СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект "Педагогическое управление  проектной деятельностью младших школьников" даёт теоретико-методологическое обоснование понятий "системно-деятельностный подход" в воспитании и образовании младших школьников, "проектное обучение" , определяет цели и задачи пректа, его научная актуальность, указывает на практическую значимость работы и конечный результат педагогического воздействия на младших школьников в процессе обучения созданию собственных проектов.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

г. Минеральные Воды, ул. Калинина, 111, тел. 7-65-63, 7-64-10










Проект


«Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников»






Разработан учителем

начальных классов

Швецовой Леной Николаевной






















СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА………………………………………………..4

1.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………5

1.3. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА…………………5

1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….6 - 13

1.5. ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………13

1.6. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА…………………………….13

1.7. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ………..................13 - 14

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ

УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТЫ

2.1 ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ …………………………14 - 19

2.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ………………………………………19 - 21

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...21






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект «Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников» состоит из двух частей.

В первой части работы дается теоретико – методологическое обоснование понятий «системно - деятельностный подход» в воспитании и образовании младших школьников, «проектное обучение» и т.п., а также определяются цели и задачи проекта, его научная новизна и актуальность, указывается практическая значимость работы и конечный результат педагогического воздействия на младших школьников в процессе обучения созданию собственных проектов.

Вторая часть проекта посвящена описанию опытно-экспериментальной работы в рамках исследования, показаны технологии организации проектной деятельности младших школьников, определены критерии эффективности методических наработок по данной проблеме.

Список использованной литературы показывает уровень исследовательской работы автора проекта в освещении вопроса организации проектной деятельности младших школьников.



























1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИПЕДАГОГОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Современная система образования сталкивается со множеством внешних проблем. Первая и самая важная – это ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития. Вторая проблема – рынок труда, который теперь не гарантирует наличие, а тем более сохранение работы. Именно рынок требует непрерывно повышать свой образовательный уровень в течение всей жизни. И, наконец, третья проблема – опасность расслоения больших групп населения из-за безработицы, экономического и социального кризиса. Кроме того необходимо учитывать и вопросы, связанные с охраной окружающей среды.

Одна из задач образования, которая является доминирующей, заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал. А это не мыслимо без самопознания, которому способствуют внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте и самопрактике. Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.

В соответствии с этим в научно практический обиход сейчас активно внедряется понятие системно-деятельного подхода и его роли в осуществлении проектной деятельности учащихся. Внедрение метода проектов в образовательный процесс, основным назначением которого является ориентация на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности, формирование творческой личности, стимулирование потребности ребёнка в самовыражении, самостоятельности.

Цель данного проекта - теоретически и практически обосновать педагогические условия управления проектной деятельностью младших школьников;

Задачи проектной деятельности:

1. Уточнить и конкретизировать основные структурные компоненты педагогического управления проектной деятельностью младших школьников и механизм осуществления процесса педагогического управления проектной деятельностью младших школьников,

2. Выделить этапы обучения младших школьников проектной деятельности и определить содержание, методы, формы и средства обучения на каждом этапе.

3. Выделить совокупность педагогических условий для эффективного осуществления процесса педагогического управления проектной деятельностью младших школьников.

4. Уточнить комплекс процессуальных и результативных критериев по контролю, анализу и оценке результатов педагогического управления проектной деятельностью младших школьников.







1.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у учащихся умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Формирование таких учебных умений – одно из требований ФГОС второго поколения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо простое присваивание названия «проект» всему, что только не делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т.д.

Между тем переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Для решения возникших противоречий в использовании технологий проектного обучения и проводится данное педагогическое исследование.

1.3. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА


В результате изучения теоретических аспектов по проблеме педагогического проекта была выдвинута следующая гипотеза о перспективности и продуктивности использования проектной деятельности, учащихся в качестве концептуальной основы модернизации содержания образования.

