«Артериальное давление»
Артериальное давление действительно изменяется в зависимости от времени суток, и это совершенно нормально. Но наиболее высокими показатели артериального давления
бывают в десять часов утра, а низкими — в три часа ночи
по В. Коулмену
Введение
Ученики часто задают себе и окружающим вопрос: «А зачем мне нужен тот или иной предмет?» А может быть, действительно сделать так, чтобы в школе каждый изучал по несколько предметов, которые он считает нужными для себя?! Нет, нельзя. Науки взаимосвязаны, и практически не могут существовать друг без друга, но роль математики особенно велика, не зря же, её зовут царицей наук. Вы спросите: «Как так?» Ответ простой: «Без математических расчетов не обойтись».Математика – это чрезвычайно мощный и гибкий инструмент при изучении окружающего нас мира. Все сведения фиксируются и обрабатываются в виде чисел. А поскольку обработкой числовой информации занимается математика, вот вам и связь между медициной и математикой. Любая наука означает применение математики. Моя мама работает в санатории, и по роду своей деятельности ей часто приходится измерять артериальное давление. И мне стало интересно, по какой формуле рассчитывается артериальное давление.
Актуальность нашего проекта обусловлена необходимостью сохранения здоровья школьников. Артериальное давление у детей, как и у взрослых, тоже подлежит контролю. Большинство болезней сердечнососудистой системы сопровождаются либо повышением, либо понижением кровяного давления.
Цель нашего исследования: рассмотреть возможность применения математики при расчете артериального давления.
Объект исследования – учащиеся 5 класса.
Цель определила постановку следующих задач:
Исследовать и проанализировать литературные источники и публикации.
Научиться правильно, измерять артериальное давление тонометром.
Провести диагностику исследования зависимости артериального давления от некоторых факторов, влияющих на его изменение
В своей работе мы выдвинули следующую гипотезу: артериальное давление зависит от учебной нагрузки учащихся.
Исследование проходило в три этапа: на первом этапе - ознакомились с литературными источниками и публикациями по данной проблеме и проанализировали их; на втором этапе – провели практические исследования, статистическую обработку полученных данных; на третьем этапе – провели анализ, оценку результатов исследования.
1.Расчет артериального давления у детей.
Кровь, проходящая через многочисленные кровеносные сосуды, оказывает существенное давление на их эластичные стенки. Сила его воздействия зависит от размеров сосуда - чем он больше, тем значительнее давление создается внутри него. Нормальными показателями АД принято считать давление в плечевой артерии, в области которой и проводят его измерение. Артериальное давление — один из важнейших параметров, характеризующих работу кровеносной системы. Давление крови определяется объёмом крови, перекачиваемым в единицу времени.
Верхняя цифра — систолическое артериальное давление, показывает давление в артериях в момент, когда сердце сжимается и выталкивает кровь в артерии, оно зависит от силы сокращения сердца. В народе оно называется верхним.
Нижняя цифра — диастолическое артериальное давление, показывает давление в артериях в момент расслабления сердечной мышцы. Это минимальное давление в артериях, оно отражает сопротивление периферических сосудов. По мере продвижения крови по сосудистому руслу амплитуда колебаний давления крови спадает.
Уровень артериального давления ребенка ниже, чем у взрослых, и зависит от возраста. Существуют формулы, с помощью которых можно рассчитать, каким должно быть давление у ребенка. Для детей, в возрасте старше 1 года: САД= 90+2∙возраст, лет, ДАД=60+возраст, лет.
Есть еще много формул для вычисления разного вида давлений: среднее гемодинамическое артериальное давление, боковое систолическое артериальное давление, артериальное давление ударное и т.д. Но мы остановимся на самых простых.
Измерение давления проводится в положении лежа или сидя, при этом рука, на которую накладывают манжету, должна быть расслаблена, и находиться на уровне сердца. Наложение манжеты проводят таким образом, чтобы между ней и рукой помещался палец руки. С помощью груши в манжету нагнетают воздух, до отметки, превышающей ожидаемые показатели давления на 20 мм.рт.ст. В норме показатели на левой руке могут превышать показатели давления на правой руке, но не более чем на 10 мм.рт.ст., поэтому контролировать показатели нужно на обеих руках, а учитывать более высокий результат. Повторное измерение давления следует проводить не ранее, чем через 10 минут после последнего замера.
Измерить давление можно с помощью приборов – тонометров. Они бывают механическими, автоматическими и полуавтоматическими. Механические тонометры дают более точные результаты, а автоматические и полуавтоматические более просты в использовании, но чаще дают погрешности результатов. Давление даже у здорового человека меняется на протяжении дня, и зависит от времени суток, эмоциональных и физических нагрузок, приема пищи.
Влияние различных факторов на показатели артериального давления
Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай, амфетамины) или медикаментов, которые повышают или понижают давление.
Вариация величины артериального давления в норме и при патологии
Стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм рт. ст. (артериальная гипертензия) или стойкое понижение артериального давления ниже 90/50 (артериальная гипотензия) могут быть симптомами различных заболеваний (в простейшем случае гипертонии и гипотонии соответственно).
Какое давление должно быть в норме у детей в 10-12 лет?
Возрастные физиологические особенности, начало полового созревания могут привести к перепадам артериального давления в этом возрасте. Особенно это касается девочек, которые созревают немного ранее своих сверстников мужской стати. Хотя по таблице средние показатели нормального АД составляют от 110/70 до 126/82 мм рт.ст., доктора считают допустимым повышение верхних показателей до 120. На показания тонометра может повлиять тип сложения детей. Например, высокие и худенькие девочки с астеническим типом телосложения практически всегда имеют слегка пониженное артериальное давление
2. Практические исследования.
Исследования проводились в МБОУ СОШ «Загорские дали» под руководством учителя математики Мирофановой Л.А.
