СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по математике "Артериальное давление"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нучно-исследовательский проект по математике "Артериальное давление" 

Просмотр содержимого документа
«исследовательская работа давление»

«Артериальное давление»

Артериальное давление действительно изменяется в зависимости от времени суток, и это совершенно нормально. Но наиболее высокими показатели артериального давления

бывают в десять часов утра, а низкими — в три часа ночи

по В. Коулмену

Введение

Ученики часто задают себе и окружающим вопрос: «А зачем мне нужен тот или иной предмет?» А может быть, действительно сделать так, чтобы в школе каждый изучал по несколько предметов, которые он считает нужными для себя?! Нет, нельзя. Науки взаимосвязаны, и практически не могут существовать друг без друга, но роль математики особенно велика, не зря же, её зовут царицей наук. Вы спросите: «Как так?» Ответ простой: «Без математических расчетов не обойтись».Математика – это чрезвычайно мощный и гибкий инструмент при изучении окружающего нас мира. Все сведения фиксируются и обрабатываются в виде чисел. А поскольку обработкой числовой информации занимается математика, вот вам и связь между медициной и математикой. Любая наука означает применение математики. Моя мама работает в санатории, и по роду своей деятельности ей часто приходится измерять артериальное давление. И мне стало интересно, по какой формуле рассчитывается артериальное давление.

Актуальность нашего проекта обусловлена необходимостью сохранения здоровья школьников. Артериальное давление у детей, как и у взрослых, тоже подлежит контролю. Большинство болезней сердечнососудистой системы сопровождаются либо повышением, либо понижением кровяного давления.

Цель нашего исследования: рассмотреть возможность применения математики при расчете артериального давления.

Объект исследования – учащиеся 5 класса.

Цель определила постановку следующих задач:

  1. Исследовать и проанализировать литературные источники и публикации.

  2. Научиться правильно, измерять артериальное давление тонометром.

  3. Провести диагностику исследования зависимости артериального давления от некоторых факторов, влияющих на его изменение


В своей работе мы выдвинули следующую гипотезу: артериальное давление зависит от учебной нагрузки учащихся.

Исследование проходило в три этапа: на первом этапе - ознакомились с литературными источниками и публикациями по данной проблеме и проанализировали их; на втором этапе – провели практические исследования, статистическую обработку полученных данных; на третьем этапе – провели анализ, оценку результатов исследования.



1.Расчет артериального давления у детей.

Кровь, проходящая через многочисленные кровеносные сосуды, оказывает существенное давление на их эластичные стенки. Сила его воздействия зависит от размеров сосуда - чем он больше, тем значительнее давление создается внутри него. Нормальными показателями АД принято считать давление в плечевой артерии, в области которой и проводят его измерение. Артериальное давление — один из важнейших параметров, характеризующих работу кровеносной системы. Давление крови определяется объёмом крови, перекачиваемым в единицу времени.

Верхняя цифра — систолическое артериальное давление, показывает давление в артериях в момент, когда сердце сжимается и выталкивает кровь в артерии, оно зависит от силы сокращения сердца. В народе оно называется верхним.

Нижняя цифра — диастолическое артериальное давление, показывает давление в артериях в момент расслабления сердечной мышцы. Это минимальное давление в артериях, оно отражает сопротивление периферических сосудов. По мере продвижения крови по сосудистому руслу амплитуда колебаний давления крови спадает.

Уровень артериального давления ребенка ниже, чем у взрослых, и зависит от возраста. Существуют формулы, с помощью которых можно рассчитать, каким должно быть давление у ребенка. Для детей, в возрасте старше 1 года: САД= 90+2∙возраст, лет, ДАД=60+возраст, лет.

Есть еще много формул для вычисления разного вида давлений: среднее гемодинамическое артериальное давление, боковое систолическое артериальное давление, артериальное давление ударное и т.д. Но мы остановимся на самых простых.