Процесс обучения младших школьников проектной деятельности будет эффективным, если

• обучение проектной деятельности будет строиться на основе системного подхода и с позиции педагогического управления;

• процесс обучение проектной деятельности организовывать поэтапно;

• содержание, методы, формы и средства обучения будут адекватны каждому этапу;

• процесс управления проектной деятельностью осуществлять с учетом педагогических условий;

• контроль, анализ и оценку результатов педагогического управления проектной деятельностью проводить на основе комплекса процессуальных и результативных критериев.





1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Для решения поставленных задач проектной работы использовать следующие методы исследования:

- теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование учебного процесса, анализ и синтез психологических, педагогических работ по проблеме, абстрагирование и конкретизация, анализ документации и практической деятельности образовательных учреждений);

- эмпирические (обобщение педагогического опыта, включенное наблюдение, опрос-беседы, организация опытно-экспериментальной работы);

- методы математической обработки данных.

Методологической основой проекта является системно - деятельностный подход.

Теоретической основой исследования являются:

- Проблема проектной деятельности в философском, социальном и педагогическом аспектах рассматривалась в исследованиях И.И. Ляхова, Н.А. Масюковой, В.З. Юсупова и др.

- История возникновения и развития метода проектов прослеживается в работах П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса, Л.Э. Левина, С.Т. Шацкого.

- Общие теоретические вопросы обучения учащихся проектной деятельности рассматриваются в исследованиях А.А. Карачева, В.В. Колотилова, О.А. Кожиной, П.С. Лернера, Н.В. Матяш, М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, И.Д. Чечель и др.


Опытно-экспериментальной базой исследования являются МКОУ СОШ № 5 г. Минеральные Воды.

Что же представляет собой метод проектов на основе системно - деятельностного подхода?

Метод проектов помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а, получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий.

Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся, которую он выполняет в течение определённого отрезка времени. Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования творческого мышления и развития интеллектуальных умений:

 отбирать и анализировать нужную информацию из различных

источников;

 систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной задачей;

 выявлять проблемы в различных областях знаний;

 выдвигать обоснованные гипотезы и их решения;

 ставить эксперименты;

 делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;

 работать в коллективе, исполняя при этом разные социальные роли;

 владеть искусством и культурой коммуникации;

 уметь пользоваться ресурсами Интернет.

В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин и является предметом специальных научных исследований. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:

  • личностно-ориентированный;

  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

  • развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

  • воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

  • интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

  • здоровьесберегающий.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

При организации и разработке проектов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В ходе выполнения проектов дети учатся:

 реализовывать свой творческий потенциал;

 проводить самостоятельные исследования;

 принимать самостоятельные решения;

 находить и использовать различную информацию;

 работать в команде и отвечать за результаты совместной

деятельности.


Все учебные предметы в начальных классах обладают богатыми возможностями для организации проектной деятельности. Считаю также целесообразным и эффективным применение метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста.

На долю учителя начальных классов ложится трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

В работе по методу проектов, можно выделить следующие этапы:

- целеполагание;

- разработка проекта;

- выполнение проекта;

- подведение итогов.

На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом:

Этап

Цели и задачи

Содержание деятельности


Педагога

Учащихся


Подготовительный этап

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)




Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Планирование работы

















а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового продукта (формы представления результата)

Продукт:

– отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов)

– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)






Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

















Исследовательская деятельность


Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.


Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.


Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи


Результаты или выводы


Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.


Наблюдает, советует


Анализируют информацию. Оформляют результаты.


Представление готового продукта

Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)


Представление разнообразных форм результата работы.


Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.


Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Оценка процесса и результатов работы


Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).


Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.


Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.


Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Общие подходы к этапам проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Работу организую по следующему плану:

  1. Выбор темы.

  2. Постановка цели и задач.

  3. Изучение вопроса, объекта исследования.

  4. Сбор материала.

  5. Обработка материала, получение результата, анализ.

