СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Обман зрения или оптические иллюзии"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа Данковой Ксении «Обман зрения или оптические иллюзии» представленная на конкурс научных проектов, относится к классу естественных наук.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Обман зрения или оптические иллюзии"»

Алматинская область, г.Капшагай

ГКУ «Средняя школа № 5 с ДМЦ»









Тема проекта: ОБМАН ЗРЕНИЯ или ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ









Руководитель: Миронова Раиса Юрьевна, учитель начальных классов

Исполнитель: Данкова Ксения,

3 «Г» класс













2016 г.

РЕЦЕНЗИЯ

На проектную работу Данковой Ксении,

ГКУ «Средняя школа №5 с ДМЦ» г. Капшагай, 3-й «Г» класс.

Руководитель проекта Миронова Раиса Юрьевна.


Работа Данковой Ксении «Обман зрения или оптические иллюзии» представленная на конкурс научных проектов, относится к классу естественных наук.

Тематика связана с исследованием оптических иллюзий, их видами и области применения обмана зрения.

Актуальность работы заключается в том, что зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.

Цель проекта была достигнута. Ксения выяснила, что лежит в основе оптической иллюзии - чудеса или наука? Результаты могут иметь практическое применение в школах, на уроках физики.

На этапе создания информационной модели своего продукта автор проявила умение работать с информацией, осуществлять поиск, отбор и систематизацию материала.

Описание работы оформлено в соответствии с требованиями, содержит все необходимые пункты.

Рецензент:









Отзыв

о работе ученицы 3–го класса ГКУ «Средняя школа №5 с ДМЦ»

Города Капшагай

Данковой Ксении

Работа Данковой Ксении «Обман зрения или оптические иллюзии» представленная на конкурс научных проектов направлена на изучение области применения обмана зрения, оптических иллюзий и их виды .

Тематика связана с исследованием оптических иллюзий, их видами и области применения обмана зрения.

Цель проекта была достигнута. Ксения выяснила, что лежит в основе оптической иллюзии - чудеса или наука? Результаты могут иметь практическое применение в школах, на уроках физики.

На этапе создания информационной модели своего продукта автор проявила умение работать с информацией, осуществлять поиск, отбор и систематизацию материала.

Полученные в процессе исследованиязнания и накопленные факты позволили Данковой Ксении научиться создавать оптические иллюзии и управлять ими.

Для Ксении стало интересно сделать в школе «Комнату иллюзий», где ребята знакомились бы с основами физики, проводили разные эксперименты и исследования, приносили и демонстрировали свои изобретения. В качестве первых экспонатов «Комнаты иллюзий» Данкова Ксения предложила изготовленные ею в ходе эксперимента оптические игрушки и альбом оптических иллюзий.

Описание работы оформлено в соответствии с требованиями, содержит все необходимые пункты.


____________________Миронова Раиса Юрьевна

Учитель начальных классов ГКУ «Средняя школа №5 с ДМЦ»





Абстракт

Цель исследования: выяснить, что лежит в основе оптической иллюзии - чудеса или наука?

Задачи исследования:

1. Изучить что такое оптические иллюзии;

2. Найти причину возникновения оптических иллюзий;

3. Научиться управлять иллюзиями.

Объект исследования: оптические иллюзии.

Предмет исследования: причины возникновения оптических иллюзий.

Гипотеза, которую я выдвинула в ходе исследования: в основе иллюзий лежат обычные природные явления.

Актуальность: зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.

Для решения данных задач мною были использованы такие методы исследования:

  • изучение литературы;

  • проведение опытов;

  • анализ полученных данных;

  • обобщение информации;

  • практическое применение полученных знаний.















Абстракт

Зерттеу мақсаты: оптикалық елестің негізінде не жатыр? Танғажайып


Кездей соқтық, әлде ғылыми екенін анықтау?


Зерттеудің есебі:

1. Оптикалық елестің не екенін білу;

2. Оптикалық елестің пайда болуын, себебін анықтау;

3. Елесті меңгеру , үйрену.