Измерение давления проводится в положении лежа или сидя, при этом рука, на которую накладывают манжету, должна быть расслаблена, и находиться на уровне сердца. Наложение манжеты проводят таким образом, чтобы между ней и рукой помещался палец руки. С помощью груши в манжету нагнетают воздух, до отметки, превышающей ожидаемые показатели давления на 20 мм.рт.ст. В норме показатели на левой руке могут превышать показатели давления на правой руке, но не более чем на 10 мм.рт.ст., поэтому контролировать показатели нужно на обеих руках, а учитывать более высокий результат. Повторное измерение давления следует проводить не ранее, чем через 10 минут после последнего замера.

Измерить давление можно с помощью приборов – тонометров. Они бывают механическими, автоматическими и полуавтоматическими. Механические тонометры дают более точные результаты, а автоматические и полуавтоматические более просты в использовании, но чаще дают погрешности результатов. Давление даже у здорового человека меняется на протяжении дня, и зависит от времени суток, эмоциональных и физических нагрузок, приема пищи.

Влияние различных факторов на показатели артериального давления

Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай, амфетамины) или медикаментов, которые повышают или понижают давление.

Вариация величины артериального давления в норме и при патологии

Стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм рт. ст. (артериальная гипертензия) или стойкое понижение артериального давления ниже 90/50 (артериальная гипотензия) могут быть симптомами различных заболеваний (в простейшем случае гипертонии и гипотонии соответственно).

Какое давление должно быть в норме у детей в 10-12 лет?

Возрастные физиологические особенности, начало полового созревания могут привести к перепадам артериального давления в этом возрасте. Особенно это касается девочек, которые созревают немного ранее своих сверстников мужской стати. Хотя по таблице средние показатели нормального АД составляют от 110/70 до 126/82 мм рт.ст., доктора считают допустимым повышение верхних показателей до 120. На показания тонометра может повлиять тип сложения детей. Например, высокие и худенькие девочки с астеническим типом телосложения практически всегда имеют слегка пониженное артериальное давление

2. Практические исследования.



Исследования проводились в МБОУ СОШ «Загорские дали» под руководством учителя математики Мирофановой Л.А.

Объекты исследования: ученики 5 «А» класса.

Тема: Зависимость артериального давления от учебной нагрузки школьников.

Задачи исследования: измерить артериальное давление, сравнить его показатели с нормальным артериальным давлением, узнать, какие факторы влияют на показания артериального давления.

Мы рассчитали артериальное давление, которое по медицинским нормам должно быть у детей нашего возраста. По формуле САД= 90+2∙возраст, лет, ДАД=60+возраст, лет.

Возраст моих одноклассников 10-11 лет. Значит, САД=90+2∙11=112, ДАД=60+11=71. Сравним его с результатами наших одноклассников.

Фамилия, Имя

Артериальное давление

Норма (112/71)

Осуровский Денис

124/72

Выше нормы

Петров Иван

93/71

Выше нормы

Полунина Вера

117/69

Выше нормы

Пучинин Павел

94/69

Ниже нормы

Фадеев Федор

119/74

Выше нормы

Далее мы провели расчет пульсового давления по формуле САД-ДАД.

Если из цифры систолического АД вычесть диастолическое, то получится пульсовое давление. Артериальное давление (пульсовое, верхнее и нижнее) измеряется в миллиметрах ртутного столба. Показатель не должен превышать 45 единиц



Фамилия, Имя

САД (верхнее)

ДАД (нижнее)

ПД

Норма (не больше 45)

Осуровский Денис

124

72

52

Выше нормы

Петров Иван

93

71

22

Ниже нормы

Полунина Вера

117

69

48

Выше нормы

Пучинин Павел

94

69

25

Ниже нормы

Фадеев Федор

119

74

45

Норма

Следующим нашим расчетом было среднее артериальное давление по формуле (2(ДАД)+САД)/3.

