СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Моя малая Родина в творчестве Людмилы Брижаниной"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по литературному краеведению "Моя малая Родина в творчестве Людмилы Брижаниной" посвящен творчеству поэтессы из села Ая Людмилы Брижаниной. В своей работе ученица рассказывает об истории села Ая, жизни и творчестве Л.Брижаниной, а также выделяет тематические особенности стихотворений Л.Брижаниной.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя малая Родина в творчестве Людмилы Брижаниной"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Айская средняя общеобразовательная школа»



Направление: Литературное краеведение



«Моя малая родина

в творчестве Людмилы Брижаниной »






Работу выполнила:

Ощепкова Анна,

ученица 6а класса.

Руководитель:

Ярохина Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Айская СОШ»








Ая

2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………...…3

Основная часть ………………………………………………………………….…5

Глава 1. Моя малая родина – село Ая……………………………………………. 5

Глава 2. Жизнь и творчество Людмилы Васильевны Брижаниной……………..7

Глава 3. Стихотворения Л.В.Брижаниной, посвященные моей малой родине…8

Глава 4. Особенности стихов Л.В.Брижаниной, посвященных моему селу…….10

Заключение ………………………………………………………………………… 12

Список литературы………………………………………….………………………13















ВВЕДЕНИЕ

С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев.

Родина! Многострадальная наша земля. Ни один русский поэт не обошел стороной эту поистине вечную тему. Никто не остался равнодушным к теме родины в своем творчестве.

Мы с вами живем в очень большой, самой красивой стране, имя которой Россия.  Это наша Родина.

Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время стала всё более заметной постепенная утрата у детей чувства уважения и гордости за свою Родину.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И прежде всего – это малая Родина.

Знать историю своей малой Родины, значит знать историю своих предков, тех, кто своими делами и трудом прославлял свою малую Родину, а значит и Россию.

Поэты — счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Они помогают постичь великое чувство Родины. С особым чувством гордости воспринимаются мной стихи русских поэтов о Родине, мне интересна современная поэзия. Узнав, что у нас в селе живет поэтесса Л.В.Брижанина, прочитала ее стихи, которые были найдены в школьной библиотеке. Я с удовольствием читала стихи, которые посвящались моей малой родине, людям, которых я знаю.

Целью работы стало познакомиться с темой малой родины

в творчестве Людмилы Брижаниной.

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

  • Познакомится с историей моей малой родины;

  • Познакомится с жизнью и творчеством Людмилы Брижаниной;

  • Изучить стихотворения Брижаниной, посвященные моему родному селу;

  • Отметить особенности моего села в этих стихотворениях.

Методы исследования: изучение литературных источников, анализ, описание, обобщение, интервью.

Объектом исследования является образ моей малой родины.

Предметом исследования являются стихотворения Людмилы Брижаниной.

Практическая направленность исследования: возможно использование на уроках литературы, во внеурочной деятельности при проведении внеклассных мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.














ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Моя малая родина – село Ая.

Мое село было основано при заселении русскими поселенцами правого берега Катуни: в 1812 году переселились раскольники из Пермской губернии, а в 1822 году к ним присоединились оренбургские староверы.

Существуют легенды, рассказывающие об истории названия села.

Согласно первой легенде, люди, заселившие долину около двухсот лет назад, не могли долго придумать, как назвать им своё поселение. Собрались они вместе, стали придумывать. Шум, гам. Спор до самой ночи длился, но так и не смогли придумать ничего подходящего. Темно уже стало, начали люди расходиться. Кто-то споткнулся в темноте и сильно ударил ногу, от боли вскрикнув: «Ай!». Тут из-за туч и луна выглянула, как будто её позвали. Светло стало кругом, легче по домам будет идти. В благодарность жители село своё именем луны назвали — «Ай», что в переводе с алтайского значит «луна» или «месяц». Впоследствии, для более легкого произношения, село стали называть «Ая».

