СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по экологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект по экологии в парке мира. г.Коломна. Разработан вместе с учениками

Просмотр содержимого документа
«Проект по экологии»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение "Лицей №4"









Эколого-этическая траектория в проектной деятельности учащихся

"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ПАРКЕ МИРА"

















Коломна

2017



Аннотация



Данная работа посвящена экологическому воспитанию учащихся Лицея. В проекте предлагается творческое решение задачи понимания детей экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у учащихся Лицея чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.

«Я сорвала цветок, и он завял.

Я поймала жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я поняла,

Что прикоснуться к природе

Можно только сердцем»

Л .Фесюкова



















Актуальность



«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству.

Л. Леонов

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Что означает слово «экология» и откуда оно происходит? «Экология» произошло от греческого oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение. В основном и первоначальном своем значении – одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой.

Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада. Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды - экологическая тропа, которая позволяет ученику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

Проблема : Роль экологической тропы в решении задач экологического образования и воспитания учащихся.

Цель : воспитание культуры поведения в природе, разработать модель экологической тропы в парке Мира

Задачи:

  • Пройдя эко-тропой , выявить имеющиеся экологические проблемы на данной территории,

  • попытаться найти решение экологических проблем ,характерных для данной местности

  • углубить и расширить знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.),

  • совершенствовать понимание закономерностей биологических и других естественных процессов.

  • повысить ответственность учащихся за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

  • оформление гербариев лекарственных и охраняемых растений, встреченных на тропе

  • поиск обзорных точек экологической тропы

  • разработать короткий и удобный маршрут для экскурсий по парку - экологическую тропу, на которой посетители смогут встретить разные типы лесных экосистем. Эти участки (обзорные точки) должны быть изучены и описаны с точки зрения видового состава растений и животных, обитающих там.

  • создание компьютерной базы данных по видовому составу растений и животных в каждой обзорной точке( с фотографиями)



Механизм выполнения.

Реализация данного проекта возможна в учреждении любого типа. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества

Формы и методы работы на экологической тропинке:

  • экологические беседы;

  • экологические экскурсии;

  • уроки доброты;

  • уроки мышления;

  • экологические кружки;

  • экологические конкурсы;

  • КВН, викторина «Поле чудес»;

  • экологические акции;

  • обсуждение и проигрывание ситуаций;

  • трудовой десант;

  • зелёный патруль;

  • клуб исследователей природы;

  • лаборатория юного эколога;

  • составление экологических карт;

  • ведение фенологических календарей природы;

  • коллекционирование;

  • экологические выставки и экспозиции;

  • экологические праздники;

  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

  • экологические сказки;

  • экологические тренинги;

  • инсценировки, театрализации и т. д.













Проект "Экологическая тропа в парке мира"

Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?

Д.В. Веневитинов, 1827 г.



Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Для создания такого типа познавательных троп существует ряд важнейших исходных положений. Наиболее целесообразно прокладывать подобные тропы вблизи интенсивно посещаемых рекреационных районов. Это позволяет направить основной поток отдыхающих по определенному маршруту и ослабить антропогенную нагрузку на природную среду. Посетители могут пополнять свои природоведческие знания.

К тому же тропа должна быть доступна в транспортном отношении. Желательно, чтобы район тропы хорошо посещался местным населением. Маршрут лучше всего прокладывать по уже сложившейся дорожке - тропиночной сети. При его выборе важно учитывать привлекательность окружающего ландшафта. Следует избегать участков с монотонными однотипными природными сообществами. Необходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками, уголков нетронутой природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим качеством тропы является ее информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную "просветительную" и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют "свои" объекты на маршруте и свои знаки - символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, особенно в зонах отдыха. Поэтому важно, чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс позволял наглядно показать его роль в создании или поддержании экологического состояния среды. Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт.

Можно заменить в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности.

Специфические экскурсионные объекты на тропе - памятники природы, например, вековые деревья, которые являются свидетелями событий далекого прошлого. Рядом - элементы антропогенного ландшафта, это могут быть транспортные магистрали (дороги, линии электропередач), архитектурные сооружения, водоисточники, заповедные территории, сама зона рекреации, как один из видов природопользования.

Все интересные объекты природы и истории обозначаются располагающимися рядом табличками - указателями; цифрами или символами. А информационные щиты, устанавливаемые через определенные расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.

Экологическая тропа оборудуется щитами, указателями и знаками.




Условные обозначения:


1. Автострада.

2. Железная дорога.

