СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Поэзия и проза воды"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект осуществлён в течение нескольких недель учащимися 9 класса под руководством учителя русского языка и литературы. Он направлен на то, чтобы представления учащихся в 9 классе по данной теме были шире. Он позволяет вызвать у обучающихся интерес ко многим проблемным вопросам , увлечь исследовательской работой, созданием ярких , запоминающихся слайдов , способствует развитию познавательных навыков. Создавая проект, мы попытались сделать подачу материала не только информативной , но и красочной , способной заинтересовать школьников. Музыкальный фон нашей презентации настроит на раскрепощённо - творческий лад , подвигнет к тонкому и чуткому восприятию каждого слова. Надеемся , наш опыт поможет другим.

Краткое содержание проекта

В рамках данного проекта изучаются лирические и прозаические произведения по теме « Вода в творчестве русских поэтов и писателей».Основополагающий вопрос и проблемные вопросы помогают учащимся глубже вникнуть в данную проблему, просмотреть больше источников о  воде в литературе. Дидактические материалы помогают раскрыть личность каждого ученика.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Поэзия и проза воды"»

Творческое название  проекта : « Свободная стихия в произведениях русских п оэтов и писателей» . Руководитель: Авторы: учитель литературы Морозов Михаил , Авдонина В. В. Малышев Никита ,  Васина Мария ,  Диденко Анастасия ,  Федюнина Татьяна .  г.  Первомайск,  МОУ ПСОШ №2, 2009 г.

Творческое название проекта :

« Свободная стихия

в произведениях русских

п оэтов и писателей» .

Руководитель: Авторы:

учитель литературы Морозов Михаил ,

Авдонина В. В. Малышев Никита ,

Васина Мария ,

Диденко Анастасия ,

Федюнина Татьяна .

г. Первомайск,

МОУ ПСОШ №2, 2009 г.

Проблемный вопрос. Почему поэты и писатели в своих произведениях обращались к образу водной стихии?  Гипотеза. Ее величество вода- это источник вдохновения для поэтов и писателей. Водная стихия- это особый символический образ, который помогает передать настроение героев в поэзии и прозе , участвует в их судьбах .

Проблемный вопрос.

  • Почему поэты и писатели в своих произведениях обращались к образу водной стихии?

Гипотеза.

  • Ее величество вода- это источник вдохновения для поэтов и писателей.
  • Водная стихия- это особый символический образ, который помогает передать настроение героев в поэзии и прозе , участвует в их судьбах .
1)Вспомнить, какие поэты обращались к образу воды в своих лирических произведениях? 2)Вспомнить, какие писатели обращались к водной стихии в прозаических произведениях? 3)Выяснить, в каких произведениях поэты и писатели затрагивали образ воды. 4)Проанализировать выбранные произведения, опровергнуть или доказать нашу гипотезу. 5)Результаты своей работы представить в виде презентации.

1)Вспомнить, какие поэты обращались к образу воды в своих лирических произведениях?

2)Вспомнить, какие писатели обращались к водной стихии в прозаических произведениях?

3)Выяснить, в каких произведениях поэты и писатели затрагивали образ воды.

4)Проанализировать выбранные произведения, опровергнуть или доказать нашу гипотезу.

5)Результаты своей работы представить в виде презентации.

Заглянем в словарь Вода Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Напиток Речное, морское, озерное пространство, а также их поверхность или уровень. Моря, реки, озера, каналы, проливы, относящиеся к данному региону, государству, территории. Потоки, волны, водная масса. Минеральные источники и т.д.  Следовательно, вода- это многозначное слово. А мы в ходе своей работы решили, что вода- это ещё и источник вдохновения для поэтов и писателей.

Заглянем в словарь

Вода

  • Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.
  • Напиток
  • Речное, морское, озерное пространство, а также их поверхность или уровень.
  • Моря, реки, озера, каналы, проливы, относящиеся к данному региону, государству, территории.
  • Потоки, волны, водная масса.
  • Минеральные источники и т.д.

Следовательно, вода- это многозначное слово.

А мы в ходе своей работы решили, что вода- это ещё и источник вдохновения для поэтов и писателей.

Посмотрите, как красива её величество вода!  Вода – это жизнь, а литература – изображение и отражение жизни.

Посмотрите, как красива её величество вода!

