СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по технологии "Мал лоскуток, а нужен"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В век высоких технологий мы не забываем и о народных традициях

Просмотр содержимого документа
«Проект по технологии "Мал лоскуток, а нужен"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Основная школа № 7»









МАЛ ЛОСКУТОК, А НУЖЕН

Лоскутная мозаика в одежде






Составитель: Русинова Ксения,

обучающаяся 8«А» класса

Руководитель: Королёва Т.А.,

учитель технологии, ВКК.









ГО Красноуфимск 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

Введение………………………………………………………………………….3


Теоретический этап выполнения проекта

Глава 1. Историческая справка ………………………………………………….5


Технологический этап выполнения проекта

Глава 2. Художественный образ в костюме ……………………………………8


Глава 3. Дизайн создания костюмов к коллекции «Традиция и современность»…………………………………………………………………..13


Заключение……………………………………………………………………….20

Информационные источники…………………………………………………...21















ВВЕДЕНИЕ



Актуальность. В этом году наш класс готовится принять участие в городском конкурсе «Юная модница», а так как я увлекаюсь шитьем и занимаюсь дополнительно этим видом рукоделия то мне поручено разработать эскизы и помочь выполнить костюмы моим однокласницам к этому мероприятию.

Проблема из каких тканей выполнить костюмы, и при этом чтобы они были не дорогие. Так как я уже не один год шью, да в семье у нас есть швеи у которых остаётся много ненужных разных лоскутов ткани, с разными рисунками и оттенками, а иногда они бывают такие красивые, что выбросить жалко, и складываем мы их в отдельную коробку до лучших времен, и вот наступил такой момент, когда их собралось достаточное количество для того, чтобы сотворить, что – ни будь такое необычное, неповторимое и полезное. Так возникла идея и тема проекта – «Мал лоскуток, а нужен» Лоскутная мозаика в одежде.

В соответствии с этим, цель проекта: создание коллекции костюмов в лоскутной технике.

Чтобы достигнуть поставленной цели, определила ряд задач, которые мне придётся выполнить в ходе работы.

Задачи проекта:

  • Познакомиться с историей появления лоскутного шитья.

  • Изучить литературу по изготовлению изделий в технике лоскутного шитья.

  • Проявить творческий подход к выполненной работе.

  • Изготовить эскизы моделей костюмов в лоскутной технике.

  • Представить их публике.

Методы исследования: В работе будут использоваться различные источники информации (Нагель О.И., Максимова М., Кузьмина М., Зайцева О., Алексеева Е.), которые позволят выявить основные направления декоративно прикладного творчества, проследить связь современного лоскутного шитья, технологий и приемов его выполнения с истоками возрождения и возможностями использования в создании одежды; журналы мод и электронные источники информации, которые помогут в выборе альтернативной модели для конкурса.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что она создает возможность по-новому посмотреть на возможности лоскутной техники.

Предполагаемый продукт: костюмы с элементами современных техник лоскутного шитья: печворк, квилтинг, крейзи.





















Теоретический этап выполнения проекта

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

От платья мамы лоскуток,

От юбки бабушки квадраты,

А вот по краю полоса

От клетчатой рубашки брата.

Елена Фоломьёва

Говорить об истории возникновения лоскутного дела и легко и сложно одновременно. Легко, потому что можно с уверенностью сказать, что зарождаться оно начало с момента появления прародителей иглы. Как только человек осознал, как сделать первый стежок – вот вам и начало. Но это слишком упрощенный вариант. Вообще о дате зарождения чего - либо принято судить на основании найденных предметов или письменных упоминаний о них. И вот тут как раз и начинаются сложности. Во- первых, ткань – предмет недолговечный и потому найти древнее лоскутное рукоделие дело не из легких. Во - вторых, в разных странах разные климатические условия, что не всегда благоприятно сказывается на качестве обнаруженных находок. Каковы бы ни были эти вековые сложности, тем не менее известно, что в Египте в окрестностях Каира, были найдены изделия выполненные в аппликационной технике, которым более 3 тысяч лет. Это древнейшее из сохранившихся образцов лоскутных изделий. Оно выполнено из кусочков кожи газели. Хранится экспонат в музее «Булаг» в Каире и датируется 980 годом до нашей эры [3 с. 21].

