СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект программы педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт проекта Название проекта: Внедрение информационно-коммуникационной технологии. Учебные предметы, в рамках которых проводится данная проектная работа: русский язык и литература. Цель проекта: Формирование у обучающихся универсальных учебных действий (т.е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта) на основе использования ИКТ в процессе обучения. Задачи: 1. Продолжить формирование информационных и коммуникационных компетентностей как учителя, так и учащихся. 2. Разработать и использовать в урочном процессе электронный УМК. 3. Активно внедрять электронные средства обучения на уроках. Актуальность проекта Современная школа переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования: не простое усвоение учащимися определённого набора знаний, умений и навыков, а формирование креативности, умения работать в команде, аналитических способностей, коммуникативных компетенций и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодёжи. Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельной творческой деятельности ученика на уроке и во внеурочное время. Информационно-коммуникационные технологии становятся необходимым компонентом уроков. Современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». Существенно обогащается и социальная функция образования. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии. Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок. Урок – это логически закономерный, целостный, ограниченный определёнными временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. По отношению к процессу обучения урок необходимо рассматривать как самостоятельную целостную систему, как целенаправленную деятельность. Современному обществу нужны люди, обогатившие свой ум научными знаниями, самостоятельно мыслящие, умеющие творчески применять эти знания для решения творческих и познавательных задач, выдвигаемых жизнью. Одновременно с вооружением знаниями и на их основе надо учить учащихся способам познания и практической деятельности. Под влиянием прогресса науки и техники перед людьми будут возникать новые всё более сложные задачи, для решения которых старые, усвоенные в школе способы окажутся недостаточными или вовсе непригодными. Необходимо передать ученикам не только накопленные обществом знания и готовые способы деятельности, но и развивать способность самостоятельно находить, приобретать, конструировать ранее неизвестные способы познавательной и практической деятельности. Достижение главных образовательных целей зависит от того, в какой мере учащиеся обучены восприятию информации и её использованию, поэтому освоение современных информационных технологий педагогами и учащимися является насущной необходимостью. Современный урок невозможен без использования информационных и коммуникационных технологий. Чтобы создать собственную образовательную базу, учителю необходимо скомплектовать материал в доступной и наглядной для учащихся форме. Структурирование большого объема информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint – здесь и создаются презентации. Уроки с использованием презентации становятся более насыщенными, эффективными и дают возможность развивать у учащихся интерес к предмету. Работа учащихся над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияют на развитие у них навыков общения с помощью ИКТ, дает дополнительную мотивацию к изучению материала способствует повышению уровня восприятия информации. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет: ? обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки и т. п.), чтобы работать с ними на уроке; ? создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке; ? использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; ? организовывать работу с электронным учебником на уроке; ? применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие); ? осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; ? организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; ? разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет добиться максимальной эффективности обучения за счет повышения интереса обучаемых к математике. При использовании средств ИКТ в процессе обучения появляется возможность улучшения психолого-педагогических условий учебной деятельности за счет: ? создания устойчивого интереса и положительной мотивации учения; ? включения механизма развития исследовательских, творческих качеств; ? обеспечения положительного эмоционального состояния обучающегося, отсутствия страха в момент возникновения затруднения; ? создания благоприятных условий для формирования общей культуры мышления, коммуникативной культуры, развития информационной культуры обучающегося; ? развития рефлексии, самореализации, самопознания. Возможность работать с различными видами информации: текстовой, графической, звуковой, анимационной и видео существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер учебной коммуникации. Учебное время используется более эффективно. Усиливается творческая роль учителя и учащихся, осуществляется «педагогика сотрудничества». Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учащихся на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные учащиеся быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов преподавателя. Результативность использования ИКТ на уроках следующая: ? повышение мотивации в обучении; ? развитие научного стиля мышления (формирование наглядно-эвристического компонента мышления; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность учащихся); ? организация самостоятельных и практических работ на уроке; ? обеспечение разнообразия форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования; ? расширение кругозора учащихся; ? повышение информационной компетентности учащихся; ? полное отсутствие неуспевающих; ? повышает объем восприятия; ? активизирует мыслительную деятельность путем вовлечения образной сферы человека в процесс обучения. Преимущества, получаемые учителем: ? увеличение скорости объяснения; ? качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение); ? более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, следовательно, удается задействовать непроизвольную память – залог прочных знаний; ? использование Интернет-ресурсов позволяет «идти в ногу со временем»; ? создание презентаций – это творчество, способ самовыражения преподавателя, позволяющее ему полно и ярко отобразить необходимую информацию; ? поднятие авторитета преподавателя в глазах учащихся; ? удержание внимания учащихся в течение всего урочного времени; ? оптимизация процесса запоминания и понимания учебного материала. Преимущества, получаемые учащимся: ? более легкий путь усвоения информации (задействуется непроизвольное внимание, несколько анализаторов); ? при изготовлении презентаций, работе в Интернете, работе с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые им в дальнейшем обучении и построении карьеры; ? ощущают себя активными участниками процесса обучения; ? получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, делают выводы.

