СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Я из черного теста, из пепла войны..." (Детям войны посвящается)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Они – дети войны! И их с каждым годом всё меньше….

 

Цель проекта: осветить судьбу детей войны через призму истории своего села, сравнить её с жизнью современных детей.  

Задачи проекта:

  1. Составить список односельчан, отнесенных к категории «дети войны».

  2. Познакомиться с детьми войны и собрать информацию об их детстве.

  3. Проанализировать и систематизировать полученную информацию.

  4. Составить книгу воспоминаний.

  5. Рассказать о военном детстве учащимся школы и гостям на школьной научно-исследовательской конференции.

  6. Расширить знания учащихся об истории народа в годы Великой Отечественной войны.

  7. Научиться работать с различными источниками информации.

  8. Сравнить военное детство с современным детством.

Целевая группа проекта: проект адресован школьникам, их родителям, жителям села.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Я из черного теста, из пепла войны..." (Детям войны посвящается)»

МКОУ «Зауральская основная общеобразовательная школа»










ПРОЕКТ

«Я ИЗ ЧЕРНОГО ТЕСТА,

ИЗ ПЕПЛА ВОЙНЫ…»

(Детям войны посвящается)


Работу выполнили: Игнатьев Александр,

Левкина Юлия, Орищук Елизавета,

Суханова Карина,Чирков Никита,

учащиеся 6 класса

Камшилова Виктория, учащаяся 7 класса.


Руководитель: Никулина

Екатерина Викторовна,

учитель истории






с.Зауральское

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

  1. Книга воспоминаний «Я из черного теста, из пепла войны»……….. 8

    1. «Тяжелое время». Из воспоминаний Михаила Антоновича Малышева………………………………………………………….. 8

    2. «Мерзлая картошка». Из воспоминаний Ираиды Феоктистовны Камышевой………………………………………………………… 10

    3. «Помню голос Левитана». Из воспоминаний Нины Петровны Бабиковой………………………………………………………….. 12

    4. «Качались на качулях». Из воспоминаний Галины Петровны Хухаркиной………………………………………………………. 13

    5. «Лог с водой». Из воспоминаний Лидии Петровны Чумаковой………………………………………………………….14

    6. «И вот нравился он мне». Из воспоминаний Раисы Ивановны Гусевой……………………………………………………………..15

    7. «Катанка». Из воспоминаний Ольги Федоровны Толмачевой…………………………………………………………16

    8. «Куклы из глины». Из воспоминаний Нины Ильиничны Матюниной………………………………………………………….17

  2. Жизнь современных детей ……………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………..20

ПРИЛОЖЕНИЕ







ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно мы неизменно прощаемся с одним из свидетелей величайшего и самого трагического события нашей страны – ветеранами Великой Отечественной войны. Они мужественно отстаивали каждый сантиметр родной земли. Они видели горы оружия и море крови, отчаяние на «передовой» и тихую радость в момент затишья. Они сидели в окопах и шли в атаку. Они выстояли и победили. Они понимали, за что они борются.

А в тылу работали женщины, на которых легла основная тяжесть войны. Они работали на полях, на заводах, они выращивали хлеб, сидя за рулем тракторов, они доили коров, они пахали, они «ковали победу», они растили детей. Они понимали, ради чего они борются.

Но были и самые маленькие очевидцы этих событий. Они были и на линии огня, и в тылу. Они помогали сражаться, и помогали обеспечивать армию. Они заботились об урожае, пахали, сеяли, пололи, собирали. Они помогали на заводах, часто стоя за станком на коробке или табурете. Они голодали, они вдохновляли, они многое видели, они также страдали. Они были тем, за что и ради чего боролся советский народ. Они – дети войны! И их с каждым годом всё меньше….


Цель проекта: осветить судьбу детей войны через призму истории своего села, сравнить её с жизнью современных детей.

Задачи проекта:

  1. Составить список односельчан, отнесенных к категории «дети войны».

  2. Познакомиться с детьми войны и собрать информацию об их детстве.

  3. Проанализировать и систематизировать полученную информацию.

  4. Составить книгу воспоминаний.

  5. Рассказать о военном детстве учащимся школы и гостям на школьной научно-исследовательской конференции.

  6. Расширить знания учащихся об истории народа в годы Великой Отечественной войны.

  7. Научиться работать с различными источниками информации.

  8. Сравнить военное детство с современным детством.


Участники проекта: учащиеся 6 класса Игнатьев Александр, Лёвкина Юлия, Орищук Елизавета, Суханова Карина, Чирков Никита; учащаяся 7 класса Камшилова Виктория.