Объекты исследования: ученики 5 «А» класса.
Тема: Зависимость артериального давления от учебной нагрузки школьников.
Задачи исследования: измерить артериальное давление, сравнить его показатели с нормальным артериальным давлением, узнать, какие факторы влияют на показания артериального давления.
Мы рассчитали артериальное давление, которое по медицинским нормам должно быть у детей нашего возраста. По формуле САД= 90+2∙возраст, лет, ДАД=60+возраст, лет.
Возраст моих одноклассников 10-11 лет. Значит, САД=90+2∙11=112, ДАД=60+11=71. Сравним его с результатами наших одноклассников.
Фамилия, Имя | Артериальное давление | Норма (112/71) |
Осуровский Денис | 124/72 | Выше нормы |
Петров Иван | 93/71 | Выше нормы |
Полунина Вера | 117/69 | Выше нормы |
Пучинин Павел | 94/69 | Ниже нормы |
Фадеев Федор | 119/74 | Выше нормы |
Далее мы провели расчет пульсового давления по формуле САД-ДАД.
Если из цифры систолического АД вычесть диастолическое, то получится пульсовое давление. Артериальное давление (пульсовое, верхнее и нижнее) измеряется в миллиметрах ртутного столба. Показатель не должен превышать 45 единиц
Фамилия, Имя | САД (верхнее) | ДАД (нижнее) | ПД | Норма (не больше 45) |
Осуровский Денис | 124 | 72 | 52 | Выше нормы |
Петров Иван | 93 | 71 | 22 | Ниже нормы |
Полунина Вера | 117 | 69 | 48 | Выше нормы |
Пучинин Павел | 94 | 69 | 25 | Ниже нормы |
Фадеев Федор | 119 | 74 | 45 | Норма |
Следующим нашим расчетом было среднее артериальное давление по формуле (2(ДАД)+САД)/3.
Использование формулы (2(ДАД)+САД)/3. Если вы знаете показатели вашего диастолического и систолического давления, определить среднее артериальное давление очень просто. Просто умножьте показатель диастолического давления на два, прибавьте показатель систолического давления и разделите результат на три. Среднее диастолическое давление исчисляется в миллиметрах ртутного столба, что является стандартным в измерениях давления. Нормальное его значение колеблется в пределах 80-95 мм.рт.ст.
Фамилия, Имя | Среднее артериальное давление | Норма (80-90 мм.рт.ст.) |
Осуровский Денис | 89 | норма |
Петров Иван | 78 | ниже нормы |
Полунина Вера | 85 | норма |
Пучинин Павел | 77 | норма |
Фадеев Федор | 88 | норма |
В следующей таблице мы отразили изменения артериального давления в течение учебной недели.
Фамилия Имя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
до уроков | до уроков | после уроков | после уроков | до уроков | до уроков | после уроков | после уроков | до уроков | до уроков | после уроков | после уроков | до уроков | до уроков | после уроков | после уроков | до уроков | до уроков | после уроков | после уроков |
Осуровский Денис | 110 | 64 | 113 | 69 | 115 | 71 | 117 | 72 | 122 | 74 | 118 | 70 | 114 | 72 | 108 | 71 | 109 | 72 | 118 | 74 |
Петров Иван | 93 | 71 | 98 | 73 | 114 | 68 | 103 | 69 | 100 | 74 | 101 | 66 | 95 | 72 | 98 | 73 | 101 | 77 | 107 | 74 |
Полунин Вера | 112 | 76 | 99 | 77 | 114 | 70 | 105 | 70 | 116 | 70 | 117 | 69 | 107 | 68 | 108 | 69 | 111 | 77 | 113 | 78 |
Пучинин Павел | 94 | 70 | 99 | 70 | 111 | 71 | 105 | 68 | 108 | 73 | 94 | 65 | 109 | 69 | 111 | 74 | 108 | 76 | 111 | 77 |
Фадеев Федор | 112 | 70 | 114 | 71 | 110 | 70 | 113 | 71 | 109 | 68 | 111 | 71 | 118 | 72 | 126 | 79 | 118 | 77 | 125 | 79 |
Давление учеников к концу уроков поднялось, а у некоторых упало, это связано с учебной нагрузкой в этот день были уроки математики, истории и русского языка (т.е. имеющие высокий индекс сложности) или стрессом.
3.Заключение
Проведя исследование по измерению артериального давления, мы пришли к выводу, что на артериальное давление влияют:
Любые эмоциональные нагрузки, в том числе стрессы, которые испытывают ученики на уроках.
Занятия физической культурой, и любые другие физические нагрузки.
Измеряя артериальное давление можно предположить будущее состояние сердечнососудистой системы и таким образом изменить свое здоровье в сторону улучшения, то есть вести здоровый образ жизни.
Я понял, что здоровье, которым мы наслаждаемся, или нездоровье, от которого мы страдаем, есть результат нашего поведения, наших привычек. И я намерены и дальше заниматься изучением человека с точки зрения биологии и математики, думаю, что эти занятия предопределят и мою будущую профессию.
4.Литература
Леонова Л. А., Макарова Л. В. Компьютер и здоровье ребёнка. М. «Вентана-Граф». 2002г.
Абросимова Л.И. Характеристика состояния сердечно-сосудистой системы подростков в процессе развития тренированности к физическим нагрузкам //Гигиена детей и подростков. М., 1974.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981. – 176 с.
Тупицын И.О. Периферическое кровообращение у детей и подростков //Возрастные особенности физиологических систем детей. М., 1981
Чазов Е.И. Сердце и ХХ век. – М, «Педагогика», 1982.
Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
Щербакова Е.Е. Здоровье как ценностная ориентация. // Валеология. - 2006. - №2. - С. 91-93.