Использование формулы (2(ДАД)+САД)/3. Если вы знаете показатели вашего диастолического и систолического давления, определить среднее артериальное давление очень просто. Просто умножьте показатель диастолического давления на два, прибавьте показатель систолического давления и разделите результат на три. Среднее диастолическое давление исчисляется в миллиметрах ртутного столба, что является стандартным в измерениях давления. Нормальное его значение колеблется в пределах 80-95 мм.рт.ст.

Фамилия, Имя

Среднее артериальное давление

Норма (80-90 мм.рт.ст.)

Осуровский Денис

89

норма

Петров Иван

78

ниже нормы

Полунина Вера

85

норма

Пучинин Павел

77

норма

Фадеев Федор

88

норма

В следующей таблице мы отразили изменения артериального давления в течение учебной недели.

Фамилия Имя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

до уроков

до уроков

после уроков

после уроков

до уроков

до уроков

после уроков

после уроков

до уроков

до уроков

после уроков

после уроков

до уроков

до уроков

после уроков

после уроков

до уроков

до уроков

после уроков

после уроков

Осуровский Денис

110

64

113

69

115

71

117

72

122

74

118

70

114

72

108

71

109

72

118

74

Петров Иван

93

71

98

73

114

68

103

69

100

74

101

66

95

72

98

73

101

77

107

74

Полунин Вера

112

76

99

77

114

70

105

70

116

70

117

69

107

68

108

69

111

77

113

78

Пучинин Павел

94

70

99

70

111

71

105

68

108

73

94

65

109

69

111

74

108

76

111

77

Фадеев Федор

112

70

114

71

110

70

113

71

109

68

111

71

118

72

126

79

118

77

125

79

Давление учеников к концу уроков поднялось, а у некоторых упало, это связано с учебной нагрузкой в этот день были уроки математики, истории и русского языка (т.е. имеющие высокий индекс сложности) или стрессом.


3.Заключение

Проведя исследование по измерению артериального давления, мы пришли к выводу, что на артериальное давление влияют:

  1. Любые эмоциональные нагрузки, в том числе стрессы, которые испытывают ученики на уроках.

  2. Занятия физической культурой, и любые другие физические нагрузки.

Измеряя артериальное давление можно предположить будущее состояние сердечнососудистой системы и таким образом изменить свое здоровье в сторону улучшения, то есть вести здоровый образ жизни.

Я понял, что здоровье, которым мы наслаждаемся, или нездоровье, от которого мы страдаем, есть результат нашего поведения, наших привычек. И я намерены и дальше заниматься изучением человека с точки зрения биологии и математики, думаю, что эти занятия предопределят и мою будущую профессию.



4.Литература


  1. Леонова Л. А., Макарова Л. В. Компьютер и здоровье ребёнка. М. «Вентана-Граф». 2002г.

  2. Абросимова Л.И. Характеристика состояния сердечно-сосудистой системы подростков в процессе развития тренированности к физическим нагрузкам //Гигиена детей и подростков. М., 1974.

  3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981. – 176 с.

  4. Тупицын И.О. Периферическое кровообращение у детей и подростков //Возрастные особенности физиологических систем детей. М., 1981

  5. Чазов Е.И. Сердце и ХХ век. – М, «Педагогика», 1982.

  6. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. - М.: Владос, 2000. - 192 с.

  7. Щербакова Е.Е. Здоровье как ценностная ориентация. // Валеология. - 2006. - №2. - С. 91-93.


Просмотр содержимого презентации
«Артериальное давление.ppt1»

Артериальное давление  Артериальное давление действительно изменяется в зависимости от времени суток,  и это совершенно нормально. Но наиболее высокими показатели артериального давления  бывают в десять часов утра, а низкими — в три часа ночи по В. Коулмену Презентация Петрова Ивана 5 «А»

Артериальное давление

Артериальное давление действительно изменяется в зависимости от времени суток,

и это совершенно нормально. Но наиболее высокими показатели артериального давления

бывают в десять часов утра, а низкими — в три часа ночи

по В. Коулмену

Презентация Петрова Ивана 5 «А»

Эксперимент  Объект исследования – артериальное давление у одноклассников

Эксперимент Объект исследования – артериальное давление у одноклассников

Цель определила постановку следующих задач:   Исследовать и проанализировать литературные источники и публикации.  2. Научиться правильно, измерять артериальное давление тонометром. 3. Провести диагностику исследования зависимости артериального давления от некоторых факторов, влияющих на его изменение

Цель определила постановку следующих задач:

  • Исследовать и проанализировать литературные источники и публикации.