Партнеры проекта: жители села Зауральское, отнесенные к категории «дети войны».

Целевая группа проекта: проект адресован школьникам, их родителям, жителям села.

Тип проекта:

- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский;

- по предметно-содержательной линии: гуманитарно-краеведческий;

- по количеству участников: групповой;

- по широте обхвата содержания: межпредметный (литература, история, социология, информатика);

- по охвату участников: учащиеся 6 и 7 класса МКУОУ «Зауральская ООШ»;

- по продолжительности: краткосрочный.

Срок реализации проекта: сентябрь – октябрь 2016 года

Методы исследования: опрос, интервьюирование, источниковедческий анализ, информационно-исследовательский метод.

Гипотеза: Великая Отечественная война 1941-1945 годов унесла миллионы жизней, погубила миллионы судеб, забрала миллионы талантов. С каждый годом свидетелей этих страшных событий становится всё меньше. И если раньше мы видели, как исчезают участники войны, то сегодня мы можем видеть, как уже уходят дети войны, не оставляя нам памяти о пережитом. А нынешнее поколение, в особенности молодежь, ещё так мало знает об этих мучительно горьких страницах нашей истории.

Актуальность: в 2017 году исполнится 72 года со дня Победы над фашисткой Германией, стремившейся поработить мир. 27 миллионов забрала эта война. Но сколько среди них детей и учтены ли эти жертвы в данной цифре? Вот лишь несколько цифр «маленьких жертв большой трагедии»1:

- 400 000 детей осталось в блокадной Ленинграде, спустя 872 дня блокады их осталось меньше полусотни;

- 1 500 000 детей за годы войны было вывезено в Германию в качестве рабов, из них вернулось на Родину около 3% плененных;

- 1 005 285 детей погибло за годы войны на оккупированных территориях;

- 20 000 000 школьников за годы войны дали стране 585 000 000 «палочек» - трудодней [6].

Всё остальное – объект исследования нашего поколения. Пока они живы….

Планируемые результаты:

  1. Приобретение навыков поисково-исследовательской работы.

  2. Совершенствование навыков работы с различными источниками информации.

  3. Усвоение алгоритма создания проекта: формирование проблемы, постановка цели, разработка задач, составление плана работы, поиск средств достижения цели, анализ полученных результатов, представление наглядного результата.

  4. Творческое оформление результатов работы (в виде книги воспоминаний).

  5. Расширение знаний о Великой Отечественной войне.

  6. Сохранение памяти о трагических страницах истории нашей страны.

  7. Формирование уважительного отношения к истории своей страны, гражданской позиции по вопросу войны и мира.

Возможные трудности в процессе реализации проекта и пути их разрешения:

Возможные трудности

Пути решения

Обучающиеся не имеют опыта интервьюирования

- Совместное продумывание и составление списка примерных вопросов.

- Проведение бесед-инструктажей и тренингов о процессе интервьюирования.

- Заблаговременное составление плана встреч с детьми войны.

- Эмоциональная поддержка руководителя проекта.

Обучающиеся плохо владеют навыками сбора и обработки информации

- Использование образцов подобных проектов.

- Совместная работа с руководителем проекта в программах «Word» и «Power Point».

- Совместная (подконтрольная) работа с источниками сети Интернет.

Слабая мотивация обучающихся

- Проведение цикла мотивирующих бесед о судьбе советского народа в период Великой Отечественной войны в рамках уроков истории и обществознания и классных часов.

Обучающиеся не обладают достаточным развитием оформительских навыков

- Взаимопомощь.

- Взаимообучение.

Обучающиеся не имеют достаточного опыта установления контакта с предполагаемым поколением

- Составление руководителем плана встреч с предполагаемой категорией лиц.

- Установление руководителем контакта с детьми войны.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный:

    1. Проведение цикла бесед на тему жизни детей в военных период.

    2. Постановка проблемы.

    3. Составление плана работы.

    4. Сбор и анализ литературы по теме.

    5. Разработка содержания проекта.

  2. Основной:

    1. Сбор информации и составление списка жителей, относящихся к категории «дети войны» (посещение администрации Зауральского сельского совета).

    2. Составление плана посещения детей войны, назначение встреч.

    3. Посещение детей войны, интервьюирование.

    4. Фото-, видеосъемка встреч, диктофонная запись бесед.

    5. Анализ полученной информации.

  3. Заключительный:

    1. Составление книги воспоминаний «Я из черного теста, из пепла войны…».

    2. Посещение обелиска с именами невернувшихся воинов в с.Зауральское.

    3. Проведение беседы с целью сравнения жизни детей в 1940е и 2010е годы.