3. Тропа, ведущая к одной группе природных объектов (или культурно - историческим объектам).

4. Информационня доска.

5. Экологическая тропа для осмотра достопримечательных животных и растений.

6. Информационный центр.

Тексты на щитах "работают" не только сами по себе, но используются экскурсоводами для беседы на соответствующие темы.

Нужно только разработать короткий и удобный маршрут для экскурсий по лесу - экологическую тропу, на которой посетители смогут встретить разные типы лесных экосистем. Эти участки (обзорные точки) должны быть изучены и описаны с точки зрения видового состава растений и животных, обитающих там. Экологическую тропу прокладывают дети. Они изучают окрестности парка, выбирают в парке обзорные точки и участвуют в составлении их иллюстрированного описания. Дети участвуют в экспедициях по окрестностям парка, выбирают обзорные точки тропы и прокладывают наиболее удобные пути между ними.

Изучение видового многообразия растительного и животного мира

Исследования, проведенные детьми на обзорных точках, позволят найти и определить различные виды растений и животных. Собранная информация о видовом составе должна быть занесена в компьютерную базу данных.

База данных о растениях, встреченных на экологической тропе, может содержать такие данные о них как:

  1. название экосистемы, в которой встречено растение

  2. русское название вида

  3. латинское название вида

  4. семейство

  5. отдел

  6. экспертная оценка обилия в экосистеме в соответствии с общепринятыми шкалами обилия

  7. ранг охраны

  8. практическое использование растения

База данных о животных может содержать такие данные:

  1. название экосистемы, в которой встречено животное

  2. дата

  3. русское название вида

  4. отряд

  5. класс

  6. характер питания

  7. ранг охраны

  8. экспертная оценка встречаемости в экосистеме



Примеры иллюстраций к описанию экологической тропы

Это фрагмент иллюстрации, демонстрирующей пищевые цепи в природе на примере животных, обитающих в почве



  1. Почвенные хищники (пауки, жужелицы)

  2. Животные, питающиеся почвой (ногохвостики, клещи, черви)

  3. Бактерии, производящие почву

Дополнительно тропа может использоваться учителями – не только биологии, но и например: ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии – для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов. Кроме того, данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей г. Коломна, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.

Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, насекомых. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.



















"Экологическая кругосветка"

Оборудование: маршрутные листы для каждой команды, таблички станций, значки для каждой станции.

Участники: учащиеся старших классов для организации, учащиеся среднего звена для участия, педагоги

Суть мероприятия

Участники делятся на три команды. "Хранители Флоры", "Защитники Фауны" , "Разрушители мусора". В каждой команде выбирается командир. Командиру выдается маршрутный лист, где обозначены станции, их нахождение и порядок прохождения по станциям отдельной команды. Командиру выдается отличительный значок.

Станции распределены по всей территории парка. Всего 6 станций.

1 Вода

2 Воздух

3 Земля

4 Флора

5 Фауна

6 Мусор

5 из них находятся по периметру парка. 6 станция находится около фонтана , в центре парка, символизируя воду-источник жизни, начало всего.

На каждой станции находятся 2 человека, одетых в однотонные футболки , определенного цвета. На станциях команды выполняют задания, которые им будут предложены ответственными за станцию. По окончанию выполнения задания ответственные за станцию выставляют баллы команде в маршрутный лист и записывают себе( для сверки баллов на финале мероприятия).

При переходе от одной станции к другой команду сопровождает учащийся старшего класса для контроля времени, дисциплины, правильности перехода к станциям. У каждого сопровождающего имеется отличительный значок сопровождающего.

При переходе от одной станции к другой задача каждой команды отмечать в маршрутном листе следующую информацию:

1. для команды "Хранители Флоры" -какие виды деревьев, кустарников, цветов, растений, грибов они увидели на маршруте

2.для команды "Защитники Фауны"-какие виды птиц, насекомых, беспозвоночных, животных(при наличии) они заметили на маршруте. Учитываются только животные, характерные для данной среды обитания, не домашние животные.

3.для команды"Разрушители мусора"- какие виды мусора (пластик, стекло, бумага, пищевой мусор и т.д.) они увидели, кол-во мусорных контейнеров, урн было замечено и в каких местах.

1 Станция "Воздух".

Пример задания. Викторина.

А) Узнайте зимующую птицу и расскажите, что вы знаете о ней.

1. Я день-деньской стучу-стучу. 
Я врач лесной. Я лес лечу.

