СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект группового занятия по развитию слухового восприятия в 10 классе по теме "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:         Семейный бюджет.

Цель:         Развитие слухового восприятия на материале темы.

Задачи: способствовать:

  • Формированию умений учащихся воспринимать речевой материал с магнитофона, с голоса учителя;
  • Формированию навыка самостоятельной монологической и диалогической речи;
  • Закреплению основных понятий;
  • Формированию у учащихся орфоэпических навыков, ритмико-интонационной стороны речи;
  • Автоматизации звуков речи на материале темы;
  • Развитию мыслительных операций: мышлению, памяти, внимания через содержание урока;
  • Обеспечению здоровьесберегающего пространства на занятии

 

Просмотр содержимого документа
«Проект группового занятия по развитию слухового восприятия в 10 классе по теме "Семейный бюджет"»

Схема конспекта урока


Педагог: Боевая Анастасия Михайловна


Предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произношения


Класс: 10


Тема урока: «Семейный бюджет»


Характеристика класса:

Согласно требованиям к учебному предмету на групповом занятии по развитию слухового восприятия и формированию произношения обучаются не менее двух учащихся. Присутствующие на занятии обучающиеся имеют следующие результаты диагностики:


Обучающийся №1: Двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость AD (правое ухо) AS (левое ухо) II степени; восприятие речи на рабочее расстояние с аппаратом до 6 метров, разговорной речи без аппарата до 4 метров, шепотной речи до 1 метра; резервное расстояние до 7,5 метров. Речь внятная, эмоционально окрашена. Словарь достаточный, самостоятельные высказывания не представляют трудности, диалогическая и монологическая речь развиты.


Обучающийся №2: Двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость AD (правое ухо) AS (левое ухо) III степени; восприятие речи на рабочее расстояние с аппаратом до 2,5 метров, разговорной речи без аппарата до 70 см, шепотная речь 20 см; резервное расстояние 3-3,5 метра. Речь внятная, произносительные навыки сформированы, на контроле звуки «С», «Ш», «Ж». Словарь достаточный, но самостоятельный высказывания иногда представляются трудности. Выразительными средствами владеет, но не всегда пользуется.


Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: индивидуальные слуховые аппараты, ноутбук, магнитофон, карточки.


Цели для учителя:

1. Развитие слухового восприятия учащихся речевого материала с голоса учителя, товарища на расстоянии, соответствующему возможностям обучающихся, развитие фонематического слуха.

2. Формирование навыков связной речи (монологической и диалогической), расширение и закрепление тематического словаря.

3. Формирование у учащихся орфоэпических навыков, ритмико-интонационной стороны речи.

4. Развитию мыслительных операций: мышлению, памяти, внимания через содержание урока.


В основе реализации данного этапа урока лежит комплексный подход – взаимосвязь и взаимозависимость коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии обучающихся и компенсация дефекта. Принцип от простого (восприятие слов, словосочетаний) к сложному (восприятие фраз, предложений) реализуется с деятельностным подходом в обучении. Разработка заданий идет по нарастающей степени трудности, что лежи в основе коррекционно-развивающего обучения. Каждое последующее задание несет все более усложняющую творческую задачу. При этом весь материал подчинен подготовке к восприятию более сложного для слухового восприятия материала и составлению самостоятельного монолога и диалога на последующих этапах урока. Введение нового словаря происходит с последующим осмыслением методом толкования, что вполне соответствует возможностям обучающихся этого класса. Мотивация к развитию самостоятельной речи идет через ведение диалога с учителем, напарником, необходимостью правильного и точного восприятия речи для последующего дополнения. При этом фразы учителя даются на резервном расстоянии (более удаленном, чем рабочее), так как речь учителя более комфортно воспринимаема для ученика. При этом именно учитель вводит новый словарь в речь. Каждое последующее задание закрепляет в другой ситуации предыдущий материал, что может не сказаться на формировании устойчивых навыков речи по разным направлениям.


1. Организационный момент.


Цели для учащихся:

1. Подготовиться к восприятию речевого материала, настроив индивидуальные слуховые аппараты.

2. Снять волнение на начало урока и акцентировать внимание на собственное произношение.


Цели для учителя:

1. Психологическая настройка обучающихся на учебную деятельность на занятии.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Закрепление слуховых образов, наиболее употребляемых слов на уроке.


Для реализации данных целей использовался психологический прием.

Слуховое восприятие предъявляемого речевого материала позволил оптимально выбрать рабочее расстояние для восприятия речевого материала. Различение достаточно знакомых фраз без слухового аппарата на необходимом расстоянии. Для развития концентрации внимания используется произнесение на одном выдохе ряда звуков.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Здороваются с учителем и друг с другом.




