Автор проекта:
учитель -логопед
Стародубцева Оксана Юрьевна
МБДОУ « Детский сад №1
г. Льгова»
ПРОЕКТ
" Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста как метода коррекции речевых нарушений"
Актуальность проекта
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо развитие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического , связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
Логосказки занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений .
Методическое обоснование
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики.
Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с воспитанниками дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Логосказка - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка.
Как пишет И.В. Вачков , сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Цель проекта:
коррекция и развитие речи дошкольников через использование логопедических сказок.
Задачи:
1 . Научить при помощи логосказок развивать все стороны речи.
2. Совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
3. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.
4. Развивать грамотную и связную речь воспитанников старшего дошкольного возраста.
5. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом.
6. Вовлекать родителей в единое пространство «семья - детский сад».
7. Воспитывать нравственные качества и умение действовать в коллективе.
Тип проекта:
По составу участников : индивидуально-подгрупповой (для воспитанников)
групповой ( для родителей и педагогов)
По сроку реализации: долгосрочный (в течение двух лет- с сентября 2017г. по апрель 2019г .)
По целевой установке:
практико - ориентированный
Участники проекта:
Р уководитель – учитель-логопед О.Ю.Стародубцева
Дети старших групп №1 (гр.№8), №2 (гр.№5) и подготовительной к школе группы №7 , имеющие ФФН
и посещающие логопедические занятия
Воспитатели групп
Родители детей
Прогнозируемые результаты:
Развитие речи дошкольников – логопатов:
• успешное овладение грамотной и связной речью;
• выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
• использование образных выражений при пересказе сказок;
• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
• грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• усиление интереса к занятиям;
• доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу; •повышение культурного уровня старших дошкольников.
I этап проекта (подготовительный):
1. Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
2. Подготовка материальной и методической базы.
3. Разработка критериев эффективности проекта.
4. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
5. Определение личного вклада каждого участника проекта.
II этап проекта (основной):
1. Разработка цикла авторских сказок и апробация их в проекте.
2. Проведение занятий, бесед с детьми.
3. Оформление сборников логосказок родителями и детьми.
4. Подбор дидактического материала по следующим видам логосказок:
- Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику).
- Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
- Фонетические ( уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
- Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
- Сказки, способствующие формированию связной речи.
- Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
5. Проведение консультаций для педагогов и родителей.
Артикуляционные сказки
Сказка «Лиса и Колобок» (звуки Л–Ль)
Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала (язык вправо – влево ). Навстречу ей колобок (надули щеки). Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).
И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и спой свою песенку (Язык чашечкой ).
Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила (Убрать чашечку в рот).
Пальчиковые сказки
Фонетические сказки
Лексико-грамматические сказки
Про посуду (словообразование)
Рассуждала как-то сахарница: — Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных. — Да, да — подхватила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю! — Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — отозвался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!
Т. Шуйская
Сказки, способствующие формированию связной речи
Сказки-связки
Сказки для обучения грамоте
о звуках и буквах
Сказка «Теремок букв»
Стоит в поле теремок, он не низок не высок.
Буква А к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит.
-Кто, кто в теремочке живет? -Кто, кто в невысоком живет?
Никто не отвечает букве А . Зашла она в теремок и стала жить.
Стоит в поле теремок, он не низок не высок.
Буква У к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит.
- Кто, кто в теремочке живет? - Кто, кто в невысоком живет?
В окошке теремочка появляется буква А. «Это я, буква А. А ты кто?»
«Я, буква У, пусти меня к себе жить».
(Аналогично к теремку подбегают другие гласные буквы).
Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют.
III этап проекта (заключительный):
1. Изучить логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева):
а). Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») ( О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С.Ф. Савченко).
б). Логосказки - тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями ( авторские сказки учителей - логопедов:
Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской)
в). Логосказки с моделированным содержанием (Т. А.Ткаченко).
2. Презентация проекта – итоговое мероприятие, театрализация мини – сказки, составленной детьми с учителем-логопедом. Фотосессия. Выставка по теме проекта.
3. Анализ достигнутых результатов .
Результативность:
- Воспитанники успешно овладели грамотной и связной речью.
- Правильнее употребляют лексико-грамматические категории.
- У детей значительно улучшилось звукопроизношение.
- Появилась мотивация к занятиям.
- Создалось плодотворное, конструктивное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Продукт проекта: «Книга логопедических сказок»
Востребованность проекта: проект может быть использован в условиях детских садов, школ, логопунктов.
Распространение опыта: презентация проекта на сайте МБДОУ "Детский сад №1 г. Льгова", в интернет - сообществах.
Выводы : поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.