Внеклассное занятие
«Весну на крыльях принесли…»
Цель: повторение знаний о птицах, расширение кругозора детей.
Ход мероприятия:
Учитель: Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населённый лишь динозаврами, огласило птичье пение. А ещё через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поёт, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орёл парит свободно, легко!
Ежегодно 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана конвенция об охране птиц. Сегодня мы немножко ближе познакомимся с миром птиц.
Опять весна на белом свете! Весной пробуждается природа, и птицы первыми напоминают нам об этом.
Дети:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В яркой зелени день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся.
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
Учитель: Не в театре телевизионном,
А средь наших школьных стен,
Начнём сейчас традиционный
Наш «БиоКВН».
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье
Позволят вам сыграть вничью.
Приветствие.
Команды называют себя, приветствуют соперников.
«Кто лучше всех выводит трели?»
Конкурс состоит из двух частей:
1 часть: Как «разговаривают» эти птицы?
Голубь … (воркует)
Глухарь …(токует)
Утка … (крякает)
Филин … (ухает)
Гусь … (гогочет)
Журавль … (курлычет)
Воробей … (чирикает)
Ворона … (каркает)
Индюк … (кулдыкает)
Кукушка … (кукует)
2 часть: Определить, чей голос (презентация)
Кроссворд «Птичья столовая»
Учитель: За окном весна, тепло, но не так давно ещё трещали морозы и бушевали метели. Холода наступают неожиданно и застают врасплох не только людей, но и птиц.
«Это интересно…»
Как дятел держится на дереве? (Двумя цепкими пальцами вверху и двумя внизу.)
Какую из самых красивых лесных птиц зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой? (Иволгу, она издает такие звуки).
Почему для привлечения птиц в сад в нем сажают кусты боярышника? (Ветки боярышника усеяны острыми шипами-колючками; защищая себя, растение защищает и тех, кто прячется в его ветвях.)
Кто кукует у кукушки: самец или самка? (Самец.)
Какая птица движется вниз головой? (Поползень.)
Какие птицы не строят гнезд для высиживания яиц? (Кукушка подкладывает яйца в чужие гнезда.)
Какие птицы прилетают первыми, какие последними? (Грач; иволга.)
Какие птицы чаще машут крыльями: большие или маленькие? (Чем больше птица, тем реже она машет крыльями. Пеликан — 1 взмах в секунду; аист — 2; ворона — 3—4, воробей — 13; колибри — 21—23.)
Каких птиц больше всего на свете? (Скворцов, воробьев.)
Для чего птицы глотают камешки? (У птиц нет зубов. Камни помогают измельчать твердую пищу.)
Какая птица в искусстве перевоплощения превзошла многих обитателей нашей планеты? (Выпь. Она может “прикинуться” корягой, сучком, пнем.)
Назовите птицу — символ тоски по родному дому. (Журавль — курлыканье.)
Какая птица символизирует доброту, счастье, дом? (Аист.)
Почему птицы осенью улетают на юг? (Им, насекомоядным, зимой чего есть.)
Почему цапля, прежде съесть рыбку, подкидывает ее? (У многих рыб плавники колючие. Цапля подбрасывает рыбку, ловко ловит так, что рыбка проскакивает сквозь глотку головой вперед, нигде не застревая. Рыбка не успевает расширить плавники.)
«В народе говорят …»
Учитель: Я читаю начало приметы, а вы должны назвать конец.
Гуси высоко летят — воды будет... (много), низко... (мало).
Если дикие утки прилетели жирные — весна будет... (холодная, долгая).
Коли грачи прямо на свои гнезда летят, будет... (скорая весна, талая вода сбежит быстро, тепло установится).
Ранний прилет журавлей — весна... (ранняя).
Ранний прилет грачей и жаворонков — к весне... (теплой).
Ласточки шныряют – на …(дождь).
Кулик оставляет болото и летает по полю – к … (ясной погоде).
Чайка села на воду – жди … (хорошую погоду).
Подведение итогов.