СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект"Музыка Военных лет"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект созданный для учеников старших классов, с целью приобщения подростков к музыке времен ВОВ

Просмотр содержимого документа
«Проект"Музыка Военных лет"»




Проект

тема: «Музыка Военных лет»















Выполнила:

Учитель музыки

Средней школы №78

Подря А.С.





Ульяновск 2017 г.





Содержание:


Введение

1.Описание проекта:

  • Обоснование актуальности и значимости проекта

  • Основные задачи проекта

  • Цели проекта

  • Новизна проекта

2.План подготовки к реализации проекта

3.Защита проекта на уроке музыки

4.Используемая литература

5.Приложения



















Введение

1.Описание проекта

Данный проект «Музыка Военных лет» разработан для учеников 7-х классов.

По продолжительности проект является краткосрочным – 5 недель

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время одной из главных задач школьных образовательных учреждений является патриотическое воспитание.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Идея создания проекта по теме «Музыка Военных лет» возникла после проведения блиц опроса (диагностики) детей, который показал, что у детей старшего возраста недостаточно знаний о событиях и композиторах Великой отечественной войны.

Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, - это не только хроника, летопись и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Все дальше в глубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать школьникам величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу - одна из задач патриотического воспитания.

Спустя много лет, когда война давно миновала, мы можем лишь поражаться той поистине магической силе музыки, способной воодушевить великое множество людей, вдохнуть в них веру в национальное достоинство и придать колоссальные силы так необходимые в тяжелейшее военное время.

Каждое время несет свои мысли, противоречия, трудности и испытания;

по - разному они осмысляются современниками, по- разному претворяются в произведениях искусства.

Задачи:

  1. Развивать умения анализировать исторические события

  2. Углубить знания о жизни и творчестве Д.Шостаковича

  3. Способствовать формированию гражданской и нравственной направленности личности, воспитанию у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны.

  4. Развитие в детях чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный героями страны.

Цель: формировать у учащихся музыкально-образное мышление на примере Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.

Предполагаемые результаты проекта:

- пробуждение интереса подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;

- приобретение учащимися навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;

- закрепление сведений о Великой Отечественной Войне;

- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми;

- закрепление знаний о творчестве Шостаковича, и его 7-ой симфонии.

-приобретение у учащихся знаний о песнях времен Великой Отечественной войны.

Методы:

  • наглядный;

  • практический

  • объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор;

  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);

  • фортепиано

  • иллюстрации

Материалы:

  • слайдовая презентация;

2. План подготовки к реализации проекта

План-график подготовки и реализации проекта

Название и содержание деятельности

Сроки

1)Определение темы проекта

1 неделя февраля

2)Распределение обязанностей

2 неделя февраля

3)Собирание материала

3,4 неделя февраль-март

4)Защита проекта

5 неделя Март


Ответственные лица:

1 группа «Песни Великой Отечественной войны»

1)Сергей Шишкин – презентация о песнях Великой Отечественной Войне

2)Виктория Глухова – введение о песнях Великой Отечественной Войне

3)Мария Ершова- песня «Прощание славянки»

4)Светлана Казакова- «Священная война»

5)Денис Мердеев – «Эх дороги», «Катюша»

6)Максим Салахов – «В землянке»

7)Егор Шатров - «Синенький платочек» , «Темная ночь» , « Смуглянка»


2 группа «7 симфония Шостаковича»

1)Анастасия Гордиенко – презентация

2)Михаил Сайфутдинов – музыка

3)Алексей Ахлестин – биография Шостаковича

4)Екатерина Шубина – биография Шостаковича

5) Марина Ершова – биография Шостаковича

6) Александр Малиновский – информация о 7-ой симфонии Шостаковича

Задействовано всего 13 человек


3. Защита проекта.

1 слайд

Ученики входят в класс под «Военный марш» Г.Свиридова «День Победы», и проходят за столы.

Учитель:

Ребята, к какому юбилею готовится наша Россия?

Ученики: 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне

Учитель: Что такое день Победы?

Ученики: праздник победы Советской армии и советского народа в Великой Отечественной войне.

Учитель: Какая страна развязала войну?

Ученики: Германия

Учитель: А в какие годы происходила Великая Отечественная война?

Ученики: 1941—1945 годов.

Учитель: Война началась внезапно. 22 июня в 4 часа утра, без всякого объявления войны, германские вооружённые силы атаковали границы нашей Родины, когда все люди мирно спали. К нападению на нашу страну Гитлер и его военачальники начали готовиться летом 1940 года. Был утверждён план «Барбаросса». Гитлер не сомневался в быстрой победе, намечая нанести мощный удар по основным силам нашей армии и уничтожив её в короткий срок захватить Москву - максимум за 5 месяцев. Но все же мы одержали победу, благодаря тому, что были дружны, и нас объединяла великая любовь к Родине!!!