В Токийском музее костюмов представлена одежда периода Майома Эдо (15б9 - 1867), украшенная узорами из кусочков различной ткани. Б IV - IX веках н.э. паломники, совершавшие восхождение к храму (пещера тысячи Будд, находившаяся на древнем шелковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленных оставленных кусочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломничестве множества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэром Артуром Штейном.

Очень живучий на Востоке, пэчворк пришел в Европу, вероятно после

Крестовых походов, когда рыцари привозили из Палестины трофейные флаги, знамена, ковры, выполненные в этой технике и необычайно красивые. Но в Европе техника эта распространялась очень медленно. Когда в XVIII веке в Северную Америку стали прибывать эмигранты из Англии, Голландии и Германии, жены английских пуритан привезли с собой основы техники «килт». Первоначально это слово обозначало одеяло, выполненное из лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой. Затем словом «килт» стали называть все изделия, выполненные в этой технике [3 с. 21].

Постепенно пэчворк становится выражением американского народного искусства, появляются различные правила, модели, типы и способы. Традиции пэчворка не только не канули в Лету, но во многом благодаря миссионерам, проникли в Азию, Канаду, Австралию, Индию, на Гаити, на Гавайи. Однако, повсюду он начинает приобретать сугубо национальные черты. Вот почему - можно говорить о пэчворке гавайском, канадском, австралийском, итальянском, индийском, южно-американском и т.д. Каждому из их свойственна особая техника, правила и способы выполнения. Новая волна интереса к технике поверка - квилтинга связана и с технологическим подъемом последних трех десятилетий и развитием культуры. С 1970-го года пэчворк стал популярен в Британии и Европе. Пэчворк требует творческого подхода и вкуса. Его изготовление занимает немало времени. Наверное, именно поэтому он является наилучшим противоядием от тех неприятностей, которые нам уготовил внешний мир [3 с. 21].

В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Хотя имеются свидетельства, что еще в XVII в. Старообрядцы использовали так называемые подручники – молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов и символизировал девять ангельских чинов. Шитье из лоскутков зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. С незапамятных времен наши бабушки шили пестрые, уютные лоскутные одеяла, коврики, фартуки и прочие вещи, которые придавали уют жилищу. Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в 70-е годы XX в., когда в моду вошел фольклорный стиль, возник интерес к лоскутному шитью.

Можно сделать вывод что с тех пор интерес к этому виду декоративно – прикладного искусства неуклонно растет. Все больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом [3 с. 21].































Поисковый этап выполнения проекта


Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В КОСТЮМЕ


Задумалась над значением слова «Художественный образ» и обратилась к толковому словарю по культурологии Кононенко Б. И.

  • Художественный образ это форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства в том числе и в костюмах осуществляется с помощью разных средств и материалов. С помощью художественного образа искусство осуществляет свою специфическую функцию – доставлять человеку эстетическое наслаждение и побуждать художника творить по законам красоты.

Так как проект имеет название «Мал лоскуток, а нужен» а это значит, что в костюмах будет отражена технология лоскутного шитья, то в костюмах отразится фольклорный стиль [1 с. 21].

Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи.

Передо мной встали проблемные вопросы:

  • Как вы представляете образ костюма с применением лоскутной мозаики?

  • Какие цвета у вас ассоциируются с образом этого костюма?

За помощью обратилась к группе одноклассниц и при помощи метода мозгового штурма получила ответы на свои вопросы. В ходе проведения мозгового штурма одноклассницы высказали варианты решения этих вопросов, а затем из высказанных идей были отобраны наиболее перспективные, удачные, практичные:

На вопрос - Как вы представляете образ костюма с применением лоскутной мозаики? - были предложены следующие варианты ответов:

- вшитые орнаменты лоскутной пластики;

- отдельные элементы лоскутной пластики вшитые в некоторые части костюма;

- выполнение диагональных полос в лоскутной мозаике;

- свободное расположение лоскутного шитья в костюме.

На вопрос - Какие цвета у вас ассоциируются с образом этого костюма? - были предложены следующие варианты ответов:

– желтый, оранжевый, золотистый;

– белый, голубой, синий;

– нежная зелень;

– нежно розовые, красные оттенки.

Получив ответы на эти вопросы просмотрела дополнительную литературу, а это журналы по крою и шитью изделий, книги и журналы по шитью костюмов с применением лоскутного шитья, в сети Интернет просмотрела костюмы созданные Ксенией Дмитриевой и создала банк моделей костюмов «Традиция и современность»:

Возможные модели костюмов

Таблица 3

№ варианта

Изображение костюмов и головных уборов

Описание

Вариант №1

Длинное платье с длинным цельнокроеным рукавом выполненное в лоскутной технике

Вариант №2

Длинное платье с длинным цельнокроеным рукавом выполненное поверх платья отдельный элемент костюма в виде фартука в лоскутной технике

Вариант №3

Пончо выполненный в свободной лоскутной технике

Вариант №4

Платье на кокетке с втачанным длинным рукавом с отдельно пришитыми аксессуарами выполненными в лоскутной технике

Вариант №5

Костюм жилет и юбка шести клинка выполненная в лоскутной технике


Выбор модели платьев

Пересмотрев все варианты платьев, взвесив все за и против каждой модели, пришла к выводу - ни одна из моделей полностью не соответствует моему представлению образа коллекции, и из всех костюмов – платьев можно взять некоторые варианты, таким образом платье – костюм будет носить собирательный образ [1, 3 с. 21].

Дизайн-спецификация изделия

Костюмы коллекции «Традиция и современность» должны быть:

  1. Оригинальными;

  2. Модными;

  3. Незамысловатого кроя;

  4. Нетрудоёмким по изготовлению;

  5. Невысокой себестоимости;

Выбор технологии изготовления изделия

Прежде чем приступить к разработке непосредственно самой коллекции, необходимо хорошо изучить источник. В моём случае – это русский народный костюм. Делаю зарисовки понравившихся форм, силуэтов, деталей, головных уборов. Далее синтезирую современные силуэты, формы с выбранными элементами народного костюма. Можно использовать все: силуэты, покрои рукавов, отделку, орнамент, детали костюма. Экспериментирую с объемами, длиной, добавляю современность. Так рождаются необычные, смелые варианты. Эскизов должно быть много, чтобы потом из них отобрать наиболее интересные. Чтобы воссоздать цветовую атмосферу работ выбираю подходящие по колористике и фактуре ткани. Выбор остановила на искусственном льне, «благородном» ситце и остатков ткани от прежних костюмов. Использование различных по обработке и отделке х/б тканей создает ощущение контраста [4, 5 с. 21].

Ожидаемый результат - постараюсь воплотить все требования и надеюсь, что костюмы получатся оригинальными.






















Технологический этап выполнения проекта

Глава 3. ДИЗАЙН СОЗДАНИЯ КОСТЮМОВ К КОЛЛЕКЦИИ

«ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Ознакомившись с полученной информацией и проведя все исследования приступила к практической части проекта.

Описание изготовления.

  • Снятие мерок

  • Определение расхода ткани для каждого изделия.

  • Разработка выкроек - лекал в соответствии с эскизом.

  • Конструктивное моделирование.

  • Изготовление шаблонов для лоскутной мозаики.

  • Раскрой и пошив элементов лоскутной мозаики.

  • Раскрой изделий с учетом лоскутной мозаики.

  • Пошив моделей.

Технология изготовления костюмов к коллекции

«Традиция и современность»


№п/п


Описание операции

Графическое изображение операции

Оборудование, инструменты, приспособления


Подбор материала для костюмов: искусственный лён

Ткани


Сбор материала и проработка эскизов к костюмам

Ноутбук, книги, журналы мод, альбом, карандаши


Снятие мерок моделирование готовой выкройки (из изделия с цельнокроеным рукавом)

Сантиметровая лента


Построение выкройки - лекала с цельнокроеным рукавом

Бумага, карандаш, лекало, линейки, сантиметровая лента


Моделирование готовой выкройки (из изделия с цельнокроеным рукавом)

Бумага, карандаш, лекало, линейки, сантиметровая лента

Лоскутная мозаика


Изготовление шаблонов для лоскутной мозаики.