    4. Подготовка презентации и выступления на школьной научно-практической конференции.













КНИГА ВОСПОМИНАНИЙ

«Я ИЗ ЧЕРНОГО ТЕСТА,

ИЗ ПЕПЛА ВОЙНЫ…»

(Детям войны посвящается)

1.1 «Тяжелое время». Из воспоминаний Михаила Антоновича Малышева


Еще вчера всё в мире было тихо,

Цвели сады и птицы звонко пели,

Любили мы, учились, жить хотели,

Ну а сегодня бомбы вдруг взревели…


Анастасия Ефимчик, «Смерть солдата»[2]


Михаил Антонович Малышев родился в Челябинской области в с.Кипель Юргамышского района 10 февраля 1936г. В семье было 10 детей. Миша был восьмым. Самая старшая сестра Марфа, 1922г.р., была трактористкой во время войны. Брат Иван, 1923г.р., был призван на фронт в 1941г, погиб на Курской дуге. Михаил Антонович рассказывает о них с особой гордостью. Хотя все братья и сестры – ветераны труда. Но когда разговор пошел о детстве, Михаил Антонович начал рассказывать с грустью….

«Пошел я в школу поздно, уже в 47м. Кипельская школа была рядом с церковью, а напротив – детский дом. Жил в интернате при школе. Проучился 2 класса и заболел, так как провалился под лед и сильно простыл. Два года не учился. А когда 18 исполнилось, оказалось, что школу я ещё не закончил. Вот мне и убавили два года в военкомате – написали 1938 год рождения. Правда, в армию меня по здоровью так и не взяли, из-за тогдашней простуды…»

Жила семья в пятистенке, центром которой была большая русская печка. Она и кормила и грела. Мать Михаила Антоновича была мастерицей выпекать хлеб, который продавала в колхоз. Поэтому в памяти Михаила сохранился запах свежего горячего хлеба. Его ребятишки и брали с собой в школу. Кстати, обучение в школе было раздельное, мальчишки учились отдельно от девочек. А питание было «полудомашним»: приносили с собой из дома яйца, молоко, хлеб, овощи. Из этого повара готовили обед. А с мая переходили на «подножный корм»: собирали щавель («кислятку»), лебеду, крапиву – мололи на самодельных жерновах. Собирали ягоды и грибы, сушили их также и на зиму.

«Насобирали мы как-то грибов много. Да среди них попалась белянка. Выварили мы её дома в молоке, наелись досыта. Да и отравились. Несколько дней все ребята дома болели. Но выжили. И жабреем травились. Вкусная такая трава. Как наешься её. А потом ноги отнимаются. Зато голод стихал на время…. Тяжелое было время…».

А ещё в колхоз нужно было сдавать молоко (около 300 литров в год норма была), шерсть, овчину, ягоды, грибы. А когда на полях собирали урожай, все ребятишки бежали за трактором и собирали колоски. Потом сдавали их на мельницу, а взамен им муки давали, по норме 30 грамм на человека. Так каждый день и бегали, пока было что собирать. В колхозе ещё можно было отходов получить. Дома с ними мать делала лепешки.

Михаил Антонович помнит свою первую учительницу – Пыщину Анну Прокопьевну. Рассказывает, что писали в тетрадях. Много времени отводилось на чистописание. А писали перьями и чернилами. Учебники были не такие яркие, как сейчас, но тоже с картинками. К книгам все ребята относились очень бережно, потому как их было мало. А картинки тогда так завлекли, что Михаил Антонович позже увлекся искусством фотографии и с гордостью показывал ребятам черно-белые снимки.

Выучился Михаил Антонович на Увале на бухгалтера. А в 1980г., с момента основания совхоза «Отделение Окуневское» (ныне – с.Зауральское), приехал сюда работать, так здесь и остался по сей день вместе с женой Зоей Петровной.

А вот про игры и игрушки своего детства Михаил Антонович ничего не мог вспомнить. Да и были ли они, игры и игрушки?











1.2 «Мерзлая картошка» Из воспоминаний Ираиды Феоктистовны Камышевой

Никогда не забуду

Как во время войны

Из картошки из мерзлой

Мать пекла деруны…


Алексей Решетов «Никогда не забуду»[1]


Ираида Феоктистовна родилась 15 августа 1937 года в деревне Симаковой Шадринского района. Отца в 1941г призвали на фронт, в этом же году семья получила «похоронку». У матери на руках осталось четверо детей – Ираида и трое мальчишек 1927, 1929 и 1941 года рождения. Дома у Ираиды с 4 лет было два главных задания – нянчиться с младшим братом и пасти гусей.