2. Научиться правильно, измерять артериальное давление тонометром.

3. Провести диагностику исследования зависимости артериального давления от некоторых факторов, влияющих на его изменение

Артериальное давление

Артериальное давление

  • Кровь, проходящая через многочисленные кровеносные сосуды, оказывает существенное давление на их эластичные стенки. Сила его воздействия зависит от размеров сосуда - чем он больше, тем значительнее давление создается внутри него. Нормальными показателями АД принято считать давление в плечевой артерии, в области которой и проводят его измерение.   Артериальное давление — один из важнейших параметров, характеризующих работу кровеносной системы. Давление крови определяется объёмом крови, перекачиваемым в единицу времени.
  • Верхняя цифра — систолическое артериальное давление , показывает давление в артериях в момент, когда сердце сжимается и выталкивает кровь в артерии, оно зависит от силы сокращения сердца.
  • Нижняя цифра — диастолическое артериальное давление , показывает давление в артериях в момент расслабления сердечной мышцы. Это минимальное давление в артериях, оно отражает сопротивление периферических сосудов. По мере продвижения крови по сосудистому руслу амплитуда колебаний давления крови спадает.
Процедура измерения артериального давления

Процедура измерения артериального давления

Артериальное давление можно измерить с помощью прибора сфигмоманометра (тонометра).Они бывают механические (профессиональные), полуавтоматические и автоматические. Современные цифровые полуавтоматические тонометры позволяют ограничиться только набором давления (до звукового сигнала), дальнейший сброс давления, регистрацию систолического и диастолического давления, иногда — пульса и аритмии, прибор проводит сам. Автоматические тонометры сами закачивают воздух в манжету, иногда они могут выдавать данные в цифровом виде, для передачи на компьютер или др. приборы.
  • Артериальное давление можно измерить с помощью прибора сфигмоманометра (тонометра).Они бывают механические (профессиональные), полуавтоматические и автоматические.
  • Современные цифровые полуавтоматические тонометры позволяют ограничиться только набором давления (до звукового сигнала), дальнейший сброс давления, регистрацию систолического и диастолического давления, иногда — пульса и аритмии, прибор проводит сам.
  • Автоматические тонометры сами закачивают воздух в манжету, иногда они могут выдавать данные в цифровом виде, для передачи на компьютер или др. приборы.
Влияние различных факторов на показатели артериального давления Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай, амфетамины) или медикаментов, которые повышают или понижают давление.  Вариация величины артериального давления в норме и при патологии Стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм рт. ст. (артериальная гипертензия) или стойкое понижение артериального давления ниже 90/50 (артериальная гипотензия) могут быть симптомами различных заболеваний (в простейшем случае гипертонии и гипотонии соответственно).

Влияние различных факторов на показатели артериального давления

Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай, амфетамины) или медикаментов, которые повышают или понижают давление.

Вариация величины артериального давления в норме и при патологии

Стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм рт. ст. (артериальная гипертензия) или стойкое понижение артериального давления ниже 90/50 (артериальная гипотензия) могут быть симптомами различных заболеваний (в простейшем случае гипертонии и гипотонии соответственно).

Какое давление должно быть в норме у детей в 10-12 лет?   Возрастные физиологические особенности, начало полового созревания могут привести к перепадам артериального давления в этом возрасте. Особенно это касается девочек, которые созревают немного ранее своих сверстников мужской стати. Хотя по таблице средние показатели нормального АД составляют от 110/70 до 126/82 мм рт.ст., доктора считают допустимым повышение верхних показателей до 120. На показания тонометра может повлиять тип сложения детей. Например, высокие и худенькие девочки с астеническим типом телосложения практически всегда имеют слегка пониженное артериальное давление.

