СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Наш весёлый дружный класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Наш весёлый дружный класс"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №111»






Исследовательский проект

«Наш весёлый дружный класс»








Разработали:

Ученики 5 А класса

Руководитель проекта:

учитель биологии Ташева Н. В

















Казань 2015-2016


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

ГЛАВА 1. ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Содержание, виды и формы организации учебной деятельности по развитию информационно-коммуникационных технологий ……………5

1.2. Основные элементы ИКТ-компетенции и инструменты их использования …………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.3. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникативных технологий.……………………………………………………….. 11

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

2.1 Характеристика учащихся 5 А класса……………………………………

2.2 Методы работы . . . . . ……………………………………………………….

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ……………………………….

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….































ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта

Программа развития универсальных учебных действий включает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает планируемый результат - формирование ИКТ – компетентности обучающихся. В младшей школе происходит начальное освоение тех или иных технологий и их закрепление. Программа основного общего образования предполагает преемственность в освоении ИКТ с учетом специфики подросткового возраста, заключающаяся в том, что возрастает значимость различных социальных практик и использования ИКТ. При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется информационная и алгоритмическая культура. В результате выпускник получает возможность осознанно подходить к выбору ИКТ - средств для достижения своих учебных и иных целей.

В настоящее время наблюдается значительное присутствие компьютерных и интернет-технологий в повседневной деятельности обучающегося, в том числе вне времени нахождения в образовательной организации. В этой связи обучающийся может обладать целым рядом ИКТ-компетентностей, полученных им вне образовательной организации. В этом контексте важным направлением деятельности образовательной организации в сфере формирования ИКТ-компетенций становятся поддержка и развитие обучающегося. ИКТ-компетентность выпускника основной школы намного выше, чем информационная культура выпускника начальной школы. Поэтому совместная творческая работа учащихся разных возрастов способствует закреплению ИКТ-компетентности старших классов, параллельно младшие классы смогут повысить свой уровень информационной культуры. К тому же система групповых заданий во внеурочной деятельности наделяют обучающихся функциями организации их выполнения, способствуя развитию регулятивных УУД (планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы) и коммуникативных УУД в сотрудничестве с ребятами разного возраста.

Цель и задачи проекта

Цель: формирование ИКТ - компетентности обучающихся

Задачи:

  • продолжить формирование информационной культуры

  • сформировать умения осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ

  • повышение эффективности применения ИКТ учащимися

  • создание ситуации социального взаимодействия

  • формирование менеджерских умений (проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы, принимать решение, распределять обязанности при выполнении коллективного дела)

Объект исследования: учащиеся 5 А класса

Предмет исследования: ИКТ-компетентность учащихся

Практическая значимость:  для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ и непрерывно повышать информационную культуры.

Срок реализации: 4 месяца ( ноябрь 2015 – февраль 2016)


















ГЛАВА 1. ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.2. Содержание, виды и формы организации учебной деятельности по развитию информационно-коммуникационных технологий

В содержании программы развития УУД отдельно указана компетенция обучающегося в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Программа развития УУД должна обеспечивать в структуре ИКТ-компетенции, в том числе владение поиском и передачей информации, презентационными навыками, основами информационной безопасности.

Основные формы организации учебной деятельности по формированию ИКТ-компетенции обучающихся, в соответствии со структурой программы развития УУД, обозначенной в ФГОС:

  • уроки по информатике и другим предметам;

  • факультативы;

  • кружки;

  • интегративные межпредметные проекты;

  • внеурочные и внешкольные активности.


Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся, можно выделить, в том числе такие, как:

    • выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;

    • создание и редактирование текстов;

    • создание и редактирование электронных таблиц;

    • использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов;

    • создание и редактирование презентаций;

    • создание и редактирование графики и фото;

    • создание и редактирование видео;

    • создание музыкальных и звуковых объектов;

    • поиск и анализ информации в Интернете;

    • моделирование, проектирование и управление;

    • математическая обработка и визуализация данных;

    • создание веб-страниц и сайтов;

    • сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.