Зерттеу объектісі: оптикалық елес.

Зерттеу заты: оптикалық елестің пайда болуының себебін білу.

Зерттеу нәтижесінде менің анықтаған гипотезам: елестің негізі, табиғат құбылысы.

Маңыздылығы: адам көру ерекшелігін түсіну арқылы сурет көрген кезде, суреттің бұлығырлығын және бейненің шынайы екенін, талдай және айыра алады.

Есепті шешу үшін мен мынадай зерттеу әдістерін қолдандым :

  • Әдебиеті оқу;

  • Тәжірибе жүргізу;

  • Сараптама қортындысы;

  • Ақпарат жиынтығы

  • Алған білімді тәжірибеде колдану.














Abstract

Aims of researching: to find out, what causes optical illusions, worders or science.

Objectives of researching:

  1. What is optical illusions;

  2. To find what causes them;

  3. To learn how to control them.

Object of researching: optical illusions.

Subject of researching: the causes of optical illusions.

Hypothesis: The bases of the illusions are the usual natural phenomena.

Actuality: knowing the features of eyesight’s, a man can analyses the pictures, understand when the eyes make a mistake, when the picture is real.

I used such methods of researching:

  • Studying literature;

  • To make experiments;

  • To analyses;

  • Synthesis of information;

  • The practical application of acquired knowledge .


















Оглавление

стр.

I.Введение ………………………………………………….……………………… 6-7

II. Основная часть

2.1.Что такое оптическая иллюзия………………………….……………………… 8

2.2 Строение глаза …………………………………………………………………..8

2.3.Виды оптических иллюзий…………………………..………………………….9

2.3.1.Естественные оптические иллюзии…………..……………………………….9

2.3.2.Искусственные иллюзии ………………………………...................................10

2.3.3.Смешанные иллюзии.…………………………………..……………………10-11

III. Применение оптических иллюзий………………………………………………12

IV.Заключение и выводы…………………………………………………………13-14

V.Список использованной литературы и Интернет ресурсов............................15-16





















  1. Введение

Здравствуйте! Меня зовут Данкова Ксения. Я учусь в третьем «Г» классе в школе № 5.

Скажите, будьте так добры,
А миражи, они – миры
Иных цивилизаций?
- В пустыне миражи живут.
Они порой то там, то тут
На час или на пять минут
Вам могут показаться.
Мираж – обман, мираж – фантом...
И речь сегодня обо всем.

А расскажу я вам сегодня об обмане зрения и оптических иллюзиях.

Как-то мне мама показала рисунок с ромбиками разного цвета, но потом оказалось, что они абсолютно одинаковые. Мне стало интересно – Как это произошло? Как такое может быть? Что это за фокус? Поэтому я решила сделать проект на тему «Обман зрения или оптические иллюзии».

Чтобы найти ответы на свои вопросы, было решено провести исследование.

Цель исследования:

Выяснить, что лежит в основе оптической иллюзии - чудеса или наука?

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить что такое оптические иллюзии;

2. Найти причину возникновения оптических иллюзий;

3. Научиться управлять иллюзиями.

В процессе работы для установления истины использовались следующие методы исследования:

изучение литературы;

 проведение опытов;

 анализ полученных данных;

 обобщение информации;

 практическое применение полученных знаний.




























  1. Основная часть

2.1.Что такое оптическая иллюзия

И так, начнем, что такое оптическая иллюзия! В словаре С.И.Ожегова:

Иллюзия – это обман чувств, нечто кажущееся,болезненное состояние- ошибочное восприятие предметов, явлений.

Оптическая иллюзия - это впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это говорит о том, что иллюзии с давних времен объяснялись как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи, начиная с 19 века. Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих пор не объяснены.

Оптическая иллюзия возникает тогда, когда то, что мы видим, не совпадает с тем, что есть на самом деле, - это и есть обман зрения.