Просмотр содержимого документа
«Проект программы педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа Чапаевск Самарской области








Проект программы педагогического эксперимента

по освоению и внедрению СОТ





Внедрение

информационно-коммуникационной технологии




Автор: Брусничкина Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

образование высшее,

первая квалификационная категория






Срок выполнения проекта 2012-2017гг.






2015

Паспорт проекта


Название проекта: Внедрение информационно-коммуникационной технологии.

Учебные предметы, в рамках которых проводится данная проектная работа: русский язык и литература.

Цель проекта: Формирование у обучающихся универсальных учебных действий (т.е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта) на основе использования ИКТ в процессе обучения.

Задачи:

1. Продолжить формирование информационных и коммуникационных компетентностей как учителя, так и учащихся.

2. Разработать и использовать в урочном процессе электронный УМК.

3. Активно внедрять электронные средства обучения на уроках.

Актуальность проекта

Современная школа переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования: не простое усвоение учащимися определённого набора знаний, умений и навыков, а формирование креативности, умения работать в команде, аналитических способностей, коммуникативных компетенций и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодёжи.

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельной творческой деятельности ученика на уроке и во внеурочное время. Информационно-коммуникационные технологии становятся необходимым компонентом уроков. Современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать».

Существенно обогащается и социальная функция образования. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.

Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

Урок – это логически закономерный, целостный, ограниченный определёнными временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. По отношению к процессу обучения урок необходимо рассматривать как самостоятельную целостную систему, как целенаправленную деятельность.

Современному обществу нужны люди, обогатившие свой ум научными знаниями, самостоятельно мыслящие, умеющие творчески применять эти знания для решения творческих и познавательных задач, выдвигаемых жизнью.

Одновременно с вооружением знаниями и на их основе надо учить учащихся способам познания и практической деятельности. Под влиянием прогресса науки и техники перед людьми будут возникать новые всё более сложные задачи, для решения которых старые, усвоенные в школе способы окажутся недостаточными или вовсе непригодными. Необходимо передать ученикам не только накопленные обществом знания и готовые способы деятельности, но и развивать способность самостоятельно находить, приобретать, конструировать ранее неизвестные способы познавательной и практической деятельности.

Достижение главных образовательных целей зависит от того, в какой мере учащиеся обучены восприятию информации и её использованию, поэтому освоение современных информационных технологий педагогами и учащимися является насущной необходимостью. Современный урок невозможен без использования информационных и коммуникационных технологий.


Чтобы создать собственную образовательную базу, учителю необходимо скомплектовать материал в доступной и наглядной для учащихся форме. Структурирование большого объема информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint – здесь и создаются презентации. Уроки с использованием презентации становятся более насыщенными, эффективными и дают возможность развивать у учащихся интерес к предмету.

Работа учащихся над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияют на развитие у них навыков общения с помощью ИКТ, дает дополнительную мотивацию к изучению материала способствует повышению уровня восприятия информации.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

  • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки и т. п.), чтобы работать с ними на уроке;

  • создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;

  • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

  • организовывать работу с электронным учебником на уроке;

  • применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

  • организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

  • разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет добиться максимальной эффективности обучения за счет повышения интереса обучаемых к математике.

При использовании средств ИКТ в процессе обучения появляется возможность улучшения психолого-педагогических условий учебной деятельности за счет:

  • создания устойчивого интереса и положительной мотивации учения;

  • включения механизма развития исследовательских, творческих качеств;

  • обеспечения положительного эмоционального состояния обучающегося, отсутствия страха в момент возникновения затруднения;

  • создания благоприятных условий для формирования общей культуры мышления, коммуникативной культуры, развития информационной культуры обучающегося;

  • развития рефлексии, самореализации, самопознания.

Возможность работать с различными видами информации: текстовой, графической, звуковой, анимационной и видео существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер учебной коммуникации. Учебное время используется более эффективно.

Усиливается творческая роль учителя и учащихся, осуществляется «педагогика сотрудничества».

Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учащихся на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные учащиеся быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов преподавателя.

Результативность использования ИКТ на уроках следующая:

  • повышение мотивации в обучении;

  • развитие научного стиля мышления (формирование наглядно-эвристического компонента мышления; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность учащихся);

  • организация самостоятельных и практических работ на уроке;

  • обеспечение разнообразия форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования;

  • расширение кругозора учащихся;

  • повышение информационной компетентности учащихся;

  • полное отсутствие неуспевающих;

  • повышает объем восприятия;

  • активизирует мыслительную деятельность путем вовлечения образной сферы человека в процесс обучения.


Преимущества, получаемые учителем:

  • увеличение скорости объяснения;

  • качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение);

  • более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, следовательно, удается задействовать непроизвольную память – залог прочных знаний;

  • использование Интернет-ресурсов позволяет «идти в ногу со временем»;

  • создание презентаций – это творчество, способ самовыражения преподавателя, позволяющее ему полно и ярко отобразить необходимую информацию;

  • поднятие авторитета преподавателя в глазах учащихся;

  • удержание внимания учащихся в течение всего урочного времени;

  • оптимизация процесса запоминания и понимания учебного материала.