  6. Отчёт о проделанной работе.

  7. Оформление результатов проекта реферат или доклад, презентация, выпуск стенгазеты, выступление и т. д. – какой выход запланировали.

В научной литературе существуют разные классификации видов проектной деятельности:



По технологической направленности

По предмету труда

Человек – человек

Человек – природа

Человек – техника

Человек – художественный образ

Человек – знаковая система

По сферам применения

Школа

Семья

Досуг

Производство

Профессиональное самоопределение

По интересам

Познавательные

Экологические.

Коммерческие

Игровые

Прфессионально-трудовые

Научные

По преобладающим технологическим процессам

Архаичные (ручные технологии преобразования материалов, сырья)

Традиционные (машинные технологии преобразования материалов, сырья, энергии, информации)

Инновационные (технологии преобразования материалов, сырья, энергии и информации на основе радиоэлектроники и телемеханики)

По материальному воплощению

Интеллектуальные, сервисные.

Информационные

Комплексные

По методической направленности

По цели проектной деятельности

Гностические

Изыскательские

Преобразующие

По продолжительности выполнения

Долгосрочные (от 20 до 60 часов)

Среднесрочные (блок 8 – 10 часов)

Краткосрочные (тема 2 – 4 часа)

По организации проектной деятельности

Индивидуальные

Звеньевые

Групповые

Школьные

Межшкольные

По структуре содержания

Мономодульные (охватывают один модуль программы)

Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)

Интегрированные (межпредметные)

По уровню творчества

Репродуктивные

Творческие задания

Творческий проект



На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

 исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

 ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

 информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

 творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В результате проектной деятельности у ученика :

• повышается творческая активность (уровень интеллекта, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.);

• возникает интерес к изучению школьных предметов;

• повышается успеваемость;

• возникает потребность в планировании своей деятельности;

• формируется адекватная самооценка, взаимооценка;

• формируется ряд коммуникативных умений;

активен инициативен самостоятелен коммуникативен и т.д.


ученик успешен




Итак, метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

1.5. ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первый этап – поисковый - изучение и систематизация знаний по проблеме, разработка основных понятий, рабочей гипотезы, проведение констатирующего этапа исследования, разработка методики эксперимента.

Второй этап – опытно- экспериментальный - экспериментальная проверка основных теоретических положений исследований, проверка гипотезы, педагогическое моделирование и апробация комплекса технологий, разработка открытых уроков и мероприятий.

Третий этап – обобщающий – уточнение основных структурных компонентов педагогического управления проектной деятельностью младших школьников и механизма осуществления процесса педагогического управления проектной деятельностью младших школьников на уроках и во внеурочное время.

В настоящий момент работа по проекту идет в соответствии со вторым этапом проектной деятельности.

1.7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что уточнены и конкретизированы основные структурные компоненты педагогического управления проектной деятельностью младших школьников и механизм осуществления процесса педагогического управления проектной деятельностью младших школьников на уроках и во внеурочное время

Практическая значимость проекта состоит в том, что

• разработана рабочая программа эколого-природоведческого кружка «Лесовичок»;

• разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов по педагогическому управлению проектной деятельностью младших школьников.


1.8. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате осуществления проектной деятельности у учащихся начальной школы к концу 4 класса будут сформированы следующие универсальные учебные действия:


Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.


2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ

УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТЫ

2.1 ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Работу учащихся над проектом организую по следующему плану:

  1. Выбор темы.

  2. Постановка цели и задач.

  3. Изучение вопроса, объекта исследования.

  4. Сбор материала.

  5. Обработка материала, получение результата, анализ.

  6. Отчёт о проделанной работе.

Оформление результатов проекта - реферат или доклад, презентация, выпуск стенгазеты, выступление и т. д.

В своей практике чаще всего использую следующие типы проектов:

  • исследовательско-творческие,

  • ролево – игровые,

  • информационно-практико-ориентированные,

  • творческие .