1.2. Основные элементы ИКТ-компетенции и инструменты их использования

Обращение с устройствами ИКТ. Соединение устройств ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; включение и выключение устройств ИКТ; получение информации о характеристиках компьютера; осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет; выполнение базовых операций с основными элементами пользовательского интерфейса: работа с меню, запуск прикладных программ, обращение за справкой; вход в информационную среду образовательной организации, в том числе через Интернет, размещение в информационной среде различных информационных объектов; оценивание числовых параметров информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускная способность выбранного канала и пр.); вывод информации на бумагу, работа с расходными материалами; соблюдение требований к организации компьютерного рабочего места, техника безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

Фиксация и обработка изображений и звуков. Выбор технических средств ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; осуществление фиксации изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксации хода и результатов проектной деятельности; создание презентаций на основе цифровых фотографий; осуществление видеосъемки и монтажа

отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; осуществление обработки цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; осуществление обработки цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; понимание и учет смысла и содержания деятельности при организации фиксации, выделение для фиксации отдельных элементов объектов и процессов, обеспечение качества фиксации существенных элементов.

Поиск и организация хранения информации. Использование приемов поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде организации и в образовательном пространстве; использование различных приемов поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики); осуществление поиска информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); построение запросов для поиска информации с использованием логических операций и анализ результатов поиска; сохранение для индивидуального использования найденных в сети Интернет информационных объектов и ссылок на них; использование различных библиотечных, в том числе электронных, каталогов для поиска необходимых книг; поиск информации в различных базах данных, создание и заполнение баз данных, в частности, использование различных определителей; формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в них нужных информационных источников, размещение информации в сети Интернет.

Создание письменных сообщений. Создание текстовых документов на русском, родном и иностранном языках посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; осуществление редактирования и структурирования текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора (выделение, перемещение и удаление фрагментов текста; создание текстов с повторяющимися фрагментами; создание таблиц и списков; осуществление орфографического контроля в текстовом документе с помощью средств текстового процессора); оформление текста в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц; вставка в документ формул, таблиц, списков, изображений; участие в коллективном создании текстового документа; создание гипертекстовых документов; сканирование текста и осуществление распознавания сканированного текста; использование ссылок и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Создание графических объектов. Создание и редактирование изображений с помощью инструментов графического редактора; создание графических объектов с повторяющимися и(или) преобразованными фрагментами; создание графических объектов проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств; создание различных геометрических объектов и чертежей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; создание движущихся изображений с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создание объектов трехмерной графики.

Создание музыкальных и звуковых объектов. Использование звуковых и музыкальных редакторов; использование клавишных и кинестетических синтезаторов; использование программ звукозаписи и микрофонов; запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов. «Чтение» таблиц, графиков, диаграмм, схем и т. д., самостоятельное перекодирование информации из одной знаковой системы в другую; использование при восприятии сообщений содержащихся в них внутренних и внешних ссылок; формулирование вопросов к сообщению, создание краткого описания сообщения; цитирование фрагментов сообщений; использование при восприятии сообщений различных инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные); проведение деконструкции сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов; работа с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; избирательное отношение к информации в окружающем информационном пространстве, отказ от потребления ненужной информации; проектирование дизайна сообщения в соответствии с задачами; создание на заданную тему мультимедийной презентации с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; организация сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер; оценивание размеров файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); использование программ-архиваторов.

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании. Проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных и их обработка, в том числе статистически и с помощью визуализации; проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике; анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.

Моделирование, проектирование и управление. Построение с помощью компьютерных инструментов разнообразных информационных структур для описания объектов; построение математических моделей изучаемых объектов и процессов; разработка алгоритмов по управлению учебным исполнителем; конструирование и моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; моделирование с использованием виртуальных конструкторов; моделирование с использованием средств программирования; проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование системы автоматизированного проектирования.

Коммуникация и социальное взаимодействие. Осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); использование возможностей электронной почты для информационного обмена; ведение личного дневника (блога) с использованием возможностей Интернета; работа в группе над сообщением; участие в форумах в социальных образовательных сетях; выступления перед аудиторией в целях представления ей результатов своей работы с помощью средств ИКТ; соблюдение норм информационной культуры, этики и права; уважительное отношение к частной информации и информационным правам других людей.

Информационная безопасность. Осуществление защиты информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; соблюдение правил безопасного поведения в Интернете; использование полезных ресурсов Интернета и отказ от использования ресурсов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.











1.3. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникативных технологий. Представленные планируемые результаты развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ учитывают существующие знания и компетенции, полученные обучающимися вне образовательной организации. Вместе с тем планируемые результаты могут быть адаптированы и под обучающихся, кому требуется более полное сопровождение в сфере формирования ИКТ-компетенций.

В рамках направления «Обращение с устройствами ИКТ» в качестве основных планируемых результатов возможен следующий список того, что обучающийся сможет:

    • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

    • получать информацию о характеристиках компьютера;

    • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

    • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

    • входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

    • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:

    • создавать презентации на основе цифровых фотографий;

    • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

    • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

    • осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.