Ираида в 7 лет пошла в школу в деревне Симаковой, где окончила 4 класса. А потом перешла в среднюю школу в селе Макарово. Учитель в Симаковской школе был приезжий, молодой мужчина. А вот как зовут – уже стерлось из памяти. Ребята в классе очень старались писать аккуратно и не портить зря чистое место в тетради. Писали гусиным пером. Чернильницы приносили с собой из дома. А учебников всегда не хватало – один учебник приходился на 2-4 человек. Поэтому с учебниками обращались очень бережно. А книг так вообще было мало. В Макаровской школе класс был большой – 25 человек. На переменах водили хороводы, играли в «Ручеек», пели песни. А вот игрушками были «черепки» от посуды – из них строили «избушки» и «городки». Но однажды мама сшила Ираиде куклу – палочку обшила тряпочками. Радость была неописуемая. Все девочки завидовали.

Часто забавой ребят было катание на корове на мягком хомуте. А любимым воспоминанием были большие праздники, на которые собиралась вся деревня и угощения выставлялись от колхоза.

Но самым нелюбимым занятием было пахать огород. Ираида тогда вела корову, а мать сзади управляла плугом.

«Голодными были не военные годы. Голод нас мучил после войны…. В колхоз тогда надо было сдавать молоко, шерсть, овчину, яйца. Дома почти ничего не оставалось. За работу на полях давали хлеб. За работу на тракторе еще давали «горошницу» и кисель из овса. Зимой на полях руками, обмотанными тряпками, откапывали картошку, которая оставалась после сбора урожая. Она была замершая. А когда оттаивала, прям растекалась желто-зеленой жижей. Добавляли в эту жижу немного муки и пекли лепешки на печке. А если завернуть эту жижу в листья от боярышника – получались «пельмени». Ели даже зеленую картошку, эта не так растекалась, правда, горчила. А вместо сахара и конфет – грызли черные плитки, которые давались коровам. Они было сладко-пряными. Летом ели всю зелень, что могли найти и проглотить. Ели чеснок полевой, «пучки», «гранатки», «кислятку», грибы и ягоды».

Ираида окончила всего 5 классов, потому что простыла, долго болела, и школу решено было бросить. С первого класса необходимо было работать. Ираида пасла колхозных овец. Летом после школы обязательно все ребятишки бежали полоть осот на полях. Этот колючий сорняк рвали прямо руками, обмотанными тряпками. На полях за работу давали 200 грамм хлеба. Правда, ингредиенты для его приготовления сильно отличаются от современных – в хлебе было немного муки и разные крупяные отруби. А зимой работали на зернотоке – обрабатывали зерно, перебирали его и переносили на хранение. Когда бросила школу, пошла работать в колхоз. Сначала работала на прицепке2, скирдовала солому. А потом стала работать на колеснике3.

«В 14 лет отправили работать на лесозаготовки в Томскую область. До Шадринска ехали на лошади, а дальше на поезде. Первый раз видела поезд. Страшно было, и интересно…. Выдали спецодежду и вперед. Сначала проработала на «1й точке» в тайге три месяца. Жили в бараках. Рубщиками у нас работали молдоване. Потом перевели…. А домой вернулась уж в 1955г. В этом же году и переехала в Зауральское». Ребята быстро посчитали, что 14 лет Ираиде Феоктистовне было в 1951г. Значит, на лесоповале она проработала 4 года и когда вернулась, ей было всего 18 лет. 18 лет, а столько уже пережито….







В селе Зауральское проживает четыре родные сестры: Бабикова Нина Петровна, Суханова Валентина Петровна, Хухаркина Галина Петровна и Чумакова Лидия Петровна. Их память сохранила много удивительных воспоминаний…



1.3 «Я помню голос Левитана». Из воспоминаний Нины Петровны Бабиковой

Я помню: с тихою улыбкой

Скрипач, что на войне ослеп,

Водил смычком над тёмной скрипкой,

Как будто резал чёрный хлеб…



Алексей Решетов «Я помню…»[1]

Нина Петровна Бабикова родилась 11 мая 1935 года в с.Батурино Шадринского района. Сами родители Нины – с Осиновки. Поэтому решили переехать поближе в малой родине – на отделение Окуневское (ныне с.Зауральское).

Нина Петровна вспоминает, что в войну как-то было легче. А вот после войны наступил страшный голод. «Ели всё. Ели «пучки», «кислятку», «калачики»4, «мочевину». Кобылятник парили в чугунке на печи. Из мороженого картофеля делали лепешки. Ели даже жабрей! От него отнимались ноги, но всё равно ели. С малых лет бегали на прополку – драли руками осот и березку на полях. За это давали хлеб. В составе, правда, было всё подряд. Хлеб был черным, тяжелым, попадались крупные зерна. Держали корову, кур, овец. Но так как надо было сдавать в совхоз молоко, мясо, яйца, то самим оставалось мало. Варили кисель из овса. Собирали яйца грачей… Иногда в доме был сахар…».