Особенность оптических иллюзий состоит в том, что порою даже люди с идеальным зрением неспособны увидеть оптическое искажение, заметить обман.

    1. Строение глаза.

Рассмотрим, как устроено наше зрение. Луч света, отражаясь от какого-

нибудь предмета, попадает на роговицу и проходит через зрачок. За зрачком

располагается хрусталик, похожий на прозрачную линзу, который преломляет свет и фокусирует его на сетчатке. Дальше зрительный нерв передает сигнал в затылочную долю головного мозга и человек видит изображение. Это значит, зрение контролирует не только глаз, но и мозг.

Поэтому когда говорят об «обмане зрения» правильнее было бы сказать, что на самом деле нас обманывает наш собственный мозг, когда анализирует увиденное. (Приложение № 1)




2.3.Виды иллюзий

Оптические иллюзии делятся на три вида:

1) естественные, или созданные природой (облака, миражи);

2) искусственные, или придуманные человеком (фокус, трюк);

3) смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком (3dкартинки, иллюзии движения)

Выделяется несколько видов обмана зрения:

  • стерео-иллюзии, или, как их еще называют: «3d картинки».

  • оптический обман восприятия глубины;

  • оптический обман восприятия размера;

  • искривляющие иллюзии;

  • движущиеся оптические иллюзии;

  • обман зрения на основе восприятия цвета и контраста;

  • обман зрения «перевертыши»;

2.3.1.Естественные оптические иллюзии

Рассмотрим естественные оптические иллюзии:

Мираж- это игра световых лучей. Слово мираж в переводе с французкого обозначает “отражать, как в зеркале”, причем в роли “зеркала” выступает… воздух. Например, в пустыне песок раскаляется под солнцем, нижний слой воздуха нагревается и начинает отражать предметы, как зеркало. Также на раскаленной солнцем асфальтовой дороге отображается небо.(Приложение №2)

Парейдолии (греч. para — рядом, около; eidolon — изображение) — разновидность зрительных иллюзий заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. Это когда рассматриваешь облака, камни или горы и видишь в них фантастические образы.(Приложение №3)




2.3.2.Искусственные иллюзии

Двойственные изображения - это изображения, в которых человек выделяет для себя либо фон, либо фигуру в зависимости от его восприятия картинки. (Приложение №4)

Изображения – перевёртыши. Как ни крути, как не переворачивай изображения-перевертыши, а картинки местами не меняются. (Приложение №5)

Невозможные фигуры и объекты. Существует огромный класс так называемых "невозможных фигур", ошибочно или умышленно нарисованных с ошибками, в результате чего возникают забавные визуальные эффекты. (Приложение №6)

2.3.3.Смешанные иллюзии

Это, пожалуй, самый большой раздел иллюзий. Он включает в себя и известные иллюзионные картинки, различные модели, и естественно это «обман» создается человеком. Ярким примером смешанной оптической иллюзии являются потрясающие рисунки на асфальте, которые под определенным углом просмотра смотрятся очень эффектно! (Приложение №7)

Еще мы смогли разглядеть стереокартинки, на которые долго и внимательно смотришь и видишь трехмерные изображения. Это очень хорошая гимнастика для нашего зрения. Многие врачи-окулисты рекомендуют рассматривать такие картинки для улучшения зрения человека. (Приложение №8)

Оптический обман восприятия глубины – наглядный пример - Иллюзия лестницы. Сначала видишь лестницу, потом – нишу, углубленную в стене, а еще позже - бумажную полоску, согнутую гармошкой. Рисунок один, а вариантов изображения – три! (Приложение №9)

Оптический обман восприятия размера. Одной из самых известных иллюзий восприятия размера является иллюзия двух параллельных со стрелками. Посмотрев на этот рисунок, многие скажут, что отрезок со стрелками наружу длиннее отрезка со стрелками, направленными внутрь. На самом деле отрезки равны (Приложение №10). Еще один пример такого вида иллюзии – иллюзия двух шаров. Всем очевидно, что дальний шар гораздо больше ближнего. Однако, и в этом случае они равны. Иллюзия создается из-за ошибки нашего мозга, потому что он привык, что, чем дальше предмет, тем он меньше. (Приложение №11)