В 2010 году в ноябре – декабре моими учащимися 3 «А» класса был осуществлен информационно -практико-ориентированный проект «Спорт в жизни человека». Цель данной исследовательской работы состояла в том, чтобы показать учащимся младших классов влияние здорового образа жизни, спорта на внешний вид человека, его социальную успешность, здоровье. В соответствии с этапами подготовки проекта учащимися класса был проведён опрос среди родителей, родных и друзей (анкета). Данные анкеты показали, что в настоящее время сверстники и взрослые предпочитают активному образу жизни, занятиям спортом пассивное времяпрепровождение перед экраном телевизора, что составило около 70% опрошенных. Кроме социологического опроса ребята изучили различную литературу о правильном питании, гигиенических нормах, влиянии физических нагрузок на организм человека, вреде курения. Итогом стал праздник «Страна Здоровья», который был проведён для учащихся начальных классов школы, а затем выступление в детском саду № 6 «Малышок». Учащиеся к празднику сами подготовили оформление (плакаты, костюмы, лозунги). Самое главное, что в результате данного проекта изменилась жизненная позиция моих учащихся, которые стали активнее посещать спортивные секции (60% от количества в классе), внимательнее относиться к своему питанию.



Одним из исследовательско-творческим проектом является, проведенное в феврале – апреле 2011 года в классе исследование по теме «Выращивание растений в закрытом грунте». Целью данного проекта было выращивание в условиях классного кабинета экологически чистого продукта – овощной культуры собственными руками, воспитание заботливого отношения к природе, ответственности, формирование умения работать коллективно. Ребята выполняли индивидуальные исследования по теме «Овощи» с целью выявления растения, которое можно вырастить в комнатных условиях: изучили различную литературу, провели опрос родителей. Выяснили, что для выращивания в закрытом грунте больше всех подходит огурец. Собрали информацию о сортах огурцов, их полезных свойствах, условиях произрастания. Были выбраны сорта, пригодные для выращивания в условиях классной комнаты (самоопыляющиеся). Ученики сами посадили семена, ухаживали за всходами, с нетерпением ждали урожая.



Итогом исследования стала дегустация выращенных огурцов.


Еще один вид проекта, который был осуществлен мною совместно с учащимися 3»А» класса, - это исследовательский проект по предмету «Окружающий мир» по теме «Вода».

    Характеристика проекта:

По содержанию: монопредметный

По срокам: краткосрочный

По уровню освоения: итоговый

По форме работы : индивидуальный

В приведенной таблице прослеживаются этапы работы учителя и учащихся над данным проектом.

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

подготовительный

Обсуждают тему проекта, выбирают направление исследования, уточняют информацию

1.Объясняет цель и задачи проекта, проводит беседы, экскурсию на реку Кума

2.Объясняет как выбрать тему для индивидуального проекта

3. Мотив: вода играет большую роль в жизни человека, окружает нас повсюду и постоянно, но большинство людей не обращают на это внимание. Какую роль играет на Земле вода?


планирование

Выбирают тему проекта

Вырабатывают план действий


Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, проводит индивидуальные консультации по темам проекта

Принятие решения

Работают с информационными источниками, уточняют данные, подбирают иллюстративный материал

Уточнение плана действия учеников

Наблюдение за выполнением работы

Консультации по выбранным источникам информации


выполнение

Работают над проектом и его оформлением в электронном виде

Консультации по выполнению работы

Даёт советы по оформлению проекта


Оценка результатов

Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочёты, формулируют выводы


Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении

Презентация

Показывают свои презентации по выбранным темам на уроке


Организует показ презентаций.

