | Рук-ли кружка и музея |
4. | Мастер-класс «Игра на инструментах» | ноябрь | ГКБУК «Коми-Пермяцкий этнокультурный центр» | Рук-ль |
5. | Мастер-класс «Элементы коми-пермяцкого танца» | ноябрь | ДТТ с.Коса | Рук-ль |
II этап – основной |
3. | Разучивание фольклорных песен | В теч.года | школа | Рук-ль |
4. | Участие в народных праздниках: Рождество, Масленица, Пасха, праздник Русской березки | В теч.года | Школа, СДК, музей | Рук-ль |
5. | Встреча с группой «Самородки» | Декабрь-январь | школа | Рук-ли |
Календарно-тематическое планирование |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения | Ответств-й |
1. | Запись членов кружка «Фольклорный» | 1 | октябрь | |
2. | Вводное занятие «Погружение в фольклор» | 1 | октябрь | |
3. | Разучивание фольклорных песен, танцев | 10 | Декабрь-апрель | рук-ль кружка, учитель пения |
4. | Участие в народных праздниках: Рождество, Масленица, Пасха, праздник Русской березки и т.д. | 8 | В теч.года | Рук-ли, кл.рук-ли, педагог-орг-р |
5. | Участие в Декаде коми-пермяцкого языка | 2 | февраль | Уч-ль родного языка, рук-ль кружка, учитель пения |
6 | Встреча с группой «Самородки» | 2 | Декабрь-январь | Рук-ли |
7. | Мастер-класс «Элементы коми-пермяцкого танца» | 3 | ноябрь | Рук-ли |
8. | | | | |
| | | | |
III этап - заключительный |
9. | Выступление группы на общешкольном родительском собрании | 1 | май | Кл.рук-ли Рук-ль кружка |
10. | Творческий отчет на празднике школы | 1 | май | |
| | | | |
Смета расходов, предполагаемая для реализации проекта
№п/п | наименование | Кол-во | цена | сумма |
-
| Мастер-класс «Игра на инструментах» | 8 х2 | 50-00 на 1 чел. за 1 час | 800-00 |
2. | Мастер-класс «Элементы к-п танца» | 8х2 | 50-00 на 1чел.за 1 час | 800-00 |
3. | Расходы на топливо Порошево - Кудымкар- Порошево | 68л | 37,8 | 2570,4 |
4. | Порошево-Коса-Порошево | 10л | 37,8 | 378,00 |
5. | Закупить атласные ленты | 30м | 35-00 | 1050 |
6. | Закупить «веночки» на голову из бересты | 8 | 200 | 1600 |
| | | | |
Всего: 7198,4руб (семь тысяч сто девяносто восемь руб 40 коп)
Имеется у заявителя: 2948,4 руб (две тысячи девятьсот сорок восемь руб 40 коп)
Требуемая сумма: 4250 руб (четыре тысячи двести пятьдесят руб)
Ожидаемые результаты
Формирование гражданско-патриотического сознания;
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко – культурное духовное наследие;
Получение школьниками удовлетворения от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности.
Дальнейшее развитие проекта
Проявлять себя, как участника фольклорного кружка на концертах художественной самодеятельности в школе, на селе;
В дальнейшем развивать творческие способности кружковцев через участие конкурсов различного уровня.