Нина Петровна пошла в школу на отделении Окуневское и закончила 4 класса. Работала в совхозной столовой. 5-7 классы закончила в Майской школе. А 8й класс уже заканчивала в вечерней школе. «Школа начальная тогда была в здании нынешней конторы совхозной. 4х классов было два, учились в две смены. Первого учителя звали Предеин Евгений Яковлевич. Писали на разных бумажках, между строк на газетах. Иногда на старых книгах тож между строк. Тетрадей не было в начальной школе. Гусиное перо заготавливали дома сами. Да и чернила тоже – ягоды с крушины собирали. Они черные такие. Их парили. И добавляли сажу. Вот и чернила получались. Учебник был один на 2-3 человека…».

Летом в свободное время всей толпой ребятишки бежали купаться на водоем возле села. По окончании восьмилетки Нина Петровна работала прицепщицей на тракторе в совхозе.

«Помню, как закончилась война…. Радио было тогда только у Воронцова Ивана. Вытащил он его на улицу…. Помню голос Левитана…».



1.4 «Качались на качулях». Из воспоминаний Галины Петровны Хухаркиной

Что-то всё тяжелее ночами.

Спой, соловушка, спой мне, дружок,

Чтобы я отдохнул от печали,

Чтобы юность припомнить я смог.


Алексей Решетов «Что-то всё тяжелее…»[1]

Галина Петровна Хухаркина родилась 7 октября 1939г. на отделении Окуневское (ныне – с.Зауральское). В семье их было пятеро детей – четыре девчушки и один мальчишка. Отца призвали на фронт в 1941г. Маме было тогда всего 28 лет. Из детства Галина Петровна помнит «разнообразие» еды и то, что учиться было некогда.

«Мы ели паслён, «калачики», на болотах драли «пучки». Про ягоды и грибы и говорить не стоит – запасались на зиму. А когда играли в «куколки» (палочки тряпками обматывали – вот тебе и кукла), то готовили кашу из кирпичей. Крошили их. И ведь ели! И жабрей ели. А ведь он ядовитый. А всё равно ели…».

Семья жила в небольшом четырехстенке. Спали ребятишки на соломенном матраце. Электричества не было годов до 50х. А значит и свет в домах давали свечи да лучины. Поэтому ложились спать рано, с заходом солнца. И вставали рано, с первыми лучами. Хлопотали по хозяйству. Держали коров, овец, кур. В школу пошла в 7 лет в селе. А после занятий в школе – все спешили на поле. Галина работала в поле с 9 лет – пололи хлеба. Первые 4 класса училась в местной школе, а 5,6,7 – в Майской. Вот только после 7го класса школу бросила, надо было работать. Продолжила образование Галина лишь через 7 лет, а в 1964г. окончила 10й класс. А потом поступила в Качусово в техникум, закончила его и вернулась работать в родной совхоз.

«Помню, сдали как-то свиней. Рублей на триста. И накупили тогда сладостей…. А примерно в 46м нам купили «велик»! А так куда – на товарняках ездили…. А играли? Играли в «прятки». Скакали через веревочку, висели на турниках. А летом обязательно качались на «качулях»….



1.5 «Лог с водой». Из воспоминаний Лидии Петровны Чумаковой

Война прошла, прошла война,

Но барабанным перепонкам

Казалась странной тишина,

Обманчивой, чрезмерно полной.


Алексей Решетов «Война прошла…»[1]

Лидия Петровна Чумакова родилась 8 апреля 1941 года на отделении Окуневское. Младшая из сестер, тем не менее, она сохранила в памяти те тяжелые времена. Как и её сестры Нина, Валя и Галя, Лида работала в поле после школы за паек хлеба. Так же она захватила самый голод после войны. Из любимых блюд Лидия Петровна вспоминает ягоды с молоком, щавель и пиканы. Иногда мама давала немного сахара. И хлеб был тяжелым, жестким и черным. А игрушками были черепки от посуды, баночки и самодельные куклы. В школу она ходила в селе, где ныне располагается совхозная контора. А учительница Вера Ивановна Шерстобитова справлялась одна сразу с четырьмя классами. Были тетради чистые, учебники, правда, один на двоих. А писали перьевыми ручками, которые очень берегли.

