СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по развитию сенсорных эталонов у детей второй младшей группы: «Чувствуем-познаем-размышляем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Главной составляющей полноценного развития детей младшего дошкольного возраста  является сенсорное развитие.        Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Просмотр содержимого документа
«Проект по развитию сенсорных эталонов у детей второй младшей группы: «Чувствуем-познаем-размышляем»»


«Видеть, слышать, пробовать на вкус, нюхать, трогать... Какими изумительными инструментами для этого одари­ла нас природа! Если дети активно пользуются всеми эти­ми пятью чувствами, будь они в школе, дома, в деревне, в дождливую погоду, в солнечную, идет ли снег или град, то как обостряются эти чувства с каждой минутой их жиз­ни и какое огромное количество информации и ощущений они получают. К тому же это делает жизнь ребенка такой богатой и насыщенной»

(А. Роговин)


Цель: Ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.


Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей младшего дошкольного возраста является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Гипотеза: Если у детей не сформировано полноценное восприятие окружающей действительности, то невозможно нормальное умственное развитие.


Участники проекта:

  • Дети группы 3 лет,

  • воспитатели,

  • родители.


Тип проекта: Творчески - исследовательский

По времени проведения: длительный (сентябрь 2014 г. – май 2015 г.), нереализованный.


Цель:

  • Создание условий для развития полноценного восприятия окружающей действительности, для ознакомления детей с цветом, формой, величиной предметов по принципу последовательности (сенсорных эталонов), предусматривающий постепенное усложнение заданий.

Задачи:


  • Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

  • Закрепить умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.

  • Закрепить умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.

  • Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

  • Напомнить детям название форм (круглая, треугольная и тд.).

  • Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи.

  • Совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств).

  • Показ различных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.


Ожидаемые результаты:


Дети научатся:

  • группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: по цвету, форме, величине;

  • соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;

  • устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;

  • разным способам обследования предметов.

У детей обогатится чувственный опыт и умение фиксировать его в речи.


Этапы проекта:


1. Организационно-подготовительный

2. Основной

3. Заключительный


Первый этап: организационно-подготовительный


  1. Подбор и изучение литературы, подготовка методического материала.

  2. Проведение диагностики.

  3. Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорика».

  4. Создание сенсомоторного центра: приобретение и изготовление игр и пособий;

  5. Создание картотеки игр по сенсорному развитию.

  6. Консультация «Роль дидактических игр по сенсорике в умственном развитии детей»

  7. Папка – передвижка для родителей «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет»

Второй этап: основной.

Октябрь

«В стране фигурок человечков»- познакомить детей с кругом.

Д/и «Найди такую же»- продолжать знакомство с кругом.

Д/и. «Построим башню»- познакомить со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу (большой- маленький) ;

Д/и «Раскрась человечков»- знакомство с основными цветами.

Ноябрь

Д/и «Спрячь мышку»- продолжать знакомство со цветом, соотношением цветов;

Д/и «Чудесный паровоз»- продолжать знакомство с понятием большой - маленький;

Д/и «Дорожки»- познакомить с понятием длинный - короткий;

Д/и «В стране фигурок человечков»- познакомить с квадратом.

Д/и «Прищепка»- развивать мелкую моторику рук;

Декабрь:

Д/и «Ручейки»- продолжать знакомить с понятие длинный - короткий;

Д/и «Воздушные шарики»- учить привязывать нитку к шарику такого же цвета;

Д/и «Раскрась фартуки матрёшкам»- закреплять основные цвета;

Д/и «Пирамидки»- продолжать учить правильно собирать пирамидку, закреплять понятие большой и маленький;

Д/и «Елочка»- развивать мелкую моторику рук;

Д/и «Тёплый - холодный»- развивать тактильное восприятие.

Январь:

Д/и «Ленточки»- учить сравнивать два предмета по ширине, используя приём наложения и приложения;

Д/и «Тактильные мешочки»- развивать тактильные качества, мелкую моторику рук;

Лото «Цвет»- развивать представления об основных цветах;

Д/и «В стране фигурок человечков»- познакомить с фигурой треугольник;

Д/и «Ромашка»- развитие мелкой моторики рук;

Д/и «Построим домик»- развитие представлений о геом. фигурах;

Д/и «Чудесный мешочек»- развивать тактильные умения, закреплять знание геом. фигур.

Февраль:

Д/и «Построим башенку»- познакомить с понятием высокий- низкий;

Д/и «Лёгкий- тяжёлый»- предоставить возможность почувствовать мету тяжести знакомых предметов;

Д/и «Подбери фигуру»- закреплять представления о геом. фигурах;

Д/и «Тактильный мешочек»- развивать тактильные умения, мелкую моторику рук;

Д/и «Красивая тарелочка»- Учить располагать в определённом порядке круги и квадраты на круглой основе;

Д/и «Узнай и сравни»- закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приёмом приложения;

Д/и «Цветные коллекции»- развивать зрительное восприятие цвета.

Март:

Д/и «Отгадай, что звучит»- развивать слуховое восприятие;

Д/и «Гости»- - познакомить со способом группировки по форме геом. фигур;

Д/и «Салфетка»- учить составлять узор из кружочков и квадратов на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата, а квадраты между ними;

Игры с мозаикой - развивать мелкую моторику рук;

Д/и «»Найди заплатку»- закреплять понятия цвет и форма;

Д/и «Сравни по высоте»- закреплять умение сравнивать предметы по высоте.

Апрель:

Д/и «Геометрическое лото»- познакомить со способом соотнесения формы изображённого предмета с геометрической фигурой;

Д/и «Окрас воды»- познакомить с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями (светлый, тёмный, светлее, темнее) ;

Д/и Разноцветные комнаты»- развивать представления об основных цветах спектра;

Д/и «Угадай на вкус»- обогащать вкусовые ощущения;

Игры с крышками- развивать мелкую моторику рук.

Май

Д/и «Найди такой же»- закреплять знание геом. форм;

«Лабиринты»- развивать мелкую моторику рук;

Д/и «Накормим мишек»- учить использовать способы соотнесения предметов по величине при установлении соотнесения между 2-3 предметными рядами;

«Сложи из палочек»- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику;

Д/и «Продолжи ряд»- развивать зрительное восприятие, соотнесение цвета и формы.

3 этап: заключительный:

Итоговое занятие «Путешествие в сказку «Репка»;

Диагностирование детей;

Презентация развивающей среды в сенсомоторном центре для родителей;

Показ занятия для родителей;

Конкурс среди родителей «Развивающая игрушка».

Ожидаемые результаты:

  • Активное использование в совместной и самостоятельной деятельности игр и пособий;

  • Воспринимать познаваемые предметы и их свойства, устанавливать сходства и различия предметов по их признакам;

  • Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим признакам;

  • Соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами;

  • В ведение дидактических игр в решение обучающих задач по обогащению непосредственного чувственного опыта детей.

Список использованной литературы:

1.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб.мет» 1996;

2.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

3.Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

4.Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;

5. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист.изд. Центр ВЛАДОС, 2002; 6. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!