СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме: Обвиняются природные источники углеводородов.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является завершающим тему "Углеводороды", при изучении которой учащиеся познакомились с классификацией веществ, их свойствами, применением, получением.

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме: Обвиняются природные источники углеводородов.»










Проект по теме:

Обвиняются природные источники углеводородов.





























Содержание

  1. Введение

    1. Обеспечение учебного проекта

    2. Цель проекта

    3. Учебно-педагогические задачи

    4. Характеристика проекта

  2. Этапы работы над проектом

    1. Первый этап. Погружение в проект

      1. Презентация ситуаций для выявления проблемы.

      2. Формирование проблем, гипотез.

      3. Определение направления поиска информации по работе над гипотезами.

    2. Второй этап. Организация деятельности.

      1. Формирование групп.

      2. Задания для групп.

      3. Деятельность учащихся.

    3. Третий этап. Осуществление деятельности.

    4. Четвертый этап. Презентация.


  1. Заключение.

  2. Приложения.

  3. Литература.


















  1. Введение.

"Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто его ведет, и тех, кого он учит самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное ".

Е.Н. Ильин.


Тема данного проекта является актуальной не только не только для учащихся 10 - классов, но и для каждого жителя Земли. Поскольку проблема защиты окружающей среды, выбор экологически "безвредных", экономически выгодных источников энергии волнует любого из нас. На обсуждение учащимся была предложена тема "Обвиняются природные источники углеводородов". Данный урок является завершающим тему "Углеводороды", при изучении которой учащиеся познакомились с классификацией веществ, их свойствами, применением, получением. Научились составлять уравнения химических реакций на основе генетической связи между алканами, алкенами, алкинами, прогнозировать свойства веществ исходя из их химического строения, обосновывать применение веществ.

Природные источники углеводородов – это угроза живому на Земле? Виноват ли человек в их отрицательном воздействии на окружающую среду? Джон Дон сказал: «Никогда не спрашивай по ком звонит колокол, он звонит по тебе».

Проект охватывает такие разделы науки как химию, биологию, географию, краеведение, информатику.

Работа по теме проекта предлагает учащимся изучение широкого круга вопросов, которые могут "протянуть" целую серию взаимосвязанных проектов. В процессе работы над проектом ребята выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих поисково-исследовательские методы.

Данные приемы, методы, формы обучения соответствуют возрастным психологическим и педагогическим особенностям данного класса. С учетом этого сформированы группы.

    1. Обеспечение учебного проекта: физическая карта России , портрет Д.И. Менделеева, компьютер, видеоаппаратура, мультимедийный проектор, электронные учебники «Органическая химия 10-11 класс», "Химия. 9 класс" ("Просвещение"), «Органическая химия» (фрагменты: 1. )Ректификационная колонна, 2. Применение нефти, 3. Крекинг гексана, 4. Лабораторный опыт “Перегонка нефти”), видеофильм "Природные источники углеводородов" "Биосфера", коллекции «Нефть и продукты ее переработки», учебник «Химия 10 класс» под ред. О.С. Габриеляна, «Химия 11 класс» под ред. Ивановой, Интернет-ресурсы (Электронный учебник по органической химии Самарского государственного университета); дидактические материалы (карточки с заданиями).

    2. Цель проекта:

1.Показать влияние природных источников углеводородов на окружающую среду на основе знаний об их составе, свойствах и применении.


    1. Задачи учебно-педагогические:

  1. Выяснить влияние природных источников углеводородов на окружающую среду на основе знаний об их составе, свойствах и применении.

  2. Показать умение школьников анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, прогнозировать, искать причинно-следственные связи, использовать имеющиеся знания и личный практический опыт в новой ситуации, моделирования процесса, обоснования своей точки зрения, сотрудничеству в группе.

  3. Способствовать развитию навыка по поиску необходимой информации с использованием различных источников (компьютерных баз данных, библиотеки, электронных учебников, энциклопедий).

  4. Развивать коммуникативные умения; концентрации устойчивости и переключаемости внимания.

  5. Воспитывать экологическую культуру учащихся,

ответственность за свои решения и действия.

  1. Воспитывать интерес к культуре региона, уважение к

труженикам Земли Тюменской.

1.4. Характеристика проекта.

1. Доминирующий вид деятельности: исследовательский.

2. Предметно-содержательная область: межпредметная.

3. Характер координации проекта: непосредственный (гибкий).

4. Характер контактов: внутригруппный.

5. Количество участников: 29 человек.

6. Продолжительность: 90 минут (краткосрочный).

2. Этапы работы над проектом (схема 1).

2.1. Погружение в проект.

2.1.1. Презентация ситуаций для выявления проблемы.

А) Вводное слово учителя о природных источниках

углеводородов.

Б) Выступление ученика с результатами опыта о влиянии

нефтяного загрязнения на жизнедеятельность живых

организмов (растения, простейших).

В) Сообщение ученицы "Техногенные катастрофы"

(пожары и взрывы на нефтяных и газовых месторождениях, в шахтах и домах; из СМИ).

2.1.2. Формулировка проблемы, гипотез.

После обсуждения всех ситуаций, подводим к вопросу:

- Как вы понимаете слова Джона Дона «Никогда не спрашивай по ком звонит колокол, он звонит по тебе»?

Обсудив ответы, формулируем вместе со школьниками проблему: "Природные источники углеводородов – это угроза живому на Земле? Виноват ли человек в их отрицательном воздействии на окружающую среду?".


Из ответов ученики выделяют гипотезы исследования:

А. Если природные источники углеводородов вызывают необратимые изменения окружающей среды, то их добычу, переработку и применение следует запретить.

Б. Если отрицательное воздействие на природную среду источников углеводородов возникает по вине человека, то необходимо людям быть более внимательными и осторожными при их использовании.

2.1.3. Определение направления поиска информации по работе

с гипотезами.

Перед учащимися была поставлена цель: найти доказательства

в подтверждении гипотез.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Сбор информации из различных источников.

  2. Аналитическая работа над собранным материалом.

  3. Формулирование выводов.

  4. Выбор формы презентации, подготовка к защите проекта.


    1. Второй этап. Организация деятельности.

      1. Формирование групп.

Учащиеся решили защиту проекта провести в виде суда над природными источниками углеводородов.

Проектом предусматривается создание 8 "экспертных" групп, работающих по следующим направлениям:

1. Эксперты по природному газу и попутным нефтяным газам

2. Эксперты по нефти (2 группы)

3. Свидетели обвинения

4. Свидетели защиты

5. Адвокаты

7. Пресс-центр

8. Прокуроры

Для ведения суда были выбран судья и потерпевший.

      1. Деятельность учителя.

На данном этапе учитель предлагает:

    1. организовать группы;

    2. распределить роли;

    3. спланировать деятельность по решению гипотез.


Деятельность учащихся:

Учащиеся осуществляют:

  1. разбивку группы;

  2. распределение ролей;

  3. планирование работы;

  4. выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

      1. Задания для групп.

1 группа. "Природный и попутный нефтяной газ".

1. Познакомьтесь с материалами дела (учебник стр. 63-65; газета “Химия. Приложение к газете “Первое сентября” № 37 за 1999 год; электронные учебники).

2. Ответьте на вопросы:

а) Чем отличается по составу природный горючий газ

от попутного нефтяного?

б) Из каких компонентов состоит попутный газ, где

он применяется?

в) Где применяется природный газ?

г) Что собой представляют газовый бензин и сухой

газ? Где они применяются?

3. Составьте опорный конспект по вашей проблеме,

передайте его в пресс-центр

3. Сформулируйте выводы и познакомьте с ними прокуроров.


2 группа. "Нефть. Перегонка нефти"

  1. Познакомьтесь с материалами дела (учебник стр. 58-61

(до раздела “Крекинг”); журнал “Химия в школе” № 6

за 1999 год стр. 34; электронные учебники),

рассмотрите коллекцию “Нефть и продукты ее

переработки”.

2. Ответьте на вопросы:

а) Что такое нефть?

б) Почему нефть не растекается по поверхности

воды?

в) Почему нефть не имеет определенной

температуры плавления?

г) Почему нефть не имеет определенного цвета (от

бурого до черного)?

д) Что называется фракционной перегонкой?

е) Каковы основные продукты перегонки нефти и

каково их применение?

2. Подготовьте опорный конспект и передайте его в пресс-

Центр.

3. Сделайте выводы и познакомьте с ними прокуроров.



3 группа. "Крекинг нефти".

1. Познакомьтесь с материалами дела (учебник стр. 61-63 до последнего абзаца; электронные учебники)

2. Ответьте на вопросы:

а) Что такое крекинг?

б) В чем сходство и различие между термическим и

каталитическим крекингом?

в) Почему крекинг иногда осуществляется в

“кипящем слое”?

3. Проведите опыт "Определение качества бензина".

4. Составьте опорный конспект и отнесите его в пресс-

Центр.

5. Сделайте необходимые выводы и познакомьте с ними

прокуроров.


4 группа. Прокуроры.

Анализируют всю полученную информацию, заполняют таблицу и готовят обвинительное заключение.


5 и 6 группы. Свидетели обвинения и защиты.

Готовят небольшие выступления о правильном обращении с бытовым газом, о загрязнении атмосферы выхлопными газами и т.п., процессе самоочищении водоемов от нефтепродуктов (используют материалы учебников, электронных учебников; посещают библиотеку, подбирают необходимый материал из энциклопедий, СМИ).


7 группа. Адвокаты.

Обобщают всю информацию и готовят оправдательную речь.


Пресс-центр.

Оформляют презентации групп (которые будут демонстрироваться при защите проектов).


    1. Третий этап. Осуществление деятельности.

Учащиеся работают активно и самостоятельно, каждый в соответствии с полученной ролью, по необходимости консультируются у учителя, подготавливают презентацию. Учитель ненавязчиво контролирует и координирует учащихся, помогает в подготовке презентаций.

2.4. Четвертый этап. Презентация.

Форма презентации: судебное заседание "Обвиняются природные источники углеводородов.

    1. Презентация (Форма: суд)

Задачи судебного заседания:

- заслушать каждую группу о том, что было сделано во время самостоятельной проектной работы (приложение 1);

- предъявить продукт работы над проектом;

- оформить результат проекта, проанализировав данные работы

групп.

2. Презентация проекта:

- коллективное обсуждение групповых результатов проектной деятельности с заполнением таблицы "Результаты работы над проектом "Обвиняются природные источники углеводородов" (приложение 2);

- анализ результатов исследований подтверждающих гипотезы (4 колонка таблицы);

- формулировка выводов по работе над проектом.

3. Оценка проекта.

Оценку проектной деятельности осуществляем в виде: самооценки, взаимооценки внутри группы и взаимооценки выступающим других групп (приложение 3).

  1. Заключительное слово учителя.


      1. Орг. момент (экскурс от начала работы над проектом до …)

Музыкальная заставка (Приглашение в театр "Химия"; диск "Органическая химия. 10-11 класс").


Мы продолжаем с вами путешествовать по стране Органическая химия. На прошлых уроках мы отмечали, что углеводороды имеют широкое применение в качестве топлива и сырья для органического синтеза. Сегодня мы обратим свое внимание на природные источники углеводородов (фрагмент из электронного учебника "Органическая химия. СамГУ"; анимация).

Но все чаще мы слышим об экологических катастрофах, в которых "повинны" природный газ и, особенно, нефть. (Демонстрация видеофрагмента "Нефтяное загрязнение биосферы"; опыт о влиянии нефтяного загрязнения на жизнедеятельность живых организмов (растения, простейших); сообщение ученицы "Техногенные катастрофы" о пожарах, взрывах на нефтяных и газовых месторождениях, в шахтах и домах; из СМИ).

Эпиграфом нашего урока я взяла слова Д.Дона: “Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе”. Почему? Постарайтесь объяснить мне в конце урока.

В ходе обсуждения выделили гипотезы исследования:

А. Если природные источники углеводородов вызывают необратимые изменения окружающей среды, то их добычу, переработку и применение следует запретить.

Б. Если отрицательное воздействие на природную среду источников углеводородов возникает по вине человека, то необходимо людям быть более внимательными и осторожными при их использовании.

Давайте, подумаем, на какие вопросы мы сегодня должны постараться ответить.

В ходе обсуждения учащиеся формулируют цель урока: найти доказательства в подтверждении той или иной гипотезы.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  1. Собрать информацию, используя различные источники.

  2. Провести аналитическую работу над собранным материалом.

  3. Сформулировать выводы.

  4. Выбрать формы презентации.


Учащиеся выбирают способ защиты проекта – суд над природными источниками углеводородов. Группы были сформированы учитывая данные психолого-педагогических обследований, в каждой группе выбирается координатор, который и определяет задание себе и товарищам. После выступления участники группы "превращаются" в присяжных заседателей.


      1. Презентация результатов групповой проектной деятельности.


Судья. В открытом судебном заседании слушается дело “Об ответственности природных источников углеводородов перед будущими поколениями за нанесенный окружающей среде вред”. Слово предоставляется потерпевшему.


Потерпевший. Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Я представляю все человечество, живущее на этой планете. С самого рождения каждый из нас постоянно слышит: нитраты, кислотные дожди, загрязнение морей и океанов нефтепродуктами, загрязнение рек сточными водами предприятий и т.п. Я устал смотреть, как погибают леса и реки. Мне страшно подумать, что с каждым годом все больше видов животных и растений попадает в Красную книгу. И виновны в этом природные источники углеводородов. Я прошу суд заставить виновных полностью ответить за содеянное.


Судья. Суд просит независимых экспертов дать объективную биографическую справку и характеристику обвиняемых.


Эксперт по природному и попутному нефтяному газу.


ПРИРОДНЫЙ И ПОПУТНЫЙ НЕФТЯНОЙ ГАЗ

Природные горючие газы-смеси газообразных углеводородов различного строения, заполняющие поры и пустоты в горных породах, рассеянные в почвах, растворенные в нефти и пластовых водах. Нефтяные попутные газы-смеси углеводородов, сопутствующие нефти и выделяющиеся при ее добычи. Эти газы находятся в нефти в растворенном виде и выделяются из нее вследствие снижения давления при подъеме нефти на поверхность Земли. Состав различных природных и попутных газов разных месторождений различен (опорный конспект 1).

Нахождение в природе: Северная и Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ (Ставрополье), Республика Коми, Татарстан.

90% природных газов используют в качестве топлива, 10% - в качестве химического сырья, получая при этом из метана водород, сажу, ацетилен. Если в газе не менее 3% этана, то его используют для получения этилена. В России действует этанопровод Оренбург-Казань, где из этана получают этилен для органического синтеза. Из попутного газа получают газовый бензин, пропан-бутановая смесь и сухой газ.

Природные горючие и нефтяные попутные газы


топливо

СНС13 С2Н4 С4Н8

Сажа СС14 С2Н2 С3Н6 СF2С12 С6Н6 С4Н6

С2Н4 СО + Н2

ПРИРОДНЫЕ ГАЗЫ ПОПУТНЫЕ ГАЗЫ

(Уренгойское) (Самотлорское)

СН4-97,9%, С2Н6-0,2%, СН4- 57,9 %, С4Н10-11,6%, С2Н6-6,9%, С3Н8-15,6%, С5Н12 и выше-5,7%,

С3Н8-0,1%, N2-1,5%, N2-1,9%, СО2-0,4%,

СО2-0,3% инерт. газы

.


ГАЗОВЫЕ СМЕСИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ИЗ ПОПУТНОГО ГАЗА

Название смеси

Состав

Использование


Газовый бензин

Пентан, гексан

Добавка к бензину для улучшения воспламенения топлива

Пропан-бутановая смесь

Пропан, бутан

Бытовое топливо

Сухой газ

Метан, этан

Топливо, сырье для получения ацетилена, водорода, сажи


Судья. Спасибо, суд примет к сведению материалы экспертизы. Слово предоставляется свидетелю обвинения.


Свидетель обвинения. А взрывы в шахтах, трубопроводах домах, которые уносят человеческие жизни?

разрушенные дома осторожность

гибель людей внимание

загрязнение

ВЗРЫВ



Обратите внимание, попутный газ содержит (по объему) 90% метана, 4% этана, 1 % пропана, 1% бутана, 4% азота. Для полного сгорания для полного сгорания 1 м 3 природного газа потребуется (демонстрируют решение задачи).


Судья. Свидетели защиты, вы можете ответить на вопрос?


