СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ "Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста как метода коррекции речевых нарушений"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация проектной деятельности логосказки

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ "Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста как метода коррекции речевых нарушений"»

 Автор проекта:  учитель -логопед  Стародубцева Оксана Юрьевна МБДОУ « Детский сад №1 г. Льгова»   ПРОЕКТ

Автор проекта:

учитель -логопед

Стародубцева Оксана Юрьевна

МБДОУ « Детский сад №1

г. Льгова»

ПРОЕКТ

" Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста как метода коррекции речевых нарушений"

 Актуальность проекта В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо развитие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического , связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.  Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Логосказки  занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений .

Актуальность проекта

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо развитие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического , связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Логосказки занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений .

 Методическое обоснование На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с воспитанниками дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Логосказка  - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. Как пишет И.В. Вачков , сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Методическое обоснование

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики.

Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с воспитанниками дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Логосказка - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка.

Как пишет И.В. Вачков , сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Цель проекта:   коррекция и развитие речи дошкольников через использование логопедических сказок.

Цель проекта:  

коррекция и развитие речи дошкольников через использование логопедических сказок.

Задачи: 1 . Научить при помощи логосказок развивать все стороны речи. 2. Совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. 3. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий. 4. Развивать грамотную и связную речь воспитанников старшего дошкольного возраста. 5. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом. 6. Вовлекать родителей в единое пространство «семья - детский сад». 7. Воспитывать нравственные качества и умение действовать в коллективе.

Задачи:

1 . Научить при помощи логосказок развивать все стороны речи.

2. Совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

3. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.

4. Развивать грамотную и связную речь воспитанников старшего дошкольного возраста.

5. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом.

6. Вовлекать родителей в единое пространство «семья - детский сад».

7. Воспитывать нравственные качества и умение действовать в коллективе.

 Тип проекта:  По составу участников : индивидуально-подгрупповой  (для воспитанников) групповой ( для родителей и педагогов)    По сроку реализации: долгосрочный (в течение двух лет- с сентября 2017г. по апрель 2019г .)    По целевой установке:  практико - ориентированный

Тип проекта:

По составу участников : индивидуально-подгрупповой (для воспитанников)

групповой ( для родителей и педагогов)

 

По сроку реализации: долгосрочный (в течение двух лет- с сентября 2017г. по апрель 2019г .)

 

По целевой установке:

практико - ориентированный

Участники проекта:  Р уководитель – учитель-логопед  О.Ю.Стародубцева   Дети старших групп №1 (гр.№8), №2 (гр.№5) и подготовительной к школе группы №7 , имеющие ФФН  и посещающие логопедические занятия        Воспитатели групп  Родители детей

Участники проекта:

Р уководительучитель-логопед О.Ю.Стародубцева

Дети старших групп №1 (гр.№8), №2 (гр.№5) и подготовительной к школе группы №7 , имеющие ФФН

и посещающие логопедические занятия

Воспитатели групп

Родители детей

Прогнозируемые результаты:  Развитие речи дошкольников – логопатов: • успешное овладение грамотной и связной речью; • выразительное интонирование детьми голосов героев сказок; • использование образных выражений при пересказе сказок; • выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок; • грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка; • совершенствование звуковой стороны речи; • усиление интереса к занятиям; • доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу; •повышение культурного уровня старших дошкольников.

Прогнозируемые результаты:

Развитие речи дошкольников – логопатов:

• успешное овладение грамотной и связной речью;

• выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

• использование образных выражений при пересказе сказок;

• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

• грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• усиление интереса к занятиям;

• доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу; •повышение культурного уровня старших дошкольников.

 I этап проекта (подготовительный): 1. Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов. 2. Подготовка материальной и методической базы. 3. Разработка критериев эффективности проекта. 4. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта. 5. Определение личного вклада каждого участника проекта.

I этап проекта (подготовительный):

1. Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

2. Подготовка материальной и методической базы.

3. Разработка критериев эффективности проекта.

4. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

5. Определение личного вклада каждого участника проекта.

II этап проекта (основной): 1. Разработка цикла авторских сказок и апробация их в проекте. 2. Проведение занятий, бесед с детьми. 3. Оформление сборников логосказок родителями и детьми. 4. Подбор дидактического материала по следующим видам логосказок:  Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику).  Пальчиковые  (развивают мелкую моторику, графические навыки).  Фонетические ( уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки). Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).

II этап проекта (основной):

1. Разработка цикла авторских сказок и апробация их в проекте.

2. Проведение занятий, бесед с детьми.

3. Оформление сборников логосказок родителями и детьми.

4. Подбор дидактического материала по следующим видам логосказок:

  • Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику).
  • Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
  • Фонетические ( уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
  • Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).

