Актуальность проекта
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Словесно-логическое мышление детей шестого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Цель, задачи проекта
Цель:
- создание условий для обеспечения безопасности людей на водных объектах в осеннее – зимний период;
- профилактика случаев гибели детей на водоемах в осенне-зимний период 2015 года;
- повышение знаний воспитанников, сотрудников и родителей ОУ по вопросам безопасного поведения на воде в осенне-зимний период;
Задачи:
- познакомить с новой информацией по теме;
- совершенствовать знания воспитанников и родителей по теме проекта;
- воспитывать добросовестных и организованных граждан;
- корригировать мыслительную деятельность.
- учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
- развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.
- воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
- воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
- приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.
- развивать способности у детей к предвидению возможной опасности.
- развивать интерес детей к собственной безопасности.
- привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.
Ожидаемые результаты:
- Дети будут знать основные правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время, соблюдать эти правила;
- Дети научатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
- Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;
- Родители будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время года.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный;
II. Основной;
III. Заключительный
Модель реализации проекта
Поиск, изучение и обработка информации
(подготовительный этап)
|
- Создание проблемы, постановка цели и задач;
- работа с методической литературой по данной проблеме;
- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
- подбор методической, познавательной и художественной литературы;
- подбор наглядного иллюстрированного материала;
- подбор материала для продуктивной деятельности детей;
- составление перспективного плана мероприятий;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
|
Работа над проектом
(основной этап)
|
- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности;
НОД « Лёд - тоже вода»
- работа с родителями;
|
Заключительный этап
|
- проведение итогового занятия на тему: «Безопасность на льду»
- презентация и защита проекта.
|
Работа с детьми
Реализация проекта через различные виды детской деятельности
Виды детской деятельности
|
Формы организации деятельности
|
Игровая деятельность
|
Дидактическая игра «Чем опасно? Расскажи правило»;
Дидактическая игра «Кто поступает неправильно?»
Дидактическая игра «Можно-нельзя»;
Дидактическая игра «Как избежать неприятностей»;
Дидактическая игра «Опасности зимы»
Дидактическая игра «Основы безопасности на прогулке»;
Дидактическая игра «Азбука здоровья»;
Дидактическая игра «На прогулке»;
Игры с мячом «Хорошо-плохо»;
|
Познавательно-речевая деятельность
|
НОД « Лёд – это тоже вода»;
Беседа «Правила поведения на горке»;
Беседа «Не ходи по льду водоемов»;
Беседа «Обходи стороной скользкие места»;
Беседа «Осторожно, сосульки!»;
Беседа «Не ешь снег и сосульки»;
Беседа «Правила поведения на прогулке в детском саду»;
Рассматривание иллюстраций: «Осторожно: сосульки, гололед!», «Безопасность на льду», «Осторожно: санки, лыжи и коньки»;
Чтение рассказа Н.Носова «На горке»;
Целевые прогулки «Опасные места на участке», «Игры с соблюдением правил «Опасные места на улице»;
|
Физическое развитие
|
Подвижные игры «С кочки на кочку»; «По снежному мостику»;
Физкультминутки «А сегодня у зимы – новоселье»; «Мы погреемся немножко»; «На дворе мороз и ветер»;
|
Работа с родителями
Направление
|
Цели
|
Форма взаимодействия
|
Наглядно-информационное
|
Повышать уровень знаний у родителей по вопросам безопасности;
|
Консультации: «Зимние забавы и безопасность», «Как кататься на санках»;
Памятка «Правила безопасной зимней прогулки»;
|
Итоги проекта:
Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности зимой на улице. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.
Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.
Список литературы:
1. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.Н. Гамовой, Е.Н. Герасимовой, В.А. Деркунской. – М., 2014. – 256 с.
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б., Безопасность. – СПб, 2005. – 144 с.
3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб, 2012. – 128 с.
4. Самые новые правила поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева, Н. В. Иванова. – М, 2009. – 240 с.
5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. – М., 2010. – 144 с.
6. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград, 2014. – 168 с.