Свидетели защиты. Высокий суд! Доводы, выдвинутые стороной обвинения необоснованны. Прежде чем использовать природный газ в хозяйственной деятельности и быту, людям надо изучить его свойства и соблюдать элементарные правила. Взрывы трубопроводов на шахтах, разрушения, пожары происходят из-за халатности, низкой профессиональной подготовки персонала, устаревшего оборудования.

Посмотрите внимательно, сколько веществ можно получить из метана (демонстрируют уравнения реакций).


СН4

6 5 1 2 3 4

С6Н6 С2Н2 CH3Cl СН2Сl2 CHCl3 CCl4

раство- резка и сварка хладоагент р а с т в о р и т е л и

ритель металлов




Судья. Слушаем экспертов по нефти.


Черная нефть струится,

Плещет тайги прибой,

И ощущают ноздри

Запах ее огневой.

Нефть-это яркость света,

Ветра напор у виска.

Нефть - голубая ракета,

Рвущаяся в облака.




Что за край? Откройте атлас синий

Вот лежит в короне нефтяной

Черная жемчужина России,

Область со страну величиной.


(Фотографии об открытии нефти в Тюменской области)


Эксперт по нефти 1. (Показывает нефть, демонстрирует свойства нефти: цвет, запах, растворимость в воде, горючесть).

неорганика НЕФТЬ источник

синтез смесь энергии

химический горюча, Ж, масл.,

(М. Бертло) легче воды, З, РН2О волокна

карбидная” около 100 С550 удобрения полимеры от месторождения каучуки

Д.И.Менделеев) лекарства биогенное

(И.М.Губкин)

Эксперт по нефти 2. ОЧИСТКА



ПРЯМАЯ ПЕРЕГОНКА

РЕКТИФИКАЦИОННАЯ КОЛОННА



Светлые продукты Темные продукты

Бензин (40-150оС) Мазут

Лигроин (120-240оС) После перегонки

Керосин (150-300оС) Смазочные масла

Газойль (более 300оС) Гудрон

КРЕКИНГ

(Шухов В.Г., 1891 г.; портрет)

Признаки

для сравнения

термический

каталитический


Условия проведения

450-550 о С

450-500 о С, катализатор



Скорость процессов

медленно


скорость большая


Состав продуктов

Преимущественно углеводороды с неразветвленной цепью, много непредельных углеводородов

Изомеры алкенов с разветвленной цепью, непредельных углеводородов меньше, ароматических больше


Свойства бензина

Стойкость к детонации ниже, при хранении возможно осмоление вследствие полимеризации

Стойкость к детонации выше, устойчив при хранении



риформинг

Бензин низкого качества Бензин высокого качества

(+ ароматич.в-ва)


ИЛИ

+ тетраэтилсвинец заболевания

Мы побывали на Омском нефтеперерабатывающем заводе.


ПРОЦЕССЫ И ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ

НА ОМСКОМ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕМ ЗАВОДЕ



Н Газ Бензин

Е Бензиновая Гидрориформинг Бензол

Ф Ректификация фракция о-,п-,м-ксилол

Т Дизельное топливо

Ь

Мазут


Ректификация под вакуумом


к Вакуумный газойль

а Гудрон а Газ Масляный

дистиллят

с Бензин т. Бензин о Масла

ф Кокс к Дизельное топливо ч Парафин

а р и

л е Белый газойль с Церезин

ь к т

т и к

и н а

з Битумы г

а

ц

и

я Масла

е



ПОКАЗ ФРАГМЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА:

1. Ректификационная колонна

2. Применение нефти

3. Крекинг гексана, октана

4. Лабораторный опыт “Перегонка нефти”

Судья. Заслушаем показания свидетеля обвинения.

Свидетель обвинения. Ваша честь, я обращаю внимание на то, что использование природных газов, нефтепродуктов может привести к экологической катастрофе.



СО2; NxOy ; O3 ; CF4 ; СН4

Судья. Продолжим слушанье свидетелей.

Свидетель защиты. Прозвучало обвинение, что при сжигании топлива загрязняется атмосфера. Однако вдыхаемый табачный дым содержит вредных веществ в четыре раза больше, чем выхлопные газы автомобилей, идущие без глушителей. Таким образом, даже в чистой атмосфере курящий человек вдыхает такую смесь, которая не встречается даже в самых загрязненных промышленных зонах.

Третий свидетель обвинения. В загрязнении природы виновата и сама нефть. Экологическими бедствиями сопровождаются повреждения нефтепроводов, гибель танкеров. Почва, пропитанная нефтепродуктами и нефтью, теряет плодородие на многие десятки лет. Нефть может растекаться тонкой пленкой на поверхности воды, в результате прекращается доступ кислорода, что ведет к гибели живых организмов. Пары нефти вызывают у человека заболевания органов дыхания и ЦНС, повышенную утомляемость



Слово предоставляется государственному обвинителю.

Прокурор. Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Виновные должны быть наказаны, т. к. представляют реальную угрозу для общества.

Посмотрите...


Процесс

Цель

Исходное сырье

Продукты

Негативное воздействие на окружающую среду

Подготовка нефти

Отделить примеси воды, солей, серы, твердых частиц

Сырая нефть

Очищенная нефть

Большой расход воды, наличие в сточных водах остатков нефти, солей сернистых соединений и других примесей

Атмосферная вакуумная перегонка

Разделение нефти на фракции

Очищенная нефть

Фракции: бензиновая, лигроиновая, керосиновая, дизельная, мазут,

газойлевая,

масляная, гудрон

Утечка нефтепродуктов в результате недостаточной герметизации оборудования, аппаратов. Загрязнение атмосферы дымовыми газами, сточных вод - нефтепродуктами и соединениями серы. Испарение нефти и нефтепродуктов из резервуаров для хранения и очистных сооружений

Каталитический крекинг

Расщепление тяжелых углеводородов

Вакуумный газойль

Газ крекинга, крекинг-бензин,

тяжелый остаток

Проблемы регенерации и утилизации катализаторов, битумной крошки, нефтешлаков и др. Загрязнение воздуха при сжигании остатков газов в факелах

Пиролиз

Получение непредельных и ароматических углеводородов

Бензин

Этилен,

ацетилен,

бензол, толуол

Загрязнение сточных вод нефтепродуктами. Большой расход воды в теплообменниках. Газы, образующиеся при сжигании топлива

Риформинг

Получение ароматических углеводородов и высокооктано-вых бензинов

Бензиновая фракция

Бензин,

толуол,

ксилол, бензин риформинга

Токсические ароматические соединения в газовых выбросах

Уважаемый суд, подсудимые должны быть изолированы от общества и заменены новыми видами топлива.


Судья. Заключительное слово предоставляется главному защитнику.

Адвокат. Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Нельзя вину человека, его химическую безграмотность, нежелание знать законы природы, халатность перекладывать на плечи помощников человека - нефти, природного и попутного газа, которые честно трудятся на благо цивилизации.

ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ И ИХ ПЕРЕРАБОТКА


природные горючие и нефтяные попутные газы

нефть

Нахождение в природе

Северная и Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, Ставрополье,

Республика Коми,

Татарстан

Западная Сибирь, Печерский бассейн, Республика Коми, Башкортостан, Татарстан

Состав

Природный газ - от 75 до 99% метан и другие углеводороды; азот, углекислый газ, часто сероводород.

Попутный - метан и его гомологи, а также негорючие газы - азот, аргон, углекислый газ.

Состав газа специфичен для каждого месторождения.

Смесь углеводородов различной молекулярной массы. Соотношения парафинов, циклопарафинов и аренов в нефтях разных месторождений различно. В меньших количествах содержатся органические соединения, в состав которых входят кислород, азот, серы и другие элементы. Имеются высокомолекулярные соединения в виде смол и асфальтовых веществ. Всего содержит 100 различных соединений.

Свойства

Зависят от месторождения

Маслянистая жидкость с характерным запахом, от светло-бурого до черного цвета, плотность от 0,65-1,05 г/см 3.

Применение

1.90% в качестве топлива.

2. химический синтез:

метан → сажа, водород, ацетилен;

этан → этилен

Бензин, лигроин, керосин, газойль, мазут, смазочные масла, гудрон, бензин.


Защита требует уважения к подзащитным и считает, что они невиновны.


Секретарь суда (учитель) просит присяжных заседателей заполнить таблицу 1 "Результаты работы над проектом "Обвиняются природные источники углеводородов". Затем задает вопросы:

Какую гипотезу подтверждают результаты исследования?

Нужны ли человеку природные источники углеводородов?