Какое давление должно быть в норме у детей в 10-12 лет?

Возрастные физиологические особенности, начало полового созревания могут привести к перепадам артериального давления в этом возрасте. Особенно это касается девочек, которые созревают немного ранее своих сверстников мужской стати. Хотя по таблице средние показатели нормального АД составляют от 110/70 до 126/82 мм рт.ст., доктора считают допустимым повышение верхних показателей до 120. На показания тонометра может повлиять тип сложения детей. Например, высокие и худенькие девочки с астеническим типом телосложения практически всегда имеют слегка пониженное артериальное давление.

Задачи исследования: измерить артериальное давление, сравнить его показатели с нормальным артериальным давлением,  узнать , какие факторы влияют на показания артериального давления . Мы рассчитали артериальное давление, которое по медицинским нормам должно быть у детей нашего возраста. По формуле САД= 90+2∙возраст, лет, ДАД=60+возраст, лет. Возраст моих одноклассников 10-11 лет. Значит, САД=90+2∙11=112, ДАД=60+11=71. Сравним его с результатами наших одноклассников. МОИ ОДНОКЛАССНИКИ

Задачи исследования: измерить артериальное давление, сравнить его показатели с нормальным артериальным давлением, узнать , какие факторы влияют на показания артериального давления .

Мы рассчитали артериальное давление, которое по медицинским нормам должно быть у детей нашего возраста. По формуле САД= 90+2∙возраст, лет, ДАД=60+возраст, лет.

Возраст моих одноклассников 10-11 лет. Значит, САД=90+2∙11=112, ДАД=60+11=71. Сравним его с результатами наших одноклассников.

МОИ ОДНОКЛАССНИКИ

Фамилия, Имя Осуровский Денис Артериальное давление 124 / 7 2 Петров Иван Норма (112/71) Выше нормы Полунина Вера 93 / 71 Пучинин Павел Ниже нормы 117/ 6 9 Фадеев Федор 94/ 69 Выше нормы Ниже нормы 119/ 7 4 Выше нормы

Фамилия, Имя

Осуровский Денис

Артериальное давление

124 / 7 2

Петров Иван

Норма (112/71)

Выше нормы

Полунина Вера

93 / 71

Пучинин Павел

Ниже нормы

117/ 6 9

Фадеев Федор

94/ 69

Выше нормы

Ниже нормы

119/ 7 4

Выше нормы

Далее мы провели расчет пульсового давления по формуле САД-ДАД. Фамилия, Имя Осуровский Денис САД (верхнее) Петров Иван 124 ДАД (нижнее) Полунина Вера 72 ПД 93 Норма (не больше 45) Пучинин Павел 117 52 71 69 22 Выше нормы Фадеев Федор 94 Ниже нормы 48 119 69 Выше нормы 25 74 45 Ниже нормы  норма

Далее мы провели расчет пульсового давления по формуле САД-ДАД.

Фамилия, Имя

Осуровский Денис

САД (верхнее)

Петров Иван

124

ДАД (нижнее)

Полунина Вера

72

ПД

93

Норма (не больше 45)

Пучинин Павел

117

52

71

69

22

Выше нормы

Фадеев Федор

94

Ниже нормы

48

119

69

Выше нормы

25

74

45

Ниже нормы

норма

Следующим нашим расчетом было среднее артериальное давление по формуле (2(ДАД)+САД)/3. Фамилия, Имя Осуровский Денис Среднее артериальное давление Петров Иван Норма (80-90 мм.рт.ст.) 89  норма Полунина Вера 78 Пучинин Павел 85 ниже нормы Фадеев Федор 77  норма ниже нормы 88  норма

Следующим нашим расчетом было среднее артериальное давление по формуле (2(ДАД)+САД)/3.