Проговаривают на одном выдохе

ВПРСТЧК

увеличивая темп произношения

Снимают аппараты и отвечают на перекрестный диалог.



1. Поздоровайтесь.

2. Слушайте меня и друг друга внимательно, старайтесь говорить правильно, красиво.

3. Повторите на одном выдохе

ВПРСТЧК

далее увеличивая темп произношения

4. Снимите слуховые аппараты.

-Даша, спроси у Леры, как она себя чувствует?

-Лера, спроси у гостей, какое у них настроение?

формирование речевого этикета


целевая установка на работу на занятии



слухозрительное восприятие


Работа на голое ухо, развитие диалогической речи.




2. Введение в тему.


Цели для учащихся:

1. Определить тему занятия и выделить основные понятия.

2. Обогащение тематического словаря.

3. Закрепить правила общения.


Цели для учителя:

1. Создать условия для самостоятельного определения темы, целей и задачи занятия.

2. Формирование у учащихся мотивации к овладению навыками слухового восприятия и внятной речи.


Для реализации данных целей используется принцип от простого к сложному.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1. Повторяют слова.

Даша: ДОХОДЫ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО, ПРИБЫЛЬ.

Лера: РАСХОДЫ, ПЕНСИЯ, КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, БАНК.

2. Составляют с одним из этих слов или словосочетаний предложение.

Лера, …

Даша, …

3. Слушают определения и говорят, что это.

Лера, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны обязанностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой общественностью – семья.

Даша, совокупность доходов и расходов за определенный период времени – бюджет.


4. Из этих слов составьте тему нашего занятия.

Даша, семейный бюджет.




Лера, доходы и расходы семьи за определенный период времени: неделя, месяц, год.





Лера: Доходы – денежная сумма, которую получает семья или человек в результате какой-либо деятельности.

Даша: Расходы – затрата, потребление чего-либо для определенных целей.


1. Повторите слова.

Даша: ДОХОДЫ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО, ПРИБЫЛЬ.

Лера: РАСХОДЫ, ПЕНСИЯ, КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, БАНК.

2. Составьте с одним из этих слов или словосочетаний предложение.

Лера, …

Даша, …

3. Послушайте определение и назовите, что это?

? - совокупность доходов и расходов за определенный период времени.

(бюджет)

? - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны обязанностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой общественностью.

4. Из этих слов составьте тему нашего занятия. СЛАЙД 1

5. Что понимают под семейным бюджетом,

СЛАЙД 2

Даша, спроси у Леры, что такое доходы?

Даша, повтори. Доходы – это …



Лера, спроси у Даши, что такое расходы?

СЛАЙД 3.

Восприятие на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами (L раб)







Активизация тематического словаря в самостоятельной речи.


Восприятие на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами (L раб)




















Варианты ответа учащихся в 1 графе примерные.






Выделение основных понятий.


Варианты ответа учащихся в 1 графе примерные.



3. Работа по теме.


Цели для учащихся:

1. Слуховое восприятие различного по сложности речевого материала с голосов разных аудиторов на рабочем расстоянии с аппаратом, на резервное расстояние, шепотной речи, чтения с губ.

2. Расширение тематического словаря.

3. Развитие самостоятельной связной речи.


Цели для учителя:

1. Развитие слухового восприятия с голоса учителя, товарища, магнитофонной записи на расстоянии, соответствующему возможностям обучающихся, развитие фонематического слуха.

2. Формирование навыков связной речи, расширение и закрепление тематического словаря.

3. Развитие мыслительных процессов анализа и синтеза.


Основной метод работы словесный, что является основой данного предмета и реабилитационной составляющей всего процесса обучения ребенка с ОВЗ: научить слушать и понимать обращенную речь разных аудиторов. Аналитико-синтетический подход к подаче материала с использованием полисенсорного метода обеспечивает реализацию индивидуального подхода к обучению каждого ребенка и успешное решение поставленных целей и задач. Для поддержания мотивации к решению поставленных на занятии целей использовалась дозированная помощь учащимся; смена видов работ по нарастающей степени сложности предполагала смену доминантного анализатора. Все это и является принципами коррекционно-развивающего обучения.

Активная работа слухового анализатора при восприятии речевых звучаний сменяется активной работой зрительного анализатора, что позволяет поддерживать активность детей к концу занятия и решать поставленный задачи. Последним приемом работы является диалог своего рода мониторинг для оценки уровня усвоения материала предыдущих и данного занятий.