В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:

    • использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);

    • строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;

    • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

    • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители;

    • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.

В рамках направления «Создание письменных сообщений» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:

    • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

    • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);

    • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

    • участвовать в коллективном создании текстового документа;

    • создавать гипертекстовые документы.

В рамках направления «Создание графических объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:

    • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора;

    • создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

    • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами.

В рамках направления «Создание музыкальных и звуковых объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:

    • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);

    • использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.

В рамках направления «Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:

    • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

    • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;

    • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

    • использовать программы-архиваторы.























ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

2.1 Характеристика учащихся 5 А класса

Всего в 5 «А» классе 34 ученика: 15 мальчиков и 19 девочек. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 2003 года рождения – 7 учащихся, 2004 года рождения – 25 учащихся, 2005 года рождения – 2 учащихся. Большинство из ребят учатся вместе уже с первого класса. При переходе в пятый класс состав класса остался прежним. На домашнее обучение перешел Мелтонян Михаил. В течение первой четверти на домашнем обучении находится Насибуллин Борис.

Дети умеют выполнять коллективную работу. Умеют проявлять активность, участвуя в общем деле. Примером тому может служить сбор макулатуры, когда ученики класса не только сами активно внесли свой вклад, но и просили помочь родителей. В этом году активно участвовали в оформлении газет к праздникам, получили грамоту «Дружный класс» в посвящении пятиклассников. С удовольствием выполняют поручения, если они заинтересованы. Учитель в основном дает задания, ребята самостоятельно распределяют работу в коллективе. Под минимальным контролем учителя прошла подготовка к мероприятию по предмету истории «Древний мир», оформление журнала по татарскому языку «Салават Купере». Ответственно относятся к ведению дневника по питанию, по поведению. Самостоятельно определяют график дежурства по классу. Учащиеся разбились на 6 групп. Во время проведения субботника, уборки класса, дежурства по школе учитель назначает группы по очереди, внутри которой ребята сами распределяют свои обязанности.

Поощрения за отличную учёбу заслуживают Зигирова Элина, Мамыкина Анна, Мелтонян Михаил, Тюпин Владислав. Активно участвует в творческих конкурсах – Мустафина Индира. Художественными и музыкальными способностями отличаются Крамина Дарина и Лемищук Екатерина. Высокие достижения в спорте имеют Дуглав Иван, Бурганов Рамазан. С особой ответственностью к поручениям учителя относятся Дуглав Иван, Зингирова Элина, Мамыкина Анна, Ахметшина Камилла, Галеев Ранель, Гарифуллина Дана, Тюпин Владислав. Роль организатора могут исполнять Дуглав Иван, Мамыкина Анна.

Гайсин Владислав – мальчик со сложным характером. Может быть хорошим, активно участвовать в работе класса, в тоже время задирается, может ударить товарищей. Бурганов Рамазан и Сыщиков Михаил – нарушения дисциплины, на уроках могут активно работать, а также активно мешать работе классе.



2.2 Методы работы

При работе над проектом практическая часть - создание видеоролика выполнялось учащимися 5 А класса совместно с учащимися 10 А класса без участия родителей. Активная группа десятиклассников ознакомила пятиклассников с возможными к использованию ИКТ для достижения поставленной перед ними цели: создание видеоролика о классе. Ребята самостоятельно определили план работы над проектом. Распределение обязанностей среди разновозрастной творческой группы происходило без участия старших преподавателей. Одни исполняли роль сценаристов, вторые режиссеры, третий оператор, четвертый монтажер, другие актеры.


























































ВЫВОДЫ

Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) так же как и современная информационная среда общества требуют формирование у учащихся ИКТ-компетентности и информационной культуры. Начальное образование дает возможность научится применять основные виды и формы ИКТ для достижения учебных и иных целей. Основное общее продолжает формирование ИКТ-компетентности с учетом возрастных особенностей. При создание видеоролика ребята старших классов могли поделиться своими знаниями и умениями владения ИКТ и представить уровень своей информационной культуры ребятам по младше. Последние получили возможность освоить новые виды и формы ИКТ и закрепить их в совместной деятельности, тем самым повысили уровень ИКТ-компетентности. В процессе сотрудничества ребятам удалось закрепить коммуникативные навыки в условиях разного возраста коллег.

















































НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

  3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования

  4. Примерная программа по информатики среднего (полного) общего образования

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Школа № 111»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ресурсы интернета  поисковые программы: Coogle , Yandex





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!