Преимущества, получаемые учащимся:

  • более легкий путь усвоения информации (задействуется непроизвольное внимание, несколько анализаторов);

  • при изготовлении презентаций, работе в Интернете, работе с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые им в дальнейшем обучении и построении карьеры;

  • ощущают себя активными участниками процесса обучения;

  • получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, делают выводы.

Задачи проекта:

  1. Формирование ИКТ компетентности у преподавателя и учащихся;

  2. Разработка электронного УМК, электронных средств обучения, демонстрационных материалов для эффективного обучения на уроках русского языка и литературы;

  3. Оснащение кабинета русского языка и литературы необходимыми электронными средствами обучения.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, флешкарта, CD диски, интерактивная доска.

Предполагаемый продукт проекта:

  • сформированность информационных и коммуникационных компетенций учителя и учащихся;

  • разработанные электронные средства обучения: дидактические демонстрационные материалы к урокам математики;

  • оснащенный кабинет русского языка и литературы.

Обоснование необходимости в данном проекте.

Новейшие компьютерные системы и программы, развивающаяся сеть Интернет, компьютерные и телекоммуникационные технологии, спутниковые системы связи активно внедряются во все сферы деятельности человека, придавая совершенно новое значение информации как определяющей категории экономического, социального, культурного развития общества и критерия его стабильности.

Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере.

Известно, что от совершенства учебного материала, его новизны, практической проработанности, а также формы представления во многом зависит качество и эффективность образования. Поэтому разработка дидактического обеспечения учебного процесса является одним из актуальных направлений информатизации системы образования. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.


Ожидаемые результаты:

  • повышение учебно-познавательной мотивации;

  • позитивное изменение характера взаимодействия педагога и учащегося;

  • сформированные информационные компетенции педагога и учащихся;

  • разработанные электронные средства обучения: дидактические демонстрационные материалы к урокам русского языка и литературы;

  • оснащенный кабинет русского языка и литературы.

Механизм реализации проекта по внедрению

информационно - коммуникационной технологии на уроках русского языка и литературы

Задачи проекта

Действия

Сроки выполнения

Формирование информационной компетенции педагога

  1. Освоить программу по работе интерактивной доски;

  2. Собрать информацию о программах, для интерактивной доски наиболее эффективно применяемых на уроках русского языка и литературы;

  3. Изучить данные программы.

  1. Изучение опыта коллег

  2. Самостоятельное изучение Интернет ресурсов

  3. Обучение на курсах

2012,2013гг.

Формирование информационной компетенции учащихся

  1. Научить учащихся работать с интерактивной доской;

  2. Научить учащихся поиску необходимой информации в Интернет

Индивидуальные консультации с учащимися.

2012-2017гг.

Разработка электронного УМК, электронных средств обучения, демонстрационных материалов

Систематизировать имеющиеся материалы:

собственные презентации и разработки уроков;

ресурсы, полученные на официальных сайтах сети Интернет

Использование данных ресурсов в учебном процессе

2012, 2013

  1. Разработать и создать презентации к учебно-методическому комплекту:

  1. Русский язык. 5 класс

Комплексный анализ текста

  1. Русский язык. 6 класс

Учимся писать сочинение-рассуждение

  1. Литература. 8 класс

Целостное изучение эпического произведения.

  1. Изучить электронное сопровождение к УМК Русский язык 5. Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский

  2. Изучить электронное сопровождение к УМК Русский язык 6.

Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова


Применение и необходимая корректировка презентационного материала. Внедрение электронного сопровождения УМК Русский язык 5 класс.

2012-2013 учебный год


  1. Разработать и создать презентации к учебно-методическому комплекту:

  1. 1) Русский язык. 7 класс

  2. Морфология в таблицах и заданиях

  3. Русский язык. 8 класс

  4. Ключи к орфографии

  1. Литература. 7 класс

Изучение творчества Пушкина

  1. Литература. 8 класс

Проблемное изучение литературного произведения в школе

  1. Изучить современные электронные издания.

  2. Разработать способы сочетания готовых электронных изданий и собственных презентаций

Применение и необходимая корректировка презентационного материала. Практиковать применение интерактивной доски на уроках русского языка.

2013-2014

учебный год

  1. Разработать и создать презентации к учебно-методическому комплекту:

  1. 1) Русский язык. 5 класс

Рождение метафоры

  1. Русский язык. 7 класс

Словосочетание (лингвистический эксперимент)

  1. Изучить современные электронные издания.

Применение и необходимая корректировка презентационного материала. Активно использовать интерактивную доску на уроках.

2014 -2015

учебный год

  1. Завершить разработку и создание презентации к учебно-методическому комплекту:

  1. Русский язык. 5, 7 класс

  2. Литература. 7, 8 класс

  1. Изучить современные электронные издания.

Применение и необходимая корректировка презентационного материала.

2015-2016 учебный год

  1. Завершить разработку и создание презентации к учебно-методическому комплекту:

  1. Русский язык. 5 класс

  2. Литература. 7 класс

  1. Изучить современные электронные издания.

Применение и необходимая корректировка презентационного материала.

2016-2017 учебный год

Список литературы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!