Государственное учреждение образования
«Средняя школа №2 г. Чаусы»
Проект «Лучший двор» в рамках конкурса по озеленению и благоустройству территории «Украсим Беларусь цветами» в номинации «Цветочная скульптура»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_1.jpeg)
Автор: волонтерский отряд учащихся в возрасте 12-13 лет.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_2.jpeg)
Руководитель: Скицунова Елена Александровна,
учитель начальных классов
Адрес: 213206 Могилевская обл., г. Чаусы, ул. Болдина, д.22,
тел. 8022-4222554
Чаусы, 2016
«Театр начинается с гардероба,
а школа со школьного двора, потому что двор –это лицо школы».
Обоснование актуальности реализуемой деятельности и ее социальной значимости
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать что-то прекрасное.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г. Чаусы» построена в 1967 году. Общая площадь школьной территории – 1 га. На школьной территории расположены спортивная и игровая площадки, цветочные клумбы, кустарники, деревья, школьный сад.
Учащиеся и педагоги нашей школы работают над развитием и улучшением ландшафта пришкольной территории. Начало работы положено летом 2011 года. Был создан объект «Поляна мечты», установлены цветочницы, оформлена альпийская горка.
Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.
Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему.
Цель проекта:
1.Привлечение учащихся к участию в трудовой деятельности.
2.Формирование экологически грамотного и сознательного отношения к природе через развитие экологической культуры.
Задачи проекта:
1. Развивать наблюдательность и любознательность
2. Воспитывать умение видеть красоту природы
3. Развивать воображение и творческие способности
4. Воспитывать бережное отношение к природе
5. Прививать навыки экологически грамотного поведения
6. Воспитывать уважение к созидательной деятельности человека и негативное отношение разрушительной деятельности по отношению к природе.
Адресаты: учащиеся, волонтерский отряд учащихся ГУО «СШ №2 г. Чаусы» «Зеленый патруль» , организованный на летних каникулах.
Сроки реализации и критерии оценки эффективности
№ п/п | Название этапа | Цель | Срок выполнения |
1. | Подготовительный | Мотивация, целеполагание проекта. | Апрель 2016г. |
2 | Проектировочный | Построение ориентировочной схемы деятельности | Апрель 2016 г. |
3. | Практический | Реализация проекта | Апрель– сентябрь |
4. | Аналитико-коррекционный | Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений | Май – сентябрь 2016 г. |
5. | Заключительный | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития | Сентябрь |
План реализации проекта
Выявив актуальность этой проблемы для школы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, мы решили на практике реализовать свои планы. Наметили для себя программу действия.
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственный |
1. | Проведение анализа экологического состояния школьной территории | Учителя биологии |
2. | Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» | Классные руководители |
План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственный |
1 | Разработка коллективного проекта школьного двора: - составление плана озеленения и благоустройства школьного двора | Директор школы |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_4.jpeg)
План мероприятий практического этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственный |
1 | Приобретение семян и выращивание рассады | Учителя школы |
2 | Акция «Чистый двор» по благоустройству школьного двора | Классные руководители 5 – 11 классов |
3 | Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур | Учителя биологии, трудового обучения, классные руководители |
4 | Уход за посаженными цветочными культурами | Учащиеся |
5 | Разбивка цветника А) обработка почвы Б) обрамление клумбы В) проектирование расположения растений на клумбе с учетом подбора однолетних и многолетних растений Г) посадка растений Д) уход за клумбой | Учителя биологии, трудового обучения, учащиеся, работники школы |
6 | Оформление дорожки к альпийской горке | Учителя биологии, трудового обучения, учащиеся |
7 | Реконструкция альпийской горки (Приложение 1) | Учителя биологии, трудового обучения, учащиеся |
8 | Создание миксбордера из теневыносливых и хвойных растений вдоль дорожки при входе в школу (Приложение 2) | Учителя биологии, трудового обучения, учащиеся |
9 | Работа на школьной территории: А) обработка почвы; Б) высадка семян и рассады в грунт; В) прополка, полив декоративных культур | Группы сменного состава и трудовая бригада |
10 | Установка скамеек и цветочных вазонов (Приложение 4) | Работники школы, учитель трудового обучения |
Предполагаемые результаты, их социальная значимость
№ п/п | Предполагаемый результат |
1 | Организация социально-значимой общественной деятельности школьников |
2 | Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию |
3 | Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры |
4 | Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения |
5 | Создание благоприятных условий жизни |
6 | Привитие трудовых навыков и навыков экологически грамотного поведения в повседневной жизни |
Описание проекта
Вероятно, каждый из нас не раз задумывался, как обустроить его с наибольшей пользой для здоровья детей и взрослых. Школа – наш общий дом. Мы хотели внести свой вклад в изменение ландшафта небольшого уголка нашей малой родины – школьного двора. Приложить знания, максимум фантазии и частицу своей души – и территория около школы станет ещё прекраснее. Необходимо продолжать разбивать клумбы, создавать оригинальные композиции, очищать территорию от опавшей листвы.
