СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Просторечия и интернет-лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект выполнен в рамках конференции "Нас объединяет слово".

Просмотр содержимого документа
«Проект "Просторечия и интернет-лексика"»

Научно-исследовательская работа  Тема: « Проблемы использования в современном русском языке просторечий и Интернет-лексики »  Название номинации: «Проблемы современного русского языка» Работу выполнили Ученицы 11 класса МОУ «СОШ №3» Ловцова Е. Малышева Д. Научный руководитель  Ксенофонтова О. В. Подпорожье 2011

Научно-исследовательская работа

Тема: « Проблемы использования в современном русском языке просторечий и Интернет-лексики »

Название номинации: «Проблемы современного русского языка»

Работу выполнили

Ученицы 11 класса

МОУ «СОШ №3»

Ловцова Е.

Малышева Д.

Научный руководитель

Ксенофонтова О. В.

Подпорожье

2011

Язык – это душа народа.  Русский язык – один из самых богатых и колоритных языков мира.

Язык – это душа народа.

  • Русский язык – один из самых богатых и колоритных языков мира.
Проблемы современного русского языка: немотивированное использование иноязычной лексики; не свойственное русскому языку интонирование; влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи;  проникновение в речь просторечных слов, жаргонизмов; влияние Интернет-лексики и т. д.

Проблемы современного русского языка:

  • немотивированное использование иноязычной лексики;
  • не свойственное русскому языку интонирование;
  • влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи;
  • проникновение в речь просторечных слов, жаргонизмов;
  • влияние Интернет-лексики и т. д.
Процессы истории языка: экспансия варваризмов (эпоха Петра I , а также первая треть ХIХ века);  жаргонизация языка в советское время (20-е годы XX века);  увлечение «канцеляритом» ( 50-60 гг. XX века ).

Процессы истории языка:

  • экспансия варваризмов (эпоха Петра I , а также первая треть ХIХ века);
  • жаргонизация языка в советское время (20-е годы XX века);
  • увлечение «канцеляритом» ( 50-60 гг. XX века ).
Просторечные слова и диалектизмы. Просторечия - наиболее своеобразная подсистема русского языка, не имеющая прямых аналогов в других национальных языках.  Просторечие - самобытная речевая сфера внутри каждого национального языка.

Просторечные слова и диалектизмы.

  • Просторечия - наиболее своеобразная подсистема русского языка, не имеющая прямых аналогов в других национальных языках.
  • Просторечие - самобытная речевая сфера внутри каждого национального языка.
Просторечные слова и диалектизмы.  «шарахнуть» — «ударить» «дрыхнуть» — «спать» «драпануть» — «убежать»

Просторечные слова и диалектизмы.

«шарахнуть» — «ударить» «дрыхнуть» — «спать»

«драпануть» — «убежать»

Просторечия просторечие-1  Носители: горожане пожилого возраста (преимущественно пожилые женщины)  просторечие-2   Носители:   представители  среднего и  молодого  поколений(мужчины)

Просторечия

просторечие-1

Носители: горожане

пожилого возраста

(преимущественно

пожилые женщины)

просторечие-2

Носители: представители среднего и молодого поколений(мужчины)

Основные черты просторечия на фонетическом уровне:   Общая небрежность речи; Речь неразборчивая; Чрезмерное упрощение групп согласных («скока» вместо «сколько», «щас» вместо «сейчас», «када» вместо «когда»); Невыразительная интонация.

Основные черты просторечия на фонетическом уровне:

  • Общая небрежность речи;
  • Речь неразборчивая;
  • Чрезмерное упрощение групп согласных («скока» вместо «сколько», «щас» вместо «сейчас», «када» вместо «когда»);
  • Невыразительная интонация.
Диалектные слова. В Подпорожском районе Ленинградской области существуют такие диалектные слова и выражения, как «утиральник» (полотенце), «плачкануть» (ударить), «вилица» (прутик), «карики» (посуда), «пол пахать» (подметать), «суп хлебать» (есть).

Диалектные слова.

  • В Подпорожском районе Ленинградской области существуют такие диалектные слова и выражения, как «утиральник» (полотенце), «плачкануть» (ударить), «вилица» (прутик), «карики» (посуда), «пол пахать» (подметать), «суп хлебать» (есть).
Интернет  Современные формы коммуникации: электронная почта, форумы, интернет-пейджеры.

Интернет

Современные формы коммуникации: электронная почта, форумы, интернет-пейджеры.

Язык Рунета.  «Язык аффтаров».    ПРИВЕТ - ПРЕВЕД   КРАСАВЧИК - КРОССАВЧЕГ

Язык Рунета. «Язык аффтаров».

ПРИВЕТ - ПРЕВЕД

КРАСАВЧИК - КРОССАВЧЕГ

«Магучь и велиг олбанский езыг...»  Альтернативная орфография.

«Магучь и велиг олбанский езыг...»

Альтернативная орфография.

Коммуникативные ситуации: электронная переписка; онлайновое общение;  блоггинг.

Коммуникативные ситуации:

  • электронная переписка;
  • онлайновое общение;
  • блоггинг.
 Языковые факторы, определяющие феномен «языка Рунета»: Анонимность и «неподцензурность» интернет-общения. Высокий темп общения, самоцензуры и саморедактуры; Зависимость от технических средств.

Языковые факторы, определяющие феномен «языка Рунета»:

  • Анонимность и «неподцензурность» интернет-общения.
  • Высокий темп общения, самоцензуры и саморедактуры;
  • Зависимость от технических средств.
Выразительные средства: смайлики; графические символы.

Выразительные средства:

  • смайлики;
  • графические символы.
Черты языка Рунета:  употребление в русском сегменте сети Интернет;  особая экспрессивность;  высокий темп;  выраженная зависимость от технических средств общения.

Черты языка Рунета:

  • употребление в русском сегменте сети Интернет;
  • особая экспрессивность;
  • высокий темп;
  • выраженная зависимость от технических средств общения.
Результаты опроса учащихся  11 класса: 1. Нуждается ли русский язык в сохранении и защите?

Результаты опроса учащихся 11 класса:

1. Нуждается ли русский язык в сохранении и защите?

2. Влияет ли интернет-лексика на литературный язык?

2. Влияет ли интернет-лексика на литературный язык?

3. Часто ли вы употребляете просторечия?

3. Часто ли вы употребляете просторечия?

Язык – духовное достояние народа.

Язык – духовное достояние народа.

 «…И мы сохраним тебя, русская  речь,  Великое русское слово!..»     А.А.Ахматова

«…И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!..»

А.А.Ахматова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс