СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме "Её величество Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высказывания о русском языке.

...Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась слове природа страны и история народа.

                 (К.Ушинский)

Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь которого достигла высокого развития.

            (Н.Чернышевский)

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является непраздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

(А.Куприн)

Национальный язык- это язык, который объединяет исторически сложившийся коллектив людей, связанных общей территорией, экономикой, культурой, и особенностями быта.

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме "Её величество Лексика"»

 Творческое название:  «Её величество лексика.»   Руководитель: Автор:  Учитель по русскому языку Ученица 9 «А»класса    Авдонина Леушова Ирина Валентина Владимировна     г.Первомайск  МОУ ПСОШ №2  2010г.

Творческое название: «Её величество лексика.» Руководитель: Автор: Учитель по русскому языку Ученица 9 «А»класса Авдонина Леушова Ирина Валентина Владимировна г.Первомайск МОУ ПСОШ №2 2010г.

  Проблемный вопрос.  Какая лексика преобладает в речи учащихся 8-9 классов нашей школы и почему?    Гипотеза. Мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – это часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и специальные слова – к сожалению, нет, в речи современной молодёжи они встречаются очень редко.

Проблемный вопрос. Какая лексика преобладает в речи учащихся 8-9 классов нашей школы и почему?

Гипотеза.

Мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – это часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и специальные слова – к сожалению, нет, в речи современной молодёжи они встречаются очень редко.

Цели и задачи проекта. Изучить лексикон учащихся 8-9 классов Определить пути пополнения словарного запаса школьников. Результаты своей работы представить в виде презентации.

Цели и задачи проекта.

  • Изучить лексикон учащихся 8-9 классов
  • Определить пути пополнения словарного запаса школьников.
  • Результаты своей работы представить в виде презентации.
Ход исследований. Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся. Изучить специальные слова в речи учащихся. Изучить жаргонную лексику школьников. Изучить сленг школьников 8-9 классов.

Ход исследований.

  • Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.
  • Изучить специальные слова в речи учащихся.
  • Изучить жаргонную лексику школьников.
  • Изучить сленг школьников 8-9 классов.
Заглянем в словарь.   Лексика – это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология.

Заглянем в словарь.

Лексика это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология.

 Диалектная лексика .   К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Он имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.   Например: бурак-свёкла,  яруга-овраг,  вестимо – конечно.

Диалектная лексика . К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Он имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.

Например: бурак-свёкла,

яруга-овраг,

вестимо – конечно.

 Результаты анкетирования. В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся 8-9 классов.   Причины редкого употребления диалектов: Одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста Другие считают, что в наши дни это не актуально Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы. Вывод: По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях.

Результаты анкетирования.

В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся 8-9 классов.

Причины редкого употребления диалектов:

  • Одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста
  • Другие считают, что в наши дни это не актуально
  • Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.

Вывод: По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях.

Профессиональные слова в лексиконе учащихся.  Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединённого какой-либо профессией.  Например : Мольберт, нота, гамма.  Термин – это научное обозначение понятия.

Профессиональные слова в лексиконе учащихся.

Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединённого какой-либо профессией.

Например : Мольберт, нота, гамма.

Термин – это научное обозначение понятия.

Результаты анкетирования.    Вывод: значение слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться». Профессионализм Что означает Медикаменты Лекарства Педиатр Детский врач Мировоззрение Точка зрения Дискуссия Спор

Результаты анкетирования.

Вывод: значение слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».

Профессионализм

Что означает

Медикаменты

Лекарства

Педиатр

Детский врач

Мировоззрение

Точка зрения

Дискуссия

Спор

Русский молодёжный сленг.   Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший феномен, который ограничен не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Вывод: В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего. Молодежный сленг Что означает Здорово Здравствуй Клава Клавиатура Чувак Человек Бабло Деньги Локаторы Уши

Русский молодёжный сленг.

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший феномен, который ограничен не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками.

Вывод: В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.

Молодежный сленг

Что означает

Здорово

Здравствуй

Клава

Клавиатура

Чувак

Человек

Бабло

Деньги

Локаторы

Уши

Жаргонная лексика.  Жаргонная лексика, как и диалектная. Характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определённых условиях общения.       Вывод : Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Жаргонная лексика Башка Что означает Домашка Голова Домашняя работа Малявка Предки Тот. кто младше Тачка Родители Машина

Жаргонная лексика.

Жаргонная лексика, как и диалектная. Характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определённых условиях общения.

Вывод : Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно.

Жаргонная лексика

Башка

Что означает

Домашка

Голова

Домашняя работа

Малявка

Предки

Тот. кто младше

Тачка

Родители

Машина

Классификация словарного состава. По происхождению По степени употребления Исконно-русская Пассивный Заимствованная Активный  Сфера употребления  Общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально Принципы классификации словарного состава.

Классификация словарного состава.

По происхождению По степени употребления

Исконно-русская Пассивный

Заимствованная Активный

Сфера употребления

Общеупотребительная лексика противостоит

ограниченной территориально

Принципы классификации словарного состава.

Сравнение с гипотезой. Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому что сленг занимает 1-е место по употреблению среди учащихся 8-9 классов Первомайской СОШ №2 (31человек); 2-е место, к сожалению, занимает жаргонная лексика (12 человек).Далее идут диалектизмы и профессионализмы(8 человек).      Гипотеза подтвердилась!

Сравнение с гипотезой.

Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому что сленг занимает 1-е место по употреблению среди учащихся 8-9 классов Первомайской СОШ №2 (31человек); 2-е место, к сожалению, занимает жаргонная лексика (12 человек).Далее идут диалектизмы и профессионализмы(8 человек).

Гипотеза подтвердилась!

Результаты исследований.

Результаты исследований.

Актуальность. Нужно учиться уместно использовать сленг, диалектную, жаргонную и профессиональную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.

Актуальность.

Нужно учиться уместно использовать сленг, диалектную, жаргонную и профессиональную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.

Заключение. Учащиеся обычно знают слов больше, чем используют в своей речи. Они узнают новые слова в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.  Исследование лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной и жаргонной лексики.

Заключение.

Учащиеся обычно знают слов больше, чем используют в своей речи. Они узнают новые слова в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.

Исследование лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной и жаргонной лексики.

Информационный материал. Валина В.В. «Я познаю мир, русский язык» - М: АСТ,1998. Скворцов Л.И. Жаргоны//Русский язык: Энциклопедия. – М;1979. Соболева О.Л. Справочник школьника. 5-11кл. Русский язык/О.Л.Соболева. – М.: АСТ,2003 Соколова В.В. Культура речи и культура общения/В.В.Соколова. – М.:Просвещение,1995. Ожегов С.И. Словарь русского языка/С.И.Ожегов. - М.: Просвещение. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе/А.В.Текучев. – М.: Просвещение,1980.

Информационный материал.

  • Валина В.В. «Я познаю мир, русский язык» - М: АСТ,1998.
  • Скворцов Л.И. Жаргоны//Русский язык: Энциклопедия. – М;1979.
  • Соболева О.Л. Справочник школьника. 5-11кл. Русский язык/О.Л.Соболева. – М.: АСТ,2003
  • Соколова В.В. Культура речи и культура общения/В.В.Соколова. – М.:Просвещение,1995.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка/С.И.Ожегов. - М.: Просвещение.
  • Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе/А.В.Текучев. – М.: Просвещение,1980.
Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!