Вода – это жизнь, а литература – изображение и отражение жизни.

Мы решили провести небольшой опрос среди наших одноклассников по следующему вопросу: «Имела ли водная стихия, на ваш взгляд, какое-то воздействие на поэтов и писателей?»

Мы решили провести небольшой опрос среди наших одноклассников по следующему вопросу: «Имела ли водная стихия, на ваш взгляд, какое-то воздействие на поэтов и писателей?»

 Василий Андреевич Жуковский   «Море» (1822) Где море, там романтика! В стихах Жуковского у моря, как у человека,- своя суть, своя тайна. Поэт хочет разгадать эту тайну. Он рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после неё Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты… Выводы: 1) Море - особая подвижная стихия, его спокойствие обманчиво. 2) Когда Жуковский пишет о море, он одновременно передает и настроение, каким охвачена его душа. 3) Он создает не столько «пейзаж природы», сколько «пейзаж души», сливая в тесное единство картину природы с ее переживанием.

Василий Андреевич Жуковский

«Море» (1822)

Где море, там романтика! В стихах Жуковского у моря, как у

человека,- своя суть, своя тайна. Поэт хочет разгадать эту

тайну.

Он рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после неё

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты…

Выводы:

1) Море - особая подвижная стихия, его спокойствие обманчиво.

2) Когда Жуковский пишет о море, он одновременно передает и настроение, каким охвачена его душа.

3) Он создает не столько «пейзаж природы», сколько «пейзаж души», сливая в тесное единство картину природы с ее переживанием.

Александр Сергеевич Пушкин  (1799-1837) Среди произведений А.С. Пушкина много стихов о воде : «Вода и вино»  «Земля и море»  «На тихих берегах Москвы»  « Кто, волны, вас остановил…»  « Меж горных стен несется Терек…»  « К морю»  Среди стихов А.С. Пушкина есть четверостишие о воде  « Воды глубокие».  Воды глубокие  Плавно текут,  Люди премудрые  Тихо живут.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Среди произведений А.С. Пушкина много стихов о воде :

  • «Вода и вино»
  • «Земля и море»
  • «На тихих берегах Москвы»
  • « Кто, волны, вас остановил…»
  • « Меж горных стен несется Терек…»
  • « К морю»

Среди стихов А.С. Пушкина есть четверостишие о воде

« Воды глубокие».

Воды глубокие

Плавно текут,

Люди премудрые

Тихо живут.

А.С. Пушкин. « К морю»  (1824 год) Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой… В этом стихотворении море для А.С. Пушкина- это символ свободы, символ безбрежной, вольной стихии. Поэт любуется морем, любит и его «тишину в вечерний час», и « своенравные порывы» в бурю. « Свободная стихия» напоминает поэту о тех счастливых днях, когда он также был свободен, жил среди людей, близких его сердцу.

А.С. Пушкин. « К морю» (1824 год)

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

В этом стихотворении море для А.С. Пушкина- это символ

свободы, символ безбрежной, вольной стихии. Поэт

любуется морем, любит и его «тишину в вечерний час», и «

своенравные порывы» в бурю. « Свободная стихия»

напоминает поэту о тех счастливых днях, когда он также был

свободен, жил среди людей, близких его сердцу.

А.С. Пушкин. « Погасло дневное светило» .(1820 год) Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся надо мной, угрюмый океан.  Море помогает передать настроение героя. Оно грустно, шумит при отъезде Пушкина на север. Таким образом, в обоих стихотворениях настроение автора переносится на море, которое одухотворяется, начинает жить тем же чувством, каким проникнут сам поэт.  .

А.С. Пушкин. « Погасло дневное светило» .(1820 год)

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся надо мной, угрюмый океан.

Море помогает передать настроение героя. Оно

грустно, шумит при отъезде Пушкина на север.

Таким образом, в обоих стихотворениях настроение

автора переносится на море, которое одухотворяется,

начинает жить тем же чувством, каким проникнут сам

поэт.

.

«Весна», «Для чего я не родился этой синею волной?», «Русалка», «Дробись, дробись, волна ночная», «Морская царевна», «Воздушный корабль», «Дары Терека» и т. д.

«Весна», «Для чего я не родился этой синею волной?»,

«Русалка», «Дробись, дробись, волна ночная», «Морская царевна»,

«Воздушный корабль»,

«Дары Терека» и т. д.