 Сказки, способствующие формированию связной речи.  Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами). 5. Проведение консультаций для педагогов и родителей.
  • Сказки, способствующие формированию связной речи.
  • Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

5. Проведение консультаций для педагогов и родителей.

 Артикуляционные сказки Сказка «Лиса и Колобок» (звуки Л–Ль) Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала (язык вправо – влево ).  Навстречу ей колобок (надули щеки). Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу). И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и спой свою песенку (Язык чашечкой ). Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила  (Убрать чашечку в рот).

Артикуляционные сказки

Сказка «Лиса и Колобок» (звуки Л–Ль)

Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала (язык вправо – влево ). Навстречу ей колобок (надули щеки). Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).

И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и спой свою песенку (Язык чашечкой ).

Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила (Убрать чашечку в рот).

Пальчиковые сказки

Пальчиковые сказки

Фонетические сказки

Фонетические сказки

Лексико-грамматические сказки Про посуду (словообразование) Рассуждала как-то сахарница: — Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных. — Да, да — подхватила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю! — Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — отозвался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!    Т. Шуйская

Лексико-грамматические сказки

Про посуду (словообразование)

Рассуждала как-то сахарница: — Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных. — Да, да — подхватила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю! — Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — отозвался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

Т. Шуйская

Сказки, способствующие формированию связной речи Сказки-связки

Сказки, способствующие формированию связной речи

Сказки-связки

Сказки для обучения грамоте о звуках и буквах Сказка «Теремок букв» Стоит в поле теремок, он не низок не высок. Буква А к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит. -Кто, кто в теремочке живет? -Кто, кто в невысоком живет? Никто не отвечает букве А . Зашла она в теремок и стала жить. Стоит в поле теремок, он не низок не высок. Буква У к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит. - Кто, кто в теремочке живет? - Кто, кто в невысоком живет? В окошке теремочка появляется буква А. «Это я, буква А. А ты кто?» «Я, буква У, пусти меня к себе жить». (Аналогично к теремку подбегают другие гласные буквы). Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют.

Сказки для обучения грамоте

о звуках и буквах

Сказка «Теремок букв»

Стоит в поле теремок, он не низок не высок.

Буква А к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит.

-Кто, кто в теремочке живет? -Кто, кто в невысоком живет?

Никто не отвечает букве А . Зашла она в теремок и стала жить.

Стоит в поле теремок, он не низок не высок.

Буква У к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит.

- Кто, кто в теремочке живет? - Кто, кто в невысоком живет?

В окошке теремочка появляется буква А. «Это я, буква А. А ты кто?»

«Я, буква У, пусти меня к себе жить».

(Аналогично к теремку подбегают другие гласные буквы).

Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют.

III этап проекта (заключительный): 1. Изучить логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева):   а). Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») ( О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С.Ф. Савченко).   б). Логосказки - тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями  ( авторские сказки учителей - логопедов:  Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской)  

III этап проекта (заключительный):

1. Изучить логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева):

а). Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») ( О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С.Ф. Савченко).

б). Логосказки - тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями ( авторские сказки учителей - логопедов:

Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской)

 

в). Логосказки с моделированным содержанием  (Т. А.Ткаченко).   2. Презентация проекта – итоговое мероприятие, театрализация мини – сказки, составленной детьми с учителем-логопедом. Фотосессия. Выставка по теме проекта. 3. Анализ достигнутых результатов .

в). Логосказки с моделированным содержанием (Т. А.Ткаченко).

2. Презентация проекта – итоговое мероприятие, театрализация мини – сказки, составленной детьми с учителем-логопедом. Фотосессия. Выставка по теме проекта.

3. Анализ достигнутых результатов .

Результативность: - Воспитанники успешно овладели грамотной и связной речью. - Правильнее употребляют лексико-грамматические категории. - У детей значительно улучшилось звукопроизношение. - Появилась мотивация к занятиям. - Создалось плодотворное, конструктивное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Результативность:

- Воспитанники успешно овладели грамотной и связной речью.

- Правильнее употребляют лексико-грамматические категории.

- У детей значительно улучшилось звукопроизношение.

- Появилась мотивация к занятиям.

- Создалось плодотворное, конструктивное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Продукт проекта:   «Книга логопедических сказок» Востребованность проекта:   проект может быть использован в условиях детских садов, школ, логопунктов. Распространение опыта: презентация проекта на сайте МБДОУ

Продукт проекта:   «Книга логопедических сказок»

Востребованность проекта:   проект может быть использован в условиях детских садов, школ, логопунктов.

Распространение опыта: презентация проекта на сайте МБДОУ "Детский сад №1 г. Льгова", в интернет - сообществах.

 

Выводы : поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.

 

 

   

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!