Фамилия, Имя

Осуровский Денис

Среднее артериальное давление

Петров Иван

Норма (80-90 мм.рт.ст.)

89

норма

Полунина Вера

78

Пучинин Павел

85

ниже нормы

Фадеев Федор

77

норма

ниже нормы

88

норма

Фамилия Имя Понедельник До уроков Осуровский Денис Вторник Петров Иван После уроков 110/ 64 До уроков Полунин Вера 11 3 /6 9 93 / 7 1 Пучинин Павел После уроков 11 5/ 7 1 Среда 9 8 / 73 112/ 76 9 9/ 7 7 До уроков 9 4/70 1 1 7/ 7 2 Фадеев Федор 114/ 6 8 114/ 7 0 9 9/ 7 0 103/ 6 9 После уроков Четверг 1 1 2/7 0 122/ 7 4 До уроков 111/ 7 1 105/ 70 1 0 0/ 7 4 1 1 8/70 1 14 / 71 105/ 68 После уроков 1 1 4/ 7 2 1 0 1/66 11 0/7 0 116/ 7 0 Пятница 108/ 7 3 1 1 3/ 71 117/ 6 9 До уроков 9 5/ 7 2 1 1 8/71 107/ 68 После уроков 9 8/ 73 94/ 65 10 9/ 6 8 1 09 / 7 2 1 0 8/6 9 1 0 9/ 69 11 1 / 71 1 01 / 77 118 /7 4 1 11/7 4 11 1/7 7 118/ 72 107/ 7 4 108/ 7 6 113/ 78 126/ 79 11 1 / 77 1 1 8/ 7 7 1 25 / 7 9

Фамилия

Имя

Понедельник

До уроков

Осуровский Денис

Вторник

Петров Иван

После уроков

110/ 64

До уроков

Полунин Вера

11 3 /6 9

93 / 7 1

Пучинин Павел

После уроков

11 5/ 7 1

Среда

9 8 / 73

112/ 76

9 9/ 7 7

До уроков

9 4/70

1 1 7/ 7 2

Фадеев Федор

114/ 6 8

114/ 7 0

9 9/ 7 0

103/ 6 9

После уроков

Четверг

1 1 2/7 0

122/ 7 4

До уроков

111/ 7 1

105/ 70

1 0 0/ 7 4

1 1 8/70

1 14 / 71

105/ 68

После уроков

1 1 4/ 7 2

1 0 1/66

11 0/7 0

116/ 7 0

Пятница

108/ 7 3

1 1 3/ 71

117/ 6 9

До уроков

9 5/ 7 2

1 1 8/71

107/ 68

После уроков

9 8/ 73

94/ 65

10 9/ 6 8

1 09 / 7 2

1 0 8/6 9

1 0 9/ 69

11 1 / 71

1 01 / 77

118 /7 4

1 11/7 4

11 1/7 7

118/ 72

107/ 7 4

108/ 7 6

113/ 78

126/ 79

11 1 / 77

1 1 8/ 7 7

1 25 / 7 9

Заключение  Проведя исследование по измерению артериального давления, я пришел к выводу, что на артериальное давление влияют : любые эмоциональные нагрузки,  в том числе стрессы, которые испытывают ученики на уроках . занятия физической культурой, и любые другие физические нагрузки. внешнее атмосферное давление. Причины изменения артериального давления:         

Заключение

Проведя исследование по измерению артериального давления, я пришел к выводу, что на артериальное давление влияют :

  • любые эмоциональные нагрузки,  в том числе стрессы, которые испытывают ученики на уроках .
  • занятия физической культурой, и любые другие физические нагрузки.
  • внешнее атмосферное давление.

Причины изменения артериального давления:         

  • Сужение сосудов
  • Повышение вязкости крови
  • Образование бляшек на стенках
  • Эмоциональные, психологические, физические нагрузки
  • Метеорологические условия
Конецъ

Конецъ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!