Федор Иванович Тютчев  (1803-1873)  Одно из самых замечательных явлений в русской поэзии – стихи Ф.И.Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах одухотворена.   «Весенние воды»  Ещё в полях белеет снег, «Весенняя гроза», А воды уж весной шумят- «Как хорошо ты, о море ночное …», Бегут и будят сонный брег, «Сияет солнце; воды блещут …» Бегут и блещут и гласят…  Ручьи в этих стихах – 1 ые вестники весны оповещают о приходе праздника природы!   Таким образом, в стихах Тютчева о природе вода – это поэтический образ , вызывающий философские размышления.   Ты, вода моя морская,  Своенравная волна,  Как, покоясь иль играя,  Чудной жизни ты полна!

Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

Одно из самых замечательных явлений в русской поэзии – стихи Ф.И.Тютчева о

пленительной русской природе. Природа в его стихах одухотворена.

«Весенние воды»

Ещё в полях белеет снег, «Весенняя гроза»,

А воды уж весной шумят- «Как хорошо ты, о море ночное …»,

Бегут и будят сонный брег, «Сияет солнце; воды блещут …»

Бегут и блещут и гласят…

Ручьи в этих стихах – 1 ые вестники

весны оповещают о приходе праздника

природы!

Таким образом, в стихах Тютчева о природе вода – это поэтический образ ,

вызывающий философские размышления.

Ты, вода моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Афанасий Афанасьевич Фет  (1820-1892)  Это поэт- чародей. Водной стихии он посвятил целый цикл стихов под названием «Море» : «Морской залив», «Вечер у взморья», «Море и звезды», «Весенний дождь» и т. д.   Морская даль во мгле туманной;  Там парус тонет, как в дыму,  А волны в злобе постоянной  Бегут к прибрежью моему.  Водная стихия в этих стихах выражает состояние человеческой души.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Это поэт- чародей. Водной стихии он посвятил целый цикл стихов под названием «Море» : «Морской залив», «Вечер у взморья», «Море и звезды», «Весенний дождь» и т. д.

Морская даль во мгле туманной;

Там парус тонет, как в дыму,

А волны в злобе постоянной

Бегут к прибрежью моему.

Водная стихия в этих стихах выражает состояние

человеческой души.

 Стихотворение «На Волге»  Многие поэты в своих произведениях писали о реке нашей области Волге. Среди них Н.А. Некрасов.  « О, Волга! После многих лет Я вновь принёс тебе привет. Уж я не тот, но ты светла И величава, как была. Кругом всё та же даль и ширь….»   Волга была «колыбелью» для Н.А. Некрасова. На всю жизнь запечатлелись в душе поэта картины нечеловеческого труда бурлаков, их стоны, хватающие за душу песни. Впоследствии любимую реку он назвал «рекою рабства и тоски».

Стихотворение «На Волге»

Многие поэты в своих произведениях писали о реке нашей области

Волге. Среди них Н.А. Некрасов.

« О, Волга! После многих лет

Я вновь принёс тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом всё та же даль и ширь….»

Волга была «колыбелью» для Н.А. Некрасова. На всю жизнь запечатлелись в душе поэта картины нечеловеческого труда бурлаков, их стоны, хватающие за душу песни. Впоследствии любимую реку он назвал «рекою рабства и тоски».

Имя поэтессы Марины Цветаевой является наиболее художественно - значимым. Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя –Марина. Я бренная пена морская…  Дробясь о гранитные ваши колена,  Я с каждой волной – воскресаю!  Да здравствует пена – весёлая пена-  Высокая пена морская! Марина переводится с латинского языка как «морская». Море для Цветаевой – олицетворение свободы, это полёт души, и если уход, то и уход в свободную морскую стихию. Эту мысль подтверждают сточки из стихотворения «Две песни»: Когда - нибудь морские струи Выглядывая с корабля, Ты скажешь: «Я любил – морскую!» Морская канула – в моря!

Имя поэтессы Марины Цветаевой является наиболее художественно - значимым.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя –Марина.

Я бренная пена морская…

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена-

Высокая пена морская!

