Просмотр содержимого документа
«Проект «Я гражданин села» как условие формирования мотивации к профессиональному самоопределению выпускника сельской школы»
МАОУ «Покровская СОШ», Каменский ГО
Проект «Я гражданин села» как условие формирования мотивации к профессиональному самоопределению выпускника сельской школы
Сомова М. Б.
2017
Стратегия развития и воспитания в Российской федерации на период до 2025 года
- «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»
В. В. Путин, Президент РФ
Профессиональная ориентация
- Профессиональная ориентация (ПО) - процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда
- Цель ПО в школе - профессиональное самоопределение учащихся
- Задачи:
- -помощь в изучении мира профессий, производства;
- -руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального самоопределения;
- -изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии
Причины, требующие перемены профессий в современных условиях (по Травину)
- Первая причина - кардинальные технологические сдвиги, приводящие к тому, что некоторые профессии в XXI веке просто устаревают
- Вторая причина возможных перемен - смена экономической модели
- Третья причина перемен - фундаментальные сдвиги в мировой экономике
Нормативные документы по профессиональному самоопределению
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы,
- План деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013-2018 годы
- Федеральный государственный образовательный стандарт
Профориентационный проект «Я гражданин села»
Комплексная программа «Непрерывное аграрное образование на территории МО «Каменский городской округ» (на базе МАОУ Покровская СОШ)
- Постановление Главы Администрации «Каменский городской округ» № 2014 от 25.09.2012 года.
- Областная целевая Программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населённых пунктов Свердловской области («Уральская деревня») во исполнение решения Координационного Совета по модернизации системы профессионального образования в части создания профессионально – образовательного кластера агропромышленного профиля для развития сельских территорий (заседание от 09.02.2012 года)
Комплексная программа «Непрерывное аграрное образование на территории МО «Каменский городской округ» (на базе МАОУ Покровская СОШ)
- Цель Программы: создание эффективной системы профессиональной подготовки учащихся, обеспечивающей сферу сельхозпроизводства квалифицированными специалистами и рабочими кадрами, востребованными на рынке труда
- Задачи:
- Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения
- Организация профессиональной подготовки «Тракторист»
- Модернизация материально – технической базы ОУ
- Развитие системы социального партнёрства с сельхозпредприятиями
- Создание целостной системы профессиональной ориентации молодёжи на обучение сельскохозяйственным профессиям
- Создание эффективной системы управления развитием непрерывного аграрного образования
Программа реализовывалась с 2012 по 2015 год в 3 этапа
- На 1 этапе – май – сентябрь 2012 года создание рабочей группы профессионально - образовательного кластера агропромышленного профиля по профессиональной подготовке учащихся при Главе Администрации МО «Каменский городской округ»
- На втором этапе - 2013 – 2014 годы осуществление набора в группу «Трактористы» в МКОУ «Покровская СОШ»
Цель профессиональной подготовки обучающихся - профессия «Тракторист категории «С»
- Задачи по профессиональной подготовке обучающихся:
- отработка нового содержания образования, разработка и использование различных форм обучения;
- создание условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов обучающих детей специальности «Тракторист» категории «С»;
- взаимодействие с социальными партнерами по вопросам организации обучения профессии «Тракторист» категории «С»;
- организация образовательного пространства, направленного на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Социальные партнеры школы по организации профессиональной подготовки обучающихся
- СХП «Покровское»,
- ОАО имени святого великомученика Георгия Победоносца села Кисловского
Со стороны сельхозпредприятий социальное партнерство выражается:
- - в закреплении за ОУ специалистов, сопровождающих реализацию программы агропромышленного образования - Першина С.И., Красикова Н.А.
- - в предоставлении возможности для проведения опытно - исследовательской деятельности;
- - в предоставлении базы предприятия для организации практики;
- - в проведении профориентационной работы с учащимися в форме экскурсий, презентаций, встреч со специалистами
- Учащиеся, успешно завершившие курс обучения и сдавшие квалификационный экзамен, в 2015 году получили свидетельство по профессии «Тракторист» - 15 человек
Конкурс «Юный знаток трактора»
Каменск – Уральским агропромышленный техникум, ресурсный центр РПО СО агропромышленного и лесотехнического профиля
- - в обеспечении нормативно - правовой, учебно - методической информацией;
- - реализации программ повышения квалификации кадров (стажировка мастера производственного обучения Патрушева А.С.);
- - организации конкурса «Юный знаток трактора» как оригинального подведения итогов
- Учащиеся школы, педагоги, родители открыли для себя и привлекательность аграрных профессий
3 этап реализации Программы «Непрерывное аграрное образование на территории муниципального образования« Каменский городской округ»
Направление «Социальное партнерство в организации профильного обучения»
- Профиль агрономической направленности оказался для учащихся более привлекательным
- Школа совместно со специалистами СХП «Покровское» разработала целевую программу «Агрономия в картофелеводстве»
- В течение двух лет учащиеся 10 – 11 классов изучают профильные предметы и спецкурсы
- Преподавание осуществляется на базе школы силами учителей с привлечением специалистов СХП «Покровское», фермерских, крестьянских хозяйств, имеющих практическую подготовку
Результатом первого года обучения стали следующие проекты:
- Современные технологии выращивания картофеля в СХП «Покровское» (соавторство учащихся 10 класса, руководитель - консультант агроном СХП «Покровское»)
- Традиционные технологии выращивания картофеля в фермерском хозяйстве (учащиеся 10 класса, руководитель-консультант - Осовская О.В.)
- Агротехника возделывания картофеля
Областная научно – практическая конференция студентов и обучающихся «Молодёжь и аграрная наука 21 века»
Областная научно – практическая конференция студентов и обучающихся «Молодёжь и аграрная наука 21 века»
- 2015 год - диплом за победу в направлении «Успешный старт в профессию»
- 2016 год – диплом за победу в направлении «Практическая ценность анализа и выводов исследования»
- научно – исследовательские работы по следующим темам:
- «Интенсивная технология выращивания картофеля в малых хозяйствах (2014 год)
- «Влияние действия удобрения «Азофоск» на урожайность и качество картофеля» (2015 год)
- «Сравнительная оценка сортов раннего картофеля по продуктивности» (2016 год)
Межрегиональная выставка «Образование. Работа. Карьера»
Оценка качества результатов аграрного образования
- Завершили обучение по профессиональной подготовке «Тракторист» 15 обучающихся в 2015 году окончили обучение 11 обучающихся группы 10 – 11 классов; в 2016 году – 4 обучающихся группы 8 – 9 классов
- Количество выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы НПО и СПО агропрофиля, стабильна – 18 – 21 ежегодно.
- Доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам ВПО, выросла – с 1 до 4 %;
- Количество обучающихся по профессии «Тракторист» снизилось – с 45 до 5; в 2016 - 2017 учебном году группу не удалось набрать, не заявок от школ района, нет потребности у обучающихся Покровской школы.
- Отмечается повышение уровня познавательного интереса в результате ведения профильного курса: рост потребности в углублённом изучении предметов «биология», «химия» у обучающихся 10 – 11 классов - с 5 до 12, увеличение активных участников научно – исследовательской деятельности по профилю «Агрономия» с 1 до 8
Литература
- Педагогика, Под ред. Л. П. Крившенко. - М. Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
- Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы, С.Н. Чистякова. -М. Человек и образование №3 (40) 2014
- Системная поддержка и сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся, С.Н. Чистякова. –М. Профессиональное образование . Столица №4 2016
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
Спасибо за внимание!