Когда Лиде было 11 лет, семья переехала в Скоробогатово. Туда Лида и пошла в 5й класс. Но через год семья вернулась на отделение Окуневское. Лида была вынуждена перейти учиться в Майскую школу, где жила в интернате.

«Ездили иногда на учебу с тракторами. Дорог тогда не было. Посередине дороги был лог, которых осенью и весной заливало водой. Лог надо было переходить пешком. Снимали обувь, обмотки, шли по ледяной воде, неся обувь в руках. А потом снова обувались и продолжали свой путь…. А у подруги мама работала в Майском продавцом. Когда мы к ней заходили – она давала нам кусочек сахара…».



1.6 «И вот нравился он мне». Из воспоминаний Раисы Ивановны Гусевой

- Спой песню мне, мама, 

Тихонечко спой, 

О детстве ушедшем, о доме, 

Про первую горечь, про слезы мои, 

Про первые вешние звуки любви…


Василий Малашенко «Спой»[2]



Раиса Ивановна Гусева родилась 15 октября 1939 года в деревне Скоробогатова.

«Отец Иван Александрович Неволин был призван на войну в 1941 году. Служила и сестра – Антонида. И тятя и сестра вернулись с войны. А мама работала в поле. Очень была работящая. А в школу когда я пошла – одеть-то было и нечего. На ногах были обутки5, ну что-то типа галош, только с меховой отторочкой. А сумка была тряпичная, самосшитая. Платье домотканое, грубое, мне было большое. А сверху фуфайка. Но мы многие так ходили…. Школа у нас была большая. Классы были и «А» и «Б»человек по 30-40. 7 лет проучилась. Кто не местный – жили «на квартирах» - пускали местные. Не было интернату…. Нам давали учебники в школе. На урок. У каждого свой был. И тетради были. Писали в тетрадях перьями, гусиными, дома делали. А чернила давали учителя. Они их делали в школе из сажи и какого-то жира. Были у нас чернильницы-непроливайки. Были даже «промокашки»6, циркули, линейки и ластики…. Первую учительницу звали Анна Павловна. А фамилию не помню уже. Но любимым был математик. Он потом еще директором стал. Только вот тоже имя забылось…».

После школы бежали в колхоз – пасли скот, косили сено, скирдовали сено и солому. А летом бежали на речушку Березовку. Зимой катались на лыжах на уроках физкультуры. Гоняли мяч, скакали на скакалках, играли в «Палочки», «Отгадалки».

«С нами в школе учились дети молдован и гагаузов7, которые здесь работали. Болтали они на нашем и иногда на своем языке. Веселые были. Всё пели. А был мальчик гагауз Федя. И вот как увидела…. И вот нравился он мне…».



1.7 «Катанка». Из воспоминаний Ольги Федоровны Толмачевой

А по ночам мне снятся горы,

Они зовут меня домой,

Но в двери заперты затворы,

И не увижу спуск крутой…

Masmekh «А по ночам мне снятся горы» [5]

Ольга Федоровна Толмачева родилась 8 октября 1942 года в селе Кулунда Алтайского края. Отца забрали на фронт в год рождения Ольги – в 42м. В семье было четверо детей. Мама работа в колхозе. Ребятам отдыхать тоже было некогда – учились в школе, помогали на полях. В послевоенное время было особенно голодно. Ребята собирали травы, ягоды и грибы. Из одуванчиков готовили варенье и салат. Кушали «калачики», крапиву, щавель, ревень. Дом был построен из дерна, уложенного слоями. Дерн нарезался кусками размером с кирпичи. Дом представлял собой полуземлянку8. А печь топили высушенными коровьими лепешками, которые предстояло насобирать ребятишкам.

В школу начинали ходить в сентябре-октябре. Ольга Федоровна пошла в школу в 1949 года, закончила 4 класса и пошла работать. Школьные принадлежности были все: и тетради, и ручки, и чернила заводские. У каждого были свои учебники.

Но самое веселое время наступало тогда, когда можно было поиграть. А играли в прятки или загоняли в лунки пуговицы. «А мяч был – катанка9. Чесали мы корову, вычесанную шерсть скатывали в клубок – вот и мяч…».







1.8 «Куклы из глины». Из воспоминаний Нины Ильиничны Матюниной

Я из черного теста,

Из пепла войны.

И стихи мои, как погорельцы, грустны.

Лишь закрою глаза,

И опять я – малец,

В неокрепшее темечко

Метит свинец.

И несет почтальон

На потертом ремне

Безотцовщину черную

Брату и мне.

Алексей Решетов «Я из черного теста…»[1]



Нина Ильинична Матюнина родилась 19 декабря 1932 года родилась в деревне Первомайской. К началу войны Нине было 8 лет.

