- создать условия для выявления оснований выбора источников финансирования предприятия;
- создать условия для развития способности видеть проблему, обобщать и формулировать выводы по результатам своей деятельности;
Этап деятельности | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Примечание |
1 Создание проблемной ситуации | Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на уроке. Чтобы определить тему нашего занятия, предлагаю вам поработать с ситуацией, которую вы увидите в раздаточном материале. Скажите мне какова основная цель функционирования коммерческой организации? Возьмите раздаточный материал и обратите внимание на задачу 1. Ознакомьтесь в течение 2 минут с содержанием таблиц, характеризующих деятельность предприятий А и Б. Сформулируйте предположение, какое предприятие сработало более прибыльно? Обратите внимание на прибыль, полученную данными предприятиями, она одинакова, но возникает проблема: при одинаковом результате, стоило ли использовать предприятию Б заемные средства и как это определить? Или другими словами: какова рациональная структура капитала? Предприятие | А | Активы (скорректированные, за вычетом кредиторской задолженности) | 1000 | Прибыль (пусть налогов нет) | 200 | Используемые собственные средства | 1000 | Используемые заемные средства | 0 | %-я ставка | | Предприятие | Б | Активы (скорректированные, за вычетом кредиторской задолженности) | 1000 | Прибыль (пусть налогов нет) | 200 | Используемые собственные средства | 500 | Используемые заемные средства | 500 | %-я ставка | 15% | | Рассчитывают недостающие данные в таблицах раздаточного материала и предполагают, какое предприятие сработало более прибыльно. 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа | Фиксировать предположения на доске |
2 Постановка учебной цели | Попробуйте сформулировать, тему нашего занятия Или другими словами, тема нашего занятия «Формирование рациональной структуры капитала». Чтобы определить цель нашего занятия предлагаю сформулировать те вопросы, ответы на которые нам необходимо знать, при изучении данной темы. Вопросы разделим на 2 блока 1 блок вопросов – это понятийные вопросы (что?): 2 блок вопросов – связан со способом определения (как?): Зная проблему и зная тему и видя вопросы, попытайтесь сформулировать цель нашего урока. Или другими словами… Научиться формировать рациональную структуру капитала? | Просто слушать, не фиксировать на доске Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы. 1) Что такое ЗС? Фиксация понятий на доске 2) Что такое СС? 3) Что такое финансовые ресурсы? 1) Как рассчитать рентабельность собственного капитала? 2) Как рассчитать рентабельность активов? 3) Как рассчитать какое предприятие оказалось наиболее прибыльным? | Тему урока показать слайд Фиксировать вопросы на доске |
3 Планирование | Давайте составим план достижения цели. Любая деятельность подразумевает, что необходимо: Дать студентам возможность самим подумать над тем, что будем делать…. Поработать с понятиями; Определить способы формирования рациональной структуры капитала Применение; Проверка. | Работают с понятиями. Определяют показатели, которые используются при рациональной структуре капитала. Написать это на доске | |
4 Реализация плана | Итак, мы спланировали свою деятельность, будем реализовывать план: Реализуем первый пункт плана 1) Для того чтобы ответить на вопросы ознакомьтесь со справочным материалом, время на ознакомление 3 минуты. Давайте попытаемся ответить на вопросы, которые вы формулировали. Переходим ко 2 пункту плана. 1. Существует несколько концепций определения рациональной структуры капитала (европейская и американская). Изучите самостоятельно каждый способ. С помощью раздаточного материала в течение 5 минут. Попробуйте понять каждый способ. 