Учитель: А как вы думаете, почему в начале урока звучала музыка?

Ученики:

Потому что музыка – это то что сопровождало наших солдат во все времена войны. Она играла важнейшую роль.

2 слайд

3 слайд

Виктория Глухова: ( презентация Сергей Шишкин)

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата.

Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники

А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала.

4 слайд

22 июня 1941 года... Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь,

счастье- все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.

Мария Ершова:

5 слайд

Советские люди прощались с родными местами, чтобы, победив, вновь вернуться на отвоеванную и отомщенную землю.

Отправлялись эшелоны с защитниками Родины на кровавое поле битвы под марш «Прощание славянки», которую написали В. Лазарев (стихи) и В. Агапкин (музыка).

Учитель

-Ребята какой была музыка?

О чем она? Какой характер музыки?

Какой ритм, динамика,

Сколько людей исполняет? Какие инструменты исполняли?

6 слайд

Светлана Казакова

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Слушание песни Священная война

Вопросы перед слушанием:

О чем она? Какой характер музыки?

Какой ритм, динамика,

Сколько людей исполняет? Какие инструменты исполняли?

Денис Мердеев

7 слайд «Катюша»

Все мы любим душеньку Катюшу,

Любим слушать как она поет,

Из врага вытряхивает душу,

А друзьям отвагу придает

Если пуля вдруг шальная

Настигнет на дальней стороне

Не грусти тогда, моя родная

Расскажи всю правду

Слушание песни «Катюша» вопросы перед слушанием:

О чем она? Какой характер музыки?

Какой ритм, динамика,

Сколько людей исполняет? Какие инструменты исполняли?

Максим Салахов

8 слайд «В землянке»

Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни.

25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде».

К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.

Вопросы перед слушанием:

-Ребята какой была музыка?

О чем она? Какой характер музыки?

Какой ритм, динамика,

Кто исполняет ? Какие инструменты исполняли?

Егор Шатров

9 слайд «Темная ночь»

Одна из самых популярных песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей».

Вопросы перед слушанием:

-Ребята какой была музыка?

О чем она? Какой характер музыки?

Какой ритм, динамика,

Кто исполняет? Какие инструменты исполняли?

Слушание «Темная ночь»

Вывод:

Учитель:

Музыка сыграла важную роль! Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов.

А каких вы знаете композиторов которые писали свои произведения во времена великой отечественной войны?

Ученики

- К.Листов, М.Блантер, Д.Шостакович, А.Александров..

Один из них о котором мы сегодня поговорим - Д.Д. Шостакович.


Алексей Ахлестин: ( презентация о Шостаковиче - Анастасия Гордиенко)

10 слайд

Д.Д. Шостакович - один из композиторов современности. Он сочинил 15 симфоний, оперы, балеты, оратории и кантаты, а также музыку к кинофильмам.

11слайд

Шостакович начал писать музыку с 9 лет. Первое произведение, которое услышали его родные это пьеса «Солдат». Шла первая мировая война, колонны солдат двигались по улицам Петрограда, отправляясь на фронты. Дима Шостакович не мог не высказаться о том, что так волновало его и окружающих. Поэтому через свою музыку он передавал всё что касалось его души, сочиняя даже под разрывами бомб.

12 слайд

Родился 12 сентября 1906 года в Петербурге. Дом Шостаковича всегда заполняла музыка: родственники, друзья постоянно играли различных композиторов.

После поступлению в коммерческую гимназию в 1915 году, Дмитрий Шостакович серьезно увлекся музыкой. Первым преподавателем в биографии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича была мать. Затем будущий композитор обучался в музыкальной школе, Петроградской консерватории. На этом пути творчества Шостаковича было написано первое большое сочинение.

В консерватории музыке Шостаковича обучали Штейнберг, Соколов, Николаев. Первая симфония Шостаковича послужила его дипломной работой. На международном конкурсе пианистов его игра не произвела впечатления. Однако собственное произведение Шостаковича, включенное в программу, понравилось судье Вальтеру. По его просьбе композитор сыграл

Слайд 13

Первую симфонию. После успеха, она была исполнена в Берлине. Так в биографии Шостаковича была заслужена первая популярность. Вторая, Третья, Четвертая симфонии, опера «Леди Макбет Мценского уезда» значительно отличались между собой. Пятая симфония особо понравилась советской власти. С 1937 года композитор стал преподавать в Ленинградской консерватории, через два года став профессором.



Екатерина Шубина

14 слайд

Шестая симфония Шостаковича была написана в 1939 году. В следующем году автор начинает работу над Седьмой симфонией. Для Шостаковича блокадная симфония (седьмая, написанная в блокадном Ленинграде) имела особое значение. Прозвучав в 1942 году, она призвана была разбавить военную жизнь, привнести в нее патриотичности, гордости за страну, желания бороться.