«Нас было трое…. Работала я с 11 лет. Работала на посевной. Возила на быках зерно. Работала на комбайне. Вязала скирды. Забирали прямо из школы нас в поле – полоть осот. Срезали осот литовками. Боронили на быках. Училась я в Шуткиной. В 41м прибыл какой-то представитель района и объявил, что война… Валера служил в Бухенвальде, Володя – в Чехии…».

Тяжелым было военное время. Еды всегда не хватало. Ели «калачики», пиканы, пучки. Собирали на полях колоски, тихонько, чтоб не попасться. Лазили на комбайны, воровали зерно. Зимой ели мороженую картошку. На неделю на семью выдавали 1,2 кг муки. Многие умирали с голоду. Детей отправляли в детские дома. Пешком ходили на станцию (станция Каргаполье) покупать вареное молоко и жидкое мыло. «Сахара не помню. Белая сахарная свекла вместо сахара…».

«А в школу ходили…. Тетради не помню. Писала на какой-то бересте да корочках. Перьями гусиными. А чернил не было. Свекольный сок да в него уголь…. Карандашей не было… Закончила 5 классов. Немку ненавидели, не помню как звали… А учительница начальных классов нас к себе домой брала, кормила…».

«А игр не помню. Но играли. В жару, часов с десяти до двух. И кукол лепили. Из глины…».

2.Жизнь современных детей

Мы познакомились с детьми 30х и 40х годов XX века, мы «заглянули» лишь слегка в их детство и поняли, насколько сильно оно отличается от детства современных детей. Мы составили график работы, познакомились и побеседовали с людьми, детство которых пришлось на военное время. От рассказов этих людей в наших глазах стояли слезы. И тогда мы решили создать небольшую анкету, куда поместили вопросы о некоторых аспектах жизни современного ребенка.

Проведя анкету10 с простыми вопросами о питании, игрушках и играх детей XXI века, мы поняли, насколько большая пропасть между этими поколениями. Обилие продуктов питания, не всегда полезных для молодого организма, разнообразие игрушек, наличие гаджетов – можно выразить одним словом «пресыщенность». Питание же детей тех далеких лет можно выразить словом «голод», а развлечения – словом «отсутствие». Зато присутствовало много работы, что абсолютно не мешала учебе.

Но когда мы обсуждали результаты нашей работы в классе, то особая дискуссия получилась на тему «Человек». Эти дети не озлобились, они, наоборот, потянулись к людям. Эти дети не стали праздны, они и по сей день трудятся, не покладая рук. Эти дети не разучились радоваться. Они и сейчас умеют шутить, любить, дорожить, надеяться на лучшее, верить в чудеса.

Во время обсуждения итогов работы мы вывели проблемы современных детей.

- нам тяжело общаться в реальном мире;

- мы не умеем дружить;

- нам сложно самостоятельно себя занять и развлечь;

- мы имеем много зачастую ненужной информации.

Но во многом мы похожи. Мы тоже дети. Мы верим в чудеса. Мы хотим мира!



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суровые 1940е. За 1941-1945 годы по району ушли на фронт 12 300 каргапольцев, из них 171 коммунист, 882 комсомольца, свыше 100 женщин. 245 человек были призваны в трудовую армию. 8 500 человек не вернулись с войны. Каргапольцы оставили о себе славную память на страницах истории, получили медали за оборону советских городов, за освобождение Европы от фашизма, 9 человек заслужили «Героя Советского союза», четверо получили Орден Ленина и более 80 человек стали кавалерами орденов Славы [4]. Но где данные о детях войны? Об их военном, страшном, голодной детстве. Да и было ли оно у них, детство?

Мы провели исследование и выяснили: да, детство во время войны было. Ребята ходили в школу, выводили буквы и цифры на бумаге, учились читать и писать, читали книги. У них были школьные друзья. Все вместе они работали на полях после уроков, помогая взрослым. Дети играли в игры, создавая игрушки из подручных предметов. Многие из них нам знакомы – «резиночка», «прятки». Но поразило нас то, что ни один не упомянул игру в «войнушку». Возможно, её не было. А возможно, об этом не хотелось говорить. Зато были лакомства – сахар, сладкие и кислые травы. А уж вкус конфет, бывших редкостью, многие помнят до сих пор.

За время войны для Красной Армии в районе было собрано 544 кг печенья, 41 кг мяса, 8 кг масла, 18 кг сахара. В 1943 году для воинов было изготовлено 1382 пары варежек, 53 пары валенок, 51 полушубок. С подарками бойцам был отправлен эшелон. [4] Нам остается только догадываться, сколько детского труда было вложено в эти и другие цифры. Сколько детских слёз, надежд и трудов было вложено в Победу….