Марина переводится с латинского языка как «морская». Море для Цветаевой – олицетворение свободы, это полёт души, и если уход, то и уход в свободную морскую стихию. Эту мысль подтверждают сточки из стихотворения «Две песни»:

Когда - нибудь морские струи

Выглядывая с корабля,

Ты скажешь: «Я любил – морскую!»

Морская канула – в моря!

Многие поэты писали о её величестве воде!  У Николая Гумилева Алексей Николаевич Константин Дмитриевич много стихов, которые Плещеев Бальмонт с географической «Весна» ( «Уж тает снег, «Лебедь» (« Заводь точностью сообщают о бегут ручьи…»), « В бурю», спит, молчит вода путешествиях поэта: «Песня» (« Выйдем на зеркальная…») , « Озеро Чад», берег; там волны…») « Воззвание к океану», « Красное море», «Белый пожар», « Замбези», «Озера», «Водоворот». «Нигер», «Суэцкий канал» и т.д.

Многие поэты писали о её величестве воде!

У Николая Гумилева Алексей Николаевич Константин Дмитриевич

много стихов, которые Плещеев Бальмонт

с географической «Весна» ( «Уж тает снег, «Лебедь» (« Заводь

точностью сообщают о бегут ручьи…»), « В бурю», спит, молчит вода

путешествиях поэта: «Песня» (« Выйдем на зеркальная…») ,

« Озеро Чад», берег; там волны…») « Воззвание к океану»,

« Красное море», «Белый пожар»,

« Замбези», «Озера», «Водоворот».

«Нигер», «Суэцкий канал» и т.д.

рор Николай Рубцов Сергей Есенин Иван Бунин « Вспомнилось море», «Топи да болота», «Родник», «Над рекой», «О край дождей «Речка» «Море», «Шторм», и непогоды» , «Роса, при «Весна на море», «Проплясал, проплакал бледно-розовом «Утро на море», дождь весенний», огне…» «В океане», «За рекой горят огни…» «На озере»

рор

Николай Рубцов Сергей Есенин Иван Бунин

« Вспомнилось море», «Топи да болота», «Родник»,

«Над рекой», «О край дождей «Речка»

«Море», «Шторм», и непогоды» , «Роса, при

«Весна на море», «Проплясал, проплакал бледно-розовом

«Утро на море», дождь весенний», огне…»

«В океане», «За рекой горят огни…»

«На озере»

Вода в сказках. В сказках встречается мёртвая и живая вода: первая обычно сращивает у умершего порубленные части тела, а живая возвращает ему жизнь. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых. Вода – это символ жизни.

Вода в сказках.

В сказках встречается мёртвая и живая вода: первая обычно сращивает у умершего порубленные части тела, а живая возвращает ему жизнь. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых. Вода – это символ жизни.

  Максим Горький   (1868-1936)   Рассказ « Челкаш ».   Вода принимает активное участие в прозаических произведениях. В 8 классе мы читали рассказ М.Горького « Челкаш ». Во 2-ой главе мы нашли описание ночного спокойного моря: « Море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, солнечным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов… Море спало здоровым, крепким сном работника, который устал за день…»  При описании моря М.Горький использует много эпитетов и олицетворений. Море одушевлено: « Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль…».  Море является участником рассказа: оно меняет психику и настроение героев. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени символическое значение и говорит о той грядущей буре, которая очистит жизнь. По описанию моря можно догадаться об отношении героев к водной стихии.

Максим Горький (1868-1936)

Рассказ « Челкаш ».

Вода принимает активное участие в прозаических произведениях. В 8 классе мы читали рассказ М.Горького « Челкаш ». Во 2-ой главе мы нашли описание ночного спокойного моря: « Море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, солнечным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов… Море спало здоровым, крепким сном работника, который устал за день…»

При описании моря М.Горький использует много эпитетов и олицетворений. Море одушевлено: « Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль…».

Море является участником рассказа: оно меняет психику и настроение героев. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени символическое значение и говорит о той грядущей буре, которая очистит жизнь. По описанию моря можно догадаться об отношении героев к водной стихии.

 Иван Алексеевич Бунин .  (1870- 1953) Описание моря встречается и в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Герои счастливы, отдыхая на море  «…часть моря имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что казалось никогда не будет конца этому покою, этой красоте.  или «…в прибрежном овраге, спустившемся из лесу к морю, прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка . Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час, когда из- за гор и лесов, точно какое- то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна! Описание водных пространств в рассказе придают бунинской прозе особую выразительность .