Согласно второй легенде, в давние времена жил хан Бабыр. У хана Бабыра была прекрасная дочь. Она очень любила природу и часто прогуливалась по окрестностям своего стойбища. Однажды девушка во время прогулки задумалась и не заметила, как ушла от своего дома далеко в горы. Очнувшись от своих мыслей, она увидела на высокой скале цветок необычайной красоты. Ей очень захотелось сорвать его. Ведь этот цветок был также прекрасен, как она сама. Только он мог достойно украсить ханскую дочь. И девушка совсем забыла об осторожности. Потянувшись за цветком, она сорвалась со скалы и полетела вниз, успев вскрикнуть: «Аи-я!». Так погибла красавица, а хан Бабыр от большого горя превратился в каменную глыбу, которая до сих пор стоит возле места трагедии. Люди, которые впоследствии заселили эту долину, услышав легенду, назвали своё поселение выкриком девушки — «АЙя». А чудесный цветок, за которым потянулась девушка, встречается в этих местах до сих пор. Этот цветок называется эдельвейс [1].

За свою историю село Ая помнит много людей, которые своими делами и трудом прославляли ее. Одной из известных людей села, стала и поэтесса Людмила Васильевна Брижанина, которая своими проникновенными стихотворениями воспевает красоту нашего села.



























Глава 2. Жизнь и творчество Л.В.Брижаниной.

Людмила Васильевна Брижанина родилась 11 июня 1930 года в Иркутске.

Росла с мамой Ангорской Анной Павловной, учителем литературы. Считает, что именно мама воспитала в ней внимание и интерес к окружающему миру – к природе, привила любовь к людям. Детство прошло вблизи Новосибирска, в Хакасии, на Алтае. Природу Алтая, Катунь считает своими родными.

С раннего возраста увлеклась стихами Пушкина, Лермонтова, Джамбулы Джабаева. Многие стихи помнит и по сей день.

Побывала на черноморском побережье.

Вся жизнь Людмилы Васильевны связана с Алтаем, ее родным селом Аей, с людьми, которые не оставили поэтессу равнодушной.

С 1945 начала учебу на рабфаке, которому посвятила впоследствии свой сборник «Рабфак и рабфаковцы».

В1948 году начала работать учителем начальных классов после 10 класса в селе Макарьев рудник.

В 1951 году окончила учительский институт в г.Горно-Алтайске.

В 1955 году окончила Новосибирский Педагогический институт.

С 1948 года работала учителем русского языка и литературы Айской средней школы, и проработала до 1991 года.

Стихи пишет с детства. Печаталась в районной газете «За изобилие», в республиканской газете «Звезда Алтая».

Продолжает вести активный образ жизни. Ее девиз – никогда не унывать.

В планах у Людмилы Васильевны издание еще одного сборника стихотворений, которые не вошли в изданные брошюры.

Тематика стихов Л.В.Брижаниной связана с природой, с людьми, их делами и чувствами, мечтами и раздумьями.




Глава 3. Стихотворения Л.В.Брижаниной, посвященные моей малой родине.

У Людмилы Васильевны есть 4 сборника:

«Алтай синеокий», 2008 год

«Алтай – мой край», 2010 год

«Рабфак и рабфаковцы», 2011 год

«Пойдемте на берег Катуни», 2013 год.

Л.В.Брижанина посвятила 62 стихотворения своему родному селу. Среди них выделяются стихотворения, посвященные красоте окружающих мест:

  • Из сборника «Алтай – мой край»: «Бабыр – хан», «Просто Ая», «На Катуне – реке», «Люби свое село».

  • Из сборника «Алтай синеокий»: «Ая», «Малая родина», «Айское озеро», «Когда Катунь особенно близка?», «Катунь осенью», «Родное село», «Катуни мне нравится», «Вечер в родном селе», «У Катуни – реки», «Катунь», «Пойдем на берег Катуни», «Катунь шумит», «Декабрьский день», «Пожелание».

  • Из сборника «Пойдем на берег Катуни»: «Катунь бежит, Катунь шумит», «Пойдем на берег Катуни», «На Катунью пройдите», «Катунь в моей судьбе».

Имеются стихотворения, родной школе и коллегам:

  • Из сборника «Алтай- мой край» - «Моей первой учительнице», «Детские глаза», «Сентябрь», «Внучка – ученица», «Выводы после классного собрания», «Дружбу берегите», «Каникулы, каникулы», «Спустя десять лет после школы», «Ученики о своей учительнице Зарубиной В.С.», «На день рождения Брижанину В. М.», «Последний звонок»

  • Из сборника «Алтай – синеокий» – «У школы», «Сентябрь постучался в окно», «Осень», «Я помню вас», «Девятикам», «Вам, десятики», «Школьные друзья», «Коллеге, уходящей на пенсию (В.Т.М.)», «Февраль», «С юбилеем, родная школа», «Л. А. Куксиной посвящается», «Сколько минуло февралей», «Озорное детство», «Интеллигенты», «Русский язык».