2. Я весь день ловлю жучков, 
Уплетаю червячков. 
(В тёплый край я не летаю, 
Здесь под крышей обитаю. 
Чик-чирик! Не робей! 
Я бывалый ...

3. Окраской - сероватая, 
Повадкой - вороватая, 
Крикунья хрипловатая - 
Известная персона. 
Это кто? ...

4. Непоседа птица эта - одного с берёзой цвета.

5. Синяя косынка, тёмненькая спинка 
Маленькая птичка. Звать её...

Б) Викторина: “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

1. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень) 
2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха) 
3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод) 
4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка) 
5. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла) 
6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их) 
7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой) 
8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка) 
9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления) 
10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая) 
11. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка ) 
12. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки) 
13. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая) 
14. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова) 
15. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ) 
16. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

В) Викторина о зимующих птицах.

Вопросы:

1.  Какая птица наших мест живет дольше всех?

2.  Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики?

3.  Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали?

4.  Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз.  Почему?

5.  Воробей – это вредная или полезная птица?

6.  У какой зимующей птицы самый длинный клюв?

7.  У какой зимующей птицы самый длинный хвост?

8.  Какие птицы строят гнезда в январе?

9.  Какую пользу птицы приносят зимой?

Ответы.

 1.  Ворон живет 100 лет.

2.  Тетерева и рябчики прячутся под снегом.

3.  В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.

4.  В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно.

5.  Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.

6.  Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.

7.  Самый длинный хвост у сороки.

8.  В январе строят гнезда клесты.

9.  Зимой птицы находят в коре деревьев насекомых и личинки насекомых.

 Г) Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

  1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы?

  2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой?

  3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой?

  4. Что птицам страшнее голод или холод зимой?

  5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека?

  6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом?

  7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят?

  8. Какие виды воробьев гнездятся у нас?

  9. Название, какой зимующей птицы созвучно с названием танца?

  10. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?

  11. Какая птица резко меняет цвет своего оперения?

  12. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол?

  13. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз?

  14. Сколько разных синиц живет в наших местах?

  15. Какие птицы живут у нас только зимой?

  16. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются?

  17. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов?

Д) Викторина про птиц.

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)

3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)

4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

5. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

6. Кто носом деревья сажает? (Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)

7. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)

8. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)

9. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)

10. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

11. Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)

12. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин.)

13. Какая птица летает в “очках” на носу? (Филин.)

2 Станция " Мусор"

Пример задания."Сортировка"

Ребятам предлагается представить, что, проходя через парк, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

  • Пакеты из непрозрачного полиэтилена.

  • Металлическая консервная банка.

  • Стеклянная бутылка.

  • Пластиковая бутылка.

  • Бумажные фантики от конфет.

  • Гвозди.

  • Кожура банана, огрызки яблок.

  • Метла из веток.

  • Старая футболка.

  • Газеты.

  • Жестяная банка с остатками машинного масла.

Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

3 Станция " Флора"

 Пример задания. Экологическая игра “Растительные этажи”.

Материалы: изображение лесных ярусов (на плотной бумаге), карточки с изображением животных, бумага, цветные карандаши.

Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, “жилища” животных.

Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверюшек и где можно найти в лесу (под скалой, на дереве).

Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.

Игра: ведущий заранее готовит картинки с изображениями животных. Дети рассаживаются вокруг листа плотной бумаги с изображением лесных ярусов и ведущий по одной показывает им картинки. Тот, кто первым правильно назовёт ярус, на котором обитает данное животное, получает очко и имеет право положить картинку на данный ярус. Если ребёнок правильно назовёт животное, он получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто заработал больше всех очков.

Варианты:

- не только разместить изображение животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника;

- ведущий готовит изображения животных определённой пищевой цепи (или нескольких цепей). Задача игроков – правильно составить пищевую цепь и указать стрелками взаимосвязь между животными.



Пример задания 2. Игра «Цветочное Ориентирование»

Игра может проводиться в походе, в лагере, во время экскурсии на природу. Для игры надо приготовить ручки, бумагу, фломастеры или карандаши. Можно проводить несколько вариантов игры.

Например: Участникам даются листы бумаги с нарисованной примерной картой-схемой местности, на которой проводится игра, и даются названия растений. Каждый участник должен за возможно короткий срок найти на местности места наибольшего скопления этих растений и нанести эти места на карту-схему.

Другой вариант: на карте-схеме обозначается место, где растут какие-либо растения, а участники должны найти это место и узнать что это за растения. Также можно дать детям вместо названий рисунки растений и дать задание нанести место их расположения на карту-схему. А можно наоборот, дать название, а на карте нарисовать растение. Могут быть и другие варианты, все зависит от фантазии того, кто проводит игру. Главное определить территорию, на которой проводится игра с таким учетом, чтобы дети не заблудились.