Переехав в 1943 году в Москву, Шостакович начинает преподавать в консерватории. После 1946 года великий композитор был обвинен советскими властями, выгнан из консерватории. Дальнейшими событиями в биографии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича стало участие в жюри в конкурсе имени Баха. В этот период творчество Д. Шостаковича расцветает: им написано множество концертов, оперетт, симфоний.

После принудительного вступления в партию произведения композитора наполняются грустью, болью, тоской. Это трагическое настроение постепенно переходит в задумчивое в последующих сочинениях 1970х годов. Умер Шостакович 9 августа 1975 года.

Марина Ершова

В самом начале войны город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) фашисты окружили блокадным кольцом. Город подвергался страшной, ежедневной бомбардировке с воздуха. Из-за отсутствия связи с внешним миром в городе не хватало продуктов питания и медикаментов. Всё это привело к голоду, эпидемиям и массовой гибели мирного населения. Когда Шостаковичу бесповоротно отказали послать его на фронт, он записался в народное ополчение, (его определили в пожарную команду) и дежурил на крыше во время вражеских налётов. В свободное время он сочинял песни, делал переложения для концертов на передовой. В это время он ощутил, что должен сделать что-то более серьёзное. Так он и начал сочинять свою знаменитую седьмую симфонию. Он полностью погрузился в работу. Даже во время воздушной тревоги, он, проводив в бомбоубежище жену и двоих детей, возвращался в квартиру и под разрывами бомб продолжал писать.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

 не поколеблет грохот канонад,

 и если завтра будут баррикады-

мы не покинем наших баррикад…

И женщины с бойцами встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда.

(О. Берггольц)

Александр Малиновский:

Вскоре оставаться в городе стало совсем опасно и Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в город Куйбышев (ныне Самара). Работа над симфонией шла очень быстро, и уже в конце декабря 1941 года он закончил партитуру. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду»

15 слайд

Первая премьера состоялась в марте 1942 года в городе Куйбышеве. Премьеру транслировали по радио на всю страну. Вскоре состоялась вторая премьера в Москве. Но всё же самое главное исполнение состоялось там, в осажденном Ленинграде, где репетиции часто проходили под грохот разрывов. Для исполнения такого сложного произведения нужен большой симфонический оркестр. Дирижер Карл Ильич Элиасберг приложил немалые усилия, чтобы собрать оркестр, ведь многие музыканты были на разных фронтах. Премьеру симфонии очень ждали. И вот, наконец, день Главной премьеры — 9 августа 1942 года — настал. Когда на сцене Большого зала филармонии появился Элиасберг, зал бурно приветствовал его. Осуществить исполнение сложнейшей партитуры в голодном, полуразрушенном городе — это тоже был трудный подвиг.

Исполнение симфонии длилось 80 минут.

Все это время орудия врага безмолвствовали:

артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Исполнению придавалось исключительно значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры.

Вспоминает Виктор Козлов, кларнетист:

«Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно. Такой подъем был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку».

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа...

И вот она долгожданная ПОБЕДА!!!


Вопросы перед слушанием :

О чем повествует нам музыка?

Какой характер? Какой темп? Какая динамика? Какие инструменты? Как звучат? Что изображают?

Слушание 1 части симфонии №7 Шостаковича

Вопросы..





16 слайд

Мы восхищаемся и гордимся мужеством и стойкостью людей того времени. Музыка была необходима людям во время войны, она придавала им силы и уверенность в себе. Мы должны помнить тех героических людей, которые защищали нашу землю. Нам нельзя забывать ту войну и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране

21 августа 2008 года фрагмент 1 части Симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвали оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента Симфония приобрела новое звучание и смысл.

Учитель:

И теперь мы подведем итог над проектом.

- какие были сложности? ( сложности в подготовке проекта, собирании информации..)

- чему научились? ( работать сообща в группе людей)

- что нового узнали?... ответы детей

(Звучит Песня день победы (слайд 15)

Ученики выходят из класса под музыку.


















4 .Список используемых сайтов:

  1. http://www.otvoyna.ru/pesni.htm

  2. http://www.myshared.ru/slide/757067/

  3. https://ru.wikipedia.org

  4. http://blokada.otrok.ru/po/poetry7.htm

  5. http://ololo.fm

  6. http://www.belcanto.ru/shostakovich.html

  7. http://classic-online.ru/ru/composer/Shostakovich/104

  8. http://cl.mmv.ru/composers/shostakovich.htm

  9. http://www.philharmonia.spb.ru/compositions/about/8476/

10)http://music-fantasy.ru/materials

11) http://harmonia.tomsk.ru/pages/secret/?7

12) http://www.meta-music.ru/

13) http://www.tananko.ru/

14) http://window.edu.ru

15) http://musiclicey6.ru/

16) http://www.openclass.ru/wiki-pages/50647

17) http://svlkmuusika.blogspot.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!