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. А.Решетов, стихи из книги «Чаша». Международный литературный клуб «Омилия» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://omiliya.org/article/aleksei-reshetov-stikhi-iz-knigi-chasha.html

  2. Дети о войне. Чтобы помнили // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/70letdyatlovo/deti-o-vojne/stihi-o-vojne

  3. Словари и энциклопедии. Академик // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/

  4. Стихотворения об Алтае. Aforizmov.net // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aforizmov.net/stihi/tags/altay/

  5. Ступени времени. Г.Плеханов. – Курган. Изд. «Зауралье», 2009. – 448с.

  6. Что мы знаем о Великой Отечественной? Известные и малоизвестные факты. Аргументы и факты // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aif.ru/dontknows/chto_my_znaem_o_velikoy_otechestvennoy_izvestnye_i_maloizvestnye_fakty

  7. Яндекс.Картинки // [Электронный ресурс]. Поисковая система «Яндекс» – Режим доступа: https://yandex.ru/images/?lr=53












Приложение №1


Примерный список вопросов

  • Что вы кушали в детстве?

  • Любимое блюдо детства?

  • Сколько классов закончили?

  • Сколько детей было в вашей семье?

  • Как звали первого учителя?

  • Опишите свою классную комнату и школу.

  • По каким учебникам вы учились?

  • В какие игры играли?

  • Какие у вас были игрушки?

  • Чем и на чём писали?

  • Как проводили свободное время?


Основные изучаемые темы

  1. Питание в период детства.

  2. Обучение в школе и школьные принадлежности.

  3. Игрушки и игры детства.












Приложение №2

Анкета

«Современное детство»

  1. Какие блюда вы кушаете?

  2. Какие из представленных растений Вы пробовали? (нужное подчеркнуть, можно дополнить список): крапива, щавель, ревень, пиканы, «калачики», паслён, яблоки, крыжовник, вишня, одуванчик, лопух, подорожник, ирга.

  3. Какие игрушки у Вас любимые?

  4. В какие игры Вы играете?



Всего опрошено: 12 человек (5 девочек, 7 мальчиков).

Результаты анкетирования

  1. Современные дети указали, что кушают: супы (12чел.), пюре (12чел.), каши (12чел.), блюда из рыбы (12чел.), блюда из мяса (12чел.), блюда из грибов (12чел.), конфеты (12чел.), молоко и молочные продукты (12чел.), варенье (11чел.), повидло (9чел.), чай с сахаром (12чел.), кофе с сахаром (7чел.), ягоды: малина (10чел.), крыжовник (8чел.), смородина (7чел.), паслён (5чел.), ирга (7чел.), фрукты: бананы (12чел.), яблоки (12чел.), груши (12чел.), помело (2чел.), ананасы (3чел.), кедровые орехи (5чел.), крабовые палочки (5чел.), чипсы (12чел.), кириешки и сухарики (12чел.), лимонады и газировка (12чел.).

  2. Из предложенных вариантов растений ребята пробовали: крапиву (12чел.), щавель (12чел.), ревень (5чел.), пиканы (10чел.), «калачики» (8чел.), паслён (7чел.), яблоки (12чел.), крыжовник (12чел.), вишню (12чел.), одуванчик (12чел.), лопух (10чел.), подорожник (11чел.), иргу (12чел.), березовые листья (10 чел.), цветы сирени (12чел.).

  3. Любимые игрушки: планшет/компьютер (10чел.), куклы (4чел.), оружие (4чел.).

  4. Современные дети указали, что играют в следующие игры: компьютерные, подвижные: «Вышибалы», «Классики», «Реезиночка», «Выше ноги от земли», «Прятки», «Волк и зайцы», «Шанс», «Съедобное/несъедобное».


Приложение №3




Дома из дёрна (Алтайский край). Современность



Приложение №4





Валяный мяч

1 Данные взяты из статей «Аргументы и факты» / электронный ресурс

2 То же что прицеп у небольшого трактора.

3 Маленький легкий трактор.

4 Название некоторых растений семейства мальвовых, название дано по форме плодов

5 Изготовленная в домашних условиях обувь, часто в нее набивалась солома или мех, чтоб не промерзала.

6 Промокательная бумага для пера или перьевой ручки, чтоб снять излишки чернил

7 Тюркская народность, проживают в Молдавии и прилегающих к ней районах Украины и Болгарии.

8 См.Приложение №3

9 Название войлочного мяча из коровьей шерсти, см.Приложение №4

10 Результаты анкеты см. Приложение №2

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!