Плесень: друг или враг?
Автор: Субботина Ксения
ученица 3 «В» класса
Руководитель: Черепанова Юлия Владимировна,
учитель начальных классов.
Цель исследования:
понять, что такое плесень,
какие условия нужны для ее развития
и какую роль она играет в жизни человека.
Задачи:
- изучить литературу по выбранной теме и обобщить полученный материал;
- выявить наиболее благоприятные условия существования плесени;
- наблюдать появление плесени на разных продуктах и в разных условиях;
- сформулировать выводы по результатам исследовательской работы.
Методы исследования
- анализ изученной литературы;
- постановка эксперимента;
- наблюдения за экспериментом
- обработка данных эксперимента
Объект исследования :
ПЛЕСЕНЬ
Плесень (плесневые грибки) – это особое царство живой природы.
Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Очень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибов.
Как появляется плесень
Плесень распространяется по воздуху. При попадании на сырую поверхность она прорастает. Размножается она невероятно быстро.
Идеальными условиями для ее появления и распространения считается температура +20С. И влажность воздуха выше 95%. Она не любит чистоты и сухого воздуха. Плесень обожает грязь Чем грязнее помещение, тем больше бактерий, и больше грибков. Она также может поразить и замороженные продукты.
Какова же роль плесени для человека?
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ
- вызывают опасные болезни (аллергия, бронхит, рак печени)
- портят пищу человека,
- губят книги,
- разрушают дома,
- уничтожают урожай,
- вызывают гибель животных.
- получено лекарство – пенициллин с антибактериальным эффектом.
- эти маленькие труженики помогают получать вина, благородные сыры, пиво, колбасу салями (некоторым видам плесени рода пенициллиум, ботритис серый)
- без плесени не было бы круговорота веществ на Земле .
Интересные факты о плесени
- Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.
- При постройке ковчега Ной просмолил его снаружи и внутри во избежание появления плесени.
- В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят жёлтым рисом. Он весь заражён афлатоксином.
- В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил гробницу. Все участники вскрытия гробницы вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумии жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».
- После взрыва Чернобыльской атомной станции через несколько лет было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации.
- Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.
- Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.
- Помимо опасной и агрессивной плесени существует и та, которую употребляют в пищу. Особенно дорогой является колбаска покрытая плесенью. Её выдерживают три месяца в подвале, после чего отправляют на обработку!
Практическая часть.
Перед практической работой мы задумались о мерах безопасности, так как плесень отрицательно влияет на здоровье человека. Для работы мы приготовили блюдца и соло фановые пакетики и мы можем наблюдать за происходящими изменениями.
Опыт №1
Вывод:
После появления плесень быстро растет.
Опыт №2
Вывод:
Плесень быстрее
появляется во
влажной среде.
Опыт №3
Заключение
Для благоприятного появления и развития плесени необходимы определённые условия. Такими благоприятными условиями являются повышенная влажность, отсутствие прямого доступа кислорода и тепло.
- Плесень появляется раньше на тех продуктах, в которых содержится много влаги.
- Плесень вызывает гниение продуктов.
- Продукты, заражённые плесенью, нельзя использовать в пищу, они вызывают отравление и различные заболевания.
- Необходимо проветривать помещения и не допускать повышенной влажности, чтобы в них не развивалась плесень.
Спасибо за внимание!
Используемая литература
1. Под редакцией Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей "Аванта плюс". Биология, том 2, Москва, «Аванта +», 1998 г.
2. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Медицина Москва. ООО « Издательство АСТ ЛТД », 1997г.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва ООО «ИМИ Технология», 2003 г.
4.Смирнов А.В. «Мир растений» Москва «Молодая гвардия», 1982 г.
5.Трифонова М.М. «Место эксперимента – кухня». Саратов .«Детская книга», 1991 г.
6. Под редакцией Шалаева Г.П. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей”, том 10. Москва АСТ, 1999 год.
7. Журнал «Здоровье» №2 / февраль 2011 – Плесень: опасный сосед
8. Документальный фильм «Плесень» http ://www.youtube.com/watch?v=1lgAzVOEnUM
9. ru.wikipedia.org
10. http://yourangel.ucoz.ru/publ/chem_opasna_plesen/1-1-0-4
11. http://www.sibparus.ru/hwl/zdorovie/plesen.htm