Итог проектной деятельности – показ презентаций учащихся на открытом уроке, которые позволили учащимся продемонстрировать свои исследования: «Водопады – дивное украшение гор» (работа Николаис Афины), «Минеральные источники Ставропольского края» (работа Сергиенко Сергея), «Реки» (работа Свиридова Владимира), «Мировой океан» (работа Головчанской Оливии). Представленные презентации вышли за пределы программного материала по предмету «Окружающий мир», что позволило расширить кругозор не только авторам работ, но и их одноклассникам, защита презентаций - это хорошая возможность воспитания культуры выступления перед классом, повышения самооценки учащихся.

Каждый человек должен знать историю, культуру, обычаи тех мест, в которых он живет. Северный Кавказ в этом смысле – одно из уникальнейших мест в России, это край преданий, легенд, соединение различных культур. Для того чтобы познакомить учащихся своего класса с фольклором народов Кавказа, мною был предложен учащимся творческий проект «Легенды Кавказа»

В ходе подготовки проекта мы с ребятами изучили различную литературу о горах Кавказа, с большим интересом прочли легенды разных народов о горах нашего региона, совершили экскурсии. Результатом стала выставка творческих работ учащихся, составлен фоторепортаж.


Экскурсия к горе Змейка. «Медовые водопады»


Работа Доценко Т. «Машуко» Работа Корчагина П. «Эльбрус»

Данный вид проектной деятельности позволил учащимся познакомиться с фольклором родного края, проявить творчество и фантазию при выполнении работ.

В процессе выполнения проектных заданий совместно с учащимися были выработаны следующие правила работы в группах:

1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3.Не бойся высказывать своё мнение.

4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

5.Думай сам, а не рассчитывай на других.

  1. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

  2. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

  3. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

Соблюдение данных правил позволило сделать работу в группах более слаженной и эффективной.

После выступления каждой группы необходимо было дать оценку проделанной работе. Мы вместе с ребятами (в 1 – 2 классах) разработали свою оценочную шкалу. Она выглядит следующим образом:



Понравилось, но не всё. Не понравилось. Очень понравилось!

Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:

  • возрос познавательный интерес обучающихся;

  • повысилась мотивация к учебной деятельности;

  • появился интерес к освоению компьютера;

  • совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;

  • повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;

  • ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.


    1. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Исследование показало, что сущность обучения младших школьников проектной деятельности на уроках и во внеурочное время заключается в оптимальном сочетании педагогического управления с собственной инициативностью, самостоятельностью и активностью школьников. Обучение младших школьников проектной деятельности целесообразно рассматривать с позиции педагогического управления.

Под педагогическим управлением проектной деятельностью младших школьников следует понимать воздействие учителя на учащихся, направленное на дальнейшее их развитие и создание условий для достижения учебных целей.

Процесс педагогического управления проектной деятельностью в начальной школе целесообразно осуществлять на основе системы, включающей основные компоненты педагогического управления проектной деятельностью младших школьников: общая цель обучения проектной деятельности младших школьников, субъект и объект управления, функции педагогического управления, дидактический процесс и педагогический мониторинг. Динамически процессуальная сторона педагогического управления проектной деятельностью младших школьников осуществляется во взаимосвязи между основными компонентами.

Для успешного осуществления процесса управления проектной деятельностью младших школьников выделены педагогические условия: создание атмосферы доброжелательности и доверительности; расположение учебного материала в «зоне ближайшего развития»; учет возрастных особенностей младших школьников; учет индивидуальных особенностей каждого учащегося и опора на его «субъектный опыт»; поэтапное формирование основных действий проектной деятельности; формирование интереса к проектной деятельности; постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся; сочетание индивидуальных и групповых форм обучения.

В результате теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы выделены этапы обучения младших школьников проектной деятельности и определены содержание, методы, формы и средства обучения, адекватные каждому этапу.

Уточнен комплекс процессуальных и результативных критериев контроля, анализа и оценки результатов педагогического управления проектной деятельностью младших школьников на уроках и во внеурочное время: уровень творчества и самостоятельности, уровень знаний и умений при выполнении практических, частных проектных заданий и проектов, уровень освоения алгоритма проектной деятельности, личное отношение учащихся к проектной деятельности.

