Городская научно-практическая конференция
Магнитогорского научного общества учащихся
«Первые открытия»
Направление: культура и традиции, искусствоведение
Тема: Как научить собаку новой команде «Дай лапу»
Учреждение: | МОУ «СОШ № 63», 2 класс |
Автор работы: | Серпков Кирилл Александрович |
Научный руководитель: | Галимбекова Ирина Узбековна, учитель начальных классов |
Магнитогорск
2017
Оглавление
Введение 3
1.Основная часть 5
1.1.Теоретическая часть 5
1.2.Социологический опрос 8
1.3.Практическая работа 9
Заключение 11
Библиографический список 12
Приложение………………………………………………………………………14
Введение
Издавна человек пытался приручить животных. Одни животные необходимы были ему как производители еды, других он использовал для передвижения и перевозки грузов. Какие-то животные служили ему для того, чтобы давать свою шерсть, шкуру. А собака человеку дала многое. Она защищала жилище, сопровождала в пути, помогала охотиться, была компаньоном, а потом стала и очень хорошим другом. Собака-одно из самых распространенных домашних животных. Мы любим собак за их общительность, смышленый ум, весёлый и игривый нрав.
Существует множество специальных собачьих пород: охотничьи, ездовые, собаки-охранники, спасатели, а также декоративные собаки. (Рисунок 1) Все эти собаки различаются не только своим внешним видом, но и разным нравом. Некоторые из них с легкостью поддаются дрессировке, понимают хозяина с полуслова, другие – упрямы, своевольны. Но все они верны своему хозяину, безгранично преданы ему. Но особенности породы собаки, ее характера необходимо учитывать при дрессировке.
Проблема: у меня есть собака по имени Таисия. Мой пёс знает множество команд, а лапу давать при мытье не хочет.
Цель: научить мою собаку новой команде «Дай лапу».
Задачи:
1) Узнать, какие виды дрессировки существуют.
2) Овладеть навыком дрессировки.
3) Выработать у себя терпение и настойчивость.
4) Добиться от собаки выполнения команды.
Методы исследования:
1) Метод анализа литературных источников, интернет-ресурсов.
2) Практическая работа.
3) Метод социологического исследования - анкетирование.
1. Основная часть
1.1 Теоретическая часть
Существует несколько предположений о том, откуда произошли собаки. Одни ученые считают предками домашнего пса волков и шакалов, другие думают, что единственный предок собаки - волк. Как людям удалось одомашнить волка? Есть две гипотезы. Первая - люди сами проявили инициативу в том, чтобы приручить дикое животное. Вторая версия говорит о том, что в поисках пищи, защиты и новой территории дикие волки сами пришли к людям.
Собаки были первыми животными, которые стали спутниками и верными помощниками людей. Как только первобытные люди открыли для себя сельское хозяйство, они сразу же начали разводить собак для различных полезных целей. Собаки охраняли жилища и домашнюю скотину, помогали охотникам и пастухам. В холодные ночи преданный четвероногий друг согревал хозяина своим телом. Древние раскопки говорят о том, что собак хоронили вместе с их хозяевами. (Рисунки 2, 3)
Со времен далекой древности существовало множество различных пород собак. На сегодняшний день в мире насчитывается 337 собачьих пород. У собаки, как и у человека, имеется пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. (Рисунки 4-7) Собака видит мир в сине-зеленых тонах, а ещё она может различать до 40 оттенка серого. Острый нюх-отличительный признак собаки. Он нужен ей для того, чтобы находить пищу, распознавать врагов и общаться с сородичами. Собака способна слышать те звуки, которые не под силу услышать человеку, а также различать музыкальные звуки. Наши четвероногие друзья чувствуют самое легкое прикосновение к их шерсти и очень любят, когда их гладят и почесывают. Восприятия вкуса у собаки неотделимо от восприятия запаха. Собаки очень любят сладости. Все эти особенности собак необходимо учитывать при дрессировке.
Дрессировка - целенаправленное обучение животного с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки. Дрессировка предполагает многократное повторение постепенно усложняющихся упражнений. Другими словами, дрессировка – это деятельность человека по формированию у животных каких-либо форм поведения, необходимых для управления ими в хозяйственных или иных целях. Человеку необходимо научить животное понимать его требования и выполнять необходимые ему действия в нужное для него время и в определенном месте.