Иллюзия восприятия цвета. Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Но и здесь иллюзиям удалось меня обмануть. Как раз речь идет о тех ромбиках, которые показала мне мама. Ошибка возникла из-за яркости фона и цвета окружающих предметов. В ромбах верхушки светлее, а нижняя часть темнее, и поэтому они кажутся разного цвета. (Приложение № 12)

Искривляющие иллюзии, посмотрев на такие изображения, кажется что все линии косые, хотя они абсолютно параллельны друг другу. (Приложение №13).

Движущиеся оптические иллюзии - самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Смотришь на неподвижные объекты, а они начинают двигаться. Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны. Большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов. Ведущую роль в иллюзии движения играет периферическое зрение. (Приложение №14)

Рассмотрев и изучив разные оптические иллюзии, можно видеть основные причины их возникновения:

  • Законы физики – преломление и отражениесветовых лучей мы наблюдали в миражах.

  • Особенности строения нашего глаза. Сюда можно отнести смешанные иллюзии, иллюзию восприятия цвета и иллюзию движения.

  • Оптический обман зрения, который возникает из – за ошибок нашего мозга, когда он анализирует увиденное. Благодаря этим ошибкам, мы видим иллюзиивосприятия размера, глубины и объема и другие иллюзии.

Ответив себе на поставленные вопросы, я перешла к практическим занятиям и сделала своими руками Дракончика, который взглядом всегда следит за мной. Решила поделиться с ребятами в классе и провела опрос, оказалось, что никто из одноклассников не знает, что такое оптические иллюзии. Своими дракончиками я удивила весь класс. (Приложение №15)


  1. Применение оптических иллюзий

Оптические иллюзии не новы в архитектуре. Архитекторы Древнего Рима имели знания по оптике, которых было вполне достаточно, чтобы создавать великолепные оптические иллюзии на полах в технике мозаики. В современной архитектуре также очень часто используется применение оптических иллюзий.

Иллюзии в цирке создаются за счет использования специальной техники - двойное дно, специальные пружины, скрытые перегородки, определенная установка зеркал. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей и людей, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.

Модный мир - мир зрительных иллюзий. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии. Вертикальные линии и детали одежды (полосы, стрелки на брюках, длинные шарфы, высокие каблуки) визуально стройнят и увеличивают рост.

Многие художники используют иллюзии в своих произведениях, потому что они показывают не то, что нарисовано на самом деле.

В последнее время все больше и больше приобретают свою популярность фотографии с оптическими иллюзиями, создаются специальные выставки, так как эти фотографии больше относятся к искусству, нежели к научной деятельности.

В современном мире оптические иллюзии используются даже в рекламной деятельности.









  1. Заключение и выводы.

Итак, исследование оптических иллюзий подошло к концу и можно сделать вывод, что иллюзия – это не чудо, а наука. Конечно, не все иллюзии имеют свое научное объяснение, это говорит о том, что зрение человека недостаточно изучено. Поэтому, на сегодняшний день, в изучении иллюзий осталось еще немало тайн, которые ждут своих открытий.

Оптическая иллюзия представляет собой ошибочное визуальное восприятие действительности, предмета или видимого явления в результате особенностей строения зрительного аппарата, а также под воздействием конкретных природных условий (преломление лучей при сильном дожде, искажение очертания предметов или фигуры в сумерках). Причём, такое заболевание, как дальтонизм, не имеет отношения к оптическим иллюзиям.

За зрительное восприятие отвечает вся система зрительного аппарата, включающая глаза, нервные клетки и окончания, благодаря которым зрительный сигнал поступает в мозг, и непосредственно та часть мозга, которая и отвечает за визуальное восприятие явлений или предметов. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.

