Творческий проект
«Моя любимая буква»
Учитель – логопед
Рощина О.В.
2017 г.
Участники проекта: учитель – логопед, дети подготовительной группы, родителя, воспитатели.
Срок реализации: январь - март 2017г.
Тип проекта: краткосрочный.
Проблема.
В последнее время учителя начальных классов отмечают значительный рост детей со стойкими нарушениями чтения и письма. Дошкольники с нарушениями речи плохо запоминают зрительный образ буквы, часто путают похожие элементы. Они значительно дольше своих сверстников учатся читать и писать.
Проблема нарушений письменной речи у детей с нарушениями речи – одна из самых актуальных для школьного обучения, т.к.стойкие специфические нарушения чтения и письма неизбежно сказываются на успеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребенка. Возникают серьезные личностные изменения: неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, раздражительность, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Работу по профилактике нарушений письма и чтения необходимо проводить с того момента, когда дошкольник только начинает знакомиться с графическим изображением букв, а усвоение букв пойдет быстрее и эффективнее, если ребенок в процессе совместной творческой деятельности со своими родителями изготовит «любимую букву».
Данный проект осуществляется в подготовительной к школе группе под руководством учителя – логопеда, воспитателей подготовительной группы.
Цель проекта – развитие речи детей, подготовка их к обучению грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии.
Задачи проекта:
Дать детям знания о зрительных образах букв;
Научить различать звук и букву;
Сформировать звуковую сторону речи, познавательные способности и творческое воображение;
Расширять словарный запас детей;
Методы проекта:
Словесные: беседа, рассказывание, заучивание, слушание литературных произведений, отгадывание и придумывание загадок.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, азбук.
Игровые: дидактические игры «Придумай слово», «Определи место звука», «Подбери и назови», «Найди общий звук».
Практические: рисование, лепка букв, изготовление поделок.
Ожидаемые результаты:
Знание детьми букв алфавита.
Сформировать у детей навык чтения.
Развить фонематический слух. Умение детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
Повышать педагогическую культуру родителей по воспитанию детей (научить родителей одному из приемов изучения букв, тем самым показать широкие возможности для занятий с ребенком дома).
Развивать мелкую моторику рук, посредством раскрашивания, рисования, создания своих букв.
Развивать мышление и творческие способности.
Этапы проекта:
Проект осуществляется в три этапа.
Первый этап – подготовительный.
Подбор и изучение литературы по теме.
Консультации в уголок родителей «Учите, играя», «Как правильно учить читать», «Учит стихи с детьми», «профилактика дислексии, дисграфии».
Просьба к родителям о сотрудничестве и помощи в изготовлении букв, поиску материала, бесед с детьми о происхождении букв алфавита.
Второй этап – основной.
Сбор материала.
Проведение НОД по подготовке к обучению грамоте.
Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к чтению?», «Готов ли Ваш ребенок к письму?».
Разучивание стихов об изученной букве.
Рисование, лепка букв совместно с воспитателями.
Проведение ряда занятий: «Из истории алфавита», «Почему я хочу в школу», «моя любимая буква».
Рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках.
Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов.
Изготовление самодельной буквы детьми совместно с родителями.(взрослые вместе с ребятами изготовили первую букву своего имени или фамилии из различных материалов. Одни родители решили сшить объемные буквы, другие – вышить, третьи – сделать из картона, четвертые – из дерева и т.д.
Третий этап – заключительный.
Выставка работ «Моя любимая буква»