Английская техника XIX века «Крейзи» (она же – «Безумные лоскутки», «Спираль», «Карусель», «Роза»)

Готовая выкройка, карандаш, линейки


Подбор ткани для лоскутной мозаики

Куски тканей


Раскрой лоскутной мозаики

Выкройка, ткань, ножницы


Стачивание лоскутков и отдельных элементов лоскутной мозаики

Швейная машина, крой


Проутюживание и дублирование элементов лоскутной мозаики

Утюг, дублерин


Центральная элемент вставки лоскутной мозаики




Центральная вставка из лоскутной мозаики


Раскрой изделия и пошив изделия


Раскладка выкройки на ткань

Выкройка, ткань, ножницы


Раскрой изделия

Ножницы


Обработка изделия после раскроя

Крой, нитки, иголки


ВТО изделия после стачивания

Изделие, утюг


Обработка горловины подкройной обтачкой, обработка срезов рукава, обработка низа изделия

Швейная машина, оверлок, нитки


ВТО готового изделия

Изделие, утюг


Готовое изделие.



При оформлении и шитье изделий соблюдала правила безопасной работы

Типовая инструкция по технике безопасности.

При работе с иголками и булавками:

  • Шейте с наперстком.

  • Храните иголки в определенном месте (специальной коробочке, подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголки в рот.

  • Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.

При работе с ножницами:

  • Храните ножницы в определенном месте (коробке)

  • Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

При работе с электроприборами

  • Перед работой с электроприбором проверить исправность шнура, о неполадках сообщить учителю.

  • Включать и выключать электроприборы сухими руками за корпус вилки.

  • Во время работы стоять на резиновом коврике.

  • Не оставлять включенным электроприбор без присмотра.

  • Утюг ставить только на специальную жаростойкую подставку.

  • Во время работы следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга.

  • Хранить утюг в вертикальном положении.

Описание окончательного варианта изделий

Проработаны эскизы, сшит пока только один костюм с использованием лоскутной техники «Крейзи» в центральной вставке платья, он получился оригинальным, так как я вложила в него все свои старания и умения, которые получила на уроках технологии и дополнительных занятиях.

Эколого – экономическое обоснование проекта

Изделие и процесс его изготовления является экологически безопасным и не наносит вреда здоровью человека, так как материалы приобретены в магазине, где имеются сертификаты.

Экономический расчет для костюмов к коллекции

«Традиция и современность»

Таблица 7

/п/п

Название материала

Количество

Цена

(в руб.)

1.

Ткань искусственный лен

1м. 50 см.

570

2.

Ткань лоскутки разных цветов

Разные остатки

-

3.

Нитки для шитья

4 катушки

160

4.

Дублерин

1 метр

120

Итого



850


Можно сделать вывод, что изделие получилось не очень дорогим.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Работа выполнена. Цель проекта достигнута – сшит костюм к коллекции «Традиция и современность»

При работе над проектом были выполнены поставленные задачи и решена проблема.

Самооценка. В процессе работы над проектом я смогла узнать различные направления в молодежной моде, виды и способы декорирования одежды, научиться разрабатывать конкурсную модель, работать по разработанному плану, приобрести практические навыки по изготовлению изделий в лоскутной технике.

Практическая значимость моего проекта велика, так как сегодня вокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в тех странах, где оно появилось раньше, чем у нас. Почему я выбрала этот вариант изготовления костюмов? Данные изделие необычны тем, что сделаны в единственном экземпляре, так сказать, эксклюзив. Пошив данного изделия – это безотходное производство. На мой взгляд, изделие у меня получилось красивым, оригинальным, главное, нужными. А самое главное я нашла применение остаткам ткани, которые у нас накопились.

Реклама.

Могут руки людей сделать чудо любое:

И по белому полю можно выткать цветы,

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало чуть больше на земле красоты.

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немного фантазии и волшебства,

И сошью я такое, что вам не приснится,

Только чтобы на свете жила красота.




Информационные источники.



  1. http://wellconstruction.ru/dizayn/sozdanie-kollektsiy-modeley-odezhdyi


  1. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Моделирование и конструирование женской одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1994, 255с.



  1. Библиотека онлайн. Волшебные техники лоскутной мозаики http://www.tinlib.ru/hobbi_i_remesla/loskutnoe_shite_prakticheskoe_rukovodstvo/p4.php



  1. Киреева Е.В. История костюма. - М.: Просвещение, 1976, 174с.



  1. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. Основы моделирования и художественного оформления одежды. - М.: Лёгкая индустрия, 1979, 166с.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!