Может ли он обойтись без них? Виновны ли они?

Если нет, то кто виновен?

Какие можно предложить пути выхода из экологически кризисных ситуаций?


Судья. Суд постановляет:

- ввиду отсутствия состава преступления подсудимых оправдать;

- обратиться к ученым с просьбой продолжить исследования, направленных на поиск экологически безвредных видов топлива, разработку безопасных технологий получения различных продуктов из нефти, новых способов очистки атмосферы, почвы, воды после аварий;

- призвать человечество ответственно подходить к добыче и транспортировке нефти и газа.


Учитель. Пусть всегда будут реки,

Пусть всегда будет рыба!

Пусть всегда будет море,

А в пустыне верблюд!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы!

Пусть в тайге будут звери,

А у дома цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети!

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

(демонстрация видеофильма о природе).

Учитель: И так, давайте подведем итог нашей работы. Оцените работу каждого участника группы и выступающих (таблица 2 "Лист оценки проекта") и ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Самым интресным на уроке было…..

  2. Я узнал новое…..

  3. Понравилась ли вам данная форма работы? Поясните.


Учитель благодарит всех за работу и заканчивает урок словами Д.И. Менделеева (портрет): "Удовольствие – пролетит, оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Другого смысла нет в ученье, иначе его не надо было. Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, попробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте".

  1. Заключение.

Осуществление данного учебного проекта позволит учащимся развить свои навыки работы не только с научно-популярной литературой, но и с электронными учебниками, компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет.

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой школьники знакомятся с различными профессиями (бурильщик, химик-лаборант, эколог и др.). В процессе работы развивается творческая активность детей, определяется социальная активность ребенка. При этом большое внимание уделяется краеведению, воспитываются патриотические чувства. Использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности ХХI века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.

При осуществлении проекта цены не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, свободными от руководства учителя, учителю и учащимся – лучше понять друг друга.

Приложение 1.

Памятка презентуемому.


Для успешной презентации нужно научиться сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщения, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.


Презентуя результаты своей проектной деятельности, вы должны:

- рассказать о своих идеях, их обсуждениях, какие идея были отвергнуты,

какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности

преодолевались и как (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ);


- показать "продукт работы" над проектом: газета, видеофильм, коллекция и

т.д. (ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).


Деятельность + Продукт работы = результат проектной деятельности.


- указать направление возможного примнения полученных знаний и умений, т.к. основной тезис этого метода: "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить".





Приложение 2.


Таблица 1. Результаты работы над проектом "Обвиняются природные источники углеводородов".



Источники углеводородов

Вывод (какую гипотезу подтверждают результаты исследования – первую или вторую)

Предложения (где и как эти знания можно применять)

Природный газ




Попутный нефтяной газ





Нефть













Приложение 3.

Таблица 2. Лист оценки проекта (выставляется самооценка,оценивается работа в группе, выступление).

Группы

Критерии

проекта оценки

Природный и попутный нефтяной газ

Нефть. Перегонка нефти.

Крекинг нефти.

Прокуроры.

Свидетели защиты.

Свидетели обвинения

Адвокаты

Пресс-центр

1. Практическая направленность и актуальность проекта


























2. Объем и полнота разработки


























3.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы

























4. Эстетика оформления результатов


























5. Итоговая оценка



























Схема 1.

Этапы работы над проектом.


1. Орг. момент (экскурс от начала работы над проектом до …)


Проблема




Гипотеза

Коллективная работа


Цель


Задачи





Методы и способы



Групповая

Результаты работа



Общий результат Коллективная

работа




Литература.


  1. http: // cnit. ssau. ru/ organics/ index. Htm

  2. http: // festival: 1 september.ru/ 2005-2006/ index

  3. Калабина А.А. Урок-игра по теме "Природные источники углеводородов"// Химия в школе. -1999.- № 6, с.32-39

  4. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование. – 2000.- № 7. – с. 15

  5. Федорова А.И., Никольская А.ЕН. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003

  6. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; Под ред В.И. Теренина.- 4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2003.- с.58-67

  7. Чертков И.Н. Химия: Орган. Химия: Учеб. для общеобразов. учреждений/ И.Н. Чертков, Р.Г. Иванова. - М.: Просвещение, 2002-с. 61-68























22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!