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1. Бюджет семьи складывается из:

  • Заработной платы членов семьи;

  • Пенсии;

  • Стипендии;

  • Пособий, выплачиваемых на ребенка;

  • Проценты по вкладам в банке;

  • Доходы от сдачи жилой или нежилой площади в аренду;

  • Государственных субсидий

2. Бюджет моей семьи складывается из …


3. Слуховое восприятие текста на L раб

























































































Отвечают на вопросы

L раб
























Дополняют предложения

L раб











Слуховое восприятие на

L раб
















Слуховое восприятие на свободно выбранном расстоянии


































Отвечают на вопросы











Составляют семейный бюджет.

1. Состав семьи: мать, отец – трудоспособные, 2 ребенка, дедушка.


2. Состав семьи: мать – трудоспособная, 2 ребенка, дедушка, бабушка.

1. 6518х2=13036

5987х2=11974

4765

29778 рублей.

2. 6518

5987х2=11974

4765х2=9530

28022 рубля

ж) Диалог:

-Даша, расскажи, как это у тебя на все хватает денег? У меня не получается.

-Ты должно знать свой месячный доход и расход. Заведи специальную тетрадь и записывай.

-Что записывать?

-Раздели тетрадный лист на две части: слева записывай, сколько у тебя будет денег в этом месяце.

-А справа?

-Справа запиши то, что надо купить.

-Откуда я знаю заранее, на что потрачу деньги.

-Подумай. Прежде всего, тебе надо оплатить коммунальные услуги, ведь их сумма всегда тебе известна.

-Да, а еще за электричество и телефон.

-Остальное посчитай приблизительно. Сколько на еду, транспорт, хозяйственные расходы.

-Запишу я это, а дальше что?

-Надо сложить числа в правом столбике и их сумму вычесть из суммы в левом столбике. Получится остаток – это свободные деньги, покупай на них все остальное.







Слуховое восприятие с голоса товарища на

L рез

заполняют таблицу















(44650 рублей)




















(37100 рублей)


избыточный

потому что сумма расходов меньше суммы доходов

1. Из чего складывается бюджет семьи, Даша?

СЛАЙД 4









2. Из чего скалывается бюджет твоей семьи, Лера?

3. Работа по тексту.

А) Послушайте текст. О чем он?

Основа экономической жизни семьи начинает формироваться до заключения брака. Каждый из супругов уже имеет свои взгляды на то, как, когда и на что тратить деньги, что стоит покупать в первую очередь, а что может подождать. Экономическое благосостояние семьи зависит не только от суммы доходов, но и от умения вести домашнее хозяйство рационально, экономно, от умения регулировать свои потребности.

В каждой семье имеются обязательные расходы: плата за жилье и коммунальные услуги, питание, транспортные, хозяйственные расходы. Кроме того семья планирует расходы денежных средств на приобретение дорогостоящих предметов – эти расходы называются произвольными, так как выходят за рамки необходимого минимума. Когда доходы семьи ровняются расходам, бюджет называется сбалансированным. Когда расходы семьи больше доходов, то образуется дефицит бюджета. А когда доходы семьи больше, чем расходы, то бюджет называется избыточным.

Каждая семья тратит часть доходов на оплату необходимых товаров и услуг, а другую часть доходов оставляет для сбережения. Сбережения необходимы не только на покупку дорогостоящих товаров, но и на случай потери работы или работоспособности, для обеспечения достойного уровня жизни, получения профессионального образования и многое другое. Основными способами сбережения являются вложение денег в банк или покупка ценных бумаг (акций).

В современном обществе существует неравенство доходов семей. Семья доход, которой на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Граждане, имеющие высокие доходы, выплачивают государству налоги. Часть полученных средств от налогов государство использует для помощи малообеспеченным семьям.

б) Работа над содержанием текста.

Первичное выяснение объема услышанного.

-Что услышали? Что поняли?

-От чего зависит экономическое благосостояние семьи, Даша?

-Назовите обязательные расходы семьи, Лера?

-Что такое сбалансированный бюджет, Даша?

-Что такое дефицитный бюджет, Лера?

СЛАЙД 5


в) Дополните предложения.

Семья оставляет часть доходов для …

Основными способами сбережения являются …

Семья, доход которой на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимуму называется …

Граждане, имеющие высокие доходы …

г) Повтор предложений, словосочетаний.

Экономическое благосостояние семьи зависит не только от суммы доходов.

в каждой семье есть обязательные расходы.

Прожиточный минимум – наименьшее количество средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека.