Иван Алексеевич Бунин . (1870- 1953)

Описание моря встречается и в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Герои счастливы, отдыхая на море «…часть моря имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что казалось никогда не будет конца этому покою, этой красоте.

или

«…в прибрежном овраге, спустившемся из лесу к морю, прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка . Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час, когда из- за гор и лесов, точно какое- то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!

Описание водных пространств в рассказе придают бунинской прозе особую выразительность .

Вода в народных выражениях.    В прозаических произведениях можно встретить много народных выражений со словом вода: «Много воды утекло», «водой не разольёшь», «как в воду глядел», «толочь воду в ступе», «из воды сухим выйти», «как воды в воду набрал» и т. д. Они придают речи героев разговорный оттенок.

Вода в народных выражениях.

В прозаических произведениях можно встретить много

народных выражений со словом вода: «Много воды

утекло», «водой не разольёшь», «как в воду глядел», «толочь

воду в ступе», «из воды сухим выйти», «как воды в воду

набрал» и т. д.

Они придают речи героев разговорный оттенок.

В ходе работы мы узнали много интересного ,познава-тельного. Научились объединять полученные знания в целостную систему, анализировать их, что пригодится нам в будущем.

В ходе работы мы узнали много интересного ,познава-тельного.

Научились объединять полученные знания в целостную систему,

анализировать их, что пригодится нам в будущем.

 Вода- это одна из четырёх стихий, определяющих наше мироустройство. Она является участником русской поэзии и прозы. А также вода - это источник вдохновения. Море, например, вдохновляло поэтов и писателей на создание поэтических шедевров .  Гипотеза подтвердилась !!!

Вода- это одна из четырёх стихий,

определяющих наше мироустройство.

Она является участником русской поэзии и прозы.

А также вода - это источник вдохновения.

Море, например, вдохновляло поэтов и писателей

на создание поэтических шедевров .

Гипотеза подтвердилась !!!

Выводы  Обратившись к произведениям художественной литературы 18, 19, 20 веков , мы пришли к выводам:  Писатели и поэты писали о водной стихии, чтобы воспеть красоту этого явления природы.  Вода-это свободная стихия; морская стихия – это символ свободы.  Подлинно в высоком состоянии души рождались поэтические строки о воде. Водная стихия вдохновляла многих поэтов и писателей сочинять стихи.  Вспомнив школьную программу с 5 по 9 классы, мы решили, что многие русские классики 18, 19, 20 в. обращались в своих произведениях к образу « водной стихии». Писатели и поэты 21 в. решают на страницах своих произведений экологические проблемы, призывал нас бережно относиться к водным пространствам. Следовательно, эта тема актуальна и по сей день!

Выводы

Обратившись к произведениям художественной литературы 18, 19, 20 веков , мы пришли к выводам:

  • Писатели и поэты писали о водной стихии, чтобы воспеть красоту этого явления природы.
  • Вода-это свободная стихия; морская стихия – это символ свободы.
  • Подлинно в высоком состоянии души рождались поэтические строки о воде. Водная стихия вдохновляла многих поэтов и писателей сочинять стихи.
  • Вспомнив школьную программу с 5 по 9 классы, мы решили, что многие русские классики 18, 19, 20 в. обращались в своих произведениях к образу « водной стихии». Писатели и поэты 21 в. решают на страницах своих произведений экологические проблемы, призывал нас бережно относиться к водным пространствам. Следовательно, эта тема актуальна и по сей день!

Информационный материал . Сборники стихов А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, М. Цветаевой, Н. Гумилёва, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова и т.д. «Челкаш» М. Горького, «Кавказ» И.А. Бунина, «Васюткино озеро» В.П. Астафьева и т.д. Журналы «Литература в школе». Толковый словарь С.И. Ожегова.

Информационный материал .

  • Сборники стихов А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, М. Цветаевой, Н. Гумилёва, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова и т.д.
  • «Челкаш» М. Горького, «Кавказ» И.А. Бунина, «Васюткино озеро» В.П. Астафьева и т.д.
  • Журналы «Литература в школе».
  • Толковый словарь С.И. Ожегова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!