СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Почему проблема детского суицида стала бедой нашего времени"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Да, о детских суицидах страшно говорить. Но и молчать невозможно. О детях, которые как будто поражены вирусом саморазрушения. Как запрограммированные двигаются они по маршрутам, которые заведомо опасны, и хотя  очевидно, что их психическому и физическому здоровью грозит серьёзная опасность, ничего не делают, чтобы её избежать.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Почему проблема детского суицида стала бедой нашего времени"»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
г. Сергиев Посад Московская область






Проект - исследование


Почему проблема детского суицида стала бедой нашего времени





Выполнила ученица
10 класса Ефремова Анна
Консультант – преподаватель биологии
Сенькина Н.Н.



Сергиев Посад

2015г.



Содержание работы


Введение

3

Глава 1.

Актуальность темы

3

1.1.

Цель и задачи работы

3

1.2.

1.3.

1.4.

Гипотеза

Объект и предмет исследования

Методы исследования

4

4

Глава 2.

Реализация проекта направленного на изучение темы

4

2.1.

2.2.

2.3.

Что такое суицид

Мотивы детского суицида

Классификация причин суицидов.

4

5

5

Глава 3.

Самостоятельные исследования

6

3.1.

3.2.

Диагностическая работа.

Вывод на основе анкет

6

6


Выводы

12


Список литературы

Приложение

15

16












Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.

Иосиф Бродский

Введение.

Да, о детских суицидах страшно говорить. Но и молчать невозможно. О детях, которые как будто поражены вирусом саморазрушения. Как запрограммированные двигаются они по маршрутам, которые заведомо опасны, и хотя очевидно, что их психическому и физическому здоровью грозит серьёзная опасность, ничего не делают, чтобы её избежать.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья – способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни во все менее эволюционной среде обитания.

Согласно статистике, в России, на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Об этом заявил Павел Астахов, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка.

Глава 1. Актуальность темы

    1. Цели и задачи

Уже с 60х годов XX века суицид становится все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира….. Наиболее опасный для суицида возраст – около 30 лет – стал уменьшаться до 24х и даже до 15-ти лет…. Самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24-летних людей.

Российские СМИ сообщили о вспышке самоубийств в Москве. В частности, «Интерфакс» сообщил, что за сутки в Москве покончили с собой десять человек. Среди самоубийц пенсионерка 84 лет, остальные – мужчины, самому молодому был 21 год, старшему – 56 лет. Среди совершивших суицид рабочий по обслуживанию средств малой механизации, главный редактор издательства, клиент психоневрологического диспансера, электросварщик, остальные нигде не работали.

Суицидальная попытка – это целенаправленное лишение себя жизни, не закончившееся смертью, она в своём развитии проходит две фазы: обратимая и необратимая.

Цель: рассмотреть причины возникновения суицида в современном обществе, предложить рекомендации по решению этих проблем.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме, с целью определения особенностей подросткового суицида.

  2. Провести опрос и анкетирование учащихся школы №14 с целью определения количества подростков склонных к суициду.

  3. Сравнить полученные результаты опроса с имеющейся информацией.

  4. Раскрыть понятие суицид. Узнать информированность подростков о суициде.

3.1. Гипотеза:

предположим, что суицидальное поведение подростков связано с отношениями подростков с микросоциумом семьей и сверстниками.

Глава 2. Реализация проекта направленного на изучение темы

2.1. Суицид - это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

Суицид - это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни.

Суицидальная попытка – это целенаправленное лишение себя жизни, не закончившееся смертью, она в своём развитии проходит две фазы: обратимая и необратимая.

В основном решение покончить с собой принимаются подростками в результате:

· напряженных отношений с родителями;

· конфликтов со сверстниками;

· неразделенной любви;

· употребления наркотиков и алкоголя;

· психических расстройств.

Существует несколько классификаций причин суицидов.

1) изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

2) безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

3) чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства);

4) низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя

Для какого возраста характерен детский суицид?

Дети до одиннадцати лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Вот, например, жалобы Маргариты, мамы шестилетней Ирины «Иногда настаивая на своих желаниях, она откровенно нас шантажирует, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда меня у вас не будет!» А с некоторых пор арсенал её угроз стал более жестким и реальным: «Выброшусь с балкона», «Брошусь под машину».

Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст(14-16 лет). Многие специалисты даже считают, что суицид - это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в жизни. При этом отнюдь не редкостью является коллективные самоубийства, совершаемые или группой подростков одновременно, либо одним вслед за другими.

В истории известны множество таких примеров, прокатившаяся по России после трагической смерти Сергея Есенина или волна самоубийств поклонников Виктора Цоя.

Попытки, детского суицид свидетельство педагогической несостоятельности родителей говорят психологи и психиатры. Они не сумели помочь подростку создать психологический щит, отражающий реальные или минимальные удары жизни.

Есть возможность избежать драматических исходов, если осознать эти опасности заранее, и научиться способам защиты. Родителям только и нужно, что не заслоняться от детей своей работой и делами так, чтобы не замечать в них тревожных перемен- первых признаков суицидных настроений ребёнка.

Суициду часто предшествуют кратковременные, и с точки зрения близких людей, несерьёзные, но постоянные конфликты в отношениях со сверстниками, в семье, школе, группе, и ребёнок не в силах изменить ситуацию.

Да, о детских суицидах страшно говорить. Но и молчать невозможно. О детях, которые как будто поражены вирусом саморазрушения. Как запрограммированные двигаются они по маршрутам, которые заведомо опасны, и хотя очевидно, что их психическому и физическому здоровью грозит серьёзная опасность, ничего не делают, чтобы её избежать.

Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожный сигнал.

Глава 3. Самостоятельные исследования

3.1. Объект исследования: учащиеся школа №14

3.2. Методы исследования: социологический опрос сверстников школы №14 с целью установления общего представления о данной проблеме и возможных путях её разрешения.

3.3. Диагностическая работа.

В ходе исследования мною был проведён социологический опрос. Для проведения опроса вместе с психологом школы была разработана анкета.

Анкетируемым было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Скажи, пожалуйста, что такое суицидальное поведение?

  2. Как ты думаешь, актуальна на сегодняшний день эта проблема?

  3. Почему человек может покончить жизнь самоубийством?

  4. Ты сталкивался с этой проблемой на TV, в газетах, где-то еще…

  5. Как ты думаешь, что сегодня толкает людей, на самоубийство?

  6. Какие методы и приемы может использовать школьный психолог по предотвращению депрессивных состояний подростков?

  7. Как ты думаешь, почему суицид находит особенно частое проявление в подростковой среде?

  8. Были ли у тебя мысли о ……….?

Всего было опрошено 120 человек в возрасте от 11- 15

Результаты анкетирования представлены на графиках (см. рис. 1-9)

  1. 1. Скажи, пожалуйста, что такое суицидальное поведение?



Рис. 1. Из графика видно, что 35% учащихся знают и дают правильное определение суицидальному поведению.

  1. Как ты думаешь, актуальна на сегодняшний день эта проблема?




Рис. 2. Из графика видно, что 45% респондентов считают данную тему актуальной, однако есть ребята, которых не волнует эта тема. Это дети младших классов просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть.

3. Почему человек может покончить жизнь самоубийством?




Рис. 3. Согласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. На это указали 60% подростков. Среди респондентов 2 % ответили нервный срыв (проблемы с учебой), около 5 % отмечают компьютерную зависимость (социальные сети, игры) и 1 % респондентов страдают от переходного возраста.


4. Ты сталкивался с этой проблемой на TV, в газетах, где-то еще…



Рис. 4 . Следует отметить, что, интернет и средство массовой информации пестрят данным материалом.

Сегодня в сети можно найти многое. Даже как «ПРАВИЛЬНО» покончить с жизнью. Один из таких специальных сайтов самоубийц существует с 1991 года. Там тебе все от души растолкуют и насчёт этой жизни, и насчёт того, сколь романтична смерть, и 1 % респондентов страдают от переходного возраста.

Из графика видно, что 55% респондентов отмечают, что встречались с этим явлением.

  1. Встреча ли вы понятие самоубийство в литературе ?



Рис. 5. Более 20% сверстников указали, что встречали суицид в таких произведения, как «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина», «Гранатовый браслет», «Гроза», «Бедна Лиза».

17% не указывает, в каких именно произведениях и 1% встречавших суицид в современной книге «50 дней до моего самоубийства».

27% респондентов не встречали суицид в литературе. Это дети младших классов

  1. Как ты думаешь, что сегодня толкает людей, на самоубийство?




Рис. 6. Из графика видно, что 47% детей толкает на самоубийство жизненные проблемы. Ведь, в самом деле, одни переживают за задачу ЕГЭ и не только от того, поступят ли они или нет, а от того, что зачастую родители возлагают чрезмерные надежды и ожидания, не давая ребенку понять, что он любимый в семье и самое главное для них его благополучие и личное счастье. Тяжелая атмосфера школы, недопонимание среди сверстников и учителей.

12% у которых проблемы с наркотиками, чаще всего возникает у ребят старшего возраста 14-16 лет. 7% респондентов страдают от несчастной любви.

  1. Были ли мысли у вас о самоубийстве?



Рис. 7. Никогда таких мыслей не было, ни в подростковом возрасте, ни сейчас, отметили 55% учащихся, но на графике видно, что 12% ребят указывают, что эти мысли не выходят из головы.

Думаю, что в подростковом возрасте такие мысли посещают многих. Очень хорошо, что это всего лишь мысли, ведь в силу подросткового максимализма все, кажется против тебя. 

  1. Как ты думаешь, почему суицид находит особенно частое проявление в подростковой среде?



Рис.8. 27% учащихся указывают на сложный возраст, у подростков неокрепшая психика, но разум вполне развит.

Двойственное мироощущение подростка и, соответственно, его поведение. С одной стороны – подросток не ощущает себя ребенком, его обуревают взрослые переживания и чувства, он всячески старается отстоять свою независимость. Но в то же самое время, подросток ведет себя как ребенок, полностью завися от родителей, как в бытовом, так и в эмоциональном плане. Это противоречие лишает ребенка душевного равновесия.

10% учащихся указывают проблемы в семье, 11% респондентов переживают стресс, 23% ребят волнует сложные условия учебного процесса.



Рис. 9. Из графика видно, что 35% ребят ответили, что наилучшим методом будет беседа с детьми,15% что нужно психологу обратиться к родителям по поводу его ребенка,

6% респондентов ответивших, что наилучший методом будет освобождение с уроков и 10% которые затрудняются ответить.

Вывод:

Для осуществления цели и решения задач своего исследования я изучила литературу по данной теме, провела опрос, консультировалась с психологом школы, организовала анкетирование.

Наибольший процент детей подросткового возраста связывают попытки суицида и состояния, предшествующих им, с конфликтами в семье (29%) и сверстниками (11%).

Дополнительно в ходе работы нами был выделен фактор проблем связанных с учебой (41%). Таким образом, работа по профилактике суицидального поведения среди подростков должна начинаться с семьи. Наши исследования типов воспитания продолжено диагностикой стилей детско-родительских отношений, практическими занятиями с детьми и родителями, тренингами для подростков.

В старших классах физическое воздействие почти не встречается, однако только 53,6% юношей и девушек считают своё положение в семье равноправным.

11,2% считают, что занимают в семье положение человека, вынужденного только подчиняться.

3,6% считают себя одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит.

8,5% ощущают постоянную опеку, 4,7% считают, что создают проблемы в семье.

1,2% ощущают себя посторонними людьми, которым трудно участвовать в жизни семьи.

Более половины опрощенных старшеклассников отметили, что родители редко обращают внимание на их настроение.

Причиной подростковых самоубийств чаще всего являются бедность, отношения в семье и со сверстниками, алкоголь и наркотики, неприятности с учёбой, неразделённая любовь, пережитое в детстве насилие, социальная изоляция, неизлечимые болезни.

Можно ли что-то сделать, чтобы как-то удержать человека

у последней черты??

МОЖНО!! Изменить условия жизни людей!! Добиться того, чтобы человек чувствовал себя защищенным в любых условиях….

ИЗ ЛЮБОЙ САМОЙ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ ЕСТЬ ВЫХОД.

НАДО ТОЛЬКО ПЫТАТЬСЯ ЕГО НАЙТИ!

Пути их решения

Комиссия ООН по глобальным проблемам человечества, рассмотрев на своем заседании основные проблемы современности, рекомендует представить для рассмотрения Генеральной ассамблеей ООН следующий проект резолюции.

  1. Привлечь внимание человеческого сообщества, правительств стран – членов ООН к решению глобальных проблем человечества, в частности к проблеме здоровья и долголетия и проблеме суицида.

  2. Принять меры на межправительственном уровне к информированию широких слоев населения об опасности, грозящей всему человечеству.

  3. Принять меры по переориентации сознания людей на новую систему ценностей, учитывающую опасность глобальных проблем для цивилизации, жизни и здоровья людей.

  4. Продолжить разработку эффективных лекарственных средств против инфекционных, сердечнососудистых и онкологических заболеваний, особенно против СПИДа.

  5. Сказать «НЕТ!» употреблению наркотиков, психотропных веществ, алкоголю и курению.













Список литературы

  1. Азаров, Ю. Как преодолеть суицид [Текст]: / Ю. Азаров // Родительское собрание. 2004. – №2. – С. 31-41.

  2. Киселев, А.Ф. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков [Текст]: / А.Ф. Киселев // ОБЖ. – 2004. – №7. – С. 58-63.

  3. Смирнова Е. В., «Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся». [Текст]: учитель географии МОУ «СОШ №2» г. Исилькуль. (По материалам Интернет)

  4. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России: — Санкт-Петербург, ПЕР СЭ, 2008 г.- 368 с.

Интернет – источники:

http://www.russia-on.ru/44171





















Приложение 1




Анкета

  1. Скажи, пожалуйста, что такое суицидальное поведение?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, актуальна на сегодняшний день эта проблема?

_____________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь самоубийством?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ты сталкивался с этим на TV, в газетах, где-то еще…

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, что сегодня толкает людей, на самоубийство?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие методы и приемы может использовать школьный психолог по предотвращению депрессивных состояний подростков?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, почему суицид находит особенно частое проявление в подростковой среде?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Может быть, ты встречал понятие самоубийство где-то в литературе, …

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Были ли у тебя мысли о ……….?

_____________________________________________________________





Приложение 2.

Роль родителей в профилактике суицидальных попыток

Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то.

А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?

Иногда родители становятся главной причиной самоубийства.

Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?

Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него самоубийство казалось единственно возможным выходом из создавшейся ситуации.

Одна девочка наглоталась таблеток во время очередной гулянки родителей. В течение нескольких дней она оставалась без помощи – родителям было не до дочки. В конце концов, ей удалось самой добраться до телефона и вызвать «Скорую».

Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит вполне нормально.

В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать, воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час, чтобы убедить девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем подобный акт протеста.










Не убий самого себя


Самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается собственной рукой. Нормальному человеку трудно переступить запрет на убийство себе подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится внутри нас) – и, слава Богу!

Но направить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо легче, чем против, другого – это так называемая переадресованная агрессия.

В жизни самоубийство чаще всего – просто реакция, слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет.

Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми, и добровольно покидать их не может и не должен.

Статистика

За один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством 108 человек. Легко подсчитать, что за год около 40 000 человек добровольно уходят из жизни.

Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться предупреждать их.

Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях как на макро - так и на макросоциальном уровнях.

Распространение самоубийств, их частота отражают моральное здоровье общества, уровень социальной напряженности, наконец, просто благополучие людей.

Однако, на протяжении человеческой истории у разных народов, в рамках различных субкультур, при различных социально-экономических формациях самоубийства в том или ином виде всегда имели место.

Было бы наивно думать, что настанет когда-нибудь «золотой век», когда не будет конфликтов, разочарований, трагедий – всего того, что иной раз толкает человека к самоубийству. Видимо придется признать, что самоубийства будут всегда, как всегда будут болезни, старость, страдания и смерть.

Самоубийство – чисто человеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, за свободу воли и выбора.

Тем не менее, это не значит, что мы не должны стремиться снизить число самоубийств, а для этого необходимо углубленное изучение феномена самоубийства во всех его аспектах.

19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!