2. Есть ли у вас вопросы? Все понятия вам знакомы? Вернемся к первой задаче. Группа 1 и 2 решают задачу с использованием европейской концепции, группа 3 и 4 по американской концепции, для обоих предприятий. В течении 5 минут, работая в группах, попытайся сформулировать является ли формирование капитала предприятий А и Б рациональным? Какие получились результаты? Итог мне подвести… Какой вывод вы можете сделать по поводу использования европейской и американской концепций? Итак, для определения рациональной структуры капитала можно использовать любую концепцию. Переходим к пункту применения плана. Попытаемся на практике определить, как происходит формирование рациональной структуры капитала, для этого решим задачу №2. Время на решение – 10 минут. Решение задачи оформите на больших листах. Один человек из группы выходит к доске и защищает свое решение. Итог подводит преподаватель | Работают с раздаточным материалом. Формулируют вопросы Делают вывод, что использование капитала предприятия Б, происходит более рационально, так как предприятие Б, получило большую рентабельность СК. Решают задачу | |
5 Презентация продукта коллективной работы микрогруппы и ее обсуждение | К какому выводу вы пришли? Есть ли у вас вопросы, добавления? Далее решите задачу с большей долей самостоятельности. У вас будут две разные задачи, после их решения, мы сравним результаты. Недостающие данные внесите в таблицы на листах и затем один человек из группы, представит свое решение возле доски. Время на решение задачи – 10 минут. Появились ли у вас вопросы, замечания, предложения? | Решают задачу. Защищают свои работы и формулируют выводы. | |
6 Обобщение | Переходим к четвертому пункту плана – проверка. 1) Кто помнить какую тему мы с вами изучали? Слайд 2) Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Слайд 3) Что нового узнал каждый из вас? 4) Что было для вас главным достижением на уроке? Чтобы вам, было, удобно ответьте на открытые вопросы. Я понял, что… Я узнал, что… Я научился,…. Я могу определить… Я владею… Как вы считаете, тему мы раскрыли? Для закрепления материала предлагаю вам домашнее задание. Домашнее задание на выбор, либо решить задачи, представленные в раздаточном материале. Либо самостоятельно придумать дома две задачи, которые бы позволяли тем, кто их будет решать, рассчитать ЭФР (обе концепции), рентабельность СК, и сделать выводы о целесообразности привлечения заемных средств для данного предприятия. | Отвечают на вопросы | |
7 Подведение итога урока | Давайте подведем итог урока, с помощью карточек разного цвета определите ваши достижения на уроке? ВЫ подняли больше карточек, значит… Спасибо за внимание. До свидания. | Студент, с помощью карточек разного цвета, показывает свое отношение к проведенному уроку (красная – возникли трудности с решением задач, не понятен выбор источников финансирования; синяя – не все было понятно, некоторые задачи не решил, желтая – мне все было понятно, но возникли проблемы при решении задач, зеленая – мне все было понятно, задачи решил верно, решение давалось легко, узнал много полезного). | |
Бочаров, В. В. Современный финансовый менеджмент: учебник / В. В. Бочаров. – М. : Юристъ, 2010. – 123 с.
Ковалев, В. В. Введение в финансовый менеджмент: учебник / В. В. Ковалев. – М. : Финансы и статистика, 2009. – 213 с.
Ковалева, А. М. Финансовый менеджмент: учебник / А. М. Ковалева. – М.: Инфра – М, 2009. – 155 с.
Стоянова, Е. С. Финансовый менеджмент: учебник / Е. С. Стоянова. – М.: Перспектива, 2011. – 223 с.
Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента: учебное пособие / И. Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 249 с.
Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент: учебник / Л. Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2009. – 198 с.
Бланк, И. А. Финансовый менеджмент: учебник / И. А. Бланк. – М.: Ника-Центр, 2009 – 156 с.
Бриахем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент / Пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. – СПб.: Питер, 2010.
Лаврушин, О. И. Деньги, кредит, банки [Электронный ресурс] : учебник / О. И. Лаврушин. – Режим доступа: http://www.gaudeas.omskcity.com/PDF_librar_economic_finance_4.html.
Литовских, А. М. Финансы, денежное обращение и кредит [Электронный ресурс] / А. М. Литовских, И. К. Шевченко. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m86/