Есть стихотворения, посвященные односельчанам:

  • Из сборника «Алтай – мой край»: «Односельчанам», «Осенние зарницы», «Молотьба в ночь», «Учителю и гитаристу Зарубину П.Ф.», «На день рождения Буньковой Л.Г.», «Алене Ч.», «Его плечо».

  • Из сборника «Пойдем на берег Катуни»: «С 200 – летием, дорогие Айчане», «На юбилей Олечке».

  • Из сборника «Алтай синеокий»: «Подранки», «Наденьке М.».

























Глава 4. Особенности стихов Л.В.Брижаниной, посвященных моему селу.

Как рождается и из чего складывается образ родины в творчестве поэта-современника, какой видит свою родину живущий рядом с нами человек. При изучении стихов поэта, изданных в сборниках с 2008 года по 2013 год, были выделены особенности стихов Л.В.Брижаниной, посвященных родному селу.

Человек рождается в конкретном месте – деревне, поселке, городе. Это – его малая родина. Где бы впоследствии ни жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройти по родной улице, постоять у родного дома.

В стихотворениях показаны уникальные природные памятники:

  1. Айское озеро – «Жемчужина в горной чашине»:

  2. Река Катунь – «вода в Катуни малахит, когда осенний день стоит»;

  3. гора Бабыр-Хан - «как изваянье мирозданья, будто из сказки великан».

Рассказано о любимых местах села и сельских праздниках:

  1. Праздник улицы Советской – «Вдоль Катуни ниткой тянется улица Советская – пенсионная, рабочая и, конечно, детская»;

  2. Селу 200 лет – «села краше в крае нет».

В стихотворениях нашла отражение смена времен года в селе:

  1. Зима – «зимой пейзаж деревни неказист»;

  2. Весна – «весна бурливыми ручьями уже прошла»;

  3. Лето – «конец июля, разнотравье в цвете»;

  4. Осень – «Катунь мне нравится водою осени».

Стихами Людмила Васильевна призывает любить родину:

«Люби свой дом, люби свое село, Катунь и горы, что тебя взрастили!»;

«Человек с чужбины в край родной стремиться».

Выражает любовь и уважение к односельчанам:

«Учителю и гитаристу и Зарубну П.Ф»;

«На день рождение Буньковой Л.Г.»;

«Л.А.Куксиной посвящается»;

«Коллеге, уходящей на пенсию (В.Т.М.)»;

«Подружки»;

«Односельчанам».

Показывает тесные родственные связи:

«На день рождения Брижанину В.М.»;

«На юбилей Олечке»;

«Внучка-ученица»;

«Наденьке М.».
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнив поставленные в проекте задачи, можно сделать следующие выводы:

  1. История моей малой родины насчитывает уже 205 лет;

2. Одной из тех, кто описал мое родное село, стала Л.В.Брижанина. Познакомившись с ней, я нашла удивительно доброго человека с открытой душой и безгранично влюбленной в свою малую родину;

3. Л.В.Брижанина посвятила родному селу 62 стихотворения;

4. Описывая село, Л.В.Брижанина открывает для нас уникальные природные места, интересные места села, показывает село в разные времена года, выражает любовь и уважение к односельчанам, показывает тесные родственные связи и призывает любить и помнить свою малую родину.

Тема родины является главной в лирике Л.В.Брижаниной, следовательно, творчество поэтессы способствует воспитанию чувства любви к родине.

Образ Родины у каждого поэта свой неуловимый, но он может родиться только из любви к миру, к родине, к земле-матушке. Если мы научимся любить родину, то в этом и будет наша сила! Красота и обаяние лирики Л.В.Брижаниной в ее правдивости, искренности и задушевности.












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://ru.wikipedia.org/wikI\

  2. Брижанина Л.В. Алтай синеокий. – 2008 г.

  3. Брижанина Л.В. Алтай – мой край. – 2010г.

  4. Брижанина Л.В., Рюмина Л.Т. Рабфак и рабфаковцы. – 2011 г.

  5. Брижанина Л. Пойдемте на берег Катуни. – 2013 г.



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!