Требования, предъявляемые к ландшафтному дизайну школьного двора.
Растения не должны быть ядовитыми, колючими, с сильным запахом (чтобы не вызывать аллергию), не должны иметь ни каких плодов и ягод, чтобы дети не ели их зелёными.
Не должно быть много деревьев и кустарников, чтобы не затенять территорию.
Высаживая цветы на клумбы, следует помнить, что цвет по-разному действует на учащихся: зелёный, жёлтый, синий – успокаивает, красный – возбуждает. Цветы лучше использовать яркие, жизнерадостные, привлекательные. Желательно преобладание низкорослых сортов цветов. Рекомендуемый перечень растений: хоста, астильба, бересклет, гейхера, флокс шиловидный, чистец шерстистый, обриетта культурная, армерия приморская, безвременник прекрасный, живучка ползучая
Работа по оформлению школьного двора ведется поэтапно.
Осенью в рамках акции «Чистый двор» не только учащиеся, но и сами учителя, убирают территорию школьного двора от опавших листьев.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_5.png)
Обработкой и посадкой рассады цветочных культур занимались все учителя. Из фонда школы выделялись деньги на приобретение семян цветов и раздавались учителям, которые выращивали их в своих кабинетах.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_6.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_7.jpeg)
Далее велась работа по разбивке цветника, обработке почвы, обрамлению клумбы, проектированию расположения растений на клумбе с учетом подбора однолетних и многолетних растений и наконец-то посадка растений. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также длительное цветение нашего двора. Каждый год цветники имеют различные композиционные решения и сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты. Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако наши насаждения хорошо спланированы и привлекательны на протяжении всего года и являются в полном смысле слова произведениями искусства. На протяжении всего периода практического этапа реализации проекта учащиеся, учителя и работники школы ухаживали за посаженными цветочными культурами
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_8.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_9.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_10.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_11.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_12.png)
Была проведена работа по реконструкция альпийской горки.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_13.png)
ДО ![]()
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_15.jpeg)
ПОСЛЕ
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_16.jpeg)
Были установлены скамейки, цветочные вазоны, а также клумбы собственного производства и произведена закладка тропинки из тротуарного камня.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_17.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_18.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_19.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_20.png)
![]()
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_22.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d1c461cfa6/530896_23.png)
Результаты проекта:
В процессе выполнения проекта достигнуты следующие результаты:
Формирование экологических знаний учащихся
Озеленение и благоустройство школьного двора
Реализация творческих находок способствует личностному росту каждого ученика;
Проявление фантазии, инициативы и трудолюбия у учащихся, учителей.
Создание интересных композиционных ансамблей.
Практическая значимость проекта:
Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников. Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными.
Использованные ресурсы и литература:
Журнал «Ландшафтный дизайн»
Готовые схемы красивых цветников и клумб http://101dizain.ru/gotovye-sxemy-cvetnikov-i-klumb/
Журнал «1000 советов» 2012-2013 гг.
Фотографии из личного архива.