4 Станция "Фауна"

Пример задания. Экологическая игра “Ищи взаимосвязи”.

Материалы: листики с подготовленными парами терминов (понятий).

Понятия и взаимосвязи: хищник-жертва, воздействие человека на окружающую среду, стабильность экосистемы, кислотный дождь и т.д.

Мотивация: предложите детям разделить на исследовательские пары, которые изучают определенную научную проблему и стремятся первыми её решить. Приведите примеры конкуренции в сфере биологии, физики и других наук.

Задание: выяснить, доказать взаимосвязь между парой предложенных понятий.

Игра: ведущий готовит пары понятий, чётко их пишет и складывает в шапку. Подбирайте эти пары дифференцировано: для младших школьников попроще, для старших - посложнее. Та исследовательская пара, которая первой назовёт взаимосвязь, получит очко, а остальным сообщит свой ответ на “конференции”. Задача может иметь несколько решений. Очень важно, чтобы ведущий после оглашения ответа помог детям уточнить возможные неясности, а если нужно, то ознакомил их со своим решением.



Примеры пар по сложности:

белка-шишка;

лишайник-воздух;

нефтяная авария-гибель птиц;

тепловая электростанция - аллергические заболевания;

чистка зубов - энергия (экономия воды);

гамбургеры - тропические леса (животноводство, скотоводство).

Примечание:

- в конце игры дети могут свой ответ нарисовать;

- каждая пара “исследователей” в заключение готовит хотя бы две пары понятий и предлагает “соперникам” определить их взаимосвязи.

5 Станция "Земля"

Пример задания. «Игра Неприродная Тропа"

Эта игра показывает роль защитной окраски в жизни животных.

Выберите тропу 10 – 15 м и усыпьте ее искусственными предметами (10–15). Некоторые из них должны быть заметны сразу же (электролампочки, надувные шарики). Другие должны сливаться с окружающей средой, чтобы их было труднее обнаружить. Держите в секрете от детей количество предметов.

Дети проходят по тропе по одиночке, пытаясь обнаружить (не поднимая) как можно больше предметов. Когда каждый доходит до конца тропы, сообщает вам (на ухо) сколько предметов он заметил. Если никто не увидел всех предметов, то объявите всем, сколько было замечено и скажите, что их было на самом деле больше. И пусть дети пройдут тропу еще раз!

Закончите игру обсуждением, как защитная окраска помогает животным спрятаться.

"Защитная окраска может быть не только маскировочной. Часть наших предметов намеренно ярко окрашена. Ярко красная лампочка на тропе предупреждает – «Не наступи, порежешься!». Не всем животным нужно прятаться, проще объявить о своей несъедобности, предупредить об опасности, которой можно подвергнуться, напав на такое животное. Такая окраска тоже защитная и называется предупреждающей.Найдите животных защищающихся этим способом, их ведь совсем не трудно заметить."

Итак, игра развлекает, развивает, нарабатывает навыки, как и положено любой игре. Ведь игра всегда модель жизни. Кроме того, игра обязательно обучает, в данном случае экологии. Повторим главную мысль, диктующую организацию игры, в ней должна присутствовать экологическая компонента, причем именно она должна быть внятно донесена до сознания играющего и закреплена в нем как экологическое правило, приспособление, прием, используемый организмами. Без этого игра становится непригодной для экологического обучения и воспитания. Сколько бы в ней не было призывов обратить внимание на красоту природы и полюбить все живое, она не станет от этого экологической.

6 станция "Вода"

Это конкурс-экспромт на лучший экологический плакат. Время для выполнения этого задания может быть не менее 5 минут.



Завершение маршрута - экскурсии (рефлексия)

- Что интересного ты узнал на экскурсии?

- Что тебе понравилось?

- Что поразило или удивило тебя?

- Что не понравилось?

- Что бы ты предложил организаторам экскурсии?

- Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?



Литература



  1. Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания «Ключ – С», 1995.

  2. Глазырина Л. Д. Очарование. – Минск: Бестринт, 1996.

  3. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. – Минск: «Асар», 1999.

  4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск: «Асар», 1996.

  5. Планета – наш дом: Учеб. – хрестоматия для дошкольников и младших школьников /Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва: Лайда, 1995.

  6. Смирнова В. В. «Тропинка в природу» - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.

  7. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!