Результатом моей работы, считаю, стали следующие показатели:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000, с. 34

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968, с.291

  3. Малышев М.В. Эстетическое в системе ценностей. – М., 1983, с.68

  4. Матушкин Е. Развитие и нравственное содержание личности: в помощь преподавателю. - Челябинск,2003

  5. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии. Ставрополь, 2006

  6. Бобков В.С. Сущность и структура проектной деятельности школьников //

Интернет – семинар «проектный метод на уроках технологии в современной школе» http://www.bryanskedu.net/seminar/2006/001/

  1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. –2004. - №2. – С.96.

  2. Комендантова Т.В. Творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности // Интернет – семинар «проектный метод на уроках технологии в современной школе» http://www.bryanskedu.net/seminar/2006/001/

  3. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников// Начальная школа.- 2006. - №1. С. 17- 27.

  4. Курнешова Л.Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы // Информационный портал департамента образования Москвы - 2003.

  5. Лексикова С.М. Виды учебных проектов на уроках технологии Интернет – семинар «проектный метод на уроках технологии в современной школе» http://www.bryanskedu.net/seminar/2006/001/

  6. Метод проектов. К истории вопроса // Лаборатория дистанционного обучения http://distant.ioso.ru/

  7. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: вентана –Графф. - 2002. – 112с.

  8. Проектные задачи в начальной школе под ред Воронцова А.Б., М, 2010
























Проект


Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников





приложение












Схема 1




























Схема 2


















































Таблица 3

Этапы выполнения проекта


Этап

Цели и задачи

Содержание деятельности


Педагога

Учащихся


Подготовительный этап

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)




Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Планирование работы

















а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового продукта (формы представления результата)

Продукт:

– отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов)

– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)






Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

















Исследовательская деятельность


Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.


Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.


Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи


Результаты или выводы


Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.


Наблюдает, советует


Анализируют информацию. Оформляют результаты.


Представление готового продукта

Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)


Представление разнообразных форм результата работы.


Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.


Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Оценка процесса и результатов работы


Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).


Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.


Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.














Схема 4





Общие подходы к этапам проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.



Схема 5

Правила работы в группах:

1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3.Не бойся высказывать своё мнение.

4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

5.Думай сам, а не рассчитывай на других.

  1. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

  2. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

  3. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.















Оценочная шкала.



Понравилось, но не всё. Не понравилось. Очень понравилось!





Схема 6

Методы обучения школьников проектной деятельности.





























Классификация творческих проектов школьников схема 7



По технологической направленности

По предмету труда

Человек – человек

Человек – природа

Человек – техника

Человек – художественный образ

Человек – знаковая система

По сферам применения

Школа

Семья

Досуг

Производство

Профессиональное самоопределение

По интересам

Познавательные

Экологические.

Коммерческие

Игровые

Прфессионально-трудовые

Научные

По преобладающим технологическим процессам

Архаичные (ручные технологии преобразования материалов, сырья)

Традиционные (машинные технологии преобразования материалов, сырья, энергии, информации)

Инновационные (технологии преобразования материалов, сырья, энергии и информации на основе радиоэлектроники и телемеханики)

По материальному воплощению

Интеллектуальные, сервисные.

Информационные

Комплексные

По методической направленности

По цели проектной деятельности

Гностические

Изыскательские

Преобразующие

По продолжительности выполнения

Долгосрочные (от 20 до 60 часов)

Среднесрочные (блок 8 – 10 часов)

Кратковременные (тема 2 – 4 часа)

По организации проектной деятельности

Индивидуальные

Звеньевые

Групповые

Школьные

Межшкольные

По структуре содержания

Мономодульные (охватывают один модуль программы)

Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)

Интегрированные (межпредметные)

По уровню творчества

Репродуктивные

Творческие задания

Творческий проект





























30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!