Налоги – установленный платеж с полученных доходов.

малообеспеченная семья

малоимущая семья

сбалансированный бюджет

дефицитный бюджет

д) Послушайте запись с магнитофона.

Согласно принятому документу среднемесячная величина прожиточного минимума в Алтайском крае из расчета на душу населения составляет 6039 рублей. По группам населения прожиточный минимум выглядит следующим образом: для трудоспособного населения – 6 518 рублей; для пенсионеров – 4 765 рублей; для детей - 5 897 рублей. В расчет включены статистические данные об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходы по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам необходима для определения размера помощи малоимущим семьям, назначения субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

- Что услышали?

-Какова сумма прожиточного минимума в Алтайском крае, Лера?

-Назовите группы, по которым делится прожиточный минимум, Даша?

-Что включено в сумму прожиточного минимума, Лера?

е) Самостоятельная работа.

Составление минимального семейного бюджета из расчета прожиточного минимума.

СЛАЙД 7






ж) Составьте диалог «Планирование расходов на месяц».














































з) Практическая работа.

Сейчас мы с вами попробуем рассчитать расходную и доходную часть бюджета. Будем заполнять таблицу.

-Лера будет рассказывать, а Даша заполнять.

Жена 40 лет работает учителем и получает зарплату 13500р.

Муж 45 лет работает следователем и получает зарплату 20000 р.

Старший сын ученик 8 класса получает пенсию по инвалидности 7000р

Младшая дочь 6 лет получает детское пособие 150 р.

Имеют дополнительный доход 4000 р. от сдачи в аренду дачного домика.

Какова сумма семейного бюджета в месяц?

Сейчас посчитаем расход семьи в месяц.

Даша рассказывает, Лера заполняет.

Семья оплачивает коммунальные услуги: за электричество 500 р., газ 1000 р., за воду 1000 р., интернет 600 р., телефон 1500 р. На питание семья тратит 12000 р., на бензин 4000 р., оплата за садик 1500 р., культурно-информационные расходы 3000 р., на прочее 7000 р., накопления сбережения 5000 р.

-Какова сумма расходов семьи в месяц?

-Какой получился бюджет у семьи?

-Почему?



развитие монологической речи


Варианты ответа учащихся в 1 графе примерные.












развитие связной речи
























































































































































Использование голоса незнакомого аудитора


































Выявление объема услышанного.











работа по карточкам


Связь с жизненной ситуацией.
















Развитие связной диалогической речи.


Вариант диалога учащихся в 1 графе примерные.











































Связь с общеобразовательными предметами (информатика – работа в программе Microsoft Office Excel)



5. Подведение итогов занятия.


Цели для учащихся:

1. Определить свои достижения на занятии.


Цели для учителя:

1. Проверить усвоение нового словаря.

2.Дать оценку качеству работы учащихся на занятии наметить перспективу.

3. Поддержать интерес учащихся к занятиям.



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Отвечают на вопросы

L рез



















Разгадывают ребус.

Копейка рубль бережет.








Отвечают на вопросы

L рез


Делают анализ, отвечая на вопросы.






Считывание с губ.











Релаксация.


1. Подведение итога занятия.

-Объясните смысл понятий: доход, расход, бюджет?

-Из чего складывается доход семьи, Лера?

-Из чего складывается расход семьи, Даша?

- С какой целью составляется семейный бюджет, Лера?

-Назовите виды бюджета, Даша?

-Даша, спроси у Леры, если она захочет купить себе машину, как она будет планировать свой бюджет?

-Как можно сократить доходы семьи, Даша?

- Разгадайте ребус: прочитайте пословицу.

СЛАЙД 8

-Объясните, как вы понимаете эту пословицу.

-А ты как думаешь, Даша?

2. Оценка своей деятельности.

Вы хорошо понимали сегодня речь товарища, учителя? Что мешало?

Что было трудным?

Что узнали нового?

-Лера, спроси у Даши, ей понравилось занятие?

-Даша, спроси у меня, как вы занимались?

3. Оценка навыков слухового восприятия и самостоятельной речи учащихся.




4. Организация конца занятия.

Я прощаюсь с вами до следующего занятия и для поднятия хорошего настроения мы послушаем музыку.

запись музыки

Слуховое восприятие, развитие связной речи, употребление нового тематического словаря в самостоятельной речи учащихся.














развитие логического мышления
















Формирование навыка считывания с губ.


Дается оценка качества работы, достижений на занятии в соответствии с возможностями каждого, намечается перспектива работы.


снятие напряжения.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!