Мы узнали, что существует несколько видов появления оптических иллюзий

- оптические обманы, которые создала природа (наиболее известный пример – это миражи, парейдолии),

- созданные искусственно человеком, с использованием визуальных эффектов. Например, невозможные фигуры и всевозможные цирковые фокусы.

Не менее интересны иллюзии воссоздаваемые человеком по известным природным обманам – это смешанные оптические иллюзии – иллюзионные визуальные картинки.

Если искусственно созданные оптические обманы имеют строгое объяснение (игра со светом, механические конструкции), то естественный иллюзорный обман практически никогда не имеет научно обоснованного решения.

Хотелось бы отметить, что те иллюзии, которые я проверяла, на самом деле обман. Кажется одно: например, что прямые пересекаются, а на самом деле они параллельны, что один круг больше другого, а они равны, отрезки кажутся разными, хотя их длины одинаковы. И везде какой-нибудь подвох!!!

Закончить свою работу мне хотелось бы словами Козьмы Пруткова: «Не верь глазам своим». Потому что оптические иллюзии это обман, а зрение здесь лишь является посредником, который этот обман передает. Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку. Подобные знания могут существенно облегчить жизнь, избавив от неприятностей, связанных со зрительными обманами.

Полученные в процессе исследования знания и накопленные факты позволили научиться создавать оптические иллюзии и управлять ими. Было бы интересно сделать в школе «Комнату иллюзий», где ребята знакомились бы с основами физики, проводили разные эксперименты и исследования, приносили и демонстрировали свои изобретения. В качестве первых экспонатов «Комнаты иллюзий» предлагаю изготовленные мной оптические игрушки и альбом оптических иллюзий.













  1. Список использованной литературы и Интернет ресурсов

  1. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова

  2. Стихи о пустыни. Евсеева Елена. Отрывок из «Пустыня» 30.09.2010г

  3. Детская энциклопедия по математике «Я познаю мир»

  4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М-1988г.

  5. Косоуров Г.И. Не верь глазам своим//Квант-1970.-№10-С. 18-20.

  6. Калейдоскоп. Зрительные иллюзии// Квант-2006.-№5-С. 12-14.

  7. Большая детская энциклопедия экспериментов. Изд. «Росман» 2009г

  8. П.Дёмин Физические эксперименты и психологические иллюзии. -  М., 2006

  9. Х. Шиффман. Чувство и восприятие. -  СПб., 2003

  10. И.Д. Артамонов, Иллюзии зрения, изд.3 – М., Наука, 1969

  11. Я.И. Перельман. Занимательная физика. – М.,  АСТ,  2010

  12. О. Рутерсвард.  Невозможные фигуры (перевод со шведского). — М., Стройиздат, 1990

  13. http://psy.msu.ru/illusion/ - официальный сайт психологического факультета МГУ им. М. Ломоносова (иллюстрации)

  14. http:/noviten.ComN.// Зрительные иллюзии и феномены.

  15. http:/basik.ru.//Зрительные иллюзии и феномены

  16. http://log-in.ru/illusions/

  17. http://www.optical-illusions.ru/

  18. http://illuzi.ru/

  19. http://illjuzija.ru/

  20. illuziya.com

  21. http://www.netlore.ru/samye-interesnye-opticheskie-illyuzii

  22. http://brainden.com/golovolomki/optical-illusions.htm

  23. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/90104/Иллюзии

  24. http://www.abc-people.com/illusion/

  25. http://prointeresnoe.ru/opticheskie-illyuzii-video.html

  26. http://www.molomo.ru/secrets/optica_illusion.html

  27. http://prozreniye.ru/category/opticheskie-illyuzii

  28. http://www.teafortwo.ru/chelovek/opticheskie-illyuzii.html

  29. pressmaket.ru›illuzii.html

  30. play.google.com

  31. http://www.wolfnight.ru/forum/forum_theme.php?theme=77

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!