Только участие человека в процессе научения дает право назвать этот процесс дрессировкой. Человек, как дрессировщик, определяет цель, формулирует задачи и в соответствии с этим организует процесс их осуществления, выбирая соответствующие методы и способы воздействия на животное.
Как известно, способностью к дрессировке обладают не только собаки. Человек научился дрессировать обезьян, слонов, китов и дельфинов, лошадей, свиней и кошек. Дрессируются и насекомые, например, пчёлы, птицы – кто не знает говорящих попугаев, даже крокодилы и моллюски. Ну а интеллект собак - научно доказанный факт. У собак хорошая память. Последние исследования подтверждают, что собака - очень разумный друг человека. Собаки способны «пародировать» мимику и жесты человека, а некоторые, особенно «одарённые» особи, даже произносить звуки, похожие на человеческую речь. Учёные говорят, что интеллект некоторых пород собак соответствует интеллекту трёхлетнего ребёнка. Это позволяет с успехом дрессировать собак и использовать их на службе в армии, в полиции, в службах спасения, а также в цирке. (Рисунки 8-11)
Таксы - это очень своенравные собаки. (Рисунок 12) Для дрессировки таксы следует запастись терпением. Излишней требовательностью при воспитании таксы можно добиться только обратного результата. Она может просто перестать что-либо воспринимать. Но мне повезло. Моя собака спокойная и покладистая. Любит поиграть, но не навязчивая.
1.2. Социологический опрос
В ходе проведения исследовательской работы я решил предложить различным людям ответить на ряд вопросов, чтобы узнать, как они относятся к собакам. В опросе принимали участие 5 взрослых и 8 детей. Результаты сведены в таблице ниже.
Таблица 1
Результаты социологического опроса «Как вы относитесь к собакам»
Вопрос | Да | Нет |
Любите ли вы собак? | 13 | 0 |
Знаете ли вы мультфильмы, где есть собаки? | 12 | 1 |
Есть ли у вас дома собака? | 4 | 9 |
Хотели бы вы поучаствовать в дрессировке собаки? | 9 | 4 |
Участникам опроса также было предложено написать известную им породу собак. Результаты опроса представлены в таблице ниже.
Таблица 2
Результаты социологического опроса «Какие породы собак вы знаете»
Овчарка | 2 |
Такса | 2 |
Пекинес | 1 |
Пудель | 1 |
Далматинец | 1 |
Хаски | 2 |
"Дворняжка" | 4 |
Вывод: люди любят и знают собак. Относятся к ним с теплотой и любовью, ведь это неизменная часть нашей жизни. Собаки уже давно стали нашими друзьями и партнерами, незаменимыми помощниками для инвалидов и людей с ограниченными способностями. Собака - друг человека!
1.3.Практическая работа
Существует несколько способов научить собаку команде «Дай лапу!» и можно перепробовать их все до получения нужного результата.
1-й метод обучения команде «Дай лапу»: собаку учат, используя лакомство. Питомца садят перед собой и показывают зажатое в кулаке лакомство. Щенок пытается достать его носом, а потом и лапой. Тогда нужно скомандовать: «Дай лапу» и взять лапу в сою руку. Её не нужно поднимать высоко, чтобы не испугать щенка. Потом щенка хвалят и дают лакомство.
2-ой метод обучения команде «Дай лапу»: собаку садят перед собой и дают команду: «Дай лапу». После этого лапу берут в свою руку и её поднимают до уровня плеча. После этого собаку нужно похвалить и дать лакомство.
3-й метод обучения команде «Дай лапу»: собаку также садят перед собой, чтобы она легко доставала до хозяина. Ей дают команду «Дай лапу» и легонько пальцами приподнимают собачью лапу и направляют её к другой руке. Это делается так, будто собака сама свою лапу вложила в ладонь человека.
Важные правила в обучении команде «Дай лапу!»:
1. Упражнения нужно повторять по нескольку раз в день, но не долго, а с перерывами.
2. Лучше всего это делать во время игры, чтобы у собаки на команду была позитивная реакция.
3. Со временем можно просто показывать или слегка касаться нужной лапы рукой.
4. За правильное выполнение всегда нужно хвалить и поощрять щенка.
5. Со временем угощение даётся всё реже, чтобы команда выполнялась за одну похвалу.
Для практической работы была выбрана собака по имени Тася. Это моя собака, она живет у нас уже 2,5 года. Появилась она у нас очень интересно: моя сестра Даша очень долго просила у родителей собаку, но они не соглашались. Однажды, когда мы гостили в деревне у бабушки, наши родители в тайне от нас купили таксу. На выходных они приехали к нам. Нашему счастью не было предела, когда из машины выпрыгнула собака. Она сразу побежала к нам и стала облизывать с ног до головы.
Наша собака очень умная, знает множество команд таких как: «ко мне», «место», «сидеть», «фу», «гулять», «лежать». А вот лапу давать не хочет.
Моя собака уже довольно взрослая, так что я решил заниматься с ней в усиленном режиме. Мы повторяли команду по нескольку раз в день, не пропуская ни одного занятия. (Рисунки 13-18) Я вёл дневник дрессировки. (Рисунки 19-23) Во время занятий было замечено, что результаты были более успешными, если собака была в хорошем настроении, энергичная, весёлая. Больше всего Тасе понравилось, когда мы использовали третий метод – подсказывали своей рукой, что надо делать. В результате проведенной работы моя собака научилась давать лапу по первому требованию в течении трех с половиной месяцев.
Заключение
Я провёл исследование, изучил историю происхождения собак, завел дневник дрессировки Таси и отмечал там её достижения и промахи. Изучил способы дрессировки и выбрал самый наиболее подходящий для моей собаки.
Вывод: Команда «Дай лапу» - не просто обучение забавному трюку. Это умение пригодится, когда собаке понадобится вымыть лапы после прогулки, почистить ногти или осмотреть ранки. Теперь мы используем эту команду не только при мытье лап, но и даже делаем ей маникюр.
Библиографический список
http://dressirovka-sobak.com/samostoiatelnaia-dressirovka-sobak/samostoiatelnaia-dressirovka-sobak-s-chego-nachat-dressirovku.html
http://djilda.ru/articles/dress-sobak/327-chto-takoe-dressirovka.html
http://vashipitomcy.ru/publ/sobaki/interesnoe/istorija_proiskhozhdenija_sobaki/24-1-0-332
http://povelitel-sobak.disksales.ru/?gclid=CjwKEAiAu6DBBRDDr6-e_6698E0SJACvuxnyD_lhDBAqQBeZ1atGS5MiIlQD80L-NPAob5SD3uThpRoCq_Xw_wcB
http://russian7.ru/post/20-samykh-umnykh-zhivotnykh/
http://www.8lap.ru/section/porody-sobak/4384/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85
http://free-office.net/shablony-powerpoint/
http://www.sbras.info/articles/overview/drevnyaya-sobaka-obitavshaya-33-tysyachi-let-nazad-na-altae-geneticheski-blizhe-k-
http://donovedenie.ru/blog/kakimi_byli_drevnie_sobaki/2013-02-25-178
http://www.tracer-md.com/novosti?subaction=showfull&id=1205696820&archive=&start_from=&ucat=1&page=novosti
http://interesting-information.ru/2015/12/kratkaya-informaciya-o-sobake
http://www.estiva.ru/ru/articles/relax/746/
http://www.yamoskva.com/node/8996
http://kaleidoskopkor.blogspot.ru/2013/11/blog-post_5834.html
http://dimon-camon.ru/radost_sobak/28387/
http://www.mydog.su/forum/sobaki-v-tsirke
http://blog.thezoo.ru/taksa/
http://www.allfun.md/article/36086
Приложение
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f4ea0c00d19/613228_1.png)
Рис.1. Многообразие собак
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f4ea0c00d19/613228_3.png)
Рис. 2-3. Собака в древности
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f4ea0c00d19/613228_7.png)
Рис. 4-7. Органы чувств собаки
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f4ea0c00d19/613228_11.png)
Рис. 8-11. Собаки на службе
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f4ea0c00d19/613228_12.png)
Рис. 12. Таксы
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f4ea0c00d19/613228_16.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f4ea0c00d19/613228_17.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f4ea0c00d19/613228_18.png)
Рис. 13-18. Я дрессирую Тасю
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f4ea0c00d19/613228_20.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f4ea0c00d19/613228_22.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f4ea0c00d19/613228_23.jpeg